Как снайперы в Left 4 Dead играли — обзор Zombie Army 4: Dead War
Статья

Как снайперы в Left 4 Dead играли — обзор Zombie Army 4: Dead War

В последнее время мы стали всё реже видеть по-настоящему оригинальные идеи от крупных разработчиков. И это нормально, что авторы встают на плечи предшественников и используют уже известные приёмы. Ведь, как правило, они совершенствуют их и добавляют что-то своё, будь то интересная механика или свежий взгляд на историю. К сожалению, о Zombie Army 4: Dead War такого сказать нельзя, но стала ли она из-за этого плохой?

Zombie Army 4: Dead War — это кооперативный сюжетный шутер от третьего лица на четырёх человек. Хотя слово «сюжетный» не стоит воспринимать слишком серьёзно. Да, основной игровой режим представлен кампанией из десяти уровней на десять же часов прохождения. Тем не менее вся история и лор умещаются во фразу: «Зомби-нацисты плохие, их надо убивать». А где-то на заднем плане Гитлер возвращается из ада.

У каждого героя есть свои бонусы и штрафы, но они слабо влияют на игру
У каждого героя есть свои бонусы и штрафы, но они слабо влияют на игру

Вместе с тем нельзя сказать, что игровой мир плохо проработан. Локации довольно разнообразны — сражаться придётся в каналах Венеции, заброшенном зоопарке, римских катакомбах и других примечательных местах. Однако из-за одинаковой серой цветовой гаммы все они сливаются в одно пятно. Зато на уровнях можно найти много жутких и иногда забавных мелочей — вот на барной стойке оторванная рука зомби смешивает напитки, а в соседней комнате детские куклы разыгрывают жертвоприношение.

Каждый из уровней, кроме последнего, представляет собой коридор, поделённый на четыре участка. Между ними расположены безопасные зоны, где можно модернизировать оружие, пополнять боезапас и лечиться. Последнее особенно актуально — персонажи регенерируют лишь малую часть здоровья, а аптечек на локациях почти нет. Это один из главных факторов, определяющих сложность игры.

В бой физкультурники не рвутся, но кто их будет спрашивать
В бой физкультурники не рвутся, но кто их будет спрашивать

Еще один фактор — слишком слабые обычные зомби. Эти мертвецы слишком медленные, чтобы представлять хоть какую-то угрозу. Зачастую мимо них можно просто пробегать — они ничего не могут вам сделать. Со временем зомби обзаводятся касками, а некоторые — даже огнестрельным оружием, но едва ли это делает их намного опаснее. Интереса игре добавляют особые противники.

Камикадзе обвешаны динамитом и быстро бегают, снайперы стреляют издалека и меняют позицию после каждого выстрела, офицеры могут призывать других мертвецов или усиливать существующих, а зомби-танк — это буквально танк. Их появление вынуждает кардинально менять тактику. Если рядовых противников можно лениво отстреливать, стоя на одном месте, то от этих ребят придётся побегать — некоторых из них нужно выцеливать в первую очередь, а других даже пули не берут.

Казни фактически заменяют аптечки в качестве основного средства восполнения здоровья
Казни фактически заменяют аптечки в качестве основного средства восполнения здоровья

В эти минуты хаоса начинает всплывать одна из странностей Zombie Army 4: все игровые персонажи — снайперы. Во-первых, из-за этого нет даже условного деления на классы, и все члены группы выполняют одинаковые роли, что не очень хорошо для кооператива. Разница же в бонусах и штрафах героев минимальна. Во-вторых, сам факт использования снайперской винтовки — «хирургического инструмента войны» — против орд зомби и практически в упор выглядит довольно нелепо. Разумеется, вызвано это тем, что зомби-шутер — спин-офф серии Sniper Elite. Но спустя семь лет и три номерные части можно было бы и добавить разнообразия или объединить игры, если на первое не хватило сил. 

На выбор игрокам даются три стандартных винтовки и ещё одна — из DLC. Каждую из них можно улучшать с помощью наборов, которые спрятаны на уровнях, — повысить кратность прицела, нацепить штык-нож, добавить разрывных патронов и так далее. Удачным выстрелом «снайперка» способна пробивать несколько тел, сопровождая это эффектной рентгеновской съёмкой. В качестве дополнительного оружия можно выбрать автомат или дробовик, а про запас — один из пистолетов. Их тоже можно модернизировать. 

Как ни крути, в такую цель попасть сложнее, чем в голову
Как ни крути, в такую цель попасть сложнее, чем в голову

Каждый ствол обладает спецспособностью: винтовка делает один бронебойный выстрел, дробовики и автоматы замедляют время, а с помощью пистолета можно пометить несколько противников и автоматически сделать хедшоты. Заряжаются умения убийствами из соответствующего оружия. Одновременно с этим заполняется счётчик казни — особой атаки ближнего боя, которая мгновенно убивает противника, а также восполняет здоровье и патроны.

Несмотря на приятный ростер противников и хоть какую-то вариативность вооружения, геймплейно Zombie Army 4: Dead War очень однообразна. Задания сводятся к зачистке арены, зачистке арены в ограниченном радиусе, защите объекта, которая ничем не отличается от зачистки арены, и поиску предметов. Выделить что-то на этом фоне нелегко, разве что схватку с финальным боссом, который в итоге всё равно превращается в зачистку арены.

Погибшие союзники превращаются в зомби. За их убийство даже ачивку дают
Погибшие союзники превращаются в зомби. За их убийство даже ачивку дают

Эффект однообразия усиливается низкой реиграбельностью. Локации составлены вручную, а появление врагов заскриптовано. Авторы явно нацелены на длительную поддержку, учитывая количество предусмотренных уровней персонажей. Но пока трудно представить, как игроки будут перепроходить раз за разом одни и те же одинаковые уровни.

Исправить ситуацию должен был кооператив, ведь, согласно мифу, с ним всё становится лучше. На самом деле это, конечно, не так — кооператив делает веселее времяпрепровождение, а не игру, что и демонстрирует Zombie Army 4.

Геймплейно совместная игра ничем не отличается от одиночной, разве что можно поднимать упавших союзников. Шутер не заставляет держаться вместе и объединять усилия: ни одна из механик не требует кооперации, разделения на дополняющие друг друга классы нет, а сложность для группы повышается только за счёт увеличения числа врагов. Со стороны совместная игра выглядит как случайная встреча в какой-нибудь ММО. Да, во время игры можно поболтать и посоревноваться в счёте. Это определённо веселее, чем отстрел зомби в одиночестве. Однако идея внедрять кооператив только ради кооператива уже достаточно устарела. От современных игр ждёшь чего-то нового, а не упрощения механик десятилетней давности. К её плюсам же можно отнести разве что стабильность сетевых элементов.

При желании можно создать отряд и четырёх близнецов
При желании можно создать отряд и четырёх близнецов

Помимо основной кампании, свои силы можно испытать в двух других режимах. «Событие недели» — это та же игра, но с дополнительными модификаторами вроде запрета определённого оружия или бесконечного боезапаса. «Орда» чуть более интересна — пользователей помещают в локацию, которую волнами атакуют зомби. Постепенно границы игровой зоны увеличиваются, и появляется новое оружие. Правда, нападают противники только с одной стороны, что не добавляет интереса.

Своей атмосферой Zombie Army 4: Dead War напоминает фильмы категории «Б». У шутера явно низкий бюджет, и он активно эксплуатирует заезженные и немного постыдные чувства игроков — страх и отвращение от зомби-нацистов, а также удовольствие от их расчленения и отстрела мошонок. Многие элементы Zombie Army 4: Dead War даже стилизованы под классические хорроры.

Без избиения Гитлера в таких играх никуда
Без избиения Гитлера в таких играх никуда

Больше же всего с эксплуатационным кино игру роднит её неоригинальность. Опытных пользователей во время всего прохождения будут мучить флешбэки из других тайтлов — Left 4 Dead, Doom, Call of Duty, Last of Us и т. д. Механики, локации и монстры так или иначе уже встречались раньше и впечатлить смогут только тех, кто никогда не играл в кооперативные шутеры или сильно по ним соскучился. 

Само по себе использование заезженных идей — ещё не катастрофа. Проблема в том, что, помимо них, у игры нет ничего своего, нового или уникального. Использующиеся механики никак не переосмыслены, не дополнены и не усовершенствованы. Более того, многие из них в оригинальном исполнении были сделаны куда лучше. Эта вторичность вкупе с однообразным, хоть и захватывающим на первое время геймплеем не позволяет назвать Zombie Army 4: Dead War хорошей игрой. С другой стороны, интересные противники, достаточная сложность и добротное исполнение не дают признать её плохой. Слово «посредственный» подходит шутеру как нельзя лучше.

Комментарии