Окончание второго десятилетия второго тысячелетия ознаменовало новую эпоху не только в киберспорте, но и для всего человечества в целом. Постарайтесь вспомнить, как часто в своей повседневной жизни вы использовали слова санитайзер, маска, эпидемия? Теперь кажется, что без них наша жизнь попросту невозможна. 2022 год стал пит-стопом для пандемии: в большинстве стран закончились локдауны, некоторые государства наконец-то открыли свои границы, да и болезни для человечества стали не самой главной повесткой дня.
Вспоминаю я прошедшие два года лишь с теплотой на душе. Именно с 2020 по 2022 год мы могли наблюдать самую необычную эпоху киберспорта, которая войдет в его историю, как самая неоднозначная. На наших с вами глазах падали гиганты и появлялись новички, разгорались большие скандалы и случались трогательные моменты, от которых до сих пор то и дело может пролиться скупая мужская. О лучших, по моему мнению, временах в истории CS:GO — в блоге.
Король умер, да здравствует король!
Текст попросту нельзя было начать с другой темы. Датская машина, сокрушавшая каждую команду на своем пути, доминировала на сцене порядка двух лет. Пять игроков состава (привет, Kjaerbye!) выиграли за этот срок все, что только возможно. Они взяли первый Intel Grand Slam и подарили нам три наискучнейших финала мейджоров подряд (на FACEIT Major — London 2018, IEM Season XIII — Katowice Major 2019 и StarLadder Berlin Major 2019 соперники датчан не смогли взять больше 15-ти раундов за две карты, все три финала закончились со счетом 2:0 в пользу Astralis). И вот наконец-то система, построенная Лукасом gla1ve Россандэром и Дэнни zonic Соренсеном, дала сбой. И буду с вами предельно честен — я был этому невероятно рад.
У доминации датчан были свои плюсы — команды переняли у ростера дисциплинированность. Astralis, несмотря на приличное количество кубков за спиной, не начала халатно относиться к игре, а наоборот, будто начинала тренироваться все больше и больше. Коллектив пропускал некоторые турниры, но лишь для того, чтобы показать себя достойно на больших чемпионатах.
Как оказалось, главным противником Astralis стала не Team Liquid, не North (и снова, привет, Kjaerbye!), и даже не Александр s1mple Костылев. Этим противником стала эра онлайна. Достаточно взглянуть на результаты датчан. В онлайне никнеймы киберспортсменов уже не так сильно внушали страх, как их устрашающая уверенность в реальной жизни. Подумайте сами: где чаще всего случаются конфликты с самыми изощренными угрозами в адрес друг друга? Правильно, в интернете! Когда ты не видишь человека вживую, тебе легче раскрепоститься, и как следствие, сыграть намного лучше.
Датчане не смогли доказать, что онлайн это их стезя. Коллектив 23 апреля 2021-го покинула главная звезда ростера — Николай device Ридтц. Чуть больше чем через полгода из ростера в Team Vitality также ушли Эмиль Magisk Рейф, Питер dupreeh Расмусен и zonic. Это решение поставило жирную точку в красивой истории о несокрушимой Astralis — первой команде, которая выиграла три мейджора подряд, но проиграла коронавирусу.
Можно также рассмотреть историю другого грозного тега, от успехов которого в 2022 году осталась лишь тень. Речь идет о (тогда еще) шведах из Fnatic. В 2019-м команда восемь раз умудрились дойти до гранд-финала чемпионатов, выиграв в трех из них. С 2020 по 2021 год шведы, попутно меняя игроков, смогли выйти в гранд-финалы лишь пять раз. Говорить это может именно о неприспособленности ростера к новым условием, из-за чего команда окончательно рассыпалась и отошла от традиционно-шведского состава. Теперь в ростере числятся два датчанина, британец, нидерландец и единственный оставшийся швед — Фредди KRIMZ Йоханссон, отчаянно доигрывающий последние годы.
LAN-турниры помогали ветеранам профессиональной сцены держаться на плаву, ведь пока молодые игроки адаптировались к стрессу, ввиду постоянных переездов, громких имен и не менее громкой толпы, «старички» могли продолжать наслаждаться славой из-за накопившегося хитинового покрова перед нервами. Онлайн поставил ветеранов на место, и хоть с некоторыми именами было крайне печально прощаться, с новыми никнеймами хотелось познакомиться еще больше.
В какой момент надо бросать спорт? — Новички подскажут
Я бы соврал, если бы сказал, что я не люблю команду Cloud9. Коллектив, задавший тренд на развитие собственных академий, ростер, который смог стать основным, с приходом новой эры получил невиданную возможность проявить себя. Тогда еще игроки из Gambit Esports смогли совершить сенсацию и начали свою эру.
Кто-то сможет со мной поспорить, но результаты говорят сами за себя: в 2021 году Gambit вышла в гранд-финал 14-ти турниров, проиграв в решающих встречах лишь пять раз. Состав смог удерживать звание лучшей команды три месяца, а позже еще столько же сражался с Natus Vincere за звание топ-1, занимая вторую строчку. Абай HObbit Хасенов снова всем о себе напомнил, а Владислав nafany Горшков показал, что не Кириллом Boombl4 Михайловым едино СНГ — на просторах региона есть капитаны, способные передумывать лучших IGL.
Раз я упомянул ростер Cloud9, то я не мог оставить этот текст без вечных соперников команды. Без коллектива, сражения с которым превратились в некое подобие эль-класико, еще до начала борьбы с NAVI — это Heroic.
Как говорил nafany, некоторые капитанские фишки он перенял у Каспера cadiaN Меллера. Сравните хотя бы Горшкова в начале его карьеры и после первых успехов — вы сможете заметить, как тихий капитан превратился в Лидера с большой буквы, который кричит от радости при взятом раунде и готов подбодрить своих тиммейтов при любой возможности.
Команда датчан то и дело плавала в топ-20, не показывая внушительных результатов. Но в 2020 году ростер произвел фурор. С 31 августа коллектив не опустился ниже 14-й строчки (да и то, Heroic потеряла шесть позиций лишь из-за смены двух игроков). Команда уверенно держала свои позиции в топ-5, лишь иногда опускаясь до 8-й или 9-й строчек.
Капитан во время карантина смог найти ключ к успеху и сам начал быть той поддержкой для игроков, которой некоторым не хватало, сидя дома. Его невероятную эмоциональность можно сравнить, наверное, лишь с Даном apEX Мадесклером — еще одним любителем эмоционально зарядить свою команду.
Дислокация игроков — не главная проблема организаций
Как я писал выше, игрокам, для того, чтобы начать показывать себя на 100% для начала требуется привыкнуть к жизни кочевника. Не раз профессиональные игроки отмечали, что не бывали дома порядка полугода, а жизнь в отелях стала уже чем-то привычным.
Перед началом коронавируса Team Vitality покинул ее капитан — Алекс ALEX МакМикин. Причиной ухода, по его словам, стал излишне плотный график. Игрок жаловался на долгое пребывание вне дома, из-за чего он не мог играть должным образом.
Алекс ALEX МакМикин:
«В прошлом году мы провели вдали от дома 36 недель — уже к июлю мне было тяжело следовать такому графику. <...> Учитывая это, самым логичным решением для меня было выйти из состава до того, как я перестану выкладываться на максимум из-за усталости».
О своих переживаниями киберспортсмен рассказал в марте 2020 года — почти сразу перед началом пандемии и повсеместного локдауна. Смотря на ситуацию МакМикина можно понять, что даже профессионалы подвержены стрессу из-за постоянных путешествий. И ведь это явно не единичный случай. Сколько игроков оставалось в командах, не говоря своей аудитории и тиммейтам о своих переживаниях? Из этого можно понять, что некоторые киберспортсмены также возможно «не выкладываются на свой максимум из-за усталости». А сколько хайлайтов из-за этой проблемы мы упустили с вами как зрители!
Похожая ситуация произошла и с американским киберспортсменом Оуэном oBo Скаттером, который на тот момент был главной звездой Complexity Gaming. Игрок, которому на момент пандемии было не больше 18-ти, не смог находиться вне дома продолжительный срок — его команда на тот момент дислоцировалась в Европу, из-за чего Склаттер понял, насколько важно ему находиться дома.
Оуэн oBo Склаттер:
«Из-за разговоров о карантине и хаосе, мне было некомфортно находиться так далеко от дома в такой неопределенный период. Я никогда не думал, что буду жить с европейской командой, это был тот еще год, но я так больше не мог. Я отдался полностью своему делу, но недооценил, насколько для меня важно быть там, где я чувствую себя как дома. <...>
Для меня никогда не будет проблемой приехать в Европу и прожить здесь какое-то время, но в Complexity эта ситуация очень затянулась. Сейчас, когда в Великобритании и во всем мире творится бардак, мне пришлось принять такое решение, и я знаю, что оно верное».
Ситуация oBo дает понять, что турниры в онлайне при карантине — не идеальная модель. На момент локдаунов, все регионы были разъединены, из-за чего первое место в топе лучших команд по версии HLTV.org занимали даже Evil Geniuses и BIG. Со Склаттером получилось все в точности наоборот. Пока все сидели по домам, он был вынужден проводить все время вдали от родного континента.
Проведение всех крупных турниров «из дома» было интересным опытом как для зрителей, так и для киберспортсменов. Эти турниры своей атмосферой чем-то напоминали cs_summit, который как раз славился своей расслабленной домашней остановкой. Прошедшие два года были самым большим cs_summit в истории киберспорта.
Чем-чем, а эру онлайна мы запомним именно из-за ситуаций, которых мы с вами как зрители никогда не увидим на LAN-турнирах. Кто сказал, что киберспортсмены не имеют никакого отношения к классическому спорту? Бывший капитан OG Алекси Aleksib Виролайнен в послематчевом интервью доказал обратное — и подтянулся десять раз!
Но не всегда игрокам удавалось поиграть в тишине и спокойствии — на борьбу со стрессом из-за наскучивших тренировок и сложных матчей к профессиональным игрокам приходили братья наши меньшие. Вот вы, к примеру, знали, что у device есть чертовски милый (да еще и дрессированный) шпиц? Если бы не онлайн, мы бы с вами не получили убийственную дозу милоты.
Но во время матчей заботятся не только о кошках, да о собаках. Нередко возникали случаи, когда во время матчей к киберспортсменам заходили их родители — ведь перед важным сражением обязательно нужно хорошо подкрепиться, а также выглядеть, как настоящий боец.
Иная CS:GO — привычная среднестатистическому игроку, но не киберспортсмену
Я никогда не понимал, почему онлайнер — это оскорбление. Да, LAN требует намного больше сил и собранности, он проверяет не только внутриигровые навыки, но и умение вести себя в стрессовой ситуации, находясь перед многотысячным залом. И если ты сможешь поймать волну и сделать так, чтобы толпа тебе помогла — ты в выигрыше.
Но толпа переворачивает знакомую обычному игроку CS:GO с ног до головы. По заявлениям некоторых киберспортсменов, наушники не спасают от криков зрителей, что напрямую влияет на исход матча, делая как тебя, так и противника уязвимыми. Далеко ходить не надо — 29-й раунд на последней карте во время финала IEM Cologne 2022 явный тому пример. Счет 14:14, на кону у Natus Vincere была их экономика. Как заявил Денис electroNic Шарипов, он и вправду не слышал шаги своего соперника Рассела Twistzz Ван Далкена.
Как бы повела себя команда, не слыша заведенную толпу? Предложил бы канадец раунд, в котором он взял на себя инициативу пропушить улицу без помощи тиммейтов, если бы не слышал поддержку зрителей? Игра, без сомнения, приобрела бы другой окрас в онлайне. И это не хорошо и не плохо — это просто по-другому. И я с удовольствием посмотрел бы этот матч, но в ином формате.
А теперь вспомним клатч cadiaN в финале ESL Pro League Season 13. Случился ли он, если бы не пандемийные условия? Лишь представьте, как cadiaN подходит со спины к Дмитрию sh1ro Соколову и из-за возгласов толпы тогдашний снайпер Gambit убивает датчанина, отбирая у зрителей один из самых красивейших клатчей в не только в 2021 году, но и в игре в целом.
Этот момент и в правду стоил Heroic $200 тыс. В будущем nafany не раз вспомнит эту ситуацию пообещав, что больше никогда в жизни не отдаст такой клатч 1v4. Не стоит забывать и о помощи зала своим любимчикам. Не раз в киберспорте бывали случаи, когда фанаты то и дело подсказывали киберспортсменам куда идут противники и что они собираются сделать. Но ведь в привычном нам CS:GO толпа не поможет — вы должны ориентироваться лишь на информацию от тиммейтов и свою интуицию.
А что в итоге?
Без каких-либо сомнений, в эре онлайна были и свои минусы — скандалы и подозрения в читерстве, перенос потенциально лучшего мейджора в истории CS:GO (который-таки состоится уже в этом году), неоднозначность топа HLTV и отсутствие возможности поехать на LAN в качестве зрителя. Но все перечисленное — лишь ложка дегтя в бочке меда. Те результаты, что смогли подарить нам новые имена, те хайлайты, которые останутся в истории CS:GO показывают, что киберспорт всегда будет жить. И карантин ему — не помеха.
Я вспоминаю эпоху карантина только с приятной ностальгической грустью, однако это совсем не значит, что я хочу, чтобы она вернулась к нам обратно. Мне, пожалуй, хватит ежегодного домашнего, и по-своему лампового cs_summit, который по сути дарит те же эмоции, что и прошедшие два года — дом, CS:GO и неожиданные результаты.