Мидлейнер OG Топиас Topson Таавитсайнен взял отпуск в первой половине сезона, вернулся на отборочные к ESL One Los Angeles 2020, а затем вновь оказался не у дел из-за пандемии коронавируса. Cybersport.ru пообщался с игроком, чтобы узнать, в какой форме он подошел к новым турнирам по Dota 2 после выхода с карантина и что заставляет его продолжать соревноваться после двух побед на The International.
— Привет, Топиас! Рад, что ты наконец-то вернулся в Финляндию и у нас появилась возможность поговорить. Расскажи, сильно ли отличается твоя самоизоляция дома от того, что ты успел увидеть в Малайзии?
— Привет! Отличается, причем очень сильно. Как это всё получилось: мы отобрались на ESL One Los Angeles 2020 и уже приехали на турнир, но за пару дней до начала до нас дошла новость, что его отменили из-за коронавируса. Понимая серьезность ситуации, все тут же отправились по домам на случай, если границы действительно скоро закроют — но вот я решил заглянуть в Малайзию, к моей девушке… И через два дня после моего приезда страна отменила все международные авиарейсы (смеется).
Продлилось это всё два месяца, причем в самом суровом виде: мы действительно сидели по домам и вообще никуда не ходили. Напротив нашего жилья был небольшой ресторан, куда мы могли зайти или заказать оттуда еду — вот и все развлечения. Пожив так какое-то время, мы стали искать любые способы поскорее уехать вместе в Финляндию. Это оказалось не так-то просто: пришлось учесть много нюансов, чтобы такой перелёт был безопасным и для нас, и для всех окружающих, но в конце концов мы справились, теперь очень счастливы!
— Ты рад, что переживать карантин тебе пришлось именно в Малайзии?
— Честно говоря, нет — в Финляндии мне было бы намного комфортнее. В Оулу, моём родном городе, до сих пор было всего 120 случаев заражения COVID-19. Поэтому жизнь здесь шла своим чередом даже во время самых страшных дней пандемии: здесь просто не было никакого вируса.
Мне нравится местная атмосфера, и я бы предпочел это место любым другим городам планеты. Ведь это моя родина — разве где-то может быть лучше?
— Тяжело ли тебе дались два месяца в изоляции? Или это не сильно повлияло на твой ритм жизни?
— Да, конечно тяжело. На самом деле, я люблю выбираться из дома: не в клубы, а куда-нибудь на природу, где можно подышать свежим воздухом, прогуляться в лесу. Это всегда помогало мне расслабиться и освежить голову. Но в Малайзии делать это было невозможно: мы жили рядом с оживленным Куала-Лумпуром, очень шумным местом. Я не привык к жизни в большом городе и потому чувствовал себя не в своей тарелке.
Впрочем, про сам город я не могу сказать ничего плохого — там красиво и всё такое. Но я предпочитаю более уединенные места.
— Dota 2 помогала справиться со скукой?
— Ну как тебе сказать… Я поиграл в азиатских пабах, и это было очень… (смеется) Не могу сказать, что это был позитивный опыт, поэтому я не слишком много времени проводил в игре. Поначалу действительно старался убивать время «Дотой», но в какой-то момент бросил пытаться и недели три вообще не открывал Steam. Из-за этого, когда только вернулся в Финляндию, я почувствовал, как отвык от игры.
— Отвык или просто отдохнул?
— Пожалуй, и то и другое. Но сейчас я уже освоился, и игра кажется мне безумно интересной — я не следил за ней в последнее время, поэтому с большим удовольствием изучаю текущую мету. Думаю, актуальный патч довольно неплох, но игре бы не помешало небольшое обновление: некоторые стратегии выглядят слишком уж сильными.
— Следил ли ты за онлайн-лигами, пока был на карантине?
— Нет, я практически не включал стримы. Если честно, я с трудом могу заставить себя смотреть турниры, в которых не участвую сам, — мне кажется, это какое-то бессмысленное занятие.
Возможно, поэтому игра и кажется мне такой свежей: я успел сыграть только на двух турнирах после возвращения, и мне очень нравится изучать героев и предметы. Но некоторые играют в эту Dota 2 уже довольно долго, поэтому я могу понять недовольство аудитории.
— Интересно, что все эти лиги, по сути, представляют собой мини-превью следующего сезона, ведь Valve собиралась сделать как раз таки региональные лиги. Тебя устраивает такой формат в контексте сезона DPC?
— Конкретно для меня этот формат оптимален, поскольку с ним я смогу больше времени проводить дома и не кататься каждый месяц по миру. Если я правильно понял идею Valve, мы сможем играть все матчи в онлайне, собираясь на LAN только во время стадии плей-офф.
Я рад этому, поскольку теперь не могу быть сфокусирован на «Доте» на 100%. Здесь, в Финляндии, у меня появились другие дела, которые также требуют моего внимания. Поэтому я буду рад, если LAN-турниров станет меньше.
— Хочешь сказать, что ты уже задумываешься об уходе из Dota 2?
— Нет, не совсем так. Я действительно завершил бы карьеру уже в следующем сезоне, если бы продолжал кататься на все турниры подряд и жил одной только «Дотой». Так было раньше, и для меня это был тяжелый период. Сейчас же в жизни появились другие вещи, которые не дают мне погрязнуть в киберспортивной рутине, а это, в свою очередь, позволяет мне и поныне гореть игрой.
Я нашел своего рода баланс в жизни и потому наслаждаюсь ею. В предыдущих сезонах я ушел в Dota 2 с головой и из-за этого быстро выгорел. Я чувствовал, что мне чего-то не хватает в жизни.
— В пабликах сейчас играют тысячи ребят, мечтающих попасть в киберспорт. Даже не из-за больших призовых, а просто потому что они верят, что профессионально играть — это круто. Ты же за два сверхуспешных года успел устать. Почему? Давай распишем для всех минусы жизни киберспортсмена.
— То есть помимо того, что попасть сюда можно, только отказавшись от всего остального? (смеется) Чтобы стать киберспортсменом, придется забыть о прогулках с друзьями, об учебе, о любых других устремлениях в жизни. Но проблема в том, что, попав в киберспорт, ты не можешь просто похвалить себя и расслабиться: тебе придется работать еще усерднее, чтобы оставаться конкурентоспособным.
Внутриигровые успехи чаще всего связаны с тем, сколько времени вы уделяете тренировкам. Люди, конечно, бывают разные, но большинству для поддержания формы нужно проводить в Dota 2 хотя бы по восемь часов в день. Я очень любил эту игру, но когда она превратилась в работу, которой я вроде как теперь обязан заниматься, она немного утратила шарм.
Ты скажешь, что в таких случаях можно просто взять отпуск, и это правда. Но когда я отдыхаю, то потихоньку схожу с ума от мысли, что кто-то тренируется и становится лучше, пока я прохлаждаюсь вдали от компьютера. Меня начинает душить чувство вины, сразу возрастает уровень стресса… Поэтому я возвращаюсь к игре, начинаю проводить в ней больше времени, и этот цикл начинается снова…
Что-то я увлекся (смеется). Самый большой минус в жизни киберспортсмена — необходимость так много времени проводить в игре. Вам придется проводить в Dota 2 по 8-10 часов каждый день, и это не так-то просто выдержать.
— Как ты считаешь, каким образом n0tail выдерживает этот темп уже почти десять лет?
— Ох, я вообще не представляю! (смеется) Понятия не имею, как ему это удается. В нём просто есть какой-то внутренний огонь, который никогда не гаснет. Из-за него Йохан до сих пор готов изо всех сил сражаться за право называть себя лучшим. У него очень соревновательная натура, он обожает участвовать в турнирах и сражаться с сильнейшими оппонентами. А еще он просто так сильно любит Dota 2, что готов всё на неё поставить.
— Я общался с ним пару недель назад, и тогда он сказал, что даже после завершения карьеры игрока постарается найти себе новую роль в киберспорте — возможно, станет тренером. А что насчет тебя? Ты останешься с нами, когда устанешь тренироваться?
— Возможно. Мне было бы интересно попробовать себя в качестве тренера, но уже после того, как я налажу свою жизнь в других областях. С другой стороны, я вдруг сейчас понял, что тренерам тоже приходится постоянно летать по миру… А я терпеть не могу путешествовать! Поэтому возможно, что я исчезну сразу после завершения карьеры игрока.
— А что сейчас удерживает тебя в игре? Ты ведь уже дважды прошел «Доту», выиграв TI. В чем теперь твоя мотивация?
— Я задал себе точно такой же вопрос после The International 2019 и, честно говоря, потратил пару месяцев на раздумья. Сразу после турнира я взял отпуск от «Доты» и в тот момент всерьез задумался о завершении карьеры, пытался проанализировать, какой будет моя жизнь, если я брошу всё здесь и сейчас.
Но время шло, и постепенно я понял, что по-прежнему люблю Dota 2 — саму игру. Мне нравится анализировать её, находить новые сборки, тестировать героев… Да и соревноваться мне нравится, а «Дота» позволяет мне это делать на самом высоком уровне. Поэтому я решил продолжать — да, просто потому что мне нравится играть в «Доту».
Я уйду, когда игра перестанет приносить мне удовольствие либо если у нас в команде возникнут проблемы: случится какой-нибудь разлад, мы не сможем найти общий язык с тиммейтами или я потеряю страсть к соревнованиям. Но сейчас я чувствую, что готов продолжать борьбу.
— Ваш новый ростер — что отличает его от предыдущего?
— Это совсем другая команда. Все новички очень непохожи на тех, кого они заменили. Например, ana был намного, намного более молчаливым игроком, чем SumaiL. В новом составе собрались люди с совсем другими характерами. SumaiL больше говорит по ходу игры, постоянно предлагает новые идеи. А Saksa, наоборот, ведет себя значительно тише, чем JerAx — у Ессе всегда было что сказать нам.
Из-за этого изменилась общая динамика в команде. Теперь мне чаще приходится брать слово во время матчей, это интересно. Но это сильный состав, и я вижу его потенциал — нам просто нужно сработаться, и тогда мы станем сильнейшей командой сцены.
— Ты говорил, что, когда впервые попал в OG, тебя спросили о том, как ты бы хотел изменить игру команды. А что в ваш плейстайл привнесли новички?
— В первую очередь они помогли нам по-новому взглянуть на игру. Как-никак мы пару лет играли одним и тем же ростером и потому уже однобоко воспринимали «Доту». Еще за нас играл iLTW, но он тогда был молодым, неопытным игроком, поэтому не мог привнести ничего нового — наоборот, это мы учили его всему... Ну, не мы, а Йохан и Себ (смеется).
Но MidOne, SumaiL и Saksa — очень опытные игроки, которые многое повидали на киберспортивной арене. С ними мы получили возможность взглянуть на то, как Dota 2 видят другие команды, и это, безусловно, очень полезный опыт. Грубо говоря, сейчас у нас появилось больше внутриигровых инструментов — осталось внедрить их в наш плейстайл.
— Формат DPC часто критикуют за то, что он «убил» мейджоры — по сравнению с TI они выглядят как отборочные турниры. Ты выиграл уже два Аегиса — можешь ли сказать, что выступать на мейджорах тебе уже не так интересно?
— Да, пожалуй. Система DPC подана таким образом, что все турниры меркнут на фоне The International. Даже мейджоры в первую очередь нужны затем, чтобы получать рейтинговые очки. Впрочем, мне-то грех жаловаться (смеется), для меня система сработала превосходно.
Конечно, всё не так однозначно — есть ведь и плюсы. В конце концов, сейчас у нас есть понятная структура: долгий сезон с кульминацией в виде грандиозного турнира, который смотрит весь мир. И в этом плане тернистый путь через мейджоры делает TI еще более ярким зрелищем.
— Но мне интересна именно позиция OG: за два турнира вы стали самыми богатыми киберспортсменами в истории. Осталась ли у вас мотивация выкладываться в полную силу на мейджорах, или сейчас мы наблюдаем команду в режиме экономии сил перед TI?
— Я подозреваю, что это справедливо не только по отношению к OG: любая команда, играя на других турнирах, будет подходить к ним не так ответственно, как к The International. Финальный турнир несопоставимо больше — здесь ничего не поделать.
Это не значит, что мы приезжаем на мейджоры без подготовки. По крайней мере, я до сих пор играю в Dota 2 для того, чтобы учиться. Я приезжаю на турниры не для того, чтобы сыграть вполсилы и уехать домой, и речь здесь даже не о деньгах: просто я продолжаю стремиться получить ценный опыт игры с сильнейшими оппонентами. Ну и еще я просто люблю соревноваться!
Но ты прав, ментальность OG действительно заключается в том, что TI — это единственный турнир, который имеет значение. Все остальные соревнования — возможность потренироваться и научиться чему-то новому до того, как мы подойдем к концовке сезона. Без такой подготовки и на TI вряд ли получится хорошо выступить.
— Но ведь в сезоне 2018/2019 вы толком ничему не учились и все равно выиграли The International. Разве это не противоречит твоим словам?
— Да, мы пропустили один или два мейджора, поскольку чувствовали, что нам нужен перерыв после TI8. Ближе ко второй половине сезона мы вернулись в игру, но не сразу смогли выйти на привычный уровень. Поначалу мы не могли отобраться на мейджоры, пришлось играть на майнорах и турнирах поменьше...
— Ну вот, получается, что перед TI9 вы не то чтобы «получали опыт игры с сильнейшими оппонентами», верно?
— (смеется) Ну, мы пытались! Но получалось, конечно, не очень. Потом к нам вернулся ana, стало проще — мы отобрались на MDL Paris Major и начали потихоньку набирать форму, но затем случился EPICENTER, на котором заболел n0tail, и нам пришлось играть со стендином… Да, странный получился сезон, очень тяжелый.
— В заявлении об уходе ana в инактив утверждалось, что он вернется в следующем сезоне, но с тех пор случилось много разных событий — TI10 перенесли, мейджоры отменили… Поэтому фактически вы только сейчас начали играть с SumaiL. Что будет с командой, когда ana решит вернуться?
— Я ничего не знаю, правда. Не знаю, кого заменит ana и захочет ли он вообще возвращаться. Я даже не знаю, что будет с OG через год. Об ana давно ничего не было слышно, поэтому мы пока не знаем, что будем делать после его возвращения: всё может измениться, а может и остаться на своих местах — зависеть это будет от результатов команды. На данный момент я даже не уверен, что ana намерен однажды вернуться в игру.
— Скоро будет год с тех пор, как ты удивил всех сборками Gyrocopter через Diffusal Blade и Monkey King через Radiance в финале TI9. Мне всегда хотелось узнать, волнуешься ли ты в те моменты, когда решаешь собрать что-то нестандартное?
— Я верю, что правильная сборка — лучший способ склонить чашу весов в свою пользу. В матче на Monkey King я играл против Templar Assassin и Enigma: после того как я купил Radiance, мой ультимейт стал мешать Enigma ворваться в драку с Blink Dagger, и этот же эффект от предмета позволял мне быстро сбивать заряды Refraction. К тому же мы тогда и так очень сильно вели — я чувствовал, что Radiance будет лучшим предметом для того, чтобы закрепить преимущество.
В каждой игре я стараюсь анализировать остальных героев и то, как продвигается матч. Пытаюсь понять — стоит ли рискнуть в конкретный момент, или же лучше будет сыграть осторожно? Позволит ли осторожный плейстайл нам выйти вперед или же просто сохранит баланс сил на карте?
Когда я отвечаю на все эти вопросы, решения даются мне очень просто. В игре с Gyrocopter я купил Diffusal Blade, потому что понял простую вещь: противник не мог выиграть драку, когда у Bristleback и Omniknight не было маны. А у нас был Io, который гарантировал мне, что я смогу дольше жить и стрелять. Кроме того, герои соперника были слишком толстыми, чтобы пытаться быстро убить их. Вот такая логическая цепочка.
— В документальном фильме об OG ты сказал, что в каждом матче стараешься залезть к сопернику в голову — помешать ему играть в свою игру. Ты осознанно пришел к таким методам психологической войны или же просто однажды понял, что таков твой плейстайл, и теперь пытаешься его объяснить?
— Да, я пришел к этому еще до перехода в OG. В какой-то момент я понял, что это самый эффективный способ играть в Dota 2: выбивать оппонентов из зоны комфорта и заставлять ошибаться. Это же очень логичная мысль, посуди сам: если соперник не сможет делать то, что он хочет, тебе будет проще его обыграть.
Побеждать таким образом оказалось намного проще. Когда-то я пытался играть иначе: фокусироваться на собственной игре и оставлять оппонентов в покое. Но тогда игры выходили равными, все драки в них были… честными. Но зачем играть честно? Ведь так можно и проиграть! Попробуйте действовать грязно — мешать планам соперника, и тогда все матчи станут для вас легкой прогулкой.