Капитан Virtus.pro Алексей Solo Березин рассказал, как выбирал игроков для нового ростера по Dota 2. В эксклюзивном интервью для Cybersport.ru он признался, что рассматривал возможность пригласить в команду Ростислава fn Лозового, а также объяснил, как будет играть состав в сезоне DPC 2019/2020.
— Всех очень удивил ваш новый состав! Давай обсудим каждого из новичков.
— Да, без проблем. Но нужно помнить, что это пока не финальный состав. Epileptick1d и save сейчас наши стендины на квалификацию.
— Хочешь сказать, что все еще может сильно измениться?
— На данный момент в команде три человека: я, No[o]ne и Resolut1on.
— Я слышал, что и epileptic и save — довольно необщительные ребята. Это не сказалось на тренировках?
— Да нет, наоборот! Ребята вполне общительные, открытые и очень мотивированные. Никаких проблем в этом плане у нас не возникло.
— Ты в прошлый раз говорил, что новичкам важно знать, что их не кикнут после первой неудачи. При этом epiletpic и save у вас числятся стендинами. Ты не думаешь, что это повлияет на их мотивацию и уверенность?
— Нет, не думаю. Мы знаем, что все ждут от нас хороших результатов с самого старта. Но в то же время я считаю, что болельщики должны понимать, что команда очень сильно обновилась. Резоль сменил роль, я вернулся к капитанству, а в составе появились два очень молодых игрока. От нас будет глупо ждать результатов здесь и сейчас. Мы делаем ставку на перспективу.
От сказанных тогда слов я не отказываюсь. Если мы подписываем игроков, то это всерьез и надолго. Именно поэтому мы были очень осторожны в выборе новичков. Пока мы только притираемся друг к другу, но если мы подпишем ребят, то, конечно, они будут уверены, что при первых неудачах никто не будет их менять.
— Многие ждали Ростислава fn Лозового, ведь он уже стендинил за вас. Почему именно Эпилептик оказался на первой позиции?
— Мы долго принимали это решение. После возвращения из Шанхая мы начали с нуля мониторить всю сцену в СНГ. До окончания TI9 мы не думали, что нам придется этим заниматься — все до конца верили, что Virtus.pro переборет все трудности и хорошо сыграет на «Инте». Поэтому за местной сценой я, к примеру, вообще не следил.
Когда стало ясно, что нам нужны новички, то в первую очередь мы подумали об fn. Мы с ним хорошо общаемся, он уже играл с нами, но... Мы решили не торопиться — все взвесить и разобраться, что вообще происходит в СНГ. Начали следить за паберами и за профессиональными игроками и постепенно склонились в сторону того, что брать нужно человека без опыта. Чтобы у него не было каких-то шаблонов или закостенелого мышления. Так из него можно будет вырастить того, кто нужен нашей команде на первой позиции.
— Про epileptic многие хотя бы слышали. А что ты можешь рассказать про save?
— Веталю тоже 17 лет, он так же молод, как Егор. Они много играют вместе в матчмейкинге, хорошо знают друг друга и дружат. Но мы следили за ними отдельно: не было условия, что они обязательно должны перейти в VP парой.
Save очень спокойный, рассудительный. В какой-то мере он противоположность Егора. Epileptic более импульсивный, разговорчивый, много коллит. Веталь, наоборот, чаще молчит, но всегда отлично выполняет свою работу по карте. Он очень уравновешенный и вообще выглядит немного взрослее, чем есть на самом деле.
По игре он очень круто жмет кнопки и обладает очень большим пулом героев. После тренировок он оставил очень положительное впечатление. По ходу первых игр он выдавал такие моменты, которых я уже очень давно не видел от профессиональных «четверок». Он правда очень круто играет.
— По взгляду на его профиль складывается впечатление, что он во многом похож на Владимира RodjER Никогосяна. Я ошибаюсь?
— Все «четверки» плюс-минус друг на друга похожи. Всегда же есть метовые герои, на которых каждый обязан играть. В то же время есть просто общепринятые герои-«четверки»...
Мне кажется, что пул героев у RodjER и save заметно отличается. Например, Веталь пока не играет на Chen, а у RodjER это был один из сильнейших героев. Их сложно сравнивать. У Веталя сейчас есть реальный шанс зацепиться за профессиональную сцену и проявить себя.
— Как вышло, что Resolut1on, который последние шесть лет играл на керри, оказался у вас на офлейне?
— С офлейнерами в СНГ довольно сложно. Стабильных, ярких и очевидных замен Паше просто нет. У Паши большой опыт, но и он приходил в VP, еще не будучи лучшим хардером в мире. Одним из лучших в мире он стал вместе с нами.
Вот мы и подумали — почему бы не попробовать взять опытного и при этом молодого игрока? У Reso даже есть опыт игры в финале TI! Он очень хорошо себя показал в Америке. И мы пришли к мнению, что по человеческим качествам и по опыту этот человек подходит нашей команде. А поменять роль не проблема. Главное, что он сам это хочет.
— Он сам предложил перейти на офлейн или это был ваш с No[o]ne совет?
— Это было обоюдным решением. Он знал, что мы ищем хардера, и предложил свою кандидатуру. Это было месяц назад. Мы рассматривали большой пул игроков по каждой из позиции, в том числе и по офлейну. Мы смотрели игры действующих хардеров в СНГ, думали над тем, кто может сменить роль и проявить себя на сложной линии. После месяца раздумий мы выбрали Рому.
— Был ли вариант, что Reso придет на позицию керри?
— Такой вариант тоже был, но мы не очень привязаны к такому распределению ролей. Мы больше смотрим на командную игру, на героев, на людей и на то, как они должны взаимодействовать в игре. С большой вероятностью у нас вообще не будет ярко выраженной «единицы» или ярко выраженной «тройки». Для Resolut1on мы рассматривали все варианты.
— Нет риска, что следующий патч резко изменит игру и сделает такую модель неэффективной?
— Так, это я мнение эксперта сейчас услышал?
— Ни в коем случае!
— Все риски мы оценили, всё под контролем.
— Давай поговорим про Boo1k. Из фильма о TI9 мне запомнилась твоя цитата: «Мы не понимали, что нам никто не нужен извне — в плане тренера или кого-то еще». Почему в команде остался тренер, который тогда оказался «не нужен»?
— В фильме идет речь о нашей предыдущей команде. Сейчас-то у нас абсолютно новый состав: поменялись три человека — больше половины ростера. Сравнивать тот период с этим сейчас глупо.
На TI9 мы рассказали, как у нас все происходило в том составе; о взаимодействии меня, Рамзеса и людей извне. Я и сейчас на 100% уверен, что в той команде нам не был нужен тренер, который помогал бы с драфтами и идеями. Потому что идей и так хватало — у меня, у Рамзеса, у Вована.
Сейчас у нас поменялась концепция. Я не уверен, что кто-то в нынешней команде сможет так же сильно помогать мне по драфтам и по идеям, как помогал Рамзес. Поэтому изначально, мне кажется, иметь тренера — правильно. Если в команде появится больше инициативы, со временем можно будет снизить влияние Толяна на драфты. Лучше подстраховаться!
— Но ведь на TI9 за драфты отвечал Арзик. Почему в вашей новой команде эта роль досталась не ему, а Булку?
— Тогда капитаном был Рамзик, и отвечал за драфты в первую очередь он. Арзик был его консультантом, и они сами определили модель, в которой взаимодействовали. Я не могу и не хочу делать вывод о том, что у них получилось. Лучше им самим сделать выводы — помог ли Рамзесу Арзик, пусть решит сам Рамзес. Пусть Арзик ответит себе на вопрос, справился ли он с поставленной задачей.
Я пообщался с Boo1k — он произвел на меня очень приятное впечатление. У него очень глубокое понимание игры, у него большая база статистики, которая мне нравится. Я подумал, что стоит дать человеку шанс проявить себя в нашей команде.
— После фильма многие задавали вопрос: почему вообще ты решил отдать такую свободу Рамзесу?
— Люди же не знают полной картины, что происходит в команде. На протяжении этих лет Рамзес очень часто сам останавливал меня, когда меня плавило по поводу драфта или чего-то еще. Точно так же огромное влияние на Рамзеса оказывал я.
Проиграв TI8, мы поняли, что повторяется ситуация прошлого года. Нам снова помешали те же проблемы, что раньше. И мы вместе решили, что сохранить состав можно будет только одним образом. Мы были уверены друг в друге в игровом плане и знали, что каждый из нас хорош на своей позиции. Проблема была в командном взаимодействии — намного глубже, чем просто плохая игра кого-то из нас.
Чтобы сохранить нашу пятерку, нам пришлось изменить модель. Это был единственный возможный вариант — передать Рамзесу роль капитана. Так бы он снова смог чувствовать себя комфортно и стал бы строить игру. Либо нам пришлось бы расстаться с Рамзесом прямо там — на TI8. Потому что было очевидно, что наша модель не сработала и вряд ли еще заработает.
Мы пошли на этот шаг, чтобы сохранить пятерку и испытать наши силы еще разок. Никто не знал, что все так повернется. Надежда была. Но сейчас мы понимаем, что это была ошибка.
— Теперь ты станешь авторитарным лидером, который держит всю игру в своих руках?
— Мне кажется, что это тоже не самая успешная модель, если судить по результатам последних трёх The International. Я много общался с Team Liquid — знаю, как у них устроено взаимодействие в команде. Хорошо знаю LGD, у которой вообще нет капитана, о чем ее игроки часто говорят. Мы дружим с ребятами из OG, у которых тоже нет условного Puppey. И все эти команды добились невероятных результатов без авторитарного лидера.
Очень важно слышать своих игроков и уметь слушать. Это тонкая материя, здесь важно уметь находить баланс. Иногда нужно гнуть свою линию и заставлять игроков делать то, что хочешь ты, но в то же время нельзя лишать их инициативы — важно помогать раскрываться.
Virtus.pro представила обновленный ростер 28 сентября. К Solo и No[o]ne присоединились Егор Nightfall Григоренко и Роман Resolut1on Фоминок. 2 октября команду пополнил саппорт Виталий Save- Мельник. Коллектив выступит в закрытых отборочных на MDL Chengdu Major.