Первая редакция Cyberpunk 2013, первая часть настольной игры из серии, вдохновившей CD Projekt RED на создание Cyberpunk 2077, вышла в 1988-м. И вплоть до этого года история в вымышленной вселенной шла так же, как и в наших учебниках. Античность, Средние века, промышленная революция и прочие этапы становления человечества происходили в мире «Киберпанка» по уже известному нам сценарию. Самое интересное начиналось только с конца 1980-х, и если описывать дальнейшие события одной фразой, то для мира это был полный... провал. Подробнее о вселенной Cyberpunk — в материале Cybersport.ru.
Не такие уж и Соединённые Штаты Америки
По понятным причинам подробнее всего в играх и сопутствующих материалах описаны Соединённые Штаты Америки, ну или, вернее, не такие уж и соединённые Штаты Америки. В 1994 году страну постиг страшный экономический кризис. Насколько страшный? Скажем так, кризис 2008-го и Великая депрессия обращаются к нему на «вы». Правительство не смогло справиться ни с ним, ни с его последствиями, в результате чего США утратили статус сверхдержавы. Кроме того, несколько западных штатов объявили себя свободными — они всё ещё формально входят в состав федерации, но фактически обладают полной независимостью.
Начало 1990-х должно было стать концом холодной войны, но на деле запустило лишь новый её виток. США дистанцировались от Европы и развязали войну с Латинской Америкой, в рамках которой спецслужбы попытались уничтожить посевы коки биологическим оружием. В ответ картели нанесли ядерный удар по Нью-Йорку.
К 1996 году кризис набрал максимальные обороты, страну захлестнули безработица, коррупция и бездомность. Последовавшие за ними гражданские беспорядки ситуацию не улучшили. Дошло до того, что президент и вице-президент были убиты в один день — причём преступления оказались связаны друг с другом и произошли в разных уголках США. Власть была передана временному правительству, которое объявило военное положение. Гайки стали закручиваться.
Катастрофическая череда случайностей почти уничтожила страну. Но на самом деле не все они были случайными. За обвалом биржи, последовавшим кризисом, политическими убийствами и прочим стояла тайная организация «Банда четырёх», в которую входили руководители главных спецслужб США. Посеяв хаос в стране, установив режим вседозволенности и безнаказанности, они надеялись добраться до безграничной власти.
В 1997 году в США сформировалось движение неолуддитов. Оригинальные луддиты в XIX веке уничтожали машины, так как те якобы отбирали работу у людей. В мире «Киберпанка» их последователи занимались примерно тем же, но с большим размахом — взрывали аэропорты, фабрики, магистрали и т. п. А армия страны тем временем участвовала в ирано-иракской войне, где несла огромные потери.
Но не стоит думать, что во всех бедах Америки виновны только люди. «Земля свободных» также оказалась малосимпатична и матери-природе — безудержная алчность человечества уже давно испытывала её терпение на прочность. Засуха 1998 года не только оставила страну почти без запасов продовольствия, но и привела к исчезновению семейных фермерских хозяйств. В том же году землетрясение отправило под воду 35% Лос-Анджелеса. А то, что осталось от сельского хозяйства, было уничтожено огненными штормами в 2000-м.
Начало нового века запомнилось в США волнениями сектантов. Они предполагали, что со сменой тысячелетия мир самоустранится, и были очень опечалены, когда этого не произошло. Решить проблему они попытались массовыми оргиями и самоубийствами. В это же время разразилась эпидемия новой болезни, которая унесла жизни сотен тысяч человек. В 2003-м США вторглись в Центральную Америку, положив начало войне, которую прозвали «вторым Вьетнамом». Как и в «первом Вьетнаме», успехов Штаты в ней не добились.
Год спустя, в 2004-м, началась Первая корпоративная война. К тому моменту мегакорпорации уже обладали достаточной властью, чтобы содержать частные армии. Казалось бы, страна почти превратилась в декорации «Безумного Макса», откуда же появились сверхбогатые компании, способные ещё и воевать друг с другом?
Во-первых, мегакорпорации появились не из ниоткуда. Зарождались они ещё в XX веке, когда обстановка была чуть спокойнее. А к началу следующего столетия получили уже статус международных, что ведёт нас к «во-вторых»: такие корпорации перестали быть привязаны к географии. Обнищали потребители в США? В мире есть ещё где-то 190 других стран.
В-третьих, главные мегакорпорации занимаются продажей оружия, техники и даже солдат. А спрос на такие товары во время кризиса только растёт. Слуги народа предпочитают купить побольше кнутов, чтобы сдержать тот самый народ, которому нужны пряники.
В-четвёртых, политическое бессилие государств предоставляет огромные бонусы, если его правильно разыграть. Снижение налогов, госконтракты, отмена любого вида регулирования, наплевательство на трудовое законодательство — это и многое другое можно легко получить от страны, правитель которой не верит, что доживёт до завтрашнего дня.
В дальнейшем будут ещё три корпоративные войны. Вторая развернётся в Сибири и Китайском море, полем боя третьей станет Сеть, а четвёртая вновь посетит американскую землю и закончится подрывом ядерного заряда в центре Найт-Сити.
Несмотря на затяжной социально-экономический кризис, одна отрасль не испытывала недостатка в финансировании и внимании — военная. В истории США практически не было моментов, когда страна бы ни с кем не воевала. Оно и понятно: временное правительство сплошь состояло из генералов, а наживающиеся на конфликтах корпорации с радостью подливали масла в огонь.
В рамках ОПК также действовала и космическая программа. Видимо, стране, половина населения которой живёт за чертой бедности, просто необходимо покорять Вселенную. Этим, впрочем, были озабочены и другие страны, из-за чего на орбите стало тесновато и обстановка начала накаляться: тут чей-то мусор соседскую обшивку повредит, там вместо астероида чужую ракету взорвут.
Все эти недопонимания, а также сложные отношения США буквально со всеми странами планеты вылились в 2008 году в Первую орбитальную войну, продлившуюся шесть часов. Штаты напали на советскую оборонную платформу «МИР XIII», в первый и в последний раз в истории человечества проведя десантный абордаж космической станции.
В ответ на агрессию США Европейское содружество (стратегический союзник Советов) устроило орбитальную бомбардировку страны, уничтожив город Колорадо-Спрингс. Год спустя американцы проспонсировали террористов, напавших на европейскую космическую станцию. Акция была пресечена, а в качестве предупреждения Европейское космическое агентство обрушило небольшой астероид рядом с Вашингтоном.
К чести США, страна стоически терпела свалившиеся на неё беды и не собиралась просто так сдаваться. Нельзя сказать, что она восстановилась — былого величия ей уже вряд ли удастся достичь. Однако страна сумела замедлить падение в пропасть и сохранила большую часть территории. Добиться этого удалось за счёт очень жёсткой политики и остатков накопленных в XX веке богатств и мощи.
В 2003-м военное временное правительство устранило «Банду четырёх», ответственную за первоначальный кризис, для чего пришлось практически развязать войну на улицах Вашингтона. Впрочем, многие заговорщики осели в кабинетах корпораций. После этого власти начали постепенно приводить то, что осталось от страны, в порядок, не без помощи корпораций и верной Штатам Militech в первую очередь. Как раз вместе с Militech США заключили союз с Китаем в 2008-м, и он стал фактически единственной дружественной страной. К 2020 году военное положение было отменено, уступив мало чем отличающейся от него президентской диктатуре. Зато появилась какая-никакая стабильность — не благополучие, конечно, но темпы роста безработицы, бездомности и преступности в новом десятилетии были меньше, чем в предыдущем.
Несмотря на это, потери страны за этот период были ужасающими. Шесть штатов получили независимость. Почти весь запад превратился в безжизненную пустыню, север был выжжен огненными штормами, а на юге свирепствовала засуха. По нескольким городам были нанесены ядерные и орбитальные удары. Страна пережила две крупные эпидемии, ряд землетрясений и потопов. Всего же за это время погибли 100 млн американцев.
По состоянию на 2020 год Америка — страна с самым большим разрывом между богатыми и бедными. 65% жителей США официально признаны нищими. И это не считая 25-50 млн человек, которые вообще вычеркнуты из какой-либо статистики и лишены избирательных и прочих прав. К ним, например, относятся кочевники — люди, которых корпорации или другие обстоятельства оставили без дома. Они живут фактически родо-племенным строем, кочуя на своих автомобилях по пустошам от одного мегаполиса к другому.
Период между 2020-м и 2077-м оказался несколько беднее на события. Отчасти из-за того, что настольные игры охватывали преимущественно промежуток 20-х и 30-х. Отчасти потому, что дальше такими темпами скатываться уже было невозможно. США вышли на своеобразное плато своего падения — обстановка всё ещё паршивая и постепенно ухудшается, но уже не так быстро и явно.
Город мечты
Основное место действия игр серии Cyberpunk — мегаполис Найт-Сити. В рекламных роликах Cyberpunk 2077 его часто называют худшим городом для жизни в Америке. И это говорит о многом, ведь, как мы только что выяснили, в киберпанковых Штатах жизнь совсем не сахар.
Найт-Сити расположен на территории свободного штата Северная Калифорния, на берегу Тихого океана. Калифорния была одним из первых регионов, получивших независимость, — сразу за Техасом и Аляской, поэтому федеральное правительство почти ничего не значит для её жителей. Куда большую власть в Найт-Сити имеют корпорации, которые и помогали строить этот город.
Изначально Найт-Сити носил название Коронадо-Сити, в честь бухты, где был расположен. Он был проектом бизнесмена Ричарда Найта, мечтавшего построить идеальный город, свободный от преступности, бедности, коррупции и всех тех явлений, прибежищем которых в итоге и стал.
В 1992 году несколько крупных корпораций инвестировали в строительство Коронадо-Сити. Очевидно, они тоже хотели построить идеальное место для жизни каждого человека. К тому же собственный город обеспечил бы им беспрецедентную свободу и защиту от правительства.
Строительство города шло с поразительной скоростью. Уже к 1998-му он превратился в крупный мегаполис. В этом же году Ричард Найт был застрелен. Убийцу так и не нашли, а город переименовали в честь бизнесмена. Несмотря на трагедию, многие считают, что Найту повезло — он не увидел, во что превратилось его детище.
В конце 1990-х охвативший Америку коллапс был в самом разгаре, Найт-Сити ситуация тоже затронула. Город разделился на два противоборствующих лагеря. Центр заняли корпорации и их частные армии, а остальными районами начали править многочисленные уличные банды.
Кризис длился до 2011 года, пока корпорации не решили вернуть себе город. Тяжеловооружённые наёмники покинули центр и отправились зачищать улицы. В итоге Найт-Сити вернулся в русло цивилизации. Намного безопаснее он от этого не стал, но теперь убийства хотя бы расследовались полицией, а поджоги тушились пожарными. К несчастью, за долгое время беззакония некоторые районы города полностью утратили шанс вернуться к нормальной жизни, навсегда оставшись боевыми зонами.
Тишина и спокойствие (по меркам «Киберпанка») длились около десяти лет. В 2021 году началась Четвёртая корпоративная война между японской Arasaka и американской Militech, полем боя стал в том числе и Найт-Сити. Город подвела та самая независимость, гарантированная статусом свободного штата. Поскольку здесь полностью правил крупный бизнес и не было влияния правительства, никто не мог помешать корпорациям разрывать Найт-Сити на части. В ход шли снайперы, дроны, танки и даже небольшая ядерная бомба, которой, впрочем, хватило, чтобы уничтожить центр города и всех, кто там находился.
Взрыв нанёс ущерб не только ударной волной. Он также вызвал землетрясение, а потом и радиоактивное заражение. Жители были вынуждены перебраться в пригород и оттуда восстанавливать Найт-Сити. В этом им помогали кочевники, соседские города и даже другие страны.
А вот федеральное правительство в процессе перестройки Найт-Сити почти не участвовало, что ещё больше отдалило от него город. Это привело к тому, что во время Объединительной войны 2069–2070 гг., когда укрепившийся федеральный центр собрался вернуть под свой контроль свободные штаты, Найт-Сити попросил защиты именно у корпорации Arasaka.
Конфликт захлебнулся, так и не начавшись. По итогам войны был подписан новый договор, который по большей части сохранял статус-кво. Найт-Сити же был признан международным независимым городом, свободным от власти как США, так и Северной Калифорнии.
СССР — от контроля корпораций к контролю корпорацией
По сравнению с Америкой киберпанковому Советскому Союзу здорово повезло. Начнём с того, что он хотя бы продолжил существовать, пусть и с небольшими изменениями в системе.
Сначала президент СССР Михаил Горбачёв превратил Союз в федерацию, дав больше независимости республикам. Однако это привело к росту сепаратистских движений. Поэтому его преемник реорганизовал страну в Союз Советских Суверенных Республик (если вы не заметили, пропало слово «социалистических»). Кстати, такой проект был и в нашей реальности.
Новый СССР был нацелен на развитие экономики и свободной торговли и активно сотрудничал с Европейским экономическим содружеством. В частности, страны предприняли несколько совместных космических экспедиций.
В 1998 году в стране учредили корпорацию, которая спустя несколько переименований станет SovOil — крупнейшим добытчиком и производителем в топливной сфере. В кратчайшие сроки компания с одобрения государства обзавелась собственной армией, а в 2002 году объявила себя независимой от правительства. СССР попытался вернуть контроль над корпорацией, но та самая частная армия этому помешала.
В последующие годы SovOil ещё сильнее укрепила свои позиции. В конце концов всё пришло к тому, что корпорация начала фактически управлять страной. Дело в том, что СССР неустанно пытался развалиться на отдельные государства, что могло сильно навредить положению SovOil. Поэтому корпорация использовала все возможные средства, чтобы сохранить целостность Союза.
К сожалению, экономические успехи SovOil слабо влияли на благосостояние жителей СССР. Страна переживала один социальный кризис за другим. До проблем США было ещё далеко, но радужным положение сложно было назвать.
Переход на рыночную экономику на фоне бедствующей социальной структуры оказался благодатной почвой для появления организованной преступности. По состоянию на 2020 год в местный синдикат «Органицкая» входят 180 тыс. человек из 8 тыс. группировок. Фактически это ещё одно государство в составе СССР со своей армией, налогами и прочим, в борьбе с которым правоохранительная система попросту бессильна. В дополнение к этому синдикат контролирует около 200 организаций за пределами страны.
Преступники также имеют определённый вес в политической сфере. Тотальная коррупция позволяет им свободно распоряжаться некоторыми государственными ресурсами, хоть и не на уровне SovOil. В реализации больших амбиций синдикату мешает внутренняя раздробленность. Несмотря на общее название, группировки постоянно противостоят друг другу и даже воюют.
Остальной мир (или то, что от него осталось) во вселенной Cyberpunk
Европейское экономическое содружество, или «Евротеатр», — союз ряда государств, созданный для обеспечения наилучшего совместного экономического развития. Несмотря на название, в него могут входить любые страны — например, в нём 20 лет состояла Япония. Наибольшей мощью среди них обладали Франция, Германия и Бенилюкс (союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга).
Великобритания оказалась одной из стран Европы, которой повезло меньше всех. В 2001-м в ходе переворота была уничтожена монархия — большинство членов королевской семьи были убиты, и к власти пришла военная диктатура. Вызванные этим беспорядки привели к краху страны. Половина жителей стала кочевниками, из-за этого опустели и постепенно разрушились города. Кроме того, не утихают конфликты между Англией и Шотландией, а также между роялистами и республиканцами.
Латинская Америка подверглась двум атакам Штатов. И хотя оба раза она смогла отбросить силы противника, потери всё равно были очень тяжёлыми. Зато это помогло установить крепкий союз между странами региона.
Австралия во многом повторила путь США. Страну сильно пошатнул кризис 1994 года. После этого экономика так и не смогла восстановиться, позволив конкурентам завоевать лидерство на международной арене. В 2001-м Западная Австралия отделилась, провозгласив независимость.
ОАЭ, Ирак, Иран, Ливия и Чад были уничтожены с помощью ядерного оружия в конце XX века. Это привело к резкому увеличению стоимости нефти.
Китай — один из главных стратегических союзников США. В 1990-х и 2000-х в стране разгорелась гражданская война. Правительство столкнулось с восстанием в Тибете, отделением Тайваня, мусульманскими террористами, но главной угрозой было движение маоистов, не признававших капиталистических реформ. Подавить конфликт удалось только благодаря союзу с США и корпорацией Militech.
Япония — одна из могущественнейших стран в мире и дом корпорации Arasaka. В 1996 году страна отказалась соблюдать постановление об отказе от формирования собственной армии и военного флота, выдворила американских военных и с тех пор неуклонно наращивала экономическую мощь. Японское правительство — одно из немногих в мире, которое способно хотя бы частично сдерживать мегакорпорации вроде Arasaka.
Так выглядит мир во вселенной Cyberpunk — тотальная разруха, всемогущество корпораций, постоянные войны и непрекращающиеся экологические катастрофы. Наш 2020 год по сравнению с этим вовсе не так уж и плох. А что случится в этой вселенной дальше, узнаем уже 10 декабря с релизом Cyberpunk 2077.