Десять хорроров, изменивших жанр
Статья

Десять хорроров, изменивших жанр

Страшные игры всегда пользовались большой популярностью. В 1990-х и начале 2000-х многие известные разработчики старались запустить свою хоррор-франшизу, и хотя сегодня в ААА-сегменте они встречаются редко, «ужастики» продолжают выходить с завидной регулярностью. За историю видеоигр было немало примеров качественных тайтлов, но лишь некоторые из них по-настоящему сформировали лицо жанра. Cybersport.ru предлагает взглянуть на десять игр, оказавших наибольшее влияние на жанр хорроров.

3D Monster Maze (1982)

Персонаж неожиданно для себя оказывается запертым в лабиринте. Ему необходимо не только выбраться из этой ловушки, но и суметь не попасть в лапы тираннозавру, который скрывается в глубине лабиринта.

Сегодня 3D Monster Maze уже не пугает, но в 1982 году игра произвела настоящий фурор. Она считается прототипом современных тайтлов в жанре survival horror: геймерам приходилось тщательно продумывать траекторию движения, а также учитывать расстояние до монстра, который становился все агрессивнее при приближении к игроку. Все это сопровождалось соответствующими текстовыми подписями вроде «Беги! Ти-Рекс уже прямо за тобой!», что изрядно нагоняло саспенса даже с учетом примитивнейшей графики.

Sweet Home (1989)

Японская ролевая игра, основанная на одноименном фильме ужасов. Пятеро героев попадают в проклятый особняк, где оказываются заперты мстительным призраком, угрожающим несчастным смертью.

Игра, вышедшая на NES/Famicom, предвосхитила большинство приемов и подходов, которые будут использоваться в хоррорах будущего. В отличие от многих игр своего времени, Sweet Home выделялась на общем фоне глубокой проработкой нарратива, который подавался через записки, предметы и детали интерьера. Кроме того, в ней появились и загадки, позже ставшие отличительной чертой жанра. Sweet Home оказала огромное влияние на множество последующих хорроров. В числе прочего ей своим появлением обязана серия Resident Evil — даже анимация открывающихся дверей впервые появилась именно в игре 1989 года. И это при том, что игра так и не вышла на Западе из-за провокационных тем вроде убийства детей.

Alone in the Dark (1992)

Еще один жанровый столп, без которого невозможно представить себе последующие хорроры. Студия Infogrames взяла за основу произведения Эдгара Аллана По и Говарда Филлипса Лавкрафта. Игроку предлагается на выбор один из двух персонажей — Эдвард Карнби или Эмили Хартвуд, — отправившихся изучать поместье Дерсето, в котором происходят сверхъестественные события. Добравшись до чердака дома, герой оказывается заперт, а в здании появляется немало монстров, несущих опасность. Главной целью протагониста становится побег из проклятого места.

Фиксированная камера, ограниченный инвентарь, головоломки и индивидуальный подход к противникам — большинство ключевых моментов из хорроров 1990-2000-х берут начало именно в Alone in the Dark. Сама серия, правда, вернуться на вершину так и не смогла: вторая и третья части были приняты прохладно, The New Nightmare получилась куда лучше, но все же не дотянула до уровня оригинала. А вот Alone in the Dark 2008 года провалилась, как и последовавшая за ней сетевая Illumination.

Resident Evil (1996)

Изначально Capcom хотела создать ремейк Sweet Home, но не смогла повторно получить права на фильм. В связи с этим студия приняла решение создать новую франшизу, отчасти опираясь на имеющиеся наработки. Проклятый особняк пришел из Sweet Home, камера — из Alone in the Dark, а атмосфера была позаимствована у хоррор-фильмов категории B. Результат — игра, которая дала начало термину survival horror и стала культовой классикой, в которую интересно играть и сегодня.

В 1998 году в окрестностях Раккун-Сити участились случаи каннибализма, на расследование которых был отправлен особый отряд полиции. После исчезновения первой группы была отправлена вторая, но из-за крушения вертолета и нападения агрессивных собак оперативники оказались заперты в заброшенном особняке, скрывающем немало тайн.

Сегодня оригинальная Resident Evil считается одной из самых влиятельных игр в истории: благодаря ей вновь появился интерес к зомби-тематике в кино и играх, она стала одним из первых экшенов со «взрослым» рейтингом 17+, а большинство тропов вроде головоломок и ограниченного инвентаря хоть и появились до Resident Evil, но обрели популярность именно благодаря ей.

Silent Hill 2 (2001)

Первая часть Silent Hill представила миру новый тип хоррора, но именно вторая оказалась куда более влиятельной. История Джеймса Сандерленда, клерка, который получает письмо от погибшей жены, пошла по иному пути в сравнении с другими хоррор-играми. Если раньше причины страха были скорее физическими, то на этот раз их источник нужно было искать в подсознании героя.

Психологический хоррор, наполненный символизмом, открыл ящик Пандоры: многие игры после этого пошли по новому пути, опираясь все больше на внутренние переживания, чем на внешних монстров. И даже в случае появления опасных существ все они выступали своего рода символами внутренних проблем, желаний и различных эмоций. Авторы многих культовых игр (Soma, Lone Survivor и Detention, например) нередко указывают в числе источников вдохновения именно вторую часть Silent Hill наряду с фильмами Дэвида Линча или Альфреда Хичкока.

Eternal Darkness: Sanity’s Requiem (2002)

Малоизвестный в России хоррор, события которого разворачиваются сразу в нескольких временных отрезках. Тайтл является эксклюзивным GameCube и одной из первых игр с рейтингом 17+ на консолях Nintendo.

Сквозной сюжет, проходящий через всю игру, повествует об Александре Ройвас, чей дедушка недавно был жестоко убит. В поисках причин убийства она решает исследовать особняк погибшего родственника, где находит секретную комнату с «Томом вечной тьмы», обтянутым человеческой кожей. В нем содержатся истории далеких предков рода Ройвас, столкнувшихся с потусторонними явлениями.

Главная фишка игры — система рассудка, сильно влияющая на геймплей. Персонажи получают урон не только по физическому здоровью, но и по ментальному. Это приводит к неожиданным последствиям: по экрану могут начать «ползать» мухи, она может «вылететь» в режим VIDEO, как на старых телевизорах, или «удалить» сохранения. Кроме того, камера может располагаться под голландским углом, персонаж может «умирать» при переходе в новое помещение, а окружение — менять свой вид. Подобные детали позже были позаимствованы многими разработчиками видеоигр, но мало кто сумел добиться такого же разнообразия и уровня детализации.

Resident Evil 4 (2005)

Второе появление хоррор-франшизы в списке. Первая часть задала тренд на классические образцы survival horror, в то время как RE4 повлияла на всю индустрию в целом.

Как и в случае с оригинальной игрой, разработкой RE4 занимался Синдзи Миками. В «четверке» пользователь берет на себя управление Леоном Кеннеди, одним из героев второй части, и отправляется в Европу на спасение дочери президента Америки. В отличие от предыдущих игр серии, RE4 больше фокусируется на экшен-составляющей, чем на хорроре, к тому же вместо классических зомби основные противники здесь ганадо — захваченные паразитами люди.

Главной находкой разработчиков стало введение камеры «из-за плеча». Большинство современных игр с камерой от третьего лица в той или иной мере используют именно идеи, заложенные в Resident Evil 4. Вторая половина 2000-х во многом перешла на экшен-ориентированные хорроры именно благодаря популярности четвертой части RE, а создатели Uncharted, God of War, Dead Space и Mass Effect открыто признаются в том, что RE4 стала для них одним из ключевых источников вдохновения. Сегодня игру называют «одним из самых важных шутеров от третьего лица в истории».

Amnesia: The Dark Descent (2010)

Вслед за тихо прошедшей мимо массового игрока трилогией Penumbra студия Frictional Games выпустила Amnesia: The Dark Descent, неожиданно ставшую хитом. Формула в сравнении с предыдущими играми изменилась мало: пользователь все так же управляет беспомощным персонажем, который вынужден скрываться от противников, не имея возможности дать им сдачи.

Подобный подход впервые был использован в малоизвестной корейской хоррор-игре White Day (получившей ремейк в 2015-м), но именно первая Amnesia позволила концепту заиграть всеми красками. Во многом это связано с ростом популярности летсплеев: к примеру, знаменитый Феликс PewDiePie Чельберг во многом поднялся именно благодаря видеопрохождению игры. А формулу «беспомощный персонаж против монстров» позже позаимствовали Outlast, Observer и Soma, разработанная все той же Frictional Games. Сегодня стелс-хорроры несколько потеряли актуальность, но новинки в жанре продолжают появляться с завидной регулярностью.

Стоит отметить и тот факт, что из-за Amnesia большая часть современных хорроров отказалась от камеры от третьего лица: благодаря перспективе «из глаз» игроку гораздо проще ассоциировать себя с персонажем, что работает на погружение.

Slender: The Eight Pages (2012)

Еще один стелс-хоррор, использующий иной в сравнении с Amnesia подход. Ключевой особенностью геймплея здесь является минимализм: перед игроком стоит простая задача, сложность которой увеличивается со временем.

В бесплатной Slender игроку нужно найти восемь страниц, имея только фонарик, рассеивающий тьму в ночном лесу. Батарейка при этом быстро садится, так что нужно тщательно выбирать момент его использования. Единственная угроза — таинственный Слендермен, который убивает игрока, если смотреть на него слишком долго.

Главное отличие от Amnesia — игра куда проще для восприятия: здесь нет комплексного сюжета, количество механик очень ограничено, а цель ясна с самого начала. При этом Слендермен хоть и преследует игрока, но делает это не так, как монстры в Amnesia: чаще всего достаточно отвернуться и двигаться в противоположном направлении, чтобы не попасться в его руки. Благодаря Slender в сети появилось множество «симуляторов ходьбы» с опасными монстрами, при этом чаще всего подобные игры созданы энтузиастами и распространяются бесплатно. Среди самых известных примеров можно вспомнить Baldi’s Basics in Education and Learning и Siren Head: The Siren Forest.

P.T. (2014)

Печально известный тизер отмененной Silent Hills вышел более пяти лет назад, но до сих пор оказывает влияние на жанр. В нём игрок вновь берет на себя роль безымянного и беспомощного протагониста, который оказывается в странной пространственной петле в собственном доме. Выбраться оттуда очень непросто.

P.T., несмотря на то что это лишь демо, породила целый поджанр хорроров. В них игроку почти ничего не угрожает, но атмосфера активно нагнетается за счет мелких (и не очень) изменений окружения и различных деталей, происходящих на фоне. Геймеры до сих пор не теряют надежды на возвращение Кодзимы во франшизу, а энтузиасты создают ремейки и игры с похожей атмосферой. Среди примеров последних можно вспомнить Layers of Fear, Visage и Allison Road. Многие сходятся во мнении, что Resident Evil 7 также опиралась на творение Кодзимы, но создатели игры утверждают, что разработка началась задолго до выхода P.T.

Бонус: Dead by Daylight

Мультиплеерная DBD не привнесла в жанр ничего нового, кроме концепции асимметричного хоррора. Обычные игроки должны стараться выжить и выбраться из локации, в то время как задача маньяка — поймать всех несчастных.

Сама игра многое заимствует у модификаций для Half-Life вроде The Hidden и Zombie Panic, но DBD смогла довести формулу до совершенства. Как и в случае с Amnesia, игра стоит на плечах предшественников, но благодаря своей популярности сумела запустить «бум» клонов (Friday the 13th и Last Year: The Nightmare в числе прочих).

Комментарии