Блоги

Самый крупный провал в истории Blizzard. Как компания проиграла суд Valve и потеряла права на доту

В последние годы за Blizzard замечено много факапов, однако самый крупный случился 10 лет назад, когда компания проиграла суд Valve и потеряла права на доту. Вспоминаем историю конфликта двух корпораций и разбираем причины, почему дота досталась Гейбу. 

Доту придумал обычный задрот. Изначально Valve и Blizzard не имели к игре никакого отношения

Когда-то Valve и Blizzard действительно судились за доту, однако ни одна из компаний не является создателем игры. Чтобы понять, как так получилось, вернемся на 20 лет назад и кратко пройдемся по истории доты. 

2002 год. Blizzard выпускает стратегию WarCraft III, в дополнение с которой идет  бесплатный редактор карт World Editor. Это программа, в которой игроки могли создавать собственные карты и придумывать для них сценарии. 

В этом редакторе и создается первая дота. Разработал мод Кайл «Eul» Соммер, вдохновившись Aeon of Strife — фанатской картой из StarCraft, которая считается прародительницей жанра MOBA. 

Небольшой фэктс: именно в честь создателя первой доты в игру был добавлен предмет Eul's Scepter of Divinity. 

2003 год. Дота быстро надоедает Еулу и он выкладывает исходный код модификации в открытый доступ. Теперь дотой мог заниматься любой желающий. Единственным требованием отца-основателя было в том, чтобы последователи указывали его, как создателя карты. 

2004 год. Появляется много разных вариаций доты, однако самым популярным становится мод Dota All Stars. Его разработкой занимается Стив «Guinsoo» Фик. В его команду входят разработчики — IceFrog и Neichus, а также модератор сайта DotA-Allstars.com — Pendragon. 

Таким стаком команда работает хоть и недолго, но во многом преуспевает. Разрабы делают игру более сбалансированной, внедряют систему рецептов, расставляют по краям карты руны и добавляют Рошана.  

2005 год. Guinsoo и Neichus покидают Доту, оставляя мод полностью на АйсФрога. Тот быстро осваивается и за год достигает неплохих результатов в роли главного разработчика.  

1. Дота переводится на китайский язык, что привлекает в игру новую аудиторию;

2. Организация Clanbase and Electronic Sports League включает игру в перечень киберспортивных дисциплин;

3. Доту признает даже Blizzard и проводит турнир по игре на выставке Blizzcon.


Что происходит дальше. Со временем дота устаревает и у игры появляются первые конкуренты — Demigod, HoN и LoL. В отличии от доты у этих проектов был ряд плюсов:

- Современная графика, 

- удобное меню,

- быстрый и автоматический подбор игроков.

Реализовать все эти вещи на движке варкрафта было невозможно, поэтому эра первой доты потихоньку подходила к концу. 

Blizzard в свою очередь тоже не сидела без дела и готовилась ворваться на рынок со своей дотой. В 2010 году году компания анонсировала мобу «Blizzard Dota». Спойлер: выпустить игру с таким названием компания не сможет.

Valve нанимает АйсФрога и присваивает себе права на доту. Blizzard пытается этому помешать и подает на Гейба в суд

«Отличные новости для всех поклонников Доты». Такая новость появилась на сайте playdota.com 10 мая 2009 года. В ней АйсФрог объявил, что Valve наняла его для работы над новым игровым проектом. Спустя полтора года становится известно, что этим проектом будет новая моба под названием «Dota 2». 

Blizzard такое развитие событий не устраивает. Компания идет в суд, так как считает, что Valve не имеет права зарабатывать на бренде доты. Аргументирует свою позицию Blizzard тем, что карта DOTA со всеми ее игровыми механиками и персонажами была создана на движке третьего варкрафта. Однако как ни странно, суд встает на сторону Valve. 

Почему Blizzard проиграла суд. Причина проста — товарный знак «Dota» был свободен и Valve просто успели первыми зарегистрировать его. 

Blizzard пыталась ответить на это тем, что DOTA — это аббревиатура, которая расшифровывается, как Defence of the Ancients (Защита древних). Тут важно именно последнее слово, ведь Ancients — это термин из вселенной Warcraft, а значит он является интеллектуальной собственностью Blizzard. 

Однако юристы Valve и тут оказались на шаг впереди. Дело в том, что Valve зарегистрировала товарный знак не как аббревиатуру, в которую входят те самые “древние”, а как отдельное слово. То есть не «DOTA», а «Dota».  

В итоге из-за решения суда Близзард была вынуждена сменить название своей мобы на Blizzard All Stars. Однако и это название просуществовало недолго, позже проект был переименован в Heroes of the Storm. 

Опробовать мобу от Blizzard геймеры смогли только в 2015 году. Однако по итогу HotS не смог навязать конкуренцию доте от Valve и в июле 2022 года Blizzard объявила, что прекращает поддержку игры. 

Как Blizzard могла избежать провала. Если бы у компании были более компетентные юристы, все могло пойти по другому сценарию. Обезопасить себя от потери доты можно было небольшой строчкой в пользовательском соглашении третьего варкрафта. Выглядеть она могла так: 

«Все карты и модификации, созданные в программе World Editor, являются интеллектуальной собственностью компании Blizzard».

Позже такой пункт появился, но было уже поздно. Дота — единственная модификация, созданная в редакторе карт, которая имела коммерческий успех.

Blizzard пыталась выкупить доту у Valve, но делала это без уважения 

После провала в суде, Blizzard пыталась решить вопрос деньгами. Компания хотела выкупить Доту у Valve, но не смогла предложить сумму, которая удовлетворила бы Гейба. Также считается, что одной из причин срыва сделки стала высокомерная позиция Blizzard по отношению к Valve и неуважение к главному разработчику доты — Айсфрогу. 

Комментарии