Half-Life - как много в этих звуках для сердца геймера слилось. Безусловно я не просто так, перефразировал великого Есенина, ведь перед нами живая классика. Прекрасно помню те времена, когда мы с лучшим другом поэтапно проходили творение Valve и постоянно удивлялись очевидными, но такими непривычными в видеоиграх решениями. То решётку разломали, то в приседе запрыгнули, я уже не описываю восторг от физических головоломок и натуральный шок от последних глав на другой планете. И если бы речь шла об оригинальной игре, то получилась бы хвалебная ода. Но мы сегодня обсудим Source и надо признать, что к этой версии есть ряд обоснованных претензий.
Сюжет
Собственно о разработчике и игровой серии я немного рассказывал тут. Поэтому чуть подробнее остановимся на сюжете, который практически дословно взят из оригинала. Молодой физик-ядерщик Гордон Фримен в очередной рабочий день стал свидетелем двух уникальных явлений. Вначале каскадный резонанс практически уничтожает научно-исследовательский комплекс Чёрная Меза, а затем портальный шторм наполняет руины агрессивными пришельцами из измерения Зен. Главному герою удаётся выжить, а его будущий соратник Илай Вэнс просит выбраться его наружу и сообщить о катастрофе. К сожалению, прибывшие оперативники спецподразделения HECU, начинают зачистку помещений от всех улик и форм жизней, включая учёных. Гордону тем временем сообщают, что порталы не закрываются из-за влияния могущественного существа по ту сторону и не плохо было бы отправиться в измерение Зен, дабы решить проблему. После чего физик-теоретик под нашим чутким руководством перезапустит реактор, проберется через завод очистки, покатается на монорельсе и сразится с армиями людей и инопланетян, включая совершенно чудовищных Гонарча и Нихиланта.
Хотелось бы вновь похвалить разработчиков за прекрасную подачу сюжета. Практически всё время Гордон находится именно под нашим управлением, за исключением редких кат-сцен. О следующей задаче нам сообщают NPC, которые сами заняты чем-то важным или по понятным причинам не способны выполнить необходимое действие. Подобный подход не только помогает полностью погрузиться в происходящее, но и наделяет его правильной логикой.
Игровая и техническая части
Обычно я разделяю эти составляющие в своих обзорах, но сегодня необычный случай, так как мы говорим об особенной игре и практически все знают её механики, арсенал, противников и т.д. Отмечу только что бестиарий был совершенно уникальным, а вооружение помимо обычных стволов радовало пушками Гаусса и инопланетными образцами.
Тем не менее, несмотря на культовой статус оригинала, версия Source имеет смешанные обзоры даже в стиме, её нещадно критикуют и именно недовольная реакция привела к созданию обожаемой многими Black Mesa. Как так вышло попробую объяснить.
Самая главная претензия - Source это не полноценные римейк или ремастер, по сути Valve взяли модели и текстуры из Халфы и тупо перенесли их на улучшенный движок. Конечно они добавили тени, рэгдолл, докрутили физику, слегка переработали анимации, подтянули арсенал, сделали поведение ИИ более агрессивным и непредсказуемым. И по хорошему указанный джентльменский набор больше подходит на роль мода , а не новой полноценной игры или ожидаемого многими ремастера. Тем не менее даже такому, любители серии были рады, пока не случился SteamPipe.
По своей сути SteamPipe была новой системой распространения контента внутри платформы. И все игры и моды, выпущенные на движке Source, столкнулись с проблемой после её подключения. И если мододелы быстро пофиксили ошибки, Valve полностью забили на Half-Life: Source. Так что все игравшие до SteamPipe пропустили массу интересного.
Начнём с хитбоксов. В обновленной версии у нас появились бессмертный вертолёт, который ничем невозможно уничтожить, и практически вечный Нихилант. С финальным боссом я бился около часа (что составляет 1/8 часть от общего прохождения), пока у меня не потратился весь нормальный арсенал. Как выяснилось боссу наносят урон только пистолеты, дробовик и гранаты. Именно из-за этого я не стал перезагружаться для записи плохой концовки.
Второй момент - баги и глюки. Забаговать может практически всё, начиная от оружия, заканчивая противниками. В данной версии совершенно нормальны мгновенная телепортация юнитов и застревание их в текстурах. Но самый неприятный момент со мной произошёл на заводе по переработке. У меня на момент прохождения сгорело две видеокарты, и вот в данной локации начались страшные голографические артефакты, я уже думал, что полетела третья. Попробовал другие игры, вроде всё нормально, перезагрузил Half-Life: Source и опять та же самая картина - цветовые вспышки практически на весь экран. Как потом показало расследование у всех игравших была идентичная проблема.
А мы продолжаем, изменённая система ИИ и физика поверхностей привела к резкому усложнению. И если больно бьющие противники приятный хардкор, скольжение Фримена совсем не прикольная штука. Совокупность этих компонентов плюс ненормальный хитбокс заставит вас очень часто загружать сохранения.
Теперь же о самом грустном - Half-Life Deathmatch: Source. Многопользовательский режим идёт в придачу комплектом и гордо именуется той самой "первой воссозданной версией". Конечно говорить о потенциале смысла нет, но многие с удовольствием бы побегали по старым знакомым картам, но уже с прикрученной физикой. Однако, SteamPipe постарался и тут. Куча непонятных багов, дублирующиеся объекты, неправильные хитбоксы и полный игнор разрабов не оставили воскресшему деду шансов.
Заключение
Конечно в первую очередь в проблемах Half-Life: Source виновата сама Valve и её потребительское отношение к дойной корове. Логика проста и понятна люди и так купят, но что мешало компании с многомиллионной прибылью в месяц исправить созданные её косяки, мне совершено непонятно. Лучше бы оставили нетленку в покое, чем вот это вот всё. Сам оригинал достоин 9.5 (это действительно практически идеальная игра, за исключением последних глав в мире Зен), а вот перезапуск получился халтурным и достоин только 7 баллов и то за заслуги своего прародителя.
P.s. Извиняюсь за долгое отсутствие, если конечно кто-то скучал по моим постам. Как я уже упоминал в тексте, за короткий период времени у меня полетели две видеокарты, современный ценник которых очень больно кусается. Поэтому пришлось поставить карту со старого компа и переключиться на олдовые игры, так что в ближайшее время придётся сосредоточиться на классических проектах, что в принципе тоже неплохо.