— Мы поздравляем тебя и всю команду с успешным прохождением квалификации! Какие у тебя эмоции от произошедшего сегодня, спустя сутки после матчей? Сильно ли радовалась команда, победив Team Liquid?
— Спасибо! Вчера было не до эмоций, игры выдались сложными и пришлось понервничать. Мы просто были рады, что сделали это, эмоции остались в игре. Сегодня я очень рад нашим результатам и, надеюсь, они будут еще лучше.
— Вместе с вами слот получила команда Ad Finem. Считали ли вы ее фаворитом квалификации?
— Греки — отличный пример того, что все проблемы можно и нужно решать вместе. Я уважаю их за то, как они, несмотря на все неудачи и поражения в шаге от заветных слотов на турниры, сохраняли свой ростер без изменений и становились лучше как команда каждый месяц. Мы подшучивали, что они проигрывают из-за никнейма одного из саппортов — maybe next time — и пора бы ему сменить его на maybe this time. В общем, молодцы греки. Фаворитами их, конечно же, никто не считал, но мы знали, что они крепкая команда.
— Почему вы выбрали в соперники по плей-офф именно Team Liquid, а не кого-то другого? И как так вышло, что она выиграла у вас в виннерах?
— Liquid мы выбрали по обьективным причинам: за этот сезон мы имели 5 побед и 0 поражений в играх против нее. С греками у нас часто возникали трудности, так что выбор был очевиден. Они неплохо подготовились к нам и создали нам проблемы уже на стадии драфтов, да и утро — не лучшее время для игры нашей команды.
— Как ты думаешь, почему остальные команды из СНГ не смогли пробиться в плей-офф? Что им помешало показать хорошую игру?
— У всех команд из СНГ есть отличные исполнители на своих ролях, общий уровень личного скилла большинства игроков реально высок. Проблема в отсутствии дисциплины в игре: драфты, лейнинг, варды, смоки, передвижения — большинство играет в Dota 2 на инстинктах. На мой взгляд, это главная проблема наших команд.
— В анонсах Virtus.pro много говорилось про экспериментальный подход к тренировкам, буткемпу. Можешь ли ты сказать, что эксперименты были удачными? По сравнению с другими составами во главе с тобой, выполнять роль лидера в VP легче или тяжелее?
— Когда мы создавали команду, Антон рассказал мне, как он видит устройство успешной команды изнутри, и наши мнения во многом сошлись. Выводы делать, конечно, рано: насколько удачно то, что мы сейчас делаем, покажет дистанция. Что касается роли лидера, то я думаю, что сейчас мне гораздо легче, чем было когда-либо. У меня огромный багаж знаний и опыта; можно сказать, что я прошёл сцену региона СНГ с самых начальных уровней. Я серьёзно поработал над своим пониманием игры и умею донести свои мысли до ребят. Я очень уважаю тиммейтов и считаю их лучшими исполнителями своих ролей в СНГ как минимум. Да, определённо, легче.
— Сильно ли изменилась твоя жизнь после перехода в Virtus.pro G2A? Вы провели длительный месячный буткемп, и, судя по всему, такая практика будет регулярной. Окупает ли такой подход продолжительное отсутствие живого общения с семьей, родными и близкими?
— Не могу сказать, что что-то сильно изменилось с переходом в VP. Последние пару лет я всегда уделял игре большую часть своих сил и времени. Буткемп — вещь необходимая, особенно для только собравшейся команды. Месяц — оптимальный срок притирки друг к другу и наигрывания минимальных стратегий и шаблонов. Но очень важно правильно распланировать время и действительно извлекать пользу, а не просто сидеть жать кнопки в одной комнате. Моя семья привыкла, что я часто в разъездах, да и я сам привык, так что никаких проблем, надо — значит, надо. А еще мы очень ждем открытия арены в Москве и нашей тренировочной базы там.
— Из блога Антона Черепенникова сообщество узнало, что новый состав по сути собрал не он, а ты. Тебе сложно было повлиять на решение Антона? Какие основные аргументы ты приводил во время обсуждения состава?
— Антон предложил свой пул игроков, которых он уважает и считает сильными, но дал мне полную свободу выбора, и я очень признателен ему за это. Почему состав получился таким и как мы обсуждали игроков, рассказывать я, конечно, не стану. Скажу лишь, что на данном этапе считаю, что мы всё сделали правильно, и я горжусь своими тиммейтами.
— После того, как ваш состав окончательно сформировался, поставила ли перед вами организация какую-то программу-минимум? Например, победить на квалификациях на мейджор или на других турнирах, где вы принимали участие?
— Никакой программы-минимум не было, скорее наоборот: Антон сказал, что не ждёт от нас результатов в первые месяцы игры. Гораздо более важным пунктом при укомплектовании команды был ментальный баланс игроков, чтобы мы могли и хотели развиваться вместе, становиться лучше и лучше каждый месяц. Мы делали команду на перспективу, а получили результаты уже сразу, это обнадеживает.
— Главный вопрос, который интересует всё сообщество. У вас есть тренер? И нужен ли он командам по Dota 2?
— Тренера у нас нет. Мы долго размышляли о потенциальных кандидатах на эту должность, но так и не пришли к общему мнению. Нет таких игроков в СНГ, кто сам хочет заняться тренерством и чьё мнение бы уважали все пятеро. Но у нас есть отличный парень Ян — он наш аналитик/статсмен, и он делает крутые вещи. Абсолютный «некст лвл» всего, что я знал о статистике в Dota 2 до встречи с ним.
— За кем стоит решающее слово во время выбора героев? За тобой, как капитаном, или за Романом «RAMZES666» Кушнарёвым, который сидит на слоте пикера?
— На пик я посадил Романа за 10 дней до квалификаций на major-турнир. Мне нравится его последовательное мышление в плане драфтов. Конечно, он советуется со мной, но я ему доверяю и частенько говорю «бери, что захочешь». К тому же это сняло определённый груз ответственности с меня, на мне и так лежит много обязанностей по игре.
— Вы выбираете довольно нестандартных героев на 4 позицию для Ильи «Lil» Ильюка. Понятное дело, что где-то в закрытых лобби вы это уже пробовали. Но в то же время тренировка — это не официальная игра. Были ли сомнения, что подобные схемы могут не сработать в важных матчах?
— Lil — сильный исполнитель, у него огромный пул героев и отличное микро. Мы этим с удовольствием пользуемся и полностью доверяем ему реализовывать его и наши нововведения. Конечно, если герой совсем необычный и плейстайл своеобразный, мы сначала хорошенько тестим его на кв-шках.
— Для фанатов команд из региона СНГ непривычно видеть, когда при проигранном начале или мидгейме команда умудряется раз за разом выбираться из ямы и вырвать победу. А что в этот момент происходит у вас в команде? Вы чётко понимаете, что всё под контролем? Или для вас подобные камбеки — удача?
— Наше умение собраться в сложной ситуации — наша сильная сторона. Конечно, выстраивать игру надо так, чтобы до таких ситуаций не доводить, но никто не идеален, и Dota 2 — игра ошибок: кто меньше ошибается, тот и побеждает. И это дорогого стоит: суметь собрать волю в кулак и переиграть врага в, казалось бы, безнадежной ситуации — это то, за что любят Dota 2. Иногда мы действительно понимаем, что полностью контролируем игру, несмотря на счёт 5-15 не в нашу пользу.
— Опиши со своей стороны ситуацию, которая произошла перед и во время матча против Team Empire на Dota Pit League Season 5. Со стороны казалось, что на 2 и 3 карте вы начали откровенно издеваться над противником.
— Мы позволили себе поменяться ролями и шуточно назвали это «демонстрацией силы». Это не было издевкой, мы просто были на кураже и решили пойти на такой эксперимент. Соперников надо уважать.
— Не секрет, что у тебя огромная фанатская база. Многие из фанатов уже соскучились по твоим стримам. Что мешает тебе регулярно включать трансляцию на час-другой? Отсутствие желания или времени?
— Я перестал стримить не просто так: пока я иду к своей мечте в профессиональной Dota 2, найти место фановым стримам (а они у меня по-другому не получаются) не представляется возможным.