Спустя 3,5 года эксклюзив PlayStation 4, который поклонниками этой платформы зачастую преподносится как одна из величайших игр в истории индустрии, вышел на ПК. Cybersport.ru протестировал этот релиз, причём не через призму опыта игры на PS, и подготовил краткий обзор, в котором расскажет об особенностях версии для компьютеров, а также поделится мнением, так ли много потерял бы ПК-гейминг без God of War.
Брутальный качок, бросивший вызов богам
God of War — это классический слэшер образца конца 2010-х, который является развитием одноименной серии… классических слэшеров начала-середины 2010-х. Сугубо с геймплейной точки зрения от игрока потребуется лишь ходить по коридорам, рубить многочисленных противников кликами на две кнопки, а в сложные моменты — вспоминать про способности и уворачиваться перекатами. Принципиальная разница между эпохами (то есть между оригинальной God of War и игрой 2018 года) заключается в положении камеры: если раньше она находилась в стороне и на небольшой высоте от поля боя, то теперь оказалась зафиксирована за спиной героя.
Кстати, про него. Протагонист God of War — это суровый и накачанный мужик. При этом он не простой вышибала, способный одним ударом руки сломать все кости оппонента (хотя не без этого), но ещё и мудрый наставник и любящий отец для своего сына по имени Атрей. Мальчик будет верным спутником Кратоса на протяжении всей истории: он будет помогать главному герою сражаться с врагами, забираться в труднодоступные места для решения загадок и так далее. Кратос же, в свою очередь, как настоящий батя, будет оберегать сына от неприятностей резкими, но все же любящими выкриками: «Заткнись и слушай сюда».
Ценность God of War, конечно, заключается в сюжете, с которым каждый должен познакомиться сам. Мы останавливаться на нем подробно не будем и постараемся ухватить только завязку: Кратос потерял жену и, соответственно, мать Атрея. Перед смертью она попросила развеять её прах с высочайшей точки всех девяти миров. Исполнение ее желания и есть главная задача игрока. Путь будет неблизким, и по дороге отец и сын встретят множество опасных врагов, а также головоломок, которые не только будут блокировать маршрут, но и помогут Кратосу и Атрею стать сильнее (то есть прокачать навыки и оружие, если говорить про геймплей).
Случайность, произошедшая два раза, — не случайность
Каждый раз, когда выходит новость о релизе консольных эксклюзивов на ПК, пользователей этой платформы в первую очередь волнует одна составляющая — техническое качество тайтла. С геймплеем, сюжетом, графикой и всеми другими аспектами можно ознакомиться и на основе консольной версии, а вот как игра будет работать на компьютере — это всегда большой вопрос. И речь идёт не только об оптимизации и производительности. Важную роль играет управление, ведь большинство ПК-геймеров используют мышку и клавиатуру, а геймпады есть далеко не у всех. Да и многим просто неудобен этот девайс.
В обзоре Days Gone на ПК мы уже затрагивали тему кривых портов. Невольной жертвой эксперимента стала Horizon Zero Dawn — именно эта игра должна была первой познакомить пользователей ПК с чудесным миром эксклюзивов PlayStation 4. Однако вскоре после релиза фанаты были повергнуты в шок: игра была плохо оптимизирована, геймеры сталкивались с проблемами даже на топовых системах. Игроков беспокоили нерабочие настройки графики (вроде анизотропной фильтрации), просадки FPS, анимации, выполненные в 30 кадрах, при том что общая частота кадров была разблокирована. И для Sony, которая всегда славилась отменным техническим исполнением на своей платформе, в среде ПК-геймеров это был мощный удар по репутации.
Но в следующем же порте (речь идёт о Days Gone) уже на релизе всё было сделано на ином уровне. Да, в игре было достаточно багов, причём как графических, так и геймплейных, но практически все они (если не вообще все) присутствуют и в версии для PS4 (которая, кстати, на релизе тоже была сомнительного качества). Но в целом это никак не мешало игровому опыту и получению удовольствия от прохождения экшена с открытым миром. В то же время незначительные графические улучшения по сравнению с версией для PlayStation 4, гибкие настройки управления и картинки, а также другие бонусы подарили пользователям ПК ещё один крепкий ААА-релиз, в который раньше они поиграть на своей любимой платформе не могли.
Релиз God of War в Steam же окончательно подтвердил, что Sony пришла на рынок ПК не просто по остаточному принципу и впредь её внутренние студии больше не собираются халатно относиться к портированию на эту платформу. Никаких ощутимых технических проблем при игре на компьютере замечено не было. На топовых системах и максимальных настройках графики частота кадров стабильно держится выше 90. Конечно, в наше время дефицитных видеокарт за двойные-тройные ценники не каждый ПК-геймер может позволить себе мощную систему, но и о них Sony позаботилась. Для слабых систем даже есть настройка разрешения виртуализации, то есть в особо загруженных сценах для избежания просадки FPS разрешение будет автоматически понижаться вплоть до 960х540 при максимальном 1080p. Стоит отметить, что такая роскошь бывает далеко не в каждом релизе на ПК — большинство разработчиков этим не заморачиваются. А те, кто обладает «космолётами» с GeForce 3080 и ей подобными, смогут играть в нативном 4К, что в оригинале было невозможно. Ну и куда же без DLSS и FidelityFX Super Resolution? Они здесь тоже есть со всеми режимами — от качества до производительности.
Так же гибко можно настроить и управление. Есть функция включения и выключения быстрого разворота, фиксации камеры на цели, параметры чувствительности камеры (то есть мыши) по вертикали, горизонтали, в прицеливании. Единственное, чего критически не хватает порту на ПК, — возможность отключить акселерацию при прокрутке мыши. Этой опции здесь нет, поэтому к эффекту придётся привыкнуть.
Если этого мало, чтобы убедить всех в ответственном отношении Sony к портам на ПК, то есть ещё один маленький, но в то же время весомый аргумент. Издатель предоставил ключи для прессы за три недели до релиза, и уже тогда God of War в целом работала отлично. Тормозила разве что фирменная заставка PlayStation после запуска, но и эта проблема вскоре была исправлена.
Детектор консольщика
В интернете давно ходит один мем, запущенный фанатами PlayStation. Дескать, у нас лучшая игровая платформа, так как где ещё вы сможете поиграть в God of War? Сейчас этот аргумент уже неактуален. Но проблема в том, что наиболее заядлые адепты ПК-гейминга вряд ли оценят величие этого релиза.
God of War — вылизанная почти до идеала игра. Но такой лоск достигается не только проработкой всех мелочей, но и многочисленными ограничениями, касающимися геймплея, графики и окружения. В этой игре вы двигаетесь исключительно по коридору, который старательные разработчики из Santa Monica Studio проработали до мелочей. Но вот грани этого мира зачастую обозначены грубо и топорно. То есть, проходя по световому мосту без каких-либо границ, вы все равно не сможете упасть — барьером будет служить невидимая стена. Повсеместно можно найти какие-то комнаты, островки или другие области, которые присущий геймерам ген исследователя так и манит посетить, но небольшой каменный блок или лежащее бревно высотой по колено не дадут вам туда добраться. Окажется, что Кратос просто не умеет прыгать, чтобы перемахнуть это препятствие, а перелезть он может только в тех местах, где разработчики оставили специальный триггер.
Что же касается боевой системы, то на мышке с клавиатурой всё упирается в банальное закликивание врагов, когда они не атакуют, а также перекатами с уворотом или блоком щитом, когда на вас поднимают оружие или запускают магические снаряды. И если поначалу потребуется какое-то время, чтобы привыкнуть к боевой системе, то через пару часов игры получится нащупать идеальный ритм, с которым даже полчища различных врагов перестанут доставлять неудобства. Минимальные проблемы создают только летающие противники: до них очень сложно добраться в рукопашном бою, но и они вряд ли попадают под определение «сложное испытание». Скорее, темп боя просто падает — их эффективнее всего убивать гораздо более слабыми бросками топора. Когда к боевой системе окончательно привыкаешь, битвы даже становятся однообразными.
Но всё меняется, когда вместо мышки и клавиатуры для управления используется геймпад. Обратная связь и вибрация позволяют буквально чувствовать каждый удар Кратоса, каждый блок щитом. И с таким девайсом разница между сильной и обычной атаками ощущается не только на полоске здоровья противника, но и тактильно. Учитывая незамысловатую боевую систему, где точность указания мышкой не имеет критического значения, в отличие от тех же шутеров и экшенов со стрельбой, обратная связь геймпада является решающим подспорьем в выборе контроллера как оптимального девайса для прохождения God of War.
Эта игра — образцовый релиз для консолей. Фанаты ПК, привыкнув к особенностям своей платформы, никогда не поймут, в чём ценность God of War и почему пользователи PlayStation так гордились своим бывшим эксклюзивом и дразнили им игроков на компьютерах. В глазах ПК-геймера этот релиз будет просто очень качественным, технически проработанным, но… обычным. God of War в первую очередь создана для тех, кто вместо сидения на стуле перед монитором предпочитает развалиться с геймпадом на диванчике перед телевизором, расслабиться и просто посмотреть интерактивный фильм. Сюжет действительно захватывает, и во многом именно он заставляет дальше проходить однообразные бои с целью узнать ответы на все вопросы, которых примерно до экватора истории становится только больше. Дизайн окружения тоже манит своей красотой. Но увидев где-то вдали (или даже в нескольких десятках метров) какую-то интересную локацию, вы, вероятно, должны будете просто смириться, что добраться до нее никак не получится. И все, что вам остаётся, — это просто нажимать на кнопки и смотреть кат-сцены.
Версия God of War для ПК создана не для того, чтобы впечатлить фанатов этой платформы. В первую очередь Sony сделала её для тех, кто в силу каких-то других обстоятельств ни разу не пытался погрузиться в мир консольного гейминга и ощутить все его особенности. Если в процессе прохождения God of War на ПК вы подумаете, что это продукт прямиком с вершины игровой индустрии, то стоит задуматься, нужно ли вам в следующий раз обновлять свой компьютер, тратя на него больше тысячи долларов, если есть PlayStation? Ведь там подобные релизы вы будете получать намного раньше, а сама платформа с её вибрирующими геймпадами, заскриптованными действиями и максимально проработанными, но в то же время жутко ограниченными локациями предоставит вам весь игровой опыт, который заложили разработчики. Если же после прохождения God of War вы так и не разделите восторгов аудитории, то вывод однозначен: вы настоящий «пекарь». А в таком случае дальнейшие споры о том, является ли GoW шедевром, переходят скорее в религиозное, нежели в предметное русло.