Все мы порой устаем от масштабных тайтлов, которые потакают запросам среднестатистических геймеров, но не всегда решаются на разные эксперименты. Возможно, лучшие лекарства от такой видеоигровой апатии производят инди-разработчики — ведь они зачастую могут позволить себе игнорировать привычные устои и по-настоящему раздвигать границы жанров и самой индустрии. В этой подборке Cybersport.ru собрал самые необычные из независимых игр последних лет — конечно, из тех, что не имеют высокого порога вхождения.
Baba is You
Baba is You — необычный пазл, в котором игрок сам устанавливает правила. Основная задача каждого этапа — доставить некий объект в определенную точку. Но вот сами объекты, как и формат прохождения уровней, постоянно меняются.
Помимо непосредственно игровых объектов — звездочек, флагов и стен, — на уровне расположены фразы формата «X — это Y». Их можно (и нужно) двигать, чтобы менять правила игры. Например, в условиях прохождения может быть сказано: «Флаг — это победа». В таком случае для завершения уровня игроку нужно будет добраться до флага. Но всё не так просто! Вместо погони за флагом игрок может сломать упомянутую фразу, вместо неё составить «Стена — это победа» и пройти уровень, просто ударившись в ближайшую стену.
Экспериментировать можно не только с условиями победы. Например, можно сломать фразу «Стена — это стоп» и научиться ходить через стены. Более того, можно собрать утверждение «Стена — это ты» и начать двигать сразу все стены на уровне. А что же будет, если сделать «Стена — это Baba» или «Baba — это победа»?..
Papers, Please
Papers, Please — игра американского геймдизайнера Лукаса Поупа, которая в первую очередь интересна тем, что её невозможно привлекательно описать. Симулятор пограничника? Игра о проверке паспортов? Согласитесь — не звучит. Но зато как увлекает, если всё-таки дать ей шанс!
У каждого приезжего в вымышленную страну Арстоцку, стражем которой является главный герой, есть своя маленькая история. Один бежит от репрессий, другой хочет воссоединиться с любимой, а третий едет к умирающему родственнику — но, вот незадача, не успел подготовить все документы. Что сделаете вы в такой ситуации? Закроете глаза и пропустите беднягу попрощаться или останетесь верны кодексу страны?
Ситуацию осложняет и то, что протагонист — не безликая пешка. У него тоже есть семья, о которой нужно заботиться, и потому иногда взятки — это не только преступление, но и единственная возможность оплатить лекарства родным. В зависимости от того, кому ваш герой останется верен — себе или родной стране, будет меняться концовка.
The Stanley Parable
В The Stanley Parable офисный клерк Стэнли каждый день просыпался и шел заниматься рутинной работой, беспрекословно следуя приказам начальства. Стэнли был счастлив — до тех пор, пока в один момент сверху вдруг не перестали поступать инструкции. Впервые оказавшись в такой загадочной ситуации, главный герой оторвал глаза от экрана и вдруг обнаружил, что вообще-то имеет свободу воли.
Проблема в том, что всё это мы узнаем не от Стэнли, а от рассказчика — и вскоре понимаем, что тот не столько комментирует действия героя, сколько… руководит им. «Стэнли повернул налево и открыл дверь», — говорит персонажу голос, и если Стэнли послушает его, то очень скоро — всего за десять минут — увидит счастливую концовку и… снова окажется на рабочем месте. Но что бы было, если бы он выбрал другую дверь? Осторожно, поиск ответа на этот вопрос ведет в глубокую кроличью нору.
Kentucky Route Zero
В 2011 году создатель Kentucky Route Zero Джейк Эллиот открыл на Kickstarter сбор средств на разработку игры. Тогда он думал, что потратит на всё про всё чуть больше года, но судьба распорядилась немного иначе: финальный, пятый акт этой истории вышел в Steam только в январе 2020-го. Но это совершенно не смутило её фанатов.
KRZ — своеобразная ода текстовым квестам из девяностых. Здесь пользователям тоже предстоит кликать мышкой по локациям и слушать бесконечные диалоги, но только в этот раз — еще и искренне не понимать, что вообще творится в игре. Главный герой KRZ — торговец, который должен доставить заказ по адресу, не указанному ни на одной из карт. По пути игрок соберет настоящую коллекцию из загадок, которые ближе к финалу будут становиться всё более странными и мистическими, а в конце всё равно останется без ответов. Но это и прекрасно, поскольку Kentucky Route Zero — игра про диалоги и исследование мира, а также про пресловутую атмосферу, которая здесь вышла по-настоящему театральной.
Return of the Obra Dinn
Return of the Obra Dinn — вторая коммерческая игра от Лукаса Поупа после Papers, Please. В отличие от многих разработчиков, которые находили свою нишу и начинали развиваться в ней, Поуп быстро отошел от симулятора таможенника и выпустил нечто совершенно иное — лавкрафтианский детектив с очень необычной механикой.
В Return of the Obra Dinn игроку предстоит исследовать корабль «Обра Динн», вернувшийся в порт без единой живой души на борту. Протагонист при этом обладает необычными часами, которые позволяют ему взаимодействовать с телами погибших и видеть обстоятельства их смерти.
Задача игрока — разобраться, что случилось на корабле, и узнать судьбы всех 60 членов экипажа: то есть найти их трупы и выявить причины смерти. В первые минуты игра может отпугнуть обилием информации, но ближе к концу все части этой разрозненной головоломки вдруг начнут складываться. И такого чувства удовлетворения не сможет подарить ни один другой пазл.
Getting Over It with Bennett Foddy
В первые дни после выхода Getting Over It with Bennett Foddy стала настоящим хитом на YouTube, поскольку пройти её, не разбив в процессе клавиатуру, мышку или лицо, практически невозможно.
Игра про голого мужика в горшке, который с помощью кувалды совершает восхождение на огромную гору — потрясающий пример того, как вокруг одной максимально примитивной механики можно сделать что-то прекрасное… Прекрасное в своей ужасности. А на большее она и не претендует.
Outer Wilds
Создатели Outer Wilds откровенно провалились с неймингом — игру до сих пор путают с куда более громкой The Outer Worlds от студии Obsidian. И всё-таки инди-тайтл об освоении небольшой солнечной системы завоевал свое место под солнцем, а с ним — и пару титулов «Игра года».
В Outer Wilds игроку выдают космический корабль и отправляют исследовать систему планет без какой-либо четкой задачи. Но как только он входит во вкус, всё вдруг заканчивается — солнце взрывается, и мир поглощает тьма… А через мгновение герой просыпается у корабля, подготовленный к своему первому полету. Из-за чего возникла временная петля и что привело к смерти Солнца? Ответы на эти вопросы игрок будет искать в открытом мире, который будет умирать и перерождаться каждые 22 минуты.
Crypt of the NecroDancer
Описание Crypt of the NecroDancer на бумаге звучит так, будто этого тайтла нет и не может быть во вселенной. Roguelike и ритм-игр — не те жанры, которые среднестатистический геймер мог бы поставить рядом. И всё-таки Crypt of the NecroDancer почему-то вышла.
Это классический dungeon crawler с архетипическими врагами и не слишком красивой графикой — зато с пугающе бодрой музыкой, в ритме которой главному герою придется прыгать по клеточкам и махать мечом. А еще Crypt of the NecroDancer может возглавить топ игр, которые нельзя показывать больным эпилепсией.
«Мор (Утопия)»
Пожалуй, красноречивее всего о противоречивости игры от российской студии Ice-Pick Lodge говорит тот факт, что многие до сих пор не разобрались с её названием: кто-то продолжает писать «Мор» и «Утопия» через точку, не считав замысел создателей. Возможно, именно поэтому сиквел (хотя на деле — ремейк) «Мора» вышел без этой приписки.
«Мор (Утопия)» — это очень странная и тяжелая для восприятия игра, повествующая о некоем городе в болотистой степи, который подвергся заражению чумой. Пользователю предстоит взять на себя управление одним из трёх персонажей, прибывших в город с совершенно разными целями. В геймплее присутствуют элементы выживания и ролевой игры, хотя порой «Мор» превращается в настоящий спектакль, разобраться в котором сможет далеко не каждый. Чтобы снизить порог вхождения, можете начать сразу со второй части — то есть ремейка.
Hypnospace Outlaw
Ретроинтернет в Hypnospace Outlaw способен вызвать ностальгическую слезу даже у тех, кто не встречался с подобными сетевыми «арт-объектами» в силу возраста. Только за визуальный и звуковой дизайн эта игра уже заслуживает внимания.
С геймплейной точки зрения это... симулятор модератора на интернет-форуме. Игроку предстоит искать в сети оскорбления, украденный контент, незаконную торговлю и прочие нарушения, привычные для всех веб-пользователей, а затем доносить на них вышестоящим инстанциям. Но главная прелесть, конечно, не в игровом процессе, а в общей эстетике происходящего. Правда, чтобы проникнуться ею, придется много читать.
Doki Doki Literature Club!
Японские визуальные новеллы — жанр, который как будто бы застолбили за собой фанаты аниме. Это понятно: зачастую такие игры действительно представляют собой зарисовки на стандартные темы из японской мультипликации. Doki Doki Literature Club! поначалу тоже прикидывается одной из них, но на поверку оказывается произведением совсем другого рода — холодным, мрачным и не стесняющимся вдруг ломать четвертую стену. Ознакомиться с этой игрой будет не стыдно любому геймеру, даже если опенинг из «Наруто» вызывает у него приступы паники.
Where the Water Tastes Like Wine
WtWTLW — это симулятор бродяги, который путешествует по США периода Великой депрессии, а по ночам обменивается байками у костра с первым встречным. Но это не «выживач» и не адвенчура — это игра об историях и о том, как они порой переживают своих рассказчиков.
В Where the Water Tastes Like Wine вы можете подслушать городскую легенду о призраке в Новом Орлеане и пересказать её сбежавшему из дома мальчишке, которого встретите однажды ночью на границе Сиэтла. А затем вдруг столкнуться с этой историей в Вашингтоне — когда она уже обрастет еще более абсурдными фактами.
Это медленная и медитативная игра, которую вам едва ли захочется запустить с утра, чтобы убить время — но если подойти к ней в правильном настроении, она заиграет совершенно удивительными красками. Кстати, к озвучке WtWTLW приложили руку многие известные актеры, а также британский музыкант Стинг. Это ли не повод дать ей шанс, закрыв глаза на графический стиль?
Gods Will Be Watching
Один из обзоров этой игры в Steam гласит: «Представьте, что перед вами выставили 15 рычагов и заставили переключать их на протяжении 30 минут, не объяснив правил. Если к концу хоть один будет не в том положении — вы проиграли». Автор такой рецензии поставил Gods Will Be Watching «палец вниз», но довольно точно уловил её геймплейную суть.
Это игра про менеджмент ресурсов — не железа и золота, а патронов, силы воли, терпения противников и десятков, сотен других переменных. Gods Will Be Watching погрузит вас в несколько очень мрачных сцен, которые вам — вместе с героями этой пьесы — придется как-то пережить. В одной они должны взломать компьютер, не подпустив к себе отряд полиции, в другой — пережить допрос, а в третьей — успеть разработать противоядие к вирусу, параллельно разгребая завал в пещере. Пройти любую из сцен с первого раза вряд ли возможно, но в этом и прелесть игры. Она открывает перед вами огромное количество возможностей, вынуждая экспериментировать и учиться на совершённых ошибках.
VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action
«Вальгалла» — своеобразная визуальная новелла, которая совершенно не похожа на японских собратьев по жанру. В ней игроку предстоит взять на себя роль бармена в дистопичном Глитч-Сити и терпеливо слушать всех гостей бара, не забывая вовремя подливать им в стакан.
Игра наполнена — нет, насквозь пропитана юмором, который удивительным образом компенсирует трагичность многих историй. На выходе вы всё равно остаетесь с меланхоличным настроением, но и необъяснимым теплом в душе. Конечно, если сможете проникнуться постояльцами.
Отдельно стоит отметить, что игра кажется линейной, но на деле предоставляет пользователю огромную свободу выбора — просто прячет её за рутинным процессом подачи напитков. Вы всегда можете послушать клиента, севшего за стойку в плохом расположении духа, и подать ему заказанное пиво, а можете вспомнить, что пару дней назад он рассказывал вам, как сильно ему поднимают настроение фруктовые коктейли.
Manual Samuel
Если вы хоть однажды расхваливали управление в какой-то игре, утверждая, что в ней вам дали полный контроль над персонажем, то что вы скажете о Manual Samuel? В этом тайтле вы действительно отвечаете за все действия персонажа — в том числе за рутинные процессы дыхания и моргания. Конечности Сэмюэла вам тоже предстоит контролировать по отдельности. Ах да, чуть не забыл — следите за его осанкой, а то ведь бедняга может и спину сломать.
Clustertruck
Иногда описания инди-игр могут звучать как абсолютный бред. Но, вероятно, в этом и заключается их прелесть. Clustertruck — игра, в которой тысячи белых грузовиков едут по полосе препятствий, бесконечно врезаясь друг в друга и падая в обрыв, а вам необходимо добраться до финишной черты, не коснувшись при этом земли. Выглядит это так же странно, как и звучит, зато отлично помогает убить время.
Gorogoa
Gorogoa — одна из тех игр, скриншоты которой оставляют в разы больше вопросов, чем было у вас изначально. В динамике всё понемногу встает на свои места — это простая головоломка с очаровательным арт-дизайном. По духу она в какой-то мере напоминает городское фэнтези — нетрудно представить условного Макса Фрая, который пишет о драконе, бороздящем улицы города, или о мальчике, который спас мир за час, но потратил жизнь на поиск этого дракона.
Игра не ставит перед вами неразрешимых загадок — её без труда можно пройти за час, ни разу не остановившись в процессе. Но как геймплейно, так и визуально это совершенно уникальное произведение, которое едва ли кто-то сможет повторить.
Почетное упоминание: Dwarf Fortress
Dwarf Fortress — игра, которая предложила самую сложную симуляцию мира в истории индустрии. Это настолько важный продукт, что предыдущая строчка — не оценочное суждение, а прямая цитата из страницы тайтла в Steam.
В Dwarf Fortress игрок может заняться строительством базы гномов, в которой будет идти активная жизнь, а затем потерять её, потому что один из жителей обезумел после смерти любимой кошки и развязал межплеменную войну. В другом режиме можно плюнуть на стратегический менеджмент и отправиться исследовать мир, управляя всего одним гномом, — и стать свидетелем падения других крепостей, поскольку в них тоже могут обитать кошки...
Проблема в том, что Dwarf Fortress вошла в стадию альфа-тестирования еще в 2006 году — и до сих пор из неё не вышла. Но в индустрии с тех пор появились десятки клонов или игр, черпавших вдохновение в отдельных её механиках, и многие из них преуспели. Возможно, желающим познакомиться с жанром сегодня стоит рекомендовать уже не Dwarf Fortress, а RimWorld или хотя бы ту же Oxygen Not Included. Однако в наш топ мы решили включить всё же основательницу этого странного жанра.
Мир инди-игр существует совершенно по другим правилам, нежели мейнстримная индустрия. Как в Steam, так и в Epic Games Store практически ежедневно выходят тайтлы, которые легко могут оказаться новыми Papers, Please или Dwarf Fortress — и повлиять на целые поколения геймеров. Мы будем продолжать следить за всеми релизами, а вам предлагаем поделиться в комментариях теми шедеврами независимых разработчиков, которые не попали в наш топ.
Смотрите также:
Самые популярные игры на PC
Лучшие Хорроры на ПК и консолях
Подборка лучших игр на PlayStation 5