С момента появления на профессиональной сцене CS:GO в 2016 году датская команда Astralis выиграла четыре мейджора, заработала примерно $7,4 млн призовых, удерживала первое место в рейтинге HLTV.org на протяжении рекордных 90 недель и продолжает в нем лидировать. А владелец организации еще в 2017-м смело утверждал, что «может создать профессиональную спортивную команду и бренд за 36 месяцев».
Уже в 2019 году стать частью этого проекта сможет практически любой желающий: материнская компания Astralis — Astralis Group — к началу декабря завершит процедуру IPO (Initial Public Offering). После размещения акций на бирже они станут доступны для покупки частным инвесторам.
Это первое IPO в истории профессиональных киберспортивных клубов, и успешное размещение может сильно помочь развитию всей индустрии. Cybersport.ru объясняет важность выхода Astralis Group на биржу и рассказывает, кто управляет лучшим коллективом в современной CS:GO.
Кто владеет Astralis?
До конца июля 2019 года команда Astralis принадлежала агентству RFRSH Entertainment, которое также проводит турниры серии BLAST.
Сооснователь компании — датский серийный предприниматель Николай Нихольм, чьи предыдущие проекты за десятки миллионов долларов покупали такие гиганты, как Apple и оператор Vodafone. Один из партнеров Нихольма — его соотечественник Якоб Лунд Кристенсен, создатель команды Copenhagen Wolves (у нее были составы по CS:GO, Hearthstone и LoL, прекратила существование в 2016 году).
Летом 2019-го Кристенсен и Нихольм решили выкупить у остальных владельцев RFRSH команды по CS:GO (Astralis) и LoL (Origen) и объединить их в составе Astralis Group. Таким образом оба бизнесмена полностью вышли из капитала RFRSH и возглавили новую структуру. Кристенсен занял пост коммерческого директора («правая рука» генерального директора), а соруководителем Нихольма был назначен Андерс Херсхольд: девять лет он занимал пост гендиректора футбольного клуба «Копенгаген» (и именно при нем клуб основал киберспортивное подразделение — North), а также был вице-президентом MTG Nordic — владельца знаменитых организаторов турниров DreamHack и ESL.
Официально сумма сделки не разглашалась, но, по данным датского телеканала TV2, речь идет о €10-15 млн (около $11-16 млн). Нихольм, кстати, утверждал, что продажа команд отдельному собственнику (которым в итоге стал он сам) задумывалась давно и не связана с обвинениями в конфликте интересов. Тогда критики указывали, что принадлежащая RFRSH Astralis выступает на шоу-турнирах серии BLAST в ущерб более престижным LAN-турнирам.
Вскоре после отделения Astralis Group представила еще один проект — Future, команду по FIFA. Ее первым спонсором стал давний и солидный партнер Нихольма — немецкая компания Audi.
Зачем киберспортивному клубу нужно IPO?
Размещение акций на бирже меняет статус компании с частной (в таком случае состав ее акционеров закрытый) на публичную: ценные бумаги Astralis Group будут свободно торговаться на одной из бирж американской Nasdaq, и их сможет купить практически кто угодно (нужно лишь открыть счет на бирже).
После IPO компания обязана публично предоставлять инвесторам финансовые отчеты о своей деятельности (как правило, они публикуются каждый квартал) и должна быть готова к падению собственных котировок в случае, например, убытков. Однако необходимость регулярно отчитываться о работе компенсируется возможностью привлекать больше средств и увеличить общую оценку бизнеса. Кроме того, выход на IPO — отличная возможность повысить узнаваемость и престиж компании. На главной бирже Nasdaq торгуются акции таких технологических гигантов, как Apple, Microsoft, Facebook, Alphabet (материнская компания Google), Amazon и многих других.
Глава Astralis Group Николай Нихольм объясняет необходимость IPO так: «Мы [Astralis Group] — пионеры [киберспорта], которые твердо стоят на ногах, и через это IPO мы хотим привлечь новое финансирование для дальнейших инвестиций в развитие одного из сильнейших киберспортивных брендов в мире». Судя по финансовым амбициям компании, дополнительные инвестиции Astralis Group необходимы: уже к концу 2021 года ее руководство планирует впервые выйти на безубыточность.
Почему это важно для всей индустрии?
В ходе IPO Astralis Group рассчитывает привлечь около $18,5-22 млн. Это небольшие цифры даже по меркам еще только растущего рынка киберспорта: согласно подсчетам Forbes, самый дорогие киберспортивные команды в мире — североамериканские Cloud9 и Team SoloMid — оцениваются в $400 млн. Но, как пишет Investor Intel, все крупнейшие клубы — частные, и успешное IPO Astralis Group может сподвигнуть их поступить так же. Для индустрии в глобальном плане это хорошая новость: больше инвестиций — больше качественного продукта.
Впрочем, в случае неудачи Astralis Group (компания привлечет меньше, чем рассчитывала, или котировки акций впоследствии упадут) ожидать смелости от остальных организаций не стоит, так как в киберспортивную индустрию в первую очередь вкладывают венчурные инвесторы (для примера — та же Cloud9).
Венчурный тип инвестиций предполагает вложения в инновационные проекты с высокой долей риска — с расчетом на более крупную, чем при классическом инвестировании, прибыль. Основа такой бизнес-модели — успешный «выход» инвестора из капитала компании с большой прибылью, которая покроет другие, менее неудачные вложения. Соответственно, чем выше будет финансовая оценка компании в ходе IPO, тем больше инвестор сможет выручить за свою долю.
Участникам российского сегмента киберспортивной отрасли в первую очередь стоит надеяться на успех Astralis Group. В 2018 году общий объем киберспортивного рынка, по подсчетам аналитической компании Newzoo, составил примерно $865 млн. Лидирующий регион — Северная Америка ($344 млн, около 40% от общего числа), а на российский сегмент с третьей по размеру киберспортивной аудиторией в мире приходится только $40-45 млн.
Российские венчурные инвесторы в киберспорт прямо указывают, что их коллеги «относятся к этой сфере довольно равнодушно и обращают больше внимания на другие активно растущие отрасли». Для изменения ситуации, по их словам, необходимы «потенциал для кратного роста компаний и успешных выходов при их продаже». IPO — отличный инструмент для обеих целей, который к тому же свидетельствует о «взрослении» отрасли.