Хватит делать вид, что ничего не происходит — пора открыто говорить о позорной стороне Counter-Strike
Статья

Хватит делать вид, что ничего не происходит — пора открыто говорить о позорной стороне Counter-Strike

31 августа произошло феноменально громкое событие, связанное с читерством в Counter-Strike: Global Offensive. Сразу трех тренеров известных команд забанили на срок от шести месяцев до двух лет на турнирах ESL и DreamHack за абьюз бага в режиме наблюдателя. Но главное и самое интересное — сколько еще подобных (если не более вопиющих) случаев было хотя бы за последний год? Наверняка в разы больше, просто люди не хотят об этом рассказывать. Но бояться не стоит — общество всегда будет на стороне честности.

Перед кем несут ответственность игроки?

Сцена Counter-Strike всегда была крайне сплоченной и дружелюбной. Здесь просто не принято разбрасываться громкими заявлениями и обвинять других в бесчестной игре (если вы не MIBR), даже если на то есть все основания. Словом, все выбирают вариться в собственном соку и не лезть в чужие дела: как Шило из «Кровостока», предпочитают «забить болт», а не «забить стрелку».

Не так давно MIBR обвиняла игрока Chaos в читерстве, а теперь бразильцев самих уличили в «подглядывании» за соперником. Фото: Turtle Entertainment / Helena Kristiansson
Не так давно MIBR обвиняла игрока Chaos в читерстве, а теперь бразильцев самих уличили в «подглядывании» за соперником. Фото: Turtle Entertainment / Helena Kristiansson

Вероятно, это происходит из-за того, что в Counter-Strike сильно размыто понятие иерархии. В условной League of Legends любой проступок будет жестко караться самими разработчиками — и если он серьезный, то киберспортсмен может навсегда лишиться возможности играть. В Counter-Strike же всё не так — Valve выбирает позицию невмешательства. Вроде как именно она должна решать все вопросы, но компания предпочитает перекладывать ответственность на других турнирных операторов.

В результате перед кем держат ответственность команды? В первую очередь — перед турнирными операторами, которые являются такими же равноправными участниками экосистемы, как и клубы. Как бы пошло это ни звучало, в Counter-Strike не хватает твердой руки. Можно ли обойтись без нее?

Гласность — главное оружие

Сцена Counter-Strike шесть лет назад и сейчас — это небо и земля. За последние годы появились антидопинговые инициативы, профсоюз киберспортсменов и множество площадок для дискуссии. Теперь любой «чих» игрока обсуждается всеми — ко всему приковано пристальное внимание, а значит, больше нет смысла бояться, что тебя не услышат.

Конечно, в обсуждениях бесчестной игры всегда можно использовать аргумент «охота на ведьм». Но в то же время нужно помнить, что неприкасаемых нет нигде — правду не скрыл даже семикратный чемпион «Тур де Франс» Лэнс Армстронг. В Counter-Strike же до сих пор не закрытых вопросов очень много, а еще больше тех, что пока даже не всплывали на поверхность.

Вряд ли в истории Counter-Strike будет более одиозный игрок, чем flusha. Фото: WESG
Вряд ли в истории Counter-Strike будет более одиозный игрок, чем flusha. Фото: WESG

Например, на днях Сергей starix Ищук признался, что до сих пор уверен в том, что flusha действительно читерил на чемпионатах самого высокого уровня, а Valve это выяснила и предпочла скрыть факт — было бы слишком сложно оправдываться, что трехкратным чемпионом мира по Counter-Strike стал читер. Конспирология? Конечно, но не стоит забывать, что против Робина flusha Ронквеста высказывались и другие именитые киберспортсмены — те же Ришар shox Папильон, Спенсер Hiko Мартин и Кевин kRYSTAL Аменд. 

Есть и другой известный пример прямиком из Северной Америки — Яссин Subroza Тауфик. Странные нарезки с его игрой подробно разбирали только читатели reddit и журналисты, в частности Ричард Льюис. Игроки же в большинстве своем предпочитали отмалчиваться. Кажется, против киберспортсмена не побоялся выступить только Джошуа steel Ниссан.

В 2014-2017 гг. от игроков часто можно было слышать: «Ну да, другие ребята говорили мне, что он читер, не знаю». Примерно в таком стиле о Ховике KQLY Товмасяне до его VAC-бана отзывались другие участники французской сцены. Тот же Никиль forsaken Кумават еще до того, как был уличен в использовании чита на LAN, имел VAC-бан на старом аккаунте и даже был забанен ESIC — это не считая обвинений от малоизвестных игроков из Индии. В общем, классическая история — все всё прекрасно знают, а сделать ничего не могут. Или не хотят.

Forsaken запомнят навсегда. Но не так, как хотел бы он. Фото: Yuki Yujen Chen
Forsaken запомнят навсегда. Но не так, как хотел бы он. Фото: Yuki Yujen Chen

Пожалуй, наиболее громкий пример касается сдачи игры: чемпион мира Тайлер Skadoodle Лэтем, который избежал бана на мейджорах только из-за того, что отказался от своей доли выигрыша. Всех остальных участников iBUYPOWER навсегда отстранили от мейджоров. О сдаче игры же все узнали чисто случайно — по всплывшей переписке Шабзеба ShahZam Хана, который даже не участвовал в матче. Он всё знал, но ничего не сказал.

Пора перестать бояться

Любое нарушение принципов честной игры колоссально вредит целостности соревновательной сцены. Если кто-то поступает неправильно, даже если это твой друг или напарник, неправильно это скрывать от остальных — это бесчестно по отношению к сцене и самому себе.

Сейчас привлечь внимание очень просто — достаточно написать об этом в социальных сетях. Да, хейтеры могут начать необоснованно обвинять человека в «хайпожорстве», но если для обвинений есть основания, проблема не останется без внимания. 

Ramz1k. Фото: StarLadder
Ramz1k. Фото: StarLadder

Рассмотрим ситуацию с Syman Gaming (K23 после ребрендинга). В начале 2020 года клуб без каких-либо внятных объяснений перевел в запас одного из своих лучших игроков — Рамазана Ramz1k Башизова. Что этому предшествовало? Правильно, обвинения в сдаче матчей. Если клуб исключил игрока именно в связи с возможным матчфиксингом (в чем, например. уверен Алексей OverDrive Бирюков), то решение можно понять по-человечески, но согласиться с ним нельзя. Именно сокрытие фактов — главная проблема в таких разбирательствах.

Но ситуацию всегда можно изменить к лучшему. Нет смысла бояться, что тебя возненавидят тиммейты или болельщики. Counter-Strike — это огромное комьюнити, которое не ограничивается только друзьями по FACEIT или напарниками. У сцены много проблем, и решить их самостоятельно нельзя. Все заинтересованы в том, чтобы сцена становилась лучше — и без собственного вклада добиться этого невозможно. Как все уже поняли, Valve ничего делать не будет — надо открыто говорить о проблемах. Сейчас самое подходящее время.

Заглавное фото: ESL / Helena Kristiansson

Комментарии