Возвышение Мейнкаста
Все мы помним, как позитивно воспринялось открытие студии Maincast в 2018 году, какими приятными казались обещания Вилата о "нетакойкаквсе" студии, с матами, рофлами, неформатностью.
Несмотря на не всем угодивших талантов во время квал на TI8, тогда Вилат почти сразу победил RuHub, что для новой студии означало огромный кредит доверия (это ведь набранные с нуля фолловеры).
Maincast был глотком почти свежего воздуха, после пары лет неистово рычащих за Виртус.Про Джема и Маелшторма, а также НСа и Смайла, лица которых как минимум выражали уныние, а иногда и настоящее отвращение к происходящему (какое можно увидеть у человека, которого раздражает всё - и работа, и клиенты, который "отсиживает" смену только ради "зэпэшки"). Далее Maincast только набирал обороты, забирая других известных личностей в свой штат, сформировав достойный костяк из талантов.
И тем не менее, уже с самого начала я не видел каких-то серьёзных отличий от RuHub в плане обещанной "необычности": типичный формат хост+аналитики за стойкой (лишь изредка их студия с диванчиками), обычное общение. Если сравнивать с кастом 2014-2016 годов, то "неформатность" деградировала в разы. Но "бунтарь" во мне был рад свержению старого порядка и чему-то новому.
Когда всё пошло не так? Наверное, когда RuHub был окончательно повержен и не способен вернуть себе зрителей. Нет необходимости конкурировать - нет необходимости развиваться.
Примерно в то же время возникло ощущение, что Вилат выгорел с дотой. Учитывая, что он был ответственен за "медийку", то текущая ситуация уже не так меня удивляет.
Уход на англоязычную трансляцию
Для меня это стало необычным опытом! Думаю, многие согласятся со мной, что англоязычную трансляцию можно смотреть, можно понимать большую часть вещей, смеяться с шуток, даже с начальным уровнем знания языка. Проблема скорее в лени - надо внимательнее слушать, а потребляя всю сознательную жизнь контент на русском языке, ты отвыкаешь от этого.
Впрочем, переборов свою лень, можно получить немало:
1) Оформление студии. Здесь приходит в голову сравнение с баттлпассами. На англоязычной трансляции он у тебя есть и нехило прокачан. На Мейнкасте - только коммонки, которые надропались за 5 лет игры в доту. Да, это не влияет на ту информацию, которую ты получишь, но смотреть намного приятнее.
2) Реклама. Всегда думал что "спонсоры же, надо окупаться, это нормально, много затрат". Но когда посмотрел Виплей, сравнил количество рекламы, качество трансляций - понял что Мейнкаст перебарщивает.
Вот вам серия скриншотов, показать что за нас немало денег получает Мейнкаст:
Да! Пока на англоязычной трансляции можно смотреть аналитику, на Мейнкасте ты 5 минут смотришь рекламу, а потом наскоро и без интереса тебе пересказывают что было и уходят на перерыв. С текущим количеством рекламы продакшн у Мейнкаста должен был быть как минимум не хуже Виплеевского, но получили мы простую воду, как всегда. И ведь это всё в Киеве! Ноль затрат на перелёт и гостиницы!
3) Таланты, которые не ноют на 5й минуте что игра окончена, не глумятся над андердогами, не топят откровенно за одну из команд, по которым видно, что они занимаются тем что им нравится. У нас тоже есть подобные таланты, их не так много, и печально, что часть из них незаслуженно хейтится сообществом. Фрешмэны в талантах - хорошо, но когда ими понемногу разбавляют старичков, давая притереться, а не когда 50-100% каста состоит из них. Если это не гении харизмы с нулевой, как Хвост, ничего хорошего не выйдет.
4) Улучшение знания английского языка. Не стоит даже объяснять, насколько это ОП.
Этот мажор я точно буду смотреть на Виплее, последующие турниры - при таком же соотношении продакшена/рекламы/талантов я также не буду смотреть Мейнкаст. Здесь забавно получилось, потому что перед написанием этого блога я относился к Мейнкасту положительно, а после того как сформулировал мысли, получилось что всё не очень-то и хорошо.
После этого сообщения от Вилата у меня появилось неприятное ощущение, что я просто циферка в гугл-шите для спонсоров и инвесторов, что Мейнкасту наплевать на то что мне, зрителю, интересно. И я не хочу чтобы такие люди зарабатывали на мне.
Я надеюсь, что ситуация поменяется, и наш СНГ-каст станет тем, чем Виталий обещал его сделать в 2018м году, но верится в это уже с трудом. Я скорее поверю, что Дред с НСом решат вернуть свой 2014й и сделать пиратский студАнал на крупные турниры, с приглашённым Жотмом, Хвостом и т.п. С задержкой и минус зрителями на основной трансляции. Эх, такое бы я смотрел, никогда не понимал, почему все недооценивали СтудАнал, зачастую он был намного интереснее игр.
Заключение
Студия аналитики должна либо развлекать, как это было в 2015, либо анализировать игру, говоря правильные вещи, чтобы у зрителей росло понимание игры.
Развлечения закончились с выгоранием Факера, исчезновением Хвоста, связки ЖОТМ/НС или Дред/НС, остальных дабавьте по вкусу. Доверие к пониманию игры у меня есть только к Фобосу, ФНГ, Гоблаку, ЖОТМу. Когда их нет - я не могу быть уверен что анализ грамотный.
Если ведущий и студия не способны разбавить это шутками (сделать то самое ШОУ), если в этом нет "спорта" (далеко не все игры интересные, далеко не все аналитики - грамотные), то зачем вообще тратиться на студию? Это же становится никому не интересно.
Непонятно вообще, откуда пошла эта "инфантильная серьёзность", как при первой растительности на лице - "ну всё, теперь я настоящий взрослый ♂мужчина".
Чтобы быть спортом и про спорт, недостаточно чисел с шестью нулями в контрактах и чтобы тебя не посылали с предложением проспонсировать проект. Нужно чтобы был грамотный менеджмент, который не позволит игрокам делать что хочется, уничтожая репутацию клуба, умеющий в составление договоров и выпуск медиа-контента. Нужно чтобы комментаторы были профессионалами. Нужно чтобы разработчик был заинтересован в развитии игры как дисциплины, а не возможности залутать $160кк и дальше оставлять стагнировать своё детище. Нужно понимание у студий, что в первую очередь должен быть доволен зритель, а не инвестор, который будет в конечном счёте судить по реакции коммьюнити, а не вашим гугл-шитам (привет одной польской студии).