В конце апреля состоялся релиз ролевой игры в жанре темного фэнтези с элементами roguelike — Iratus: Lord of the Dead. Я прошла её на средней сложности и хочу поделиться первыми впечатлениями — о том, как я строила кладбище для могущественного некроманта и кошмарила шахтеров, дворфов, жрецов и даже ведьмака.
Лор игры и знакомство с Иратусом
Ролевые игры в сеттинге темного фэнтези — мои любимые. В них есть магия, мистика и привычные сказочные персонажи, но без томных эльфиек и философии пыльных старцев. Зло уже свершилось, зло уже здесь. Сюжет Iratus: Lord of the Dead в этом понимании каноничен: могущественный некогда некромант, который держал в страхе весь мир, был невероятными усилиями повержен, а его останки припрятали в гробу за волшебной печатью. Спустя годы рабы-старатели обнаружили склеп Иратуса, разрушили саркофаг — и стали его новыми миньонами.
Игра начинается с сюжетного ролика, в котором Иратус повествует о тяжелой судьбе бессмертного зла. Лорд мертвых понимает, что если уничтожить мир, то сгинет и он сам, поэтому тотальное истребление всего сущего в планы протагониста не входит — он просто хочет установить свой порядок. По ходу игры руководить действиями Иратуса придется нам, так что стоит запомнить: кошмарить и убивать можно, но иногда придется и созидать. Например, по мере прохождения стоит восстановить старинное кладбище, на котором собранные человеческие души перерабатываются в строительные материалы.
Характер у Иратуса довольно скверный. Возможно, всему виной длительный отдых в тесном саркофаге. Когда я добыла и преподнесла первый артефакт его некромантскому величеству, он заявил: «Это подчеркнет мою мертвенную бледность». «Нарцисс, пижон и принцесска», — резюмировала я.
Иратус может активно вмешиваться в бои с помощью заклинаний либо пассивно помогать своей армии завоевывать мир. Решать, как именно ему поступать, будете вы, прокачивая таланты лорда мертвых. На мой взгляд, самый полезный перк в ранней игре — это «Великий доктор», который поможет эффективнее исцелять отряд после боя, но есть в игре и другие опции. Можно прокачивать четыре разные ветки талантов Иратуса: алхимию, магию, ярость, разрушение. В основном некроманту доступны баффы и дебаффы, но если набрать много силы заклинаний с помощью артефактов, он сможет сам наносить высокий урон по врагам, а миньоны будут лишь средством для пополнения запаса маны.
Геймплей с минимальным рандомом
Туториал в игре очень детальный. Если внимательно прочитать все рекомендации, то проблем с освоением Iratus не будет. Я даже думаю, что он слишком подробный — разработчики буквально ведут вас за руку. Случайности, которые происходили в Darkest Dungeon, ближайшей по геймплею игре, здесь практически отсутствуют — непонятно, к чему тогда нас так тщательно готовят. Сложно сказать, нужны ли подробные наставления в roguelike-like тайтле. Мне бы хотелось больше свободы, и тогда Iratus: Lord of the Dead показалась бы более сложной.
По ходу прохождения комнат в Darkest Dungeon мои персонажи всё время натыкались на интерактивные элементы: ловушки, статуи, стопки книг, саркофаги, старинные комоды и многое другое. Чтобы открыть их с меньшим риском, можно было пожертвовать каким-нибудь предметом из инвентаря вроде святой воды, факела и так далее. Игроку не рассказывали, к какому конкретно результату это может привести и чем лучше пожертвовать — всё происходило по наитию. В Iratus: Lord of the Dead наши безмозглые миньоны права голоса не имеют, а Иратус, видимо, слишком много знает, так что интерактивы встречаются только в четко обозначенных на карте комнатах. Результат выбора в них всегда заранее содержится в ответе, если навести мышкой на вопрос. Зачем — мне неясно.
Карта в игре доступна сразу, что позволяет планировать путешествие заранее. Трудно сказать, плюс это или минус: с одной стороны, это дает стратегическое преимущество, с другой — убивает элемент случайности. Вы всегда будете знать, ждет вас бой с элитным отрядом или обычными работягами, и выставлять бойцов соответственно сложности сражения.
С релизом в игре стали доступны пять уровней: шахты, тоннели гномов, казармы наемников, катакомбы и собор. Проходить их необходимо последовательно, в каждой следующей локации противники будут становиться сильнее.
На первом уровне сражаться предстоит против шахтеров-рабов. Обидно, ведь я предполагала, что буду играть за темную сторону против доблестных рыцарей, добрых бородатых лекарей и веселых бардов. Поначалу же основная масса противников мало чем отличается от нежити внешне, поэтому почувствовать себя властелином тьмы не получается, максимум — властелином подвала.
В «боевке» есть рандом — в основном это промахи и перки, связанные с безумием, знакомые всем по Darkest Dungeon. Только теперь пугать врагов можем мы, после чего они могут наложить в штаны и сбежать, атаковать союзника или получить минус к характеристикам... либо воодушевиться и наподдать нам еще сильнее. Попробовать эту модель ведения боя можно для полноты ролевого опыта, ведь на среднем уровне сложности играть через воздействие на рассудок врагов необязательно. Вполне справляешься дедовским методом — настукиванием мечом по лбу.
Перед тем как отправить отряд в бой, необходимо указать его порядковый номер. Каждый раз система заботится, не ошибся ли ты с выбором. Даже если во втором отряде у тебя стоит «инвалид» первого уровня, а ты отправляешься на бой с финальным боссом. Стоило бы добавить функцию отправки в бой отряда по умолчанию, если не указано обратное.
Строительство кладбища и тренировка нежити
В Iratus: Lord of the Dead у нас есть два основных занятия — обустраивание кладбища, на котором проживает наш лорд-некромант, и зачистка комнат на пути к завоеванию мира. Кладбище дает различные бонусы вроде дополнительных материалов для крафта юнитов, лечения и бустеров опыта. Они действуют пассивно в начале или в конце боя. На среднем уровне сложности прокачивать кладбище необязательно, все здания я построила просто «чтобы были», по итогу даже не проапгрейдив.
Нежить, за которую мы играем, неожиданно бодрая. Скелеты рубят очень сильно — скорее всего, отряд из одних только костяных товарищей вполне способен пройти игру. На дальнюю позицию я поставила Невесту Иратуса — это классическая лучница, у которой мало здоровья и защиты, зато урона в достатке.
Персонажей в Iratus: Lord of the Dead можно переименовывать. В Darkest Dungeon была аналогичная опция, и она была более оправдана геймплеем: герои часто умирали, а терять персонажа с именем было обидно.
Смерть юнитов в Iratus ни разу не стала для меня проблемой. Во-первых, погибали они действительно редко и только от критического урона — то есть по воле рандома. Во-вторых, после смерти противников мне в инвентарь падали мозги, которые можно было использовать как топливо для повышения интеллекта нашей армии. Как только Невеста Иратуса умирала, я тут же создавала новенькую красотку, которая порой получалась сильнее предыдущей. Никакой прокачки с нуля, как в Darkest Dungeon.
С дополнительными предметами и артефактами на средней сложности тоже нет проблем: инвентарь ломится от крутых предметов, а слотов в нем у персонажей всего два. Возможно, с повышением сложности возникнет дефицит, но как узнать об этом наверняка, если хардкорный режим открывается только после 12-часового прохождения? И куда в итоге делся весь мусор, отобранный у прижимистых гномов?!
Самым интересным и веселым юнитом мне показался зомби. У него есть большая пушка, из которой он шмаляет как надо — с ультимейта может унести в могилу очень плотного противника. Одна из способностей зомби дает ему возможность ударить по области, апгрейд у нее тоже интересный: можно решить, физический или магический урон в итоге прилетит врагу. Жаль, что особого значения это не имеет. Да, характеристики противников разнятся, но средняя сложность позволяет не замечать резистов, поэтому баланс по типу урона также не стоит внимания.
Повышение характеристик нежити иногда лагает. Плюсик, который сообщает о доступных очках навыков, может остаться в профиле юнита даже после распределения. Это отвлекает и заставляет перепроверять по нескольку раз, всё ли ты проапгрейдил.
Неожиданные референсы и удаление сохранения в конце игры
В игре есть хумонарий — это бестиарий наоборот. Иратус ведет записи о встреченных по ходу прохождения противниках. Данные собираются рандомно, карточка с описанием выбивается не из каждого бойца.
Больше других мне понравился босс третьего акта. Фанаты фэнтезийных сеттингов без труда узнают, к кому разработчики Iratus: Lord of the Dead сделали отсылку. Наемник регулярно смазывал клинок снадобьем, а его магия подозрительно напоминала ведьмачьи знаки. Не хватало только добавить ему фразу: «Зараза!».
О фразах тоже можно поговорить отдельно. Нежить очень разговорчивая: использование ультимейта, критический урон или обычная атака не оставались без искрометных комментариев. Наверное, они должны были быть забавными, но порой от фраз вроде «М-мое совершенное тело!» я ловила испанский стыд.
Самая большая проблема игры, обнаруженная мной в конце и расстроившая до глубины души: после финальных титров система попросту удаляет ваше сохранение. Да, вам откроют новых персонажей и следующий уровень сложности, а также оставят прогресс хумонария, но сам сейв канет в Лету. Скорее всего, нам показывают, что у Иратуса снова не вышло — он «удалил» человеческий мир и себя заодно. Но зачем так буквально?
В целом игра мне скорее понравилась, но воспылать к ней неистовой любовью я, увы, не смогла. Она стоит того, чтобы потратить около 12 часов на среднем уровне сложности. Более хардкорный режим изначально заблокирован, так что не рассчитывайте ворваться с ноги и показать, кто здесь батя в «рогаликах». Необходимость сначала опробовать простую версию отбивает желание поиграть на сложной, а на ультрасложной — тем более. Бои в Iratus не настолько интересные, чтобы возвращаться к ним снова и снова. Это игра на одно прохождение — после этого в ней останутся либо фанаты жанра, либо те, кто всем сердцем смог полюбить глуповатого и напыщенного Иратуса. Чтобы расставить все точки над «ё», скажу так: Darkest Dungeon интереснее.
- игра за темную сторону — редкость
- мало раздражающего рандома
- много часов геймплея
- уверенная игра в своем жанре
- однообразные бои
- главный герой не внушает страха — роль зла ему дается с трудом
- Darkest Dungeon лучше