После победы Team Falcons над BetBoom Team со счетом 3-0 в гранд финале DreamLeague Season 22, комментатор русскоязычной студии “Paragon” Владимир “Maelstorm” Кузьминов дал большое интервью, в котором предположил судьбу призовых на “The International” и “Riyadh Masters”, объяснил феномен “комьюнити-кастеров” и назвал состав своей мечты.
– В чем отличие между официальными и “народными” кастами?
– Границы сейчас очень размыты между официальным и народным кастом и выражаются в чуть более свободном формате, и то не всегда. Я бы сказал, что все равно на официальном касте обязан быть некий стандарт, который его немножко и ограничивает, а с другой стороны заставляет двигаться вперед. То есть, вряд ли можно вывести на официальный каст любое интервью, снятое как угодно. Вряд ли можно делать все, что угодно. Вряд ли все, что угодно можно сделать и на коммьюнити-касте, но в целом рамки шире.
– А что позволяет на Ваш взгляд “коммьюнити-кастерам” конкурировать по онлайну с целой студией?
– Что позволило конкурировать? Попустительство студий. Всегда “комьюнити-кастеры” появлялись из-за стагнации контента студий. Студии не развивались, и людям начало приедаться то, что делают студии, даже если это сделано неплохо. Люди начинают потихоньку хотеть чего-то нового. И вдруг начинает появляться формат с матами, с выражением своего мнения как угодно, что не может позволить себе позволить коментатор на официальной трансляции, хотя на самом деле, я вообще так не считаю – мне кажется, в том, чтобы высмеять плохую игру нет ничего страшного, это можно сделать весьма корректно. Халатное отношение студий к трансляциям, и борьба студий не понятно за что. Сначала была нереальная стагнация из-за монополии, потом борьба друг с другом, когда у одной студии нет контента, а вторая не понимает, что хочет делать. Это привело к тому, что студии перестали восприниматься серьезно. И комьюнити перешло туда, где для них был приемлемый контент, а повернуть это вспять было сложно…
Но сейчас, мне кажется, студии взяли курс на развитие.
– Важен ли ранг для комментаторства? Может ли 4к игрок быть хорошим комментатором?
– Да, безусловно, важен и да, безусловно, может. Конечно, высокий ранг это преимущество. Но я бы сказал, что это скорее не так, что у хорошего комментатора обязан быть высокий ранг, а скорее человек, который быстро и хорошо разбирается в игре, у него так или иначе будет высокий ранг, не говоря уже о том, что хорошему игроку гораздо проще ориентироваться в замесе. То есть игрок, который быстро все видит и понимает, будет легче комментировать все, что происходит. Лучшие комментаторы былых времен имели ниже 4К, но это не мешало им быть лучшими и видеть, на что обратить внимание. Короче говоря, да, важен и да, может.
– Вы говорили, что “негативно относитесь к политике старого инта”. Какая на ваш взгляд будет тенденция в этом году? Продолжится ли рост призового Рияда и снижение призового Инта?
– По поводу негативного отношения к политике “старого” Инта:
я уже много раз обосновывал, что он привел нас к текущему Инту, такой пузырь получился. На мой взгляд, призовой фонд Рияда будет расти, но здесь все исключительно зависит от организаторов. А призовой фонд Инта, мне кажется, стабилизируется примерно на такой отметке, и с этого года начнет планомерно расти, но не снижаться. (Призовой фонд The International 12 составлял $3,380,455 usd)
В какой-то момент, возможно, они даже как-то либо выровняются, либо приблизятся, но не в этом году. Думаю, что в этом году будет самый чудовищный разрыв между ними в пользу Рияда. Но не могу знать, пока мы не видели цифр.
– А что на Ваш взгляд делает TI самым престижным турниром?
TI самым престижным турниром делают две вещи: это прежде всего его история, связанная в том числе и с огромным призовым в свое время. Это все еще отличные призовые. И это то, что это турнир от разработчика, а не от сторонней компании. Поэтому этот турнир всегда выделяется.
– Говоря про Интернешнл: Valve заявили, что формата TrueSight больше не будет. Что думаете на этот счет?
– Я думаю, что TrueSight перестал вызывать такой ажиотаж после того, как появились настолько подробные и обильные блоги. То есть, TrueSight был актуален во времена, когда никто ничего не писал, был дефицит контента, невозможно было проникнуть внутрь команд. А сейчас, после того, как Spirit выложили свой влог о том, как они выиграли Инт. По факту (в TrueSight) не будет ничего нового. Поэтому он утратил свой смысл. Вот и все.
– Давайте представим, что сейчас все команды-финалисты Инта вернулись бы в свой прайм. Кто вышел бы победителем?
– Вопрос хороший. Кто-то из победителей последних Интов, потому что уровень доты вырос. Я думаю, что мы бы находились где-то между Spirit и OG. То есть Spirit именно последнего года и OG 2019 года. Вот думаю, кто-то из них. Кто сказать сложно. Я бы сказал, что OG.
– Будь у вас неограниченное количество средств, денег и времени, на какую бы тему сняли Dotascope?
– Меня не особо ограничивает время, средства или деньги, или что-либо в тематике съемки DotaScope. Меня ограничивает исключительно игры и собственная внимательность, ну и за что я там смогу зацепиться. Поэтому я думаю, что будь у меня больше денег, времени, сил и так далее, Dotascope был бы точно таким же, просто лучше.
– А если отойти от формата DotaScope, какую идею хотелось бы реализовать? Возможно фильм про команду, игрока или кастера? Опять же, с неограниченными ресурсами
– Слушай, ну, по Dotascope сложно, конечно, сказать. Наверное, у меня не было пока еще нереализованных идей. Знаешь, меня никогда не останавливала мысль, что, “ой, на это у меня нет денег” в плане идеи. То есть, да, “ой, на это у меня нет денег” в плане графики, нарисуем по-другому. Наверное, не знаю, какой-нибудь прям забубенил жесткий SFM, чтобы все там влетало-вылетало из игры в игру. Но я говорю, он бы выглядел примерно так же, только просто лучше.
Может быть, попробовал бы снять документалку какую-то и к ней потом прикрутить DotaScope. Но на вопрос очень тяжело ответить… Ты можешь съездить с документалкой и отснять плохой материал. Нужно, чтобы тебе повезло попасть туда, куда нужно. Потому что ты не сможешь из весьма среднего турнира сделать хороший материал, там не будет таких моментов, о которых захочется снять фильм. Может быть, у меня бы на каждый турнир ездила куча людей, и снимала материал, и в какой-то момент я имел бы доступ к нему. Ну, это какая-то такая странная история.
– Сейчас все турниры выигрывают Falcons. Часто, эту команду по стилю игры сравнивают с прайм OG. Есть ли сходство между ними?
– Да, действительно есть сходство между Team Falcons и OG. Они играют очень быстро, они понимают доту лучше, чем их оппоненты. И куча аспектов, в которых они сильнее либо подавляюще, либо немного, они просто на голову выше. Они реально похожи на OG 19-го года.
– В доте можно условно выделить два стиля игры: OG 18-19 года и Tundra/LGD 22/20 года. Какой на ваш взгляд стиль тяжелей в исполнении?
– Я вообще не согласен с таким разделением, потому что, по-моему, у OG 18-го и 19-го года максимально разные команды. А Tundra и LGD вообще ничем не похожи. То есть LGD это максимально прямая, четкая дота на исполнение. Tundra это какая-то вязкая дота, что-то вот такое уникальное. OG 2018 года это просто какая-то “дота вундеркинда”. В 2019 года это дота, завязанная на каких-то абузах, на сильном исполнении. Я бы сказал, что любой стиль доведенный до высокого уровня смотрится круто. Наверное, в своем прайме стиль LGD, вот этот быстрый и грамотный смотрится скучнее остальных. Ну, потому что “бах-бах-бах, и ты выиграл”. Такие LGD, кстати, были в 18-м году против OG, это было интересно смотреть. Но они не выиграли, их умудрялись переворачивать.
– На “Paragon” есть формат “бэст-тим”. Составьте самую сильную команду: все игроки находятся в прайме, бюджета нет.
– Слушай, это тяжелейший вопрос по “бест-тим”. В свое время, так скажу, на миде доминировал в моей памяти Dendi. Это был настолько сильный игрок, настолько сильно он тащил каждый лайн, что не просто так его слава до сих пор живет, так много фанатов у него, многие забыли просто как он их заработал. Оффлейн… Тяжело назвать такого оффлейнера, который был нереально сильный. Наверное, Collapse приходит на ум. Пятерка и четверка – сложнейший вопрос. Ну, наверное, я бы Puppey поставил и YapzOr, вот такую парочку из Сикрет. А на керри позицию – Miracle.
– Давайте еще немного поговорим про Valve: какое было их лучшее и худшее решение?
– Лучшее решение Valve – сделать Dota 2. Худшее решение Valve? Мне кажется, это тяжело назвать решением, но то, что стало меньше патчей, меньше ивентов, мне кажется. То есть, когда всякие там дайртайды выходили, когда Дота кипела событиями, вот это, наверное, было пиком Доты. А когда этого не стало, это, конечно, серьезный удар.
– Будь у Вас выбор, что бы вы изменили в доте?
Слушай, я такими концепциями практически не думал. Я вот недавно думал о том, что было бы неплохо добавить в механику защиты от сейва. То есть кидать на цель какой-то предмет, как линку наоборот. Чтобы на цель союзник не мог точное подсейвливающее заклинание использовать, там Disruption, Astral Imprisonment или Swap. Вот я бы такое ввел.