Карточный хоррор, раскрыть секреты которого сможет не каждый: обзор Inscryption
Статья

Карточный хоррор, раскрыть секреты которого сможет не каждый: обзор Inscryption

Рассказывать об играх Даниэля Маллинса, автора Pony Island и The Hex, — занятие довольно неблагодарное. Они строятся на попытках удивить игрока крайне нетривиальным способом, и любые спойлеры здесь попросту убьют желаемый эффект. При этом даже поверхностное описание механик может изрядно подпортить впечатления от игры, в которую лучше входить, не зная ничего сверх описания в Steam.

И все же об Inscryption интересно поговорить, пусть сделать это правильно не так уж просто. Cybersport.ru пробует обсудить феномен в обзоре ниже.

Придется чем-то жертвовать

Скриншот из Inscryption
1/2
Скриншот из Inscryption
Скриншот из Inscryption
2/2
Скриншот из Inscryption

Первое, что видит игрок, войдя в Inscryption, — главное меню, оформленное в пиксельной стилистике. «Новая игра» при этом заблокирована, и можно лишь продолжить предыдущее сохранение. Как говорится, это не баг, а фича, поэтому не стоит пугаться ошибок в коде.

Кликнув по иконке, пользователи обнаруживают себя в мрачной хижине за столом с неразличимой фигурой, глаза которой таинственно блестят в темноте. Глаза эти предлагают сыграть с ними в карты — эдакое подобие Hearthstone с уникальной механикой жертвоприношений.

Здесь хочется остановиться и рассказать о другой игре Маллинса — Sacrifices Must Be Made. Дело в том, что именно она, созданная для очередного конкурса инди-разработчиков, и стала прообразом Inscryption. Правда, в Sacrifices Must Be Made кроме карточной игры нет ничего, да и та заканчивается через считаные минуты. Но вернемся к сути.

Скриншот из Sacrifices Must Be Made
1/2
Скриншот из Sacrifices Must Be Made
Скриншот из Sacrifices Must Be Made
2/2
Скриншот из Sacrifices Must Be Made

Итак, у игрока есть две небольшие колоды: в одной находятся различные звери, в другой — исключительно белки. Белки бесплатны, но крайне слабы и не наносят никакого урона, а большинство зверей требуют жертвы для вывода на стол. Убиваем белку и выкладываем, например, горностая — он уже посильнее и может атаковать. Каждая нанесенная единица урона по противнику перевешивает чашу весов, и бой выигран, если перевес достигает пяти очков.

В отличие от той же Hearthstone, выложенные карты идут в одну из четырех линий и в большинстве случаев бьют прямо перед собой. Это дает дополнительную тактическую глубину: иногда есть смысл пожертвовать картой не для получения более сильной, а просто для того, чтобы заблокировать мощную атаку.

Зверинец во всей красе

Скриншот из Inscryption
1/2
Скриншот из Inscryption
Скриншот из Inscryption
2/2
Скриншот из Inscryption

Глубины геймплею придают модификаторы карт, которых здесь больше двадцати. Например, полет позволяет атаковать врага напрямую, игнорируя его существ, а ныряние «прячет» карту в чужой ход, из-за чего ее невозможно атаковать. Атаки могут быть раздвоенными: выполняющие их существа бьют по диагонали, но беззащитны от нападения в лоб. А некоторые из животных оснащены иголками, наносящими урон при попытке убить таких зверей.

Свойства при этом нередко комбинируются между собой: при определенном везении можно встретить (или создать, но об этом чуть позже) карту, которая, например, может летать и нырять одновременно, что делает ее особо грозным противником. Такой карте крайне трудно что-либо противопоставить — кроме разве что колючего существа со свойством «прыжок», которое способно блокировать летающих существ. Собственно, на правильной сборке и пополнении колоды строится немалая часть игры.

Дух приключения

Скриншот из Inscryption
1/3
Скриншот из Inscryption
Скриншот из Inscryption
2/3
Скриншот из Inscryption
Скриншот из Inscryption
3/3
Скриншот из Inscryption

Бои в игре не проходят один за одним, а обставлены в виде путешествия по карте. Ближайший аналог — Slay the Spire с ее ветвистым путем к боссу. Inscryption предлагает тот же подход: выбираем, куда двигаться дальше, и сталкиваемся с различными событиями — от простых боев до случайных встреч.

Последние особенно хороши. Так, например, можно столкнуться на тракте с голодными путниками, которые призывают посидеть у костра со своими зверями. Карты от этого улучшаются, но всегда есть опасность, что зверя съедят и игрок навсегда лишится карты. Есть алтари: с их помощью можно принести одно существо в жертву, чтобы передать его свойства другому (как раз об этом говорилось чуть выше). Странные ученые-микологи могут «сшить» две одинаковые карты в одну, придав ей удвоение силы и здоровья при сохранении стоимости. И, конечно, есть встречи с новыми животными, которые готовы пополнить колоду игрока.

В конце каждой приключенческой карты ждет босс, несколько меняющий правила игры. Например, первый из них, Старатель, может превращать карты пользователя в золото, чем сильно мешает прохождению. Для победы приходится изрядно постараться — причем не только в самой карточной игре.

Эскейп-рум в миниатюре

Скриншот из Inscryption
1/3
Скриншот из Inscryption
Скриншот из Inscryption
2/3
Скриншот из Inscryption
Скриншот из Inscryption
3/3
Скриншот из Inscryption

Даниэль Маллинс не был бы собой, если бы не спрятал в свою игру множество секретов и тайн. Сама хижина существа, с которым приходится играть в карты, уже полна головоломок, решения которых не всегда так уж очевидны. Вскоре после начала карточной партии пара глаз во тьме попросит вас встать из-за стола и подать канделябр. В этот момент игроку дозволено осмотреться. И здесь есть на что взглянуть: на стене висят часы с кукушкой, молоток и волшебный посох, неподалеку расположен сейф с кодовым замком, из загадочной двери то и дело видны вспышки света, а за владельцем хижины стоит не только фигурка волка в клетке, но и ящик с замочной скважиной. И это не считая статуэтки белки, сжимающей в лапах кинжал, и картины, на которой изображено игровое поле с определенной выкладкой карт.

Каждый из вышеописанных объектов скрывает определенный секрет, который еще нужно понять и найти. Некоторые из них будут почти автоматически решаться (например, говорящая карта горностая даст подсказку, как открыть сейф, если игрок сам не найдет верное решение), в то время как другие могут остаться нерешенными даже после полного прохождения.

Отдельно стоит отметить, что в игре есть ряд механических лазеек вроде возможности перезапустить бой без потери прогресса. Вот только за их использование игра скорее наказывает. Помните, что проигрыш — часть местного прогресса, которым не стоит пренебрегать.

…Но ведь Маллинс не был бы самим собой, если бы на этом все закончилось, верно? Дальше пойдут спойлеры, мы предупредили.

Внешность обманчива

Скриншот из Inscryption
1/3
Скриншот из Inscryption
Скриншот из Inscryption
2/3
Скриншот из Inscryption
Скриншот из Inscryption
3/3
Скриншот из Inscryption

До выхода Inscryption разработчик успел выпустить две коммерческие игры: Pony Island и The Hex. Первая за фасадом доброй аркады про волшебных пони скрывает метанарратив о душах, заключенных дьяволом в аркадном автомате, а игроку то и дело приходится обманом находить способы пройти непроходимое. The Hex предлагает взглянуть на таверну, полную забытых персонажей из старых игр, и тоже отлично ломает четвертую стену. А еще она регулярно меняет геймплейные правила: на смену платформеру приходит файтинг, за ним геймер окунается в ролевую игру, и полируется всё топ-даун шутером.

Обе игры связаны общим нарративом, который выходит далеко за рамки геймплея. На манер ARG (Alternate Reality Game — «игра в альтернативной реальности») Маллинс зашивал множество секретов и тайн, найти которые могли только самые внимательные и дотошные игроки. «Настоящая» концовка The Hex, например, находится вообще в другой бесплатной игре (название которой рекомендую все же найти самостоятельно). Нарратив этот перекинулся и в Inscryption.

В трейлерах можно увидеть некоего Люка Кардера, который ведет свой канал на YouTube и как-то связан с игрой. И после «прохождения» и победы над владельцем хижины геймеры наконец-то получают возможность узнать немного о загадочном персонаже из видео.

С этого момента игра резко меняет правила. Получив наконец возможность запустить «Новую игру», пользователь открывает принципиально новый геймплей и изрядную порцию информации, никак, на первый взгляд, не связанной со всем ранее увиденным. Однако чем дальше закапывается игрок, тем плотнее становится клубок, тончайшую нить которого дает Inscryption в самом начале.

Разрушение ожиданий

Скриншот из Inscryption
1/3
Скриншот из Inscryption
Скриншот из Inscryption
2/3
Скриншот из Inscryption
Скриншот из Inscryption
3/3
Скриншот из Inscryption

Говорить, что ждет геймеров дальше, — значит ломать удовольствие тем, кто решит пройти Inscryption самостоятельно. Стоит разве что отметить, что хижина в лесу и ее секреты — это от силы треть контента и с каждым последующим событием правила карточных игр будут меняться и усложняться, не теряя при этом в проработке. Покупая одну игру, пользователь получает в одной обертке куда больше, чем карточный роуглайт-хоррор о безумном обитателе лесной избушки. Рекламные материалы, конечно, не врут, но, мягко говоря, многое недоговаривают.

Даже пройдя Inscryption до конца, пользователь вряд ли сумеет с ходу раскрыть все ее секреты: многие из них спрятаны очень уж хорошо. А если тайтл хоть чем-то похож на предыдущие — стоит ждать, что за оберткой скрывается очередная ARG и без манипуляций с файлами на ПК вряд ли получится по-настоящему «пройти» ее от начала до конца.

P. S. Кстати, та самая игра, скрывающая настоящую концовку The Hex, обновилась после выхода Inscryption. И на момент, пока я пишу эти строки, никто не знает, что именно в ней изменилось. А при условии, что все тайтлы связаны одной фиктивной компанией (существующей только во вселенной игр Маллинса), стоящей за кадром, удивляться особо нечему. Впереди долгое и удивительное приключение, конец которого увидят далеко не все.

  • проработанная и интересная механика основной карточной игры
  • множество тайн и секретов, которые еще нужно найти
  • регулярное изменение механик
  • необычный нарратив, аналогов которому особо нет в игровой индустрии

  • редкие баги
  • нелинейная сложность, к которой местами трудно привыкнуть
  • неочевидность некоторых решений
  • в определенные моменты механик становится многовато
8

Коробка с неожиданными подарками

Inscryption относится к тем редким играм, которые и правда способны удивлять. Причем удивлять в хорошем смысле: ты никогда не знаешь, чего ждать от нее дальше — каждый новый «финал» способен преподнести немало сюрпризов. А продолжение игры уже вне самой Inscryption только подливает масла в огонь и будоражит разум тех, кто любит в играх исследование. Нельзя сказать, что это идеальная игра: в ней немало неочевидных решений, да и не каждому по душе придется подобный геймплей. И все же пропускать ее строго не рекомендуется — как и другие работы геймдизайнера.

Комментарии