Эксклюзив с Zeus — об уходе из NAVI, взаимоотношениях с игроками Gambit и жизни после киберспорта
Интервью

Эксклюзив с Zeus — об уходе из NAVI, взаимоотношениях с игроками Gambit и жизни после киберспорта

1 августа состоится шоу-матч между золотым составом Natus Vincere по Counter-Strike 1.6 и действующей командой организации, выступающей в CS:GO. В преддверии этого противостояния мы встретились с игроком, которого читатели Cybersport.ru выбрали главной легендой NAVI в CS, — Даниилом Zeus Тесленко. Он рассказал, что намерен навязать противникам борьбу в CS 1.6, а также поделился планами на развитие своей организации pro100 и других проектов.

— Начнем с главного инфоповода последних дней — шоу-матча золотого состава NAVI. Какие ожидания от противостояния с молодыми?

— Конечно, я мог бы нагнать тут много лишней информации и сказать, что ожидаю чего-то особенного, но... С учетом того, что мы совсем не тренировались, что кто-то, как markeloff, вообще не заходил в CS, то в CS:GO шансов у нас нет. Но в 1.6 мы поборемся. Сам я эту недельку перед матчем хочу поиграть в CS, хоть какую-то форму набрать. В последнее время было много дел, так что я мало играл, точнее вообще не играл (смеется). Мы как-то пытались собраться и потренироваться, но что-то все подзабили.

NAVI 2010 на Extreme Masters IV Global Finals. Фото: NAVI
NAVI 2010 на Extreme Masters IV Global Finals. Фото: NAVI

— Данкан Thorin Шилдс, с которым у тебя давняя история любви и ненависти, недавно сказал, что NAVI 2010 года, возможно, лучшая команда в истории CS. Насколько ты согласен с этим утверждением?

— Я думаю, что самая профессиональная команда в истории CS — это Astralis. Датчане показали, насколько серьезно можно подходить к игре и тренировочному процессу. Но с точки зрения истории NAVI 2010 действительно были командой, которая появилась из ниоткуда и вдруг стала чемпионом мира. В этом плане в нас есть какая-то изюминка. Ну, если Thorin так считает — спорить не будем (смеется).

— Фанаты в таких спорах часто приводят в пример первый ростер NiP, который выиграл 87 матчей подряд. На твой взгляд, это такая же легендарная команда, как и вы с Astralis?

— Они, безусловно, заслуживают уважения. NiP сделали огромный вклад в CS:GO, но у всех команд в этом списке есть свои достижения. Astralis показала максимальный профессионализм и очень долго оставалась на первой строчке мирового рейтинга.

У NiP другая история. Они стали первыми в этой гонке, первыми рискнули всерьез перейти на новую игру и тоже долго удерживали лидерство.
Мы — те ребята, от которых никто не ожидал, что они смогут забраться на пьедестал. По сути, мы сделали серьезный рывок за короткое время. У каждого свой путь, а кто был лучше — тут уж люди пусть оценивают сами.

— У тебя было еще одно достижение с командой, от которой никто ничего не ждал, — с Gambit Esports. Mou тебе недавно предлагал сыграть шоу-матч тем чемпионским составом. Согласился бы?

— Конечно, думаю, что это еще произойдет. Я везунчик в этом плане — у меня несколько чемпионских команд (смеется). Так что я могу и там, и там поиграть.

— Казалось, что вы расстались не самым лучшим образом. Это не так?

— На самом деле — нет. Мне кажется, мы все вместе тогда упустили большой шанс. После победы на мейджоре мы могли продолжить трудиться и, возможно, повторить успех. Но мы не нашли общего языка и в результате расстались. Мне обидно, что всё вышло именно так. Потому что в итоге я пошел опять в NAVI, там снова началась тяжелая работа, а мне тогда уже было 29 лет.

После победы на мейджоре мне с Gambit хотелось «снимать сливки» — зарабатывать победы, ведь мы играли очень круто. К тому же мы тогда выбили себе новые контракты с хорошими условиями и зарплатами, потому что в организацию пришел новый инвестор. Но вместо того чтобы ездить по турнирам и выигрывать их, я отправился в NAVI.

Конечно, я был очень рад этому, ведь NAVI — моя семья, я очень хорошо общаюсь со всеми парнями из клуба. Но поначалу мы просто летали по миру и проигрывали все соревнования. Это уже потом к нам пришел electronic, с которым мы быстро нашли общий язык, и, наконец, стали побеждать. Как-то так. А отношения… Время прошло, глобальных гадостей мы не делали друг другу, поэтому у нас нормальные отношения со всеми из того состава. Всё плохое забывается.

Zeus с трофеем DH Winter 2016. Фото: Gambit
Zeus с трофеем DH Winter 2016. Фото: Gambit

— Ты считаешь, что вы бы смогли развить тот успех в Gambit?

— Я в этом уверен. Я видел то, как команда играла после меня — она очень сильно смотрелась. Уверен, что всё было бы круто. Но ничего, зато потом в NAVI пришел electronic, и мы тоже смогли повыигрывать турниры.

— Уходя из NAVI, ты сказал: «Мне 32 года, я очень устал». Но с тех пор ты реформировал pro100, запустил доставку пиццы, в шоу-матчах начал участвовать. У тебя получилось отдохнуть-то?

— Я устал от того темпа игры, поездок, турниров, этого сумасшедшего темпа. А отдых… (Вздыхает) Да, отдохнул (смеется). Всё у меня нормально.

— Как сейчас выглядит твой обычный рабочий день? Чем ты занимаешься на киберспортивной пенсии?

— Ну, вот, лежу на диване (смеется). До этого хорошо погулял, дней пять. Вообще, последний месяц основные силы бросил на спорт. Плюс развиваю свои проекты, работаю. Мы сейчас достраиваем киберспортивную арену в Харькове — для меня это такой проект-мечта. Это первое подобное заведение в городе будет: 100 компов, кальяны там, сцена, PlayStation, еда — ну, всё-всё-всё. Хотим устроить грандиозное открытие, пригласить блогеров, медийно всё показать.

Потом у меня появилась доставка пиццы — мы занимались ею около четырех месяцев, потому что хотели сделать качественный продукт. Прорабатывали эти рецепты у шеф-поваров, разрабатывали стиль, логотип, меню, хотели сделать хороший сайт. Есть проект глобальный, которым также занимаемся, — лига CIS Esports. Сейчас привлекаем инвестиции в этот проект, всё уже на финальной стадии.

Еще готовим очень интересную киберспортивную историю, но… К сожалению, не могу пока рассказать, о чем именно идет речь. Но это будет связано с мировым киберспортом. Этим мы занимались последние полгода. Так что да, у меня есть парочка проектов, которые пока не анонсированы, но, как по мне, это самые глобальные, самые крутые из них. Мы сейчас на финальной стадии уже в двух проектах. Один мы планируем запустить в конце августа. Второй, надеюсь, удастся пораньше. Ждите анонсов!

— В мае ты еще встречался с мэром Харькова, обсуждал с ним некую киберспортивную академию и даже проведение в городе крупных турниров. Развивается ли как-то это история сейчас?

— Эта история сейчас глобально не развивается. Мы планируем, думаем для начала провести небольшой турнир — может быть, кубок мэра или что-то в таком духе, в небольших масштабах.

Мы не отказались от идеи провести чемпионат мира в Харькове, но это большая серьезная история. Мы планировали провести его в «Технополисе» — будет у нас такой технопарк, в который планируют вложить много денег. Просто всё это будет не так скоро.

Zeus и мэр Харькова Геннадий Кернес. Фото: официальный сайт города Харькова
Zeus и мэр Харькова Геннадий Кернес. Фото: официальный сайт города Харькова

— На CS:GO у тебя сейчас вообще времени хватает с твоим напряженным графиком? Следишь ли за матчами?

— Немного слежу, но не слишком внимательно. Сейчас у команд вообще, видел, отборочные на мейджор, например. Мониторил, как там NAVI играли, как у VP дела — там наш YEKINDAR играет.

Видел, какие там непонятные вещи с Astralis начали происходить. Интересно, что теперь схема, которую мы еще с Кейном давно предлагали — с расширением ростера до шести-семи игроков, — стала набирать популярность. В принципе, это удобная модель — нам бы она помогла, учитывая, какой у нас был график. Два турнира в месяц вытянуть очень сложно, некоторые игроки устают, особенно те, что в возрасте, как я.

Когда у тебя в команде есть замены, выдерживать такой график намного проще. Но да, при этом непонятно, как распределять людей по позициям. Пока Astralis каких-то серьезных результатов не показала с таким подходом, но, может, всё ещё впереди.

— Когда вы это с Кейном предлагали? Ведь когда Astralis ввела такую модель, все хайпили, какая она смелая и революционная.

— Мы предлагали NAVI, еще когда только пришли после Gambit. Активно всё обсуждали. Кейн, как тренер, очень сильно старался эту тему протолкнуть, потому что мы сталкивались с проблемами. То у кого-то день рождения, то какие-то поездки, то усталость — то есть кто-то постоянно выпадал. И тяжело даже было кого-то конкретного обвинить, потому что время от времени разного рода внешние обстоятельства возникают у всех. Мы были уверены, что расширенный ростер мог бы решить такую проблему.

— А где найти игроков, согласных посидеть на скамейке до тех пор, пока их не вызовут на замену?

— Всё не так — вы же будете полноценной командой, все вместе сможете тренироваться. Просто придется договариваться, кто на каких турнирах будет играть.

В некоторых ситуациях это действительно могло бы помочь. Например, однажды у нас был небольшой турнир в Европе. Мы полетели туда, сыграли и после небольшого перерыва отправились в Китай — там был StarLadder, который мы выиграли. Конечно, параллельно еще идут буткемпы. Из Китая, на следующий день после турнира, мы сразу полетели в Майами на BLAST, где успешно проиграли, потому что сил уже совсем не осталось. Это, конечно, уникальная ситуация, но всё же она показывает, каким напряженным может быть график турниров. Возможно, постепенно команды действительно научатся использовать замены.

Xyp9x — один из двух игроков Astralis, ушедших в инактив из-за эмоционального выгорания. Фото: DreamHack
Xyp9x — один из двух игроков Astralis, ушедших в инактив из-за эмоционального выгорания. Фото: DreamHack

— Как ты думаешь, почему о выгорании и необходимости замен заговорили только сейчас? Всегда ведь были такие безумные серии турниров.

— Мне кажется, на рынке стало больше денег, и у организаций появились новые возможности. Если учитывать уровень зарплат игроков, раньше такое попросту было невозможно. Кроме того, у игроков в Counter-Strike одни из самых высоких зарплат в киберспорте. Тут пятерых-то сложно содержать, а представь, каково это, когда игроков становится шесть-семь, да еще и тренер с ними?

Astralis, конечно, сейчас захотела немного выделиться, показав такую модель. Это всё-таки команда с, пожалуй, самым профессиональным подходом на сцене. Это касается самых разных моментов: как они себя ведут; как они вместе ходят гулять, тренироваться, завтракать — у них очень жесткая дисциплина, максимально спортивный и профессиональный подход.

При этом они рекордсмены по выигранным подряд мейджорам, а значит, их пример показателен, это такие законодатели моды. Пока мы видим, что даже Astralis это каких-то суперрезультатов не принесло. Ну, посмотрим на дистанции.

— Как ты считаешь, все эти онлайновые результаты показательны? Можно ли хвалить BIG, например, или это просто временная аномалия, о которой забудут с возвращением офлайн-турниров?

— Я думаю, что игроки BIG в любом случае сделали определенный рывок. Команда и до этого не раз выстреливала на турнирах — я, допустим, помню, что она играла против нас в финале ESL One Cologne 2018. Я этих ребят знаю, они очень спокойные, жизнерадостные и не очень отчаянные. Но при этом они реально любят CS:GO — это такие настоящие задроты, в хорошем смысле.

Они любят гранатки, фишечки, раскидки. Мы с ними дружили, когда я играл еще в CS, и они нередко показывали нам какие-то фишки, прострелы новые, какие-то комбинации необычные, интересные. Получается, что вот эта работа, которую они проводили годами, в итоге принесла на дистанции результат.

Но тут нужно понимать, что многие команды работают над технической стороной игры, но важно уделять время и психологии, эмоциям. И это делают далеко не все команды. Самого большого прогресса в этом плане добились игроки Astralis — они очень крутые в этом плане, очень морально устойчивые. Это важно, потому что, когда ты играешь на сцене, перед людьми, это по-любому стресс, переживания, эмоции.

Сейчас же команды сидят дома, без зрителей, и не испытывают этого стресса. Ставка идет на спокойный, технический стиль игры. И вот BIG показала нам, что в такой спокойной атмосфере она может показывать результат. И я этому рад. Как минимум тому, что CS не стоит на месте — в нем появляются новые чемпионы.

BIG после победы на DreamHack Leipzig 2020. Фото: BIG
BIG после победы на DreamHack Leipzig 2020. Фото: BIG

— Еще одна твоя цитата после ухода из NAVI: «Я ушел, потому что мы проигрывали, мы не могли выиграть». Как ты думаешь, почему с той командой так вышло? Что остановило вас от дальнейшего прогресса?

— Я понимал, что мое время как игрока в любом случае подходит к концу. А пацаны в команде — у них впереди была вся жизнь, им было куда стремиться. Но в какой-то момент я заметил, что они перестали держаться за этот шанс, и это наблюдалось достаточно долго. Там, где надо было вгрызаться, работать, выжимать из себя максимум, мы позволяли себе расслабиться. Из-за этого на важных турнирах мы и уступали тем же Astralis, Team Liquid.
Не пойми меня неправильно: мы тоже проделывали огромную работу. И, безусловно, когда я ушел, ребята продолжили трудиться. У наших ребят была очень хорошая индивидуальная форма и сильно развитое стратегическое мышление — мирового уровня.

S1mple, electronic, flamie — они выглядели и выглядят очень сильно. Boombl4 тоже дополнил команду, это сильный игрок, очень старательный капитан. Пятый, которого они взяли, пока мне кажется нестабильным. Но и он показывал себя хорошо в отдельных матчах — влился неплохо, скажем так. B1ad3 — достаточно опытный игрок, капитан. Он очень хорошо шарит в тактическом Counter-Strike и, безусловно, дополнил NAVI. Еще у ребят есть офигенный психолог Глеб и Юджин — эдакий ментор.

У нас была очень сильная команда. Но ей требовалась свежая кровь. И я чувствовал это, что мне уже пора уходить. Ребятам нужно было быть на одной волне, легко находить общий язык. А у нас с ними было десять лет разницы в возрасте. Они могли вместе сидеть и играть в CS:GO в час, два, три ночи, но меня к тому времени уже рубило, и мне нужно было прикладывать огромные усилия просто для того, чтобы сидеть и тренироваться.

— По-твоему, с тех пор команда сделала шаг вперед?

— Counter-Strike — очень прогрессивная игра, которая никогда не стояла на месте, хотя и существует уже 20 лет. Выше я уже отмечал команду Astralis. Почему она такая крутая? Потому что на протяжении двух лет она еженедельно делала какие-то шаги вперед. Так и нужно делать. Как только ты останавливаешься, тебя тут же обгоняет другая команда, которая всё это время работала. В CS:GO никто не стоит на месте.

NAVI же сделали шаг вперед и остановились. Потом снова шагнули вперед, а затем снова встали на месте. Сказать, что они сейчас сделали какой-то огромный шаг с точки зрения мирового Counter-Strike или что они сейчас выделяются как лучшая команда мира, я не могу. Но то, что они близки к этому и могут забрать себе звание лучших, — это так. Но тут вопрос уже к ним — хотят ли они это делать? Готовы ли жертвовать своим временем, чтобы подняться на вершину и закрепиться на ней?

Забраться на топ-1 — это еще полдела. Иногда достаточно выиграть какой-то турнир. Но после него тебе сразу захочется слетать на море, отдохнуть, повеселиться… И за это время вы уже можете потерять свой статус, поскольку кто-то пожертвует своим временем и продолжит тренироваться. И когда ты после отпуска зайдешь на сервер, противник тебе просто навешает люлей.

NAVI на IEM Katowice 2020. Фото: ESL
NAVI на IEM Katowice 2020. Фото: ESL

— Вопрос, на который тебе придется отвечать бесконечно: существует ли шанс, что ты вернешься в большой киберспорт — в качестве тренера или какого-то ментора?

— В качестве игрока я себя не вижу. В качестве тренера — да. Если мне этого захочется, если я буду к этому готов морально и физически (смеется), это возможно.

— В pro100 или в NAVI?

— Да скорее в NAVI. У pro100 пока другой путь. Я бы пришел в ту команду, в которой увижу потенциал, в команду, с которой мы могли бы выиграть чемпионат мира в первую очередь. Кто это будет — пока неизвестно.

— Хочу немного узнать про путь pro100. Ты говорил, что у вас появился инвестор и скоро нас ждет обновление состава. Когда уже будут анонсы?

— Пока ничего не могу сказать — там сложилась непростая ситуация. Нужно еще немного времени. Думаю, всё решится в течение двух-трех недель. Надеюсь, после этого вся информация станет известна. У pro100 есть план стать тир-1 командой в течение года. Команда дошла до тир-2, была в топ-30 мира, а сейчас, скажем так, «захолдила». Пока это всё, что я могу сказать. Но могу подтвердить, что состав действительно ждут перемены.

— Давай поговорим про твою автобиографию. Существует мнение, что выпуск таких книг — дело не слишком прибыльное. Доволен ли ты результатами продаж своей «Вопреки. Путь к победе»?

— Возможно, эта информация сейчас кого-то сильно удивит, но я вложил в книгу — в плане финансов — больше $100 тыс., если учитывать тираж. Я знаю, что на сегодняшний день эти деньги я не вернул. У нас произошел ряд казусов: деньги за продажу книг были в рублях, но рубль рухнул, причем именно в тот момент, когда нам нужно было конвертировать его. В итоге все доходы оказались на 30% меньше, чем должны были быть.

Кроме того, во время карантина одна компания, которая должна была передать нам серьезную часть денег за книги, в итоге обанкротилась и закрылась. Когда откроется — еще непонятно, а задолженности уже полгода. В общем, ситуация вышла очень «интересная».

Но я всё равно доволен результатом, пусть и не с точки зрения финансов. В первую очередь я хотел передать людям свой опыт, мотивацию, энергию. Я это всё заложил в книгу, проделал огромную работу и доволен тем, что у меня получилось. Продали мы около 20 тыс. книг. И я очень редко встречал негативные отзывы. В большинстве все довольны. Книгу читали дети, передавали родителям… Благодаря книге я познакомился с приятными людьми, с которыми я до сих пор работаю. А у некоторых просто появилось больше уважения ко мне, потому что благодаря автобиографии они смогли лучше узнать меня как человека.

Есть чувак OldBoy — это чемпион мира по PUBG Mobile из Харькова. Мы с ним недавно увиделись, познакомились, и он наговорил мне всякого: «Дань, я вот летел на чемпионат, читал твою книгу, она меня так зарядила!». Это так приятно! Кто-то пишет, что играет в футбол и читает перед матчами избранные места из книги. Такие моменты заставляют меня думать, что всё не зря.

Фотосессия Zeus для журнала Honor. Фото: Honor
Фотосессия Zeus для журнала Honor. Фото: Honor

— Сейчас у тебя новая глава в жизни. Есть вероятность, что ты решишь выпустить сиквел?

(Смеется) Может быть, не знаю. Если и буду делать, то только после того, как пройду через все сложности с предыдущей книгой. Сложностей и головной боли с ней было немерено. Вероятность, конечно, есть, но конкретных мыслей пока не было.

— Напоследок хочу сказать, что наши читатели выбрали тебя в качестве главной легенды NAVI в CS:GO, поэтому хочу предложить тебе обратиться к аудитории напрямую.

— Ого, мне очень приятно! Это правда Cybersport.ru? (Смеется) Большое спасибо, ребят! Я периодически читал комментарии и видел там довольно неоднозначное отношение комьюнити ко мне — с довольно резкими высказываниями. Но теперь ребята наконец-то сделали правильный выбор! (Смеется)

Ну что же, за то, что вы меня выбрали, я теперь буду периодически появляться у вас на сайте. Мне предложили вести у вас блог и делиться мыслями — постараюсь почаще это делать. Думаю, у меня хватает историй, которые вам будет интересно почитать. Будем общаться, решать, какую информацию вы хотите от меня получать… С удовольствием попробую себя в этой сфере.

А так желаю всем отличного лета — ну или того, что от него осталось. Насладитесь погодой, проведите хорошо время, потому что скоро придет зима, которую я так не люблю. Всем хорошего настроения, счастья и любви от Дани Зевса!

Комментарии