Блоги

Возвращение в легенду #14 Half-Life 2

Описывать игры уровня Half-Life 2 максимально неблагодарное дело. Во-первых, всю имеющуюся информацию о ней уже подробно разложили игровые издания и фанаты на форумах, а во-вторых, любые твои мнения и аргументы разорвут комментирующие чайки, уверенно разбирающиеся во всём лучше грешного автора. Поэтому отмечу сразу, всё что написано ниже в частности, да и рубрика в целом это не полноценные обзоры, а скорее субъективные впечатления о любимых играх детства. Оценка ставится исключительно из соображений интересности проекта на данный момент времени, как это воспринимали раньше можете спокойно подсмотреть на обзорных агрегаторах. А мы тем временем вернёмся к великой и прекрасной Half-Life 2. Кстати в заключении предложу свою версию постоянного откладывания выхода третьей части.

Немного о серии

Valve

История Valve начинается в далёком 1996 г. когда молодые сотрудники Microsoft Гейб Ньюэлл (да да тот самый наш разоритель) и Майк Харрингтон после небольшого разногласия с боссами решились основать собственную фирму. Практически сразу они взялись за создание инновационного шутера Quiver на движке Quake. Но скоро выбранная концепция перестала устраивать будущих звёзд геймдева и после многочисленных переделок и доработок игра таки попала на прилавки правда с другим наименованием - Half-Life. При чём уже в тот период Valve удивила своим усердием, ведь по сути игра уже была готова в 1997 г., но команда Гейба практически год её шлифовали. Как показало время, они сделали всё правильно HL нарекли игрой года около 50 изданий и четыре раза она возглавляла списки лучших игр за всю историю.

Безусловно такой успех не мог обойтись без сиквела. Тем более потенциал оригинала был настолько огромен, что даже продолжения к нему от сторонних студий разбирались как горячие пирожки. За создание Half-Life 2 разработчики принялись практически сразу, но в это время геймдев находился в стадии бурного прогресса, перспективные новые технологии появлялись буквально каждый день и Гейб хотел их видеть все в своём детище. Подобный перфекционизм казалось сыграл с Valve злую шутку, они снова имели рабочий билд за год до выпуска, но студийная крыса слила его в открытый доступ. Риски были огромными, бюджет второй Халфы оценивали приблизительно в 40 млн. зелёных, но к чести команды Гейб и его сотрудники не стали пороть горячку. Выбросив часть контента, они добавили новые элементы, чуть изменили финал и в ноябре 2004 г. отправились на прилавки. А дальше, новая феерия, 45 побед в категории игра года и титул игры десятилетия. Чуть позже к Half-Life 2 вышли эпизодические дополнения и стартовала не менее захватывающая эпопея с Half-Life 3 и Half-Life: Episode Three.

Игровая часть

1/10Half-Life
2/10Half-Life
3/10Half-Life
4/10Half-Life
5/10Half-Life
6/10Half-Life
7/10Half-Life
8/10Half-Life
9/10Half-Life
10/10Half-Life

В сюжете серии Half-Life лично меня больше всего подкупает его ненавязчивость. Игрока не заставляют читать десятки дневников неведомо каким образом сохранившихся в апокалиптическом мире. Его подача очень интеллигентна, что-то рассказывают друзья, где-то подслушали рабочее радио, о чём то проговорилась пропаганда. А если вы хотите реально разобраться во всех перипетиях и хитросплетениях есть форумы, комиксы, любительские фильмы, машинимы и т.д. Мы остановимся исключительно на важнейших событиях. Всеобщий любимец Гордон Фримен очухивается после стазиса, в который в конце первой части его погрузил G-man. Кстати и в роли будильника выступил он же, да ещё и дал напутствие, перед отправкой в Сити-17. Дело в том, что победа над Нихилантом по сути ничего человечеству не дала. Открывшиеся по всей Земле порталы привлекли внимание Альянса и их вооруженные силы в ходе Семичасовой войны полностью захватили планету. Управляющий Чёрной Мезой Уоллес Брин уговорил сложить оставшихся людей оружие, в результате чего и был назначен правителем над всей подконтрольной территорией. Вот только Брин не упомянул, что взамен жизни уцелевшие люди получат абсолютную диктатуру, из планеты начнут выкачиваться наиболее ценные ресурсы, а контролировать людей будет специальное подавляющее размножение поле.

И вот во всём этом бардаке опять придётся разбираться талантливому физику-ядерщику. Благо в помощниках остались старые добрые друзья Барни, Айзек Кляйнер и Илай Вэнс. А как похорошела подросшая дочь последнего - Алекс, просто глаз не оторвать. Таким образом, Гордон вступает в ряды Сопротивления, после чего его ждёт дорога к столице полная опасностей, героических схваток и самоотверженных поступков. Фримен снова встретится со старыми знакомыми пришельцами из измерения Зен, существенно сократит численность вооруженных сил Комбайна, исколесит радиоактивные каналы на гидроскутере, прокатится с ветерком на багги, возглавит армию муравьиных львов и организует полноценное восстание, отправив Брина напрямую к работодателю. И вся эта вереница событий пролетит за 12 часов, преступно коротких часов.

1/10Half-Life 2
2/10Half-Life 2
3/10Half-Life 2
4/10Half-Life 2
5/10Half-Life 2
6/10Half-Life 2
7/10Half-Life 2
8/10Half-Life 2
9/10Half-Life 2
10/10Half-Life 2

Одна из самых крутых фишек Half-Life 2 неимоверно качественный гейм-дизайн. На самом деле перед нами навороченные американские горки, в которых режиссёр держит руку на вашем пульсе. И поверьте это не вы играете в HL2, а она с вами. Разработчики создали удивительную иллюзию свободы выбора и открытого мира, но на самом деле вы движетесь исключительно по сюжетным рельсам практически не сворачивая. Талант разработчиков проявляется в интересной задумке - жанровой мимикрии. Half-Life 2 как будто дразнит нас периодически превращаясь в гонки, тактический шутер или например в полноценный хоррор в Ривердейле. Более того, несмотря на всю крутизну Фримена, он не воспринимается как волк одиночка, в мире Халфы он просто символ, который показывает людям что они способны на самопожертвование. И все эти декорации нужны только для обретения веры, ведь штурм Цитадели начинают люди сами без Аликс и Городна. Всю патовость подобной ситуации демонстрируют перестрелки с Альянсом, они сложны не только из-за сообразительности соперника, но в первую очередь из-за смертности символа, которая периодически кстати случается.

Вторая наиболее успешная фишка - гравипушка. Кто мог представить, что физика игры получится настолько передовой? А самое забавное во всей этой ситуации, новомодная приблуда породила невероятно успешную серию логических игр. При этом в самой Half-Life 2 пушка умудряется создать десятки крутых моментов. После её получения как-то сразу пропадает интерес к остальному вооружению (хотя все пушки отлично проработаны от внешнего вида до баллистики) и здорово что именно ей уничтожается финальный босс.

1/10Half-Life 2
2/10Half-Life 2
3/10Half-Life 2
4/10Half-Life 2
5/10Half-Life 2
6/10Half-Life 2
7/10Half-Life 2
8/10Half-Life 2
9/10Half-Life 2
10/10Half-Life 2

Half-Life 2 отлично играется и поныне, в этом ей помогает правильный ритм, ураганные этапы своевременно разбавляются расслабляющими переходами. В игре здорово подогревается исследовательский интерес с помощью кучи секретов и несложных головоломок. В то же время любители пострелять найдут для себя немало виртуальных тиров и организованных противников. Half-Life 2 практически без оговорок лишена слабых мест, единственная претензия звучит по поводу последнего уровня и босса. Уж больно однообразным получился процесс, да и схватка могла выйти по ярче. Но учитывая общий нарратив и слив кода игры аккурат перед выходом, думаю это вполне простительная оплошность. Про DLC рассказ наверное будет отдельным постом, так как это не рядовые дополнения, а вполне полноценные проекты.

За мультиплеер ответственность возложили на Half-Life 2: Deathmatch. Но все понимали, что к уровню популярности Контры его не довести. Поэтому если честно основные имеющиеся режимы Deathmatch и командный Deathmatch уже тогда попахивали нафталином. А вот третий режим Puzzle был куда любопытнее, ведь там с помощью моей любимой гравипушки необходимо было решать задания в команде. Но к сожалению весь процесс быстро скатился в вечное проектирование мостов, а в напарники набирались личности с деструктивными наклонностями и это погубило неплохую задумку.

Техническая часть

1/10Half-Life 2
2/10Half-Life 2
3/10Half-Life 2
4/10Half-Life 2
5/10Half-Life 2
6/10Half-Life 2
7/10Half-Life 2
8/10Half-Life 2
9/10Half-Life 2
10/10Half-Life 2

Картинка на момент выхода казалось идеальной. Source выдавал превосходные виды, а лицевая анимация была революционной. Фейсы содержали по 40 так скажем мышц, что позволяло им выражать эмоции. Но больше всего меня поразила местная архитектура - спустя годы я узнал, что прообразом Сити-17 послужили города Восточной Европы, но на момент первой игры складывалось впечатление, что бегаешь по родному колхозу. Такие же разбитые здания и надписи на русском с ошибками.

Мощнейшее впечатление производила физика, водный транспорт существенно отличался от наземного и скорее не управлением, а ощущением поверхности. Взрывы частично разрушали ландшафт, ну а любимая гравипушка творила фантастическую дичь сначала с окружением, а ближе к финалу и с живой плотью. При этом не было заморочек с управлением как техники так и персонажей.

Саундтрек к второй Халфе состоял из 43 композиций при чём часть из них звучала в оригинале. Легендарным назвать его сложно, всё дело в том, что композитором выступил сотрудник Valve Келли Бейли и его музыка лично мне кажется однообразной. Хотя он способен создавать культовые сэмплы - те же прыжки хэдкраба, его смерть или бултыхания барнакла.

Заключение

1/8Half-Life 2
2/8Half-Life 2
3/8Half-Life 2
4/8Half-Life 2
5/8Half-Life 2
6/8Half-Life 2
7/8Half-Life 2
8/8Half-Life 2

Теперь немного порассуждаем почему третью часть мы увидим не скоро. Дело в том, что данная серия для Гейба родное и любимое дитятко. Выход каждой части происходил в периоды технологичного прорыва и игры на момент попадания на прилавки, пускай и не первыми, но максимально удачно реализовывали революционные идеи. Игры серии должны быть передовыми и топовыми. Подобный подход отлично работал до Half-Life 2: Episode One, где обкатали HDR и новые системы освещения и ИИ. Но уже в Half-Life 2: Episode Two ничего революционного не было (за исключением новых врагов). Игра хоть и стала шутером года, но скорее по инерции. А рядом гремели Bioshok, Halo 3, Cod: Modern Warfare. Поэтому Гейб перестал рисковать, отменив третий эпизод. Скорее всего Half-Life 3 должна была выйти в прошлом году если бы шлемы виртуальной реальности стали повсеместными. Valve долго интриговала новой частью серии, но народу VR не очень зашла, поэтому пришлось резко переобуваться и создавать ответвление Alyx. Так что Half-Life 3 мы теперь не увидим очень долго, до следующей технологической революции.

Ну и напоследок. Пропускать игры уровня Half-Life 2 настоящее преступление, будьте законопослушными. Ну и те кто давно не играл, обновите рецепторы качественным продуктом. 9.5. Фантастика!