В CS:GO заговорили об объединении СНГ и Европы на мейджорах — есть ли в этом смысл?
Статья

В CS:GO заговорили об объединении СНГ и Европы на мейджорах — есть ли в этом смысл?

На днях журналисты HLTV.org и аналитик Чад SPUNJ Бёрчил подняли, казалось бы, давно забытую тему — насколько справедливо разделять СНГ и Европу при раздаче турнирных квот на мейджоры? Коллеги считают, что для Valve наступил идеальный момент, чтобы вновь объединить регионы. Cybersport.ru вспоминает, когда наши команды начали биться за попадание на мейджор только между собой, как это помогло региону и почему текущая система — дань уважения комьюнити СНГ со стороны Valve.

Когда в СНГ появились свои отборочные?

Наша сцена Counter-Strike получила серьезный буст в 2016 году, когда Valve учредила региональные майноры для СНГ. Благодаря этому перед первым мейджором года в решающей квалификации гарантированно участвовала одна команда, а со второго и по сей день — две команды от региона.

До этого слоты на мейджорах чаще всего были гарантированы только NAVI, все остальные команды нашего региона бодались в квалификациях. Успешнее всего это делали FlipSid3 Tactics и составы Кирилла ANGE1 Карасёва, остальным же было не под силу навязать борьбу европейским коллективам из Швеции, Франции, а с появлением Team Kinguin — и звездным интернациональным ростерам.

Chopper в 2017 году. Фото: StarLadder
Chopper в 2017 году. Фото: StarLadder

С новой же системой у коллективов стало появляться больше возможностей проявить себя. Нововведение сильно помогло раскрыться многим киберспортсменам, которые сейчас являются звездами сцены. Возьмем того же electronic: он обратил на себя внимание общественности благодаря впечатляющей игре за Team Empire на майноре к ESL One Cologne 2016, а впоследствии — на многих турнирах в составе FlipSid3 Tactics. То же самое можно сказать про Леонида chopper Вишнякова, Николая mir Битюкова, Кирилла Boombl4 Михайлова и костяк действующего ростера Virtus.pro.

В январе 2021 года отделению СНГ от остальной Европы исполнится пять лет, и, наверное, пора задать вопрос — чего за это время достиг наш регион?

Наш регион сделал рывок, особенно в онлайн-эру

Транзит поколений на нашей сцене начался где-то с середины 2017 года. Тогда на себя обратили внимание казахи из состава Джами Jame Али, Виктор somedieyoung Оруджев и Quantum Bellator Fire с Boombl4, которая чудесным образом вышла в «легенды» на ELEAGUE Major: Boston 2018, отыгравшись в решающем матче группового этапа с MOUZ со счета 2:13 после первой половины.

Несмотря на прогресс игроков и команд, у многих не было возможности проявить себя на высоком уровне. Virtus.pro довольно долгое время работала с поляками, а Natus Vincere не обновляла состав после возвращения Даниила Zeus Тесленко — шансы выпадали единицам.

К 2019-му многие команды в СНГ окрепли и стали чаще побеждать на престижных турнирах. Тренд начала задавать AVANGAR, дошедшая до финала мейджора, а затем — forZe, у которой к концу года были трофеи Copenhagen Games, DreamHack Open Winter 2019, майнора для СНГ и серебро на BLAST Pro Series Moscow 2019.

Jerry времен Spartak Esports. Фото: StarLadder
Jerry времен Spartak Esports. Фото: StarLadder

В пандемию же шансов проявить себя у наших команд стало еще больше. COVID-19 основательно подкосил индустрию, но с переходом матчей в онлайн шансы коллективов уравнялись — количество чемпионатов возросло, а андердогов на соревнованиях прибавилось. Именно в 2020-м ярче всего засияли Team Spirit и Gambit Youngsters, которые уже в составе с Абаем HObbit Хасеновым стали выступать под основным тегом организации.

Кроме того, нельзя не заметить, что 2020-й Natus Vincere провели на голову выше, чем прошлый год. Именно наша команда выиграла единственный топовый LAN, пусть он и прошел без зрителей. Кроме того, у NAVI два финала крупных онлайн-ивентов и несколько финишей в топ-4. Клуб определенно может гордиться собой — это впечатляющий результат.

Успехи СНГ особенно заметны на фоне кризиса CS:GO в Америке. Можно обратить внимание, что среди топ-30 команд мира на данный момент пять представляют Америку, а от нашего региона всего на одну меньше. Конечно, пропорция может стать другой после возвращения LAN, но по крайней мере в онлайне наши продемонстрировали упорство и стрессоустойчивость.

С чего вообще заговорили о повторном объединении регионов?

Скорее всего, это связано с несколькими факторами. Некоторые наши коллективы действительно уже выросли и готовы на равных играть с европейцами — в принципе, было бы вполне резонно видеть в одной квалификации условных forZe, Gambit, mouz, Spirit и Fnatic. Нельзя сказать, что кто-то из них на голову слабее или сильнее другого, каждый может обыграть каждого в удачный день — было бы интересно понаблюдать, кто окажется сильнее в долгосрочной перспективе.

Объединение регионов поможет понять истинную силу наших коллективов в сравнении с европейцами. Да, это может быть шоковая терапия, но иначе есть риск встать в тупик при оценке команд СНГ — до каких пор их стоит считать «перспективными»? Всё-таки киберспорт уже вырос, и если на коллектив тратятся сопоставимые с конкурентами средства с меньшим выхлопом — не пора ли задуматься о том, чтобы искать состав посильнее?

Вероятно, повторные разговоры об объединении могут быть связаны и с тем, что мы так и не стали на Западе «своими». Если Natus Vincere — суперзвезды Counter-Strike с кучей фанатов, а костяк Virtus.pro успел сыграть в финале мейджора, то у условной forZe международные успехи куда скромнее. 

Но бог с ней, с узнаваемостью. Не быть вторым s1mple — не преступление, а вот быть таким, как тренеры Hard Legion Esports, — вполне. До недавнего времени в СНГ была довольно симпатичная команда Hard Legion, которая многим приглянулась на берлинском мейджоре, куда вышла еще под тегом DreamEaters. У команды могло быть большое будущее, если бы она не читерила. И хотя баны в итоге были выданы только наставникам коллектива, непоправимый ущерб репутации получили и киберспортсмены, и клуб в целом.

MechanoGun не остался без работы. Фото: StarLadder
MechanoGun не остался без работы. Фото: StarLadder

Шутка ли, Hard Legion — единственная команда, целых три тренера (!) которой были забанены на чемпионатах ESL, WePlay и BLAST Pro Series. Вопиющий случай, после которого сложно найти не ироничную или не презрительную реакцию на упоминание тега HL в социальных сетях.

А еще о международной репутации не очень думает forZe. На Западе не поняли, когда клуб взял тренером академии печально известного Александра MechanoGun Богатырева — бывшего наставника Hard Legion, которого на три года отстранили от топовых турниров. Западная аудитория возмутилась, когда место в организации, которая как минимум находится на слуху, получает опозорившийся читер.

ForZe же защищала MechanoGun всеми силами. На фоне скандала с тренерами, как мне кажется, стала четко видна позиция клуба по отношению к сцене в целом — forZe воспринимает конкуренцию как войну. Это проявляется и в перепалке с Данканом Thorin Шилдсом, и в том, как Сергей Игнатко отреагировал на новость о разбане Сергея lmbt Бежанова — будто выиграл бой у монстра в лице ESIC. Но все же клубу не стоит забывать, что это не персональный враг команд из СНГ и forZe в частности, а претендующий на универсальность регулятор. Когда клуб смог доказать свою правоту — заслуженно вернул себе тренера. Вот только был это бой или же просто естественный ход вещей, при котором одна сторона предоставляет доказательства, вторая берет их во внимание и принимает соответствующее решение? В любом случае, излишняя враждебность вряд ли встретит понимание широкой общественности.

От Valve с любовью

Пока для объединения регионов нет никаких оснований. Онлайн-эра доказала, что в СНГ достаточно очень крепких команд, а NAVI в онлайне на голову выше тех, кто год назад побеждал на топовых LAN. Наши коллективы довольно долго шли к обретению стабильности, но все-таки добились этого. Именно благодаря Counter-Strike имя в киберспорте себе сделала AVANGAR, для Team Spirit, разочаровавшейся в «Доте», это теперь единственная топовая дисциплина, а Gambit смогла пережить спад чемпионского состава, набрала новичков и теперь покоряет новые вершины уже с молодой пятеркой под руководством HObbit.

Самый первый майнор СНГ выиграл будущий чемпион мейджора. Фото: StarLadder
Самый первый майнор СНГ выиграл будущий чемпион мейджора. Фото: StarLadder

СНГ очень долго идет к признанию в CS:GO, и за последний год наша сцена показала значительный прогресс. За исключением пары топов Северной Америки, наши команды ничем не уступают середнякам этого региона: forZe, увы, на Flashpoint Season 2 не порадовала, но зато Virtus.pro деклассировала новый многомиллионный ростер Cloud9 и оставила не у дел Gen.G, а проиграла пока только OG, состав которой проводит очень удачный год.

В заключение надо напомнить, что прогресс нашей сцены Counter-Strike напрямую связан с особым отношением Valve к своей киберспортивной экосистеме, одним из принципов которой является репрезентативность. Сначала компания утвердила для СНГ отдельный майнор по CS:GO, а затем выделила СНГ одним из пяти регионов в «Доте» с системой Dota Pro Circuit.

Наверняка не знает никто, но мне кажется, что все это — дань уважения компании Гейба Ньюэлла своей аудитории. «Доту» безмерно обожают в Южной Америке, и хотя лишь единицы там могут играть на мировом уровне, некоторым удается покорить своей страстной игрой аудиторию мейджоров и даже The International — в тех случаях, когда команды из ЮА выбивают именитые клубы, будучи тотальным аутсайдером. Грубо говоря, в СНГ аналогичная ситуация с Counter-Strike.

Valve принято только критиковать, но, по сути, благодаря ей у нас в регионе сначала стали расти сильные киберспортсмены, а с 2018 года — еще и крепкие коллективы. Как бы мы ни ругали компанию, но за это ей точно стоит сказать спасибо.

Заглавное фото: Abraham Engelmark / DreamHack

Комментарии