Как «Космические рейнджеры» стали гордостью отечественной игровой индустрии
Статья

Как «Космические рейнджеры» стали гордостью отечественной игровой индустрии

Обновление: на днях культовой франшизе российского геймдева «Космические рейнджеры» исполнилось 20 лет. Несмотря на возраст, серию и сегодня нередко вспоминают в разговоре о наиболее удачных игр, выпущенных в России. В честь круглой даты предлагаем вспомнить наш материал, впервые опубликованный в 2020-м.   

Оригинальная статья: Отечественная игровая индустрия редко радует геймеров хотя бы качественным продуктом, не говоря уже о настоящих хитах. Однако в её истории бывали релизы, которые не просто пользовались большим спросом у фанатов и получали высокие оценки от прессы, но и собирали вокруг себя целые сообщества. Об одной из таких игр, а именно о «Космических рейнджерах», мы и расскажем.

Дела далёкого будущего

Действие «Космических рейнджеров» разворачивается в XXXI веке, когда мир перестал ограничиваться планетой Земля и даже Солнечной системой. Человечество давно научилось совершать межзвёздные перелёты и изучать далёкие галактики, достать до которых в наше время невозможно даже теоретически. Солнце, впрочем, никуда не делось, а известные нам планеты заселены людьми. Есть и знакомые всем поклонникам астрономии системы (Бетельгейзе, Денебола, Шедир), и вымышленные. И этот мир живёт по всем известным нам законам — звёзды находятся в центре систем, космическое пространство бороздят метеоры, которые также притягиваются к более массивным телам, а вокруг звёзд по орбите вращаются планеты. Часть из них безжизненные, а другие населены людьми. Условия некоторых планет не позволяют жить на поверхности, но и этот момент разработчики учли — существа обитают на орбитальных станциях.

Само собой, разнообразие разумных существ не ограничивается только людьми. В игре присутствуют ещё пять дружественных рас, которые отличаются характером, внешним видом и уровнем развития технологий. Малоки — самые крупные и физически сильные. Они похожи на древних спартанцев — не особо занимаются дипломатией и психологией, а большую часть ресурсов тратят на содержание армии, а не развитие технологий. Их полная противоположность — фэяне. Они как раз делают ставку на технологии и развитие разума. Абсолютно уникальные подходы используют две другие расы — пеленги и гаальцы. Первые предпочитают развиваться за счёт шпионажа и кражи технологий у других рас, а вторые путём генетики вывели идеальный по их представлениям вид, который делает ставку на дипломатию. Ну а люди, как это обычно бывает в компьютерных играх, — самые сбалансированные по всем показателям.

Учитывая все характеристики видов, межрасовые отношения тоже отличаются. Благодаря дипломатии гаальцы дружат со всеми, пеленги подозрительно относятся к более развитым расам, люди опасаются только малоков, а фэяне, в свою очередь, малоков вообще считают за животных.

Представители всех рас КР — гаальцы, пеленги, люди, малоки, фэяне
Представители всех рас КР — гаальцы, пеленги, люди, малоки, фэяне

Помимо рас, представители мира различаются и по виду деятельности. Некоторые занимаются перевозками грузов и граждан — у них слабо защищённые и медленные, но очень вместительные корабли. Другие же являются военными — на небыстрых, но мощных кораблях они следят за порядком в своей галактике. Дипломаты занимаются налаживанием отношений с другими планетами и системами, торговцы, как и в жизни, ищут, где можно купить товары подешевле и продать подороже. А пираты — классические возмутители спокойствия, которые грабят пролетающие мимо корабли и вынуждают обитателей мира платить им откупные.

Особенность «Космических рейнджеров» в том, что весь этот мир является целостным и постоянным, хоть и генерируется случайно в начале игры. При этом влиять на него может не только пользователь. Например, в одной из систем вы можете встретить пирата, бороздя просторы вселенной, и вновь наткнетесь на него спустя несколько часов. А можете и не встретить его никогда — пират может разозлить военных в любой системе и нарваться на их орудия — игрок на это никак не влияет.

Рейнджеры — спасители Вселенной

Несмотря на противоречия между некоторыми расами, все они живут в относительном мире. Они давно поделили системы, заселили планеты и не ведут между собой жестоких войн, образовав так называемое Содружество. Но не бывает так, чтобы всё было тихо и спокойно. У Содружества появляется общий враг — загадочная раса клисан. Бороться с ними очень сложно, так как их технологии как минимум не хуже, а по некоторым пунктам превосходят те, что доступны Содружеству.

Учитывая всё это, сражаться с клисанами силами одних военных не выходит. На помощь пришли рейнджеры — космические бродяги, которым скучно сидеть в одном уголке Вселенной и заниматься обычной работой. Они бороздят пространство в поисках новых приключений — выполняют различные поручения правительств, мешают пиратам заниматься своими чёрными делишками или же просто торгуют, зарабатывая себе на жизнь. В борьбе с захватчиками их помощь оказалась как никогда необходимой. Одним из таких рейнджеров и управляет игрок.

Один из многочисленных Центров рейнджеров в галактике — именно через них идёт управление рейнджерами
Один из многочисленных Центров рейнджеров в галактике — именно через них идёт управление рейнджерами

На старте игры пользователю необходимо создать персонажа. Опций сразу несколько. Первая — раса. От неё будет зависеть отношение к вам других рас, а также внешний вид. Вторая опция — специализация. От неё зависят стартовые условия — корабль, количество денег на счету, отношение других обитателей вселенной и навыки. Точность позволит оружию наносить больше урона, торговля — получать больше прибыли, манёвренность — уменьшить входящий урон, обаяние — получать большее вознаграждение за выполнение заданий, техника — уменьшить износ оборудования, а лидерство позволит нанимать помощников. В процессе игры все навыки можно развивать, тратя на них очки, которые выдаются за прокачку уровня.

Корабль — наше всё

Весь геймплей строится вокруг корабля. Именно от его характеристик зависит, насколько легко будет выполнить те или иные миссии и какую угрозу вам будут представлять пираты, военные враждебных правительств или клисаны.

Основа корабля — корпус. Он может иметь разный дизайн в зависимости от класса (военный, рейнджер, пират, торговец и т. д.), цвет в зависимости от расы-производителя, вместительность и защиту. Последние две характеристики влияют на общую прочность. Другие показатели зависят от оборудования семи типов. Двигатель влияет на скорость и максимальную дальность прыжка — расстояние до системы, в которую хочет переместиться игрок. Бак отвечает за количество топлива. При полётах внутри галактики оно не расходуется, но для осуществления прыжка необходимо определённое количество горючего — единица на один парсек. С этим оборудованием корабль уже способен отправиться в космос. Но для полноценного функционала необходимо занять и другие слоты.

Корабль на старте игры. По ходу прохождения он будет становиться мощнее и быстрее, а пустые слоты будут заполняться недостающим оборудованием
Корабль на старте игры. По ходу прохождения он будет становиться мощнее и быстрее, а пустые слоты будут заполняться недостающим оборудованием

Помимо двигателя и топливного бака, нам понадобится радар. Он нужен, чтобы опознавать другие объекты — станции (о них мы поговорим позже) и корабли. От качества радара зависит расстояние, на котором мы будем получать информацию о цели. Для того чтобы увидеть оборудование другого корабля, необходим сканер. Чем он лучше, тем большую защиту можно преодолеть. А за неё отвечает генератор защитного поля: он не только блокирует сканеры, но и уменьшает входящий урон. Ещё в бою пригодится дроид — он обеспечивает регенерацию прочности корпуса. Для поднятия предметов в открытом космосе нужен захват — чем он лучше, тем большую массу получится взять. Ну и куда же без оружия? Слотов для него сразу пять, и у каждой пушки есть свои показатели дальности и урона.

Помимо обычного оборудования, есть слоты для дополнительных артефактов. Они дают различные перки — регенерацию топлива, усиление другого оборудования, возможность оценить шанс победы в битве с определённым оппонентом и так далее. Купить их в магазине нельзя: дополнительное оборудование дают либо за выполнение заданий, либо за уничтожение пиратов в гиперпространстве.

Описание нескольких артефактов | Источник: wiki.snk-games.net
Описание нескольких артефактов | Источник: wiki.snk-games.net

Как и в любой RPG, просто взять и поставить всё самое крутое сразу не получится. В игре время постоянно идёт вперёд, а вместе с ним улучшаются и технологии. Только проведя в игре несколько десятков часов, получится добраться до самого мощного оборудования, чтобы корабль был способен видеть всю систему, прыгать в любую точку галактики с одного раза и бороться с несколькими противниками одновременно. Но и здесь не всё так просто. Прежде всего, каждый девайс имеет свой вес, и превышать вместительность корабля нельзя — перегруженным он никуда не полетит. А даже если вы чётко рассчитали массу и загрузили свой пепелац под ноль, это негативно повлияет на скорость.

Война войной, а работать всё равно придётся

На старте едва ли у вас получится сразу ворваться в самое пекло и развалить всех клисанов хотя бы в одной системе. Да и оборудование ломается не только в бою, но и из-за износа. Помимо этого, всегда нужно пополнять топливный бак, иначе вы так и застрянете в одной системе. На всё это нужны деньги, а зарабатывать их можно разными способами.

Первый — торговля. На любой планете есть рынок, где можно приобрести различные товары: продовольствие, медикаменты, алкоголь, драгоценности, оружие, электронику, минералы или наркотики. Экономика у каждой планеты своя, а потому и цена на те или иные позиции не всегда будет выгодной. В этом и заключается суть торговли — найти, где купить дешевле, чтобы потом где-то ещё продать подороже. Помимо этого, нужно учитывать, что и законодательство на разных планетах отличается. На некоторых определённые товары вне закона — торгуя ими, можно испортить отношения с правительством. Кроме того, товары отнимают драгоценное свободное место на корабле. Добывать же их можно не только с помощью покупки. Например, минералы можно поднять прямо в космосе с уничтоженных метеоров.

Рынок, на котором зарабатывают торговцы. Он есть на каждой планете, но некоторые товары вне закона, и торговля ими повлечёт ухудшение отношений с правительством
Рынок, на котором зарабатывают торговцы. Он есть на каждой планете, но некоторые товары вне закона, и торговля ими повлечёт ухудшение отношений с правительством

Второй способ добычи денег — пиратство. Можно требовать выкуп у других кораблей, атакуя их. Если они не захотят с вами договариваться, то достаточно будет нескольких выстрелов из пушек по их посудинам — после этого они обычно лучше идут на контакт. Но бывают особенно непоколебимые. С такими можно не церемониться, а просто уничтожить, и тогда заветный лут сам выпадет в космическое пространство. Но у пиратства есть отрицательный момент — отношения с правительством и расой, которым принадлежит корабль, будут портиться. А в некоторых галактиках военные не будут терпеть, что какой-то псих атакует пролетающие у них в зоне корабли. И даже если вы раскачаетесь до такой степени, что вам будет нипочём атака пяти-шести военных кораблей, агрессия закроет вам доступ почти на все планеты и станции. И тогда заправляться и чинить оборудование получится только на пиратских базах.

Основной способ заработка — выполнение заданий правительств. Они делятся на четыре типа: доставку грузов, сопровождение кораблей, уничтожение цели и текстовые квесты. С доставкой всё просто: вам нужно довести предмет до точки назначения в заданный срок. С уничтожением цели всё немного сложнее. Чаще всего это пираты, терроризирующие системы. Иногда их корабль будет сильнее вашего, и тогда придётся запросить помощь пролетающих рядом рейнджеров. Кроме того, не всегда подобные нападения пойдут вам в плюс — убийство может испортить отношения с правительством, подданным которого является цель.

Пример правительственного задания
Пример правительственного задания

Квесты — самое интересное и разнообразное из всего предложенного. Они не похожи друг на друга и отличаются как по сложности, так и по сюжету. Некоторые представляют собой классические головоломки, где необходимо решать логические и математические задачи. Есть также симуляторы гонок, где нужно грамотно подбирать скорость и использовать определённые манёвры в зависимости от обстановки. В других квестах игрок сможет продемонстрировать навыки менеджмента или скрытности. Особый вид квеста — тюрьма. Если вы приземлитесь на враждебно настроенную планету, то угодите за решётку, и там вам придётся коротать дни, общаясь с другими заключёнными и защищаясь от их нападений, соревнуясь в тараканьих бегах и занимаясь другими активностями. Там же можно заработать дополнительные деньги и там же потратить их. Кроме того, есть возможность сбежать из тюрьмы или выиграть освобождение, победив на турнире по рукопашному бою.

Общий враг

Всё, что вам придётся делать в игре, нужно для одной цели — собрать средства и прокачать свой корабль и навыки настолько, чтобы вы могли освободить вселенную от нашествия клисан. Кто же это такие? В самом начале сюжета о них известно почти всё — это неорганическая раса, появившаяся из межзвёздного кристаллического вещества. Они никогда не передвигаются по галактике в одиночку и прилетают в системы большими группами. И зачастую даже очень защищённые места не способны дать отпор захватчикам. В переговоры клисаны не вступают. Для них все существа во Вселенной априори враждебны, и неважно, к какой расе они принадлежат и какие цели преследуют.

Руководит клисанами другая раса — махпеллы, которые по своему строению мало чем отличаются от клисан, но они намного больше и умнее. Клисаны же — это, по сути, органы махпелл, с помощью которых они исследуют галактики. Сами махпеллы не очень любят перемещаться по космическому пространству, редко встречаются со своими сородичами, но в то же время постоянно обмениваются с ними информацией, что позволяет им быстро накапливать знания о строении Вселенной и происходящих процессах.

Игрок убегает от клисан на ближайшую планету
Игрок убегает от клисан на ближайшую планету

Откуда же взялись эти клисаны в том секторе галактики, где развиваются события «Космических рейнджеров»? Давным-давно, ещё до возникновения коалиции, первыми на махпеллу нарвались гаальцы, которые исследовали далёкие миры. Все попытки её уничтожить завершались неудачей. В то же время клисаны постоянно наступали и в конце концов закрыли гаальцев на единственной системе. Раса смогла уничтожить захватчика только одним способом — превратив главную звезду своей системы в сверхновую и устроив огромный взрыв, который вместе с врагами забрал и всю галактику. После этого оставшиеся гаальцы отказались от идеи исследования Вселенной и засекретили все данные, связанные с клисанами.

Спустя какое-то время до этих данных добрался пират по имени Рачехан. Его разыскивали все спецслужбы, существовавшие во Вселенной, и вскоре они подобрались к его клану настолько, что для спасения Рачехану требовались исключительные меры. Изучив секретные документы, он определил местоположение махпеллы. Сначала пират планировал забрать её оружие, но, само собой, это ему не удалось. Зато у него получилось привести клисан в секторы коалиции, и началась вторая война.

Когда клисаны вторгаются в систему, на звёздной карте она помечается как атакуемая. У местных обитателей есть шанс отбить нападение: на этом этапе на руку бойцам играет то, что планеты всё ещё находятся под контролем легитимного правительства, то есть на них можно совершить посадку для ремонта корабля и возвращения в бой. Но как только последние очаги сопротивления падают, система полностью переходит под контроль клисан. Залететь в неё можно, но любой корабль, который это сделает, будет тут же атакован целой армадой вражеских судов. Их несколько типов — от совсем мелких класса «Мутенок» до огромных «Эгемонов» (всего классов пять, не считая махпелл). 

Атака на махпеллу, но она 100% обречена на провал
Атака на махпеллу, но она 100% обречена на провал

Если с первыми сражаться довольно просто уже в начале игры, то с «Эгемонами», даже если он остался один, реально справиться только толпой. И дело в том, что в захваченных галактиках обычно находятся более десятка кораблей клисан разных типов. Поэтому заспидранить прохождение и в одиночку развалить всех захватчиков в начале игры невозможно физически — технологии пока не развились до той стадии, чтобы обеспечить рейнджеров вооружением достаточной мощности и корпусами большой прочности. А уж если на глаза попадается махпелла, то самым разумным решением будет просто развернуться и как можно быстрее убежать в какую-нибудь другую систему. Вступать с ней в бой — самоубийство.

Мир «Космических рейнджеров» развивается по нелинейным и незаскриптованным законам. Поэтому случайные системы постоянно захватываются и освобождаются от клисан даже без участия игрока. Но чтобы подниматься в рейтинге рейнджеров, необходимо участвовать в этих сражениях. Суть в том, что при уничтожении клисан из них выпадает особое вещество — протоплазма. Для руководителей рейнджерских отрядов она является чем-то вроде скальпов у индейцев — доказательством того, что ты участвовал в боях и на твоём счету есть подбитые вражеские корабли. Сдавая протоплазму в центры рейнджеров, игрок получает рейтинговые очки, а вместе с ними и опыт, который нужен для прокачки характеристик. Оборудование с уничтоженных кораблей клисан нужно сдавать на научные базы — это ускорит создание оружия против них.

За освобождение миров игрок также получает символические награды и ордена. Если рейнджер уничтожил хоть один корабль в боях за систему, после сражения его приглашают на ближайшую к центральной звезде планету, где правительство награждает его. Вместе с орденом (они накапливаются под лычкой звания в меню корабля) иногда вручают ценное оборудование, в том числе и артефакты.

Гиперпространство — территория для фарма

При прыжке из одной системы в другую игрок попадает в гиперпространство. В нём есть так называемые сгустки — по ним и прокладывается путь игрока. Большинство сгустков безопасны, и всегда есть как минимум один путь, на котором с кораблём ничего не случится — он выбирается автоматически. Но при желании рейнджер может свернуть с расчетного пути и попасть в небезопасный сгусток, где есть вероятность, что он нарвётся на серьёзные проблемы. Однако настоящих героев это не смущает — они сами ищут приключений, и именно в гиперпространстве можно быстрее всего добыть ценные артефакты, дающие кораблю мощные перки вроде автоматического восполнения топлива или ускоренного ремонта оборудования.

Гиперпространство. Сферы — это и есть сгустки
Гиперпространство. Сферы — это и есть сгустки

Противниками игрока в гиперпространстве будут пираты клана того самого Рачехана. Он настолько надоел коалиции, что больше нигде не может спрятаться, кроме как в области между системами. Суть в том, что она плохо изучена и там полностью отсутствует связь, поэтому найти и обезвредить его в этих местах не так просто, а военные неохотно туда лезут, предпочитая охранять свои системы. На собственной базе, местонахождение которой неизвестно, Рачехан собирает особые типы кораблей, чьи корпуса адаптированы для сражений в гиперпространстве. Именно их рейнджеры и будут встречать в небезопасных сгустках.

Бои в гиперпространстве существенно отличаются от обычных сражений в космосе. Битва проходит не автоматически, а представляет собой аркадную 2D-«стрелялку». Кораблём необходимо управлять, перемещая его по ограниченной области. На пути будут встречаться стены, столкновения с которыми не наносят урона, но снижают скорость, а также силовые поля, которые можно разрушить, и различные поднимаемые предметы, дающие регенерацию, повышенную прочность, урон, скорость и так далее.

Стрельба осуществляется с помощью клавиши Ctrl. Можно выбрать как определённые виды оружия, так и все одновременно. Снаряды также существенно отличаются от тех, что пушки выпускают в обычном космосе. Кроме того, в гиперпространстве оружие не самонаводящееся — нужно хорошо целиться.

Аркадный бой в гиперпространстве
Аркадный бой в гиперпространстве

Артефакты — не единственная причина, чтобы сойти с безопасного пути и начать сражение с пиратами в гиперпространстве. Там же добывается много минералов, которые можно продать по хорошей цене на ближайшей планете, а также заработать очки опыта для прокачки персонажа.

В каждом сгустке могут находиться от одного до пяти пиратских кораблей. По умолчанию игрок не знает, сколько их там и как они вооружены. Но проблему решает артефакт «Армейский ГП-3 Пеленгатор» — он предоставит всю информацию о врагах, находящихся в том или ином сгустке.

Игра, которую не с чем сравнить

Игровая индустрия произвела множество общепризнанных хитов. Но все из них относятся к какому-то определённому жанру, и найти что-то похожее не составляет проблем. Понравилась Call of Duty? На выбор огромное количество других шутеров от первого лица, в том числе и про войну. Получил кайф от прохождения GTA? И тут найдётся много экшенов от третьего лица с похожими механиками и элементами геймплея.

Но если мы говорим о «Космических рейнджерах», то хоть сколько-нибудь близкий аналог ей назвать просто невозможно. Даже жанр игры определить не так легко. В ней есть элементы сразу нескольких жанров — это и текстовые квесты, и аркадный космический симулятор, и пошаговая тактика, и даже полноценная RPG с добычей вещей, прокачкой характеристик и множеством разветвленных диалогов. Обычно, если разработчики устраивают такую мешанину из всего подряд, на выходе получается посредственный продукт, где вроде бы есть всё, но всё настолько кастрировано, что особого удовольствия конечный продукт не вызывает. Так вот «Космические рейнджеры» — обратный пример.

Так выглядят текстовые квесты в «Космических рейнджерах»
Так выглядят текстовые квесты в «Космических рейнджерах»

В этом материале мы описали многие аспекты игровой составляющей, а также познакомили вас с небольшой частью лора и основной сюжетной линии. Но это лишь малая доля всего контента, который разработчики добавили и очень органично вписали во вселенную «Космических рейнджеров». Читая диалоги во второстепенных заданиях, описания предметов и изучая другие моменты, игрок намного ближе познакомится с каждой расой, начнёт симпатизировать какой-то из них, найдёт множество отсылок к нашему времени.

Что касается графики, то и здесь разработчики сделали что-то гениальное. Релиз игры состоялся в 2002 году, но дизайнеры настолько ответственно подошли к процессу, что даже в наше время модельки, космические фоны, планеты и элементы меню не смотрятся сильно устаревшими, как и модельки и аватары представителей различных рас. В визуальном плане в 2020-м «Космические рейнджеры» вызывают те же ощущения, что и 18 лет назад.

Но особое место в сердцах фанатов серии навсегда займёт саундтрек игры. Есть такой термин — космическая музыка, означающий мелодию, которая вызывает у слушателей глубокие пространственные ощущения планетарных образов, галактических пейзажей и так далее, а также стимулирует созерцательные переживания космического полёта, внеземной красоты и тому подобного. И саундтрек «Космических рейнджеров» как ничто другое подходит под это описание. В него вошли более десятка композиций, каждая из которых включается в своей локации и органично дополняет происходящее на экране, ещё больше помогая игроку погрузиться в виртуальную вселенную.

На выходе геймеры получают то, чего очень сложно ожидать от отечественной игровой индустрии, — настоящий хит, собравший вокруг себя огромную аудиторию преданных фанатов. В отличие от разных распиаренных, но провальных проектов вроде Lada Racing Club, поначалу о «Космических рейнджерах» совсем не писала пресса. Но повсеместно всё больше геймеров оставляли положительные отзывы об игре, и только спустя какое-то время пресса осознала, что этот продукт займёт отдельное место в истории. Журнал «Лучшие компьютерные игры» даже назвал КР лучшей игрой 2003 года. Напомним, тогда же вышла Grand Theft Auto: Vice City.

Новая угроза вселенной

Учитывая колоссальный успех первой части, разработчики просто не могли не выпустить сиквел. Релиз «Космических рейнджеров 2: Доминаторы» состоялся спустя два года. В целом геймплей мало чем отличался от первой части, но в то же время игра получила множество обновлений. В частности, была улучшена визуальная составляющая, расширен перечень оборудования, изменена система слотов в кораблях, добавлены новые типы космических станций, а также новый сюжет, в котором вместо клисан захватчиками выступили роботы «доминаторы». Кроме того, пропали гиперпространственные полёты по сгусткам — туда стало возможно попасть только с помощью чёрных дыр.

Но главным нововведением в «Доминаторах» стали новые типы заданий — планетарные бои. Теперь в игре появился элемент ещё одного жанра — стратегии в реальном времени. Само собой, геймплей был менее содержательным и продуманным по сравнению с условными Warhammer или StarCraft, но свои особенности у него всё же были. На старте боя в распоряжении игрока есть только главное здание, в котором производятся роботы, а также несколько позиций для оборонительных турелей. Роботы же не имеют стандартных конфигураций — игрок, по сути, сам проектирует боевые машины, устанавливая на них нужные ему модули шасси, корпуса и оружия. На это требуются ресурсы четырёх типов. Их добывает главное здание, а также точки, которые можно захватить на карте. Для победы нужно взять под свой контроль вражеское главное здание. Игрок также мог взять управление любым роботом от третьего лица.

Планетарный бой в «Космических рейджерах 2»
Планетарный бой в «Космических рейджерах 2»

Этот режим много критиковали поклонники игры. Дело в том, что для его запуска требовалось чуть ли не самое мощное железо того времени. При этом авторы крайне плохо проработали механику — юниты двигались очень неуклюже, много тупили. Вызывал вопросы и дизайн карт. Зачастую проходы на базу были очень узкими, поэтому атакующие роботы вынуждены были выстраиваться в шеренгу. И чтобы уничтожить полностью укомплектованный отряд, достаточно было одного дальнобойного робота в защите и помогающей ему турели.

Но фанатов игры это не особо расстроило, ведь всё, что им так полюбилось в первой части, перешло и во вторую. От планетарных боёв можно было отказаться, а без них игра вполне запускалась и «летала» на среднем железе без особых технических проблем. Единственный неприятный нюанс — та самая нашумевшая система защиты от пиратства StarForce. Её ненавидели не только те, кто предпочитал покупать нелицензионные копии за копейки, но и все остальные — далеко не каждому удавалось запустить игру с первого раза и без дополнительных танцев с бубном, даже имея лицензию.

Новый интерфейс в «Космических рейнджерах 2»
Новый интерфейс в «Космических рейнджерах 2»

Как и первая часть, игра имела оглушительный успех в СНГ. Через девять месяцев она вышла в Европе, а ещё через полгода — в США. Её по достоинству оценили не только геймеры (8,9 балла из 10 лишь с одной отрицательной оценкой), так и пресса (84 балла из 100). В 2010-м вышло переиздание под названием «Космические рейнджеры 2: Доминаторы. Перезагрузка» с новыми корпусами и оборудованием, а также первой частью «Космических рейнджеров» и возможностью отдельно пройти текстовые квесты или сыграть в планетарные бои. Помимо этого, игра получила ряд других, менее значительных улучшений.

Финальная революция

Ходили слухи, что ещё на этапе разработки «Перезагрузки» два главных создателя игры — Дмитрий Гусаров и Алексей Дубов — разошлись во взглядах на дальнейшие планы их совместной компании. Из-за этого о продолжении серии не было никаких новостей. Но у «Космических рейнджеров» осталась армия фанатов, и некоторые из них были полны мотивации продолжить серию. Алексей Дубов выложил в общий доступ программу, которая позволяла изменять игровые скрипты в «Космических рейнджерах». К разработке также подключилась инди-компания СНК-Games, которая помогала создавать «Доминаторов». В итоге получился фанатский аддон «Революция» с новым оборудованием, квестами, а также вернувшимися скриптовыми миссиями из первых КР, когда случайный корабль в космосе мог выйти с игроком на связь и предложить ему задание.

Но время шло, железо и операционные системы совершенствовались, и игра всё хуже запускалась на современных ПК. СНК-Games поддерживала «Революцию» до 2010 года, но имеющихся у неё инструментов уже не хватало, чтобы продолжать развитие и совершенствование игры. Для этого разработчикам нужен был исходный код, права на который принадлежали 1С. Дмитрий Гусаров смог убедить её руководство, что СНК справится с полноценной коммерческой версией аддона.

Обложка диска с «Космическими рейнджерами HD: Революция»
Обложка диска с «Космическими рейнджерами HD: Революция»

Разработка велась в течение трёх лет. В марте 2013-го состоялся релиз игры «Космические рейнджеры HD: революция». Классический фанатский мод, помимо текстур и моделек под современные разрешения, получил ещё одну сюжетную ветку. Кроме доминаторов из второй части, здесь мирных граждан коалиции постоянно донимает пиратский клан «Доминион». Он точно так же, как и все, воюет против доминаторов, но у игрока есть возможность иметь с кланом хорошие отношения и безболезненно залетать в его системы. Уничтожение «Доминиона» также является целью игры. Чтобы найти главную базу клана, пользователю необходимо внедриться к пиратам, а затем получить координаты базы, чтобы привести туда военный флот.

«Революция HD» стала лебединой песней культовой серии. Со временем у СНК-Games окончательно пропал энтузиазм продолжать поддержку игры, сайт Elemental Games, как и компания, прекратил своё существование, а о Дмитрии Гусарове и Алексее Дубове давно уже не поступало никаких новостей. На сайте СНК до сих пор сохраняется активность — фанаты КР обсуждают игру, делятся различными модами и просто общаются. Однако на полноценное продолжение серии надежд уже ни у кого не осталось.

Комментарии