Статья

Послесловие. Антон «Sneg1» Черепенников подводит итоги подкаста

Полный комментарий Антона «Sneg1» Черепенникова:

«Аудитория киберспорта в СНГ —  это от 18 до 34 лет, 90 процентов — мужчины. Если говорить про “Доту”, то можно заметить, что бурного роста аудитории в последний год не случилось. Многие в комментариях заметили, что аудитории старше 30 лет в “Доте” — всего несколько процентов, и зачем я вообще пытаюсь понять эту аудиторию, если ее почти нет? Так вот, основная проблема всех — не только ESforce, “Рухаба” или “Старладера” — в том, что у нас этой аудитории почти нет. Так получилось, что аудитория в Восточной Европе возраста 18-25 лет, и она в своем большинстве не очень хорошо монетизируется. Еще пять лет назад, когда я пытался поднимать  Virtus.pro, я много писал про экономику киберспорта, что без монетизации и инвестиций развития не будет. Все хихикали, только вот со своей ламповостью и упертостью мало какие проекты дожили до своих дней. Понятно, что читатели 18-25 лет выдадут то же мнение, что и 5 лет назад: что я думаю о деньгах и т.д. и т.п. Но чем больше денег в индустрии, тем выше зарплаты и конкуренция, тем лучше качество и, как следствие, — рост. Я очень много общаюсь с инвесторами и крупными рекламодателями, которые спрашивают, как конвертируется аудитория, что им это даст, если они инвестируют и поверят в киберспорт. Ведь медиаменеджерам важны цифры, аудиторные показатели и результат их рекламных кампаний, хотя большинство из них не отличит даже “Доту” от “Лола”.

Я много работаю над тем, чтобы объяснять людям, насколько прекрасна наша индустрия, пытаюсь договариваться с телевидением, ведь именно оно пока является инструментом для формирования мнения родителей тех, кто этот самый киберспорт любит. Про Баратрума ваши родители не поймут, и другие шутки на трансляциях “Доты” — тоже. А вот взять EPICENTER: Moscow в “Ледовом дворце ВТБ” или трансляцию на “Матч ТВ”, просто потому, что это федеральный канал — поймут. Как я сказал, у меня несколько тысяч часов в “Доте” и про то, что такое фанаты “Доты”, я могу понять и без статей с обменом мнениями — достаточно порой включить войс-чат в игре. Вот что меня действительно трогает: большинство крупных фондов находятся в Америке и Китае, все штаб-квартиры крупных рекламодателей — в Европе, Америке, Азии. И когда меня спрашивают про географию аудитории ESforce и я отвечаю, что 90%  — это русскоговорящие, им это не очень нравится. А рекламодатели в России, Украине, Белоруссии или Казахстане не владеют такими большими бюджетами. Что меня трогает, так это то, что выручка многих американских команд вне зависимости от результатов в 5 раз больше, чем у Virtus.pro, что англоязычные каналы в Twitch дают в разы больше выручки, чем русскоязычные. Думаете, это моя проблема? Это проблема всех: меня,  Романа «CaspeRRR» Лепёхина,  Виталия «v1lat» Волочая, “Эпицентра”,  Natus Vincere, “Старладера”, обычного зрителя и посетителя любого сайта о киберспорте. Без государственных денег вытащить медиа или спортивный бизнес, имея при этом прозрачную финансовую отчетность, в наши дни очень тяжело. Думаете, это не касается всех? Я посмотрю на Каспера с его мнением, когда через 2 года все трансляции студиям придется покупать, игрокам команд из СНГ будут предлагать безумные контракты американских клубов (привет  Resolut1on), а за “Эпицентр” придется грызть землю, чтобы отбить даты для проведения турниров (опять же, как поживает турнир Starladder, который стал менее регулярным и менее СНГ’шным, да еще и китайское i-league добавилось, или опять я виноват?).


Почему же это касается и кастеров? Потому что я говорю инвесторам и рекламодателям: посмотрите киберспортивные трансляции, и порой, мягко говоря, переживаю, что они там увидят, или не дай бог, заметят чат в Twitch. Инвесторы и рекламодатели, которых получится заинтересовать, будут смотреть весь рынок, не только ESforce, но, возможно, тот же Starladder, для которого это плюс. Именно об этом я подумал, когда сам смотрел матч  Virtus.pro G2A на The Summit 6. Потому что привлекая более платежеспособную аудиторию 30+, повышая монетизацию и охват, индустрия будет богаче, она будет развиваться. В этом меня не поняли наши любимые кастеры, и я думаю, в том числе, и рухабовцы. Ребята порой работают по 10-12 часов на трансляциях и получают не то чтобы много, но окупить и это — большая задача. Естественно, когда человек вкалывает и любит свое дело, он защищается, когда его критикуют. Но в чем мой основной посыл? Вы думаете, меня на самом деле волнуют конкретные кастеры и их поведение? Нет, меня волнует, как их воспринимает аудитория и их деятельность как медийный продукт. Они свято верят, что работают на свою аудиторию и что все хорошо, а тут мерзкий коммерсант лезет с глупыми вопросами, критикует и еще — о боже — не знает всех в лицо. Только вот Вилат вчера сказал, что ELEAGUE — это круто и, кстати, именно у нее “мейджор” уже есть, а наши студии из СНГ в продакшене проиграли PGL — и у них тоже есть “мейджор”. А мы, такие Д’Артаньяны, стараемся, а “мейджора” все еще нет. Так вот: нам нужно расширять аудиторию и учиться говорить с более широкой аудиторией. Только развиваясь в этом направлении мы получим рост качества, появятся дополнительные деньги на визажистов, преподавателей ораторского искусства и оборудование, как у ELEAGUE.

Что еще многие не хотят понимать, что на фоне хайпа киберспорта появляется интерес еще и у политиков, надзорных органов, комитетов всяких. Напомнить историю LinkedIn, один росчерк пера — и нет его в России. Думаете, steam или twitch от этого 100% защищены? Думаете, ламповые трансляции не вызовут ни у кого вопросов по мере роста индустрии? Индустрия молодая, и за нее будет еще много битв, а там одними блогами не отделаешься.

Почему я устроил все это публично? Я получил возможность поговорить с Каспером в нужном мне формате. В приватной беседе и без горения мнение СЛТВ услышать не получилось бы. Прочитал больше 10 000 комментариев, услышал мнения. Попробовал себя в роли ведущего, чтобы понять, что это за адская работа — сидишь, стараешься, а потом читаешь “вау”-комментарии. Увидел внутренние переписки и реакцию сотрудников, что тоже очень важно. Много людей из комьюнити дали фидбек в личку, жаль не в группу, разгребать это очень сложно, прошу прощения, кому не ответил, слишком большой объем. Еще я всегда считаю, что лучше попробовать объяснить людям, обсуждать, вести диалог. Махнуть рукой и сказать, что, мол, такое уж нас комьюнити — проще простого, но c таким подходом “Эпицентры” у нас никогда больше не появятся. Если кто-то считает, что после трансляции должно что-то измениться, то так не бывает. Пройдет еще много времени, прежде чем станут видны результаты работы, но скажу, что я многое для себя уяснил. Я сделал это сейчас, потому что верстается бюджет всех студий на следующий год, а это очень много денег, которые еще придется возвращать, и я хочу быть уверенным в правильности стратегии, а то вдруг все довольны диваном и шутками, а я один такой глупец и куда-то не туда решил развивать киберспорт в СНГ?

21 ноября Антон Черепенников в прямом эфире пообщался с  Романом «CaspeRRR» Лепёхиным и  Виталием «v1lat» Волочаем. На следующее утро Роман Лепёхин выпустил блог, в котором раскритиковал осведомлённость руководителя ESforce в ситуации. Затем Антон Черепенников ответил на блог комментатора SLTV.  Ярослав «NS» Кузнецов не остался в стороне происходящего и выпустил свой видеоблог.

Комментарии