Актуальное
Статья

Слёзы по мете и бойня за место в топе — итоги года в Counter-Strike

Team Liquid не выдержала темпа Astralis, американские организации снова заинтересовались дисциплиной, Valve пересматривает свой подход к киберспорту, а ветеранов сцены заменяют амбициозные новички. О том, каким мы запомним Counter-Strike в 2019 году, — в нашем материале.

Astralis, Astralis и еще раз Astralis

О высочайшей конкуренции в Counter-Strike говорить уже как-то неловко — это началось еще пару лет назад, претендентов на попадание в топ-10 стало хоть отбавляй. Команды то и дело меняются местами в рейтинге, эксперты спорят о том, кто сильнее в конкретных матчапах, а команды грызутся в кровь на турнирах ради заветных очков (читай: за инвайты на LAN). А еще неизменным остается одно: если кто-то скромно подвигает Astralis с первого места, все задаются вопросом — надолго ли?

Astralis; фото: Игорь Безбородов / StarLadder
Astralis; фото: Игорь Безбородов / StarLadder

Astralis и в этом году стала примером для подражания — своего рода OG в мире Counter-Strike. Вот только, в отличие от дотеров, у ксеров нет шансов на раскачку: пропускать турниры и посвящать все время тимбилдингу просто невозможно, ведь пара-тройка месяцев без выступлений — и ты находишь себя на дне рейтинга и барахтаешься в чаду бесконечных онлайн-квалификаций, отчего еще больше изматываешься и рискуешь выгореть, а это самое страшное с учетом бешеного темпа сцены.

Весной-летом Liquid уничтожала все, что движется, но стоило команде чуть просесть осенью — и уже начинаешь сомневаться в потенциале американцев навязать настоящую конкуренцию Astralis в долгосрочной перспективе. Тем же Evil Geniuses потребовалось объездить весь мир и сыграть уйму турниров, чтобы немного понежиться на первом месте. А что будет дальше? Хватит ли упорства сохранить боевой настрой во время перерыва? Что станет с MOUZ: будет ли молодежь под руководством karrigan и дальше сминать соперников или запал кончится после рождественского перерыва? 

Все команды вызывают вопросы, но только не Astralis. Даже если из коллектива уйдет zonic, чей контракт закончится в апреле, пока нет оснований полагать, что система, выстроенная Astralis Group, даст сбой. Вспомните OG: замена ppasarel на Sockshka после победы на The International могла показаться нелогичной, но ведь команда от этого ни на йоту не стала слабее и закрепила успех в уходящем году. Разве с Astralis, в которой и так никто не сомневается, должно быть иначе?

Astralis; фото: Игорь Безбородов / StarLadder
Astralis; фото: Игорь Безбородов / StarLadder

Менеджмент в клубе под стать игрокам: если стафф прямо по ходу турнира вызывает для киберспортсменов физиотерапевта и тем самым помогает завоевывать трофеи, вопросы отпадают сами собой — эти люди определенно знают, что делают. Более того, из успешной команды они делают и успешный бизнес. Astralis Group стала первой киберспортивной организацией, которая вышла на IPO, что может повлечь за собой трансформацию всей индустрии. Чем так крута Astralis Group и её топ-менеджмент, мы подробно разобрали здесь.

Похоже, первые четырехкратные чемпионы мейджоров еще долго будут задавать тренды как в Counter-Strike, так и в киберспорте в целом. Нам остается только восторгаться, а конкурентам — надеяться, что рано или поздно система даст сбой (что очень маловероятно).

Valve продолжила играть с метой — что будет дальше?

Гейба принято хаять за скромные по сравнению с «Дотой» обновления для Counter-Strike. Но на самом деле в 2019 году Valve провела уйму ребалансов, за счет которых игра становилась разнообразнее.

Все началось еще прошлой весной, когда команды получили бонусные $500 за проигранную пистолетку. Тогда же начала набирать популярность AUG, которая к февралю стала действовать на нервы многим топовым профессионалам — ругались NiKo, shox и с десяток других киберспортсменов. Знали бы они, что грядет на смену AUG…

В Counter-Strike всегда было только три оружия that matter — M4, AK-47 и AWP, но вдруг выяснилось, что в игре есть крайне имбалансная винтовка, которую, как считалось в 1.6, покупают только нубы. Сейчас многие про-игроки считают так же, но только не с иронией, а с плохо скрываемой злостью: «Krieg — зло», — в один голос заявляют dupreeh, apEX и все остальные.

Krieg в реальной жизни; фото: Pinterest
Krieg в реальной жизни; фото: Pinterest

Valve все же заставила игроков отойти от привычных закупов и научиться контролировать спрей незнакомой до недавнего времени винтовки, но породила монстра, а что делать с этим монстром дальше — огромный вопрос. Как выяснилось по последнему патчу, повышать цену на Krieg не выход, нужно нерфить само оружие. Но как? Стоило Valve ослабить AUG, как она тут же вылетела из меты, став слишком ситуативной винтовкой. По всей видимости, с Krieg будет то же самое, а в город вернутся старые шерифы AK и M4. 

Однако CS совершенно точно не вернется к привычному сетапу. Valve, по всей видимости, будет заставлять киберспортсменов и обычных геймеров обращать внимание на другое оружие. Кто знает, может, через полгода в закупках про-команд будут уместно смотреться дробовики, фармганы и пулеметы. Противоречит ли это канонам Counter-Strike? Безусловно. Плохо ли это? Зависит от того, насколько вы готовы выходить из зоны комфорта.

Перенасыщение турнирами. Как будет развиваться сцена?

В последние годы на сцене все чаще говорят о турнирном перенасыщении: на рынке появляется все больше соревнований, график которых организаторам приходится согласовывать на год вперед. Казалось бы, это идеальный расклад для команд тир-1 уровня, но и они начинают выгорать из-за постоянных перелетов между материками — это сильно выматывает и сказывается на уровне игры, ведь времени на подготовку почти не остается.

За год состав EG посетил 24 турнира; фото: Epic Esports Events
За год состав EG посетил 24 турнира; фото: Epic Esports Events

Что с этим делают в других дисциплинах? Те же Riot Games и Blizzard бы уже давно все взяли под свой контроль и начали выкачивать деньги из игры самостоятельно. Но у Valve всегда была особая философия, а Counter-Strike развивался по своим законам: игру и киберспорт в ней всегда двигало именно комьюнити, а разработчики наблюдали со стороны. Есть вероятность, что в новом году всё изменится.

По слухам, Valve все же немного поступилась принципами и одобрила создание франшизной лиги в Северной Америке. Судя по всему, именно из-за нее американские организации вновь стали проявлять интерес к Counter-Strike — вернулись 100 Thieves и Evil Geniuses, а в сентябре об этом стали подумывать Misfits. Похоже, ESL придумала идеальную модель, которая будет выгодна организациям и не сильно повлияет на сцену в целом, иначе Valve бы точно поставила крест на этой идее.

На бумаге задумка ESL выглядит крайне логичной и уместной. Counter-Strike очень популярен по всему миру, но из-за того, что сцена по большей части представляет собой плавильный котел (за место под солнцем в одинаковых условиях борются команды из всех регионов мира), многие американские организации потеряли интерес к игре и отказались от составов. С франшизной лигой все должно стать иначе: популярные в США и Канаде клантеги теперь будут бороться не только в тех же League of Legends или Overwatch (как бы они ни старались спрятаться под невнятными названиями вроде Florida Mayhem или Dallas Fuel), но и в CS. Клубы наконец получат понятную им модель монетизации дисциплины, о чем так долго просили их владельцы.

Единственный и самый большой вопрос, на который пока нет даже приблизительного ответа, — как эта лига будет функционировать. Отразится ли она на привычной международной сцене? Будут ли американские команды ограничивать свои составы в выступлениях на других турнирах? Или же на крупные международные LAN станут звать команды послабее и это положительно скажется на сцене в целом? Словом, насколько сильно изменится текущий шаткий баланс?

EPICENTER стал последним крупным турниром года; фото: Epic Esports Events
EPICENTER стал последним крупным турниром года; фото: Epic Esports Events

Отдельный вопрос — мейджоры. Судя по всему, Valve всерьез решила разнообразить их географию, а вот с остальными изменениями не спешит. Несмотря на все проблемы, мейджоры все еще остаются самыми престижными соревнованиями по Counter-Strike, пусть некоторые игроки и считают иначе. Как все уже поняли, делать The International компания не намерена, но закольцевать систему ей явно под силу — тем более вряд ли это будет ущемлять чьи-либо интересы. Например, Valve могла бы выделять слоты на мейджорах за успешные выступления на крупных турнирах по ходу сезона: от этого бы выиграли все.

Учитывая вектор развития Counter-Strike и неспадающий интерес к игре, Valve рано или поздно придется менять экосистему. Вполне вероятно, что 2020 год станет поворотным — осталось дождаться той самой франшизной лиги.

Zeus has left the server, ZywOo joined

Страшно подумать, но в этом году CS:GO исполнилось уже целых семь лет — в игре появилось уже третье поколение талантов, а старички по одному стали уходить на заслуженный отдых. Zeus и GeT_RiGhT (он хоть и не закончил карьеру, но уход из NiP с этим сопоставим) успели выиграть свои мейджоры, а вот легенда mousesports gob b так и остался некоронованным, но зато подарил нам яркую и мимолетную в своих успехах BIG.

Любители поностальгировать (автор текста в том числе) скажут, что CS уже не тот — FalleN скатился, Ninjas in Pyjamas безуспешно пытаются вернуться хотя бы в топ-5, а польский Counter-Strike и вовсе позабыт с концами. Только f0rest и трио flusha, JW и KRiMZ еще пытаются всем доказать, что им по силам повторить успехи пятилетней давности.

Zeus; фото: BLAST Pro Series
Zeus; фото: BLAST Pro Series

Мы и не заметили, как к статусу легенд пришли gla1ve и karrigan, а olofmeister из перспективного юнца превратился в настоящего ветерана. Чего уж там: даже ropz, кажется, уже вечность играет на про-сцене, хотя еще вчера никому не известный пробивался в лидеры FACEIT Pro League.

Смена поколений всегда проходит незаметно: с темпом, который набрала сцена, команды и отдельные игроки могут ярко сиять несколько дней, а уже через неделю о них все забудут. Поэтому в Counter-Strike так часто говорят о наследии — не стоит забывать о былых успехах, ведь они могут стать подспорьем для грядущих взлетов. Главное, чтобы это понимали будущие суперзвезды — ZywOo, kscerato, Brollan, frozen, xsepower, Plopski и другие таланты, успевшие громко о себе заявить в уходящем 2019 году.

А что в СНГ?

Кажется, Counter-Strike в СНГ начал обретать стабильность. Времена стаков-однодневок, собиравшихся исключительно на майноры, прошли, а NAVI уже не единственные в регионе, кто готов бороться за высокие места. Кстати, о наболевшем…

Natus Vincere кардинально меняются, и это очень интересно. Последние годы у команды не было тактически подкованного авторитета, который мог бы обуздать s1mple, а теперь в организации есть B1ad3, по сути, вырастивший и Костылева, и flamie, и electroNic. Судить пока рано, но, по всей видимости, команда действительно готова преобразиться.

Пока больно, но дальше должно быть лучше; фото: Epic Esports Events
Пока больно, но дальше должно быть лучше; фото: Epic Esports Events

B1ad3 принято критиковать за не самые разнообразные тактики, но потенциально главная ценность Городенского в том, что он может научить игроков думать и принимать решения самостоятельно, причем делать это эффективно. S1mple и Ко уже должны понять, что «батька» (будь то Zeus или B1ad3) не может решить все проблемы, это нужно делать самим. Хочется в это верить — что нам, болельщикам, еще остается?

Еще один мастодонт сцены к концу года все-таки вернулся в СНГ. Virtus.pro оставила польскую сцену со всеми ее проблемами и снова подписала AdreN, а заодно и остальных участников AVANGAR. Состав Jame показал, что может бороться на равных почти со всеми, но ему, как и NAVI, не хватает стабильности — а это самый главный компонент в условиях современной сцены.

Под новым тегом у команды наверняка будет больше инвайтов на крупные турниры, но пользоваться возможностью необходимо с ходу — времени на раскачку точно не будет, претендентов слишком много, и все очень голодные.

AdreN; фото: Epic Esports Events
AdreN; фото: Epic Esports Events

Игроки VP упоминали, что на последнем масштабном буткемпе провели огромную работу «на полгода вперед». Вопрос в том, хватит ли этого. Как показал уходящий год, мета меняется очень быстро, и не все команды за этим успевают.

Как показал EPICENTER, проблем у наших команд предостаточно. NAVI снова оступились против до смерти уставших Evil Geniuses, а VP навязала невероятную борьбу mousesports, но уступила forZe и заняла последнее место в своей группе.

ForZe, пожалуй, стала главным открытием года в СНГ. Коллектив Jerry зарекомендовал себя крайне крепкой тир-2 командой, но состав явно хочет большего: победы на тех же DreamHack Open и ESEA MDL ростер уже не так впечатляют. Надеемся, рост амбиций не будет опережать рост реального уровня команды. Словом, MAKE CIS CS GREAT AGAIN.

Ну и самое главное: Dosia и mou поехали учить китайцев играть в Counter-Strike! Со следующего года чемпионы мейджора будут покорять местную сцену вместе с captainMo и Karsa. Кто знает, может, этот трансфер задаст тренд и в будущем отыгравшие своё звезды будут чаще уезжать зарабатывать в Поднебесную.

Фото на обложке: Epic Esports Events

Итоги 2019 года в киберспорте и играх:

Комментарии