«Тетрис» — игра, основанная на решениях. Фигуры падают в условную ёмкость, но их направление и положение задаёт игрок. Каждое действие влияет на следующий ход. Постепенно темп игры ускоряется настолько, что человеку приходится делать выбор вплоть до двух раз в секунду. Формула успеха в «Тетрисе» — это комбинация верных решений, грамотной тактики и личных навыков игрока.
Первую версию «Тетриса» в 1984 году написал Алексей Пажитнов. Советский программист сделал это на микроЭВМ «Электроника-60». Он разработал уникальную механику, при которой фигуры тетрамино падают в «стакан» сверху вниз, а игроки передвигают и вращают их, чтобы собрать горизонтальные линии. Последние тут же исчезают и приносят определённое количество очков.
Игра Пажитнова оказалась настолько удачной, что распространилась по всему миру и получила множество переизданий.
Каждый из нас хоть раз в жизни играл в одну из вариаций «Тетриса»: на компьютере, на консоли или даже на знаменитой «портативке» Brick Game, популярной в 1990-е. Впрочем, одна из наиболее знаковых версий — это Tetris 1989 года для Nintendo Entertainment System (далее — Tetris для NES). Несмотря на то что аналогов сейчас очень много, именно эта версия головоломки остаётся наиболее актуальной до сих пор. Во многом из-за простого и понятного геймплея с чёткими правилами. А ещё — из-за игроков: именно фанаты сделали всё, чтобы о Tetris для NES заговорили как о киберспортивной дисциплине.
Как развлечение для гиков превратилось в зрелищное состязание? И почему за турнирами по «Тетрису» по сей день следят десятки тысяч людей? Ответы на эти и другие вопросы — ниже по тексту.
Nintendo World Championship как точка отсчёта
В конце 1980-х — начале 1990-х два гиганта игровой индустрии — Nintendo и SEGA — постоянно между собой конкурировали. Чтобы отвоевать аудиторию, компании нередко проводили всяческие ивенты, посвящённые самым популярным играм их собственного производства. В 1990 году Nintendo организовала масштабный турнир Nintendo World Championship (далее — NWC), посвящённый столетию издательства. Мероприятие было выездным: организаторы катались по крупным городам США и проводили локальные соревнования. Победители состязались друг с другом в рамках заключительного этапа NWC, который прошёл на территории кинокомпании Universal в Калифорнии.
На тот момент это был самый большой турнир по видеоиграм: гигантские экраны, медийные лица, толпы людей — как будто кадры из фильма «Волшебник» 1989-го. Состязания проходили по трём дисциплинам: Super Mario Bros., Rad Racer и Tetris для NES. Для турнира даже разработали специальные версии игр с ограниченным таймером. Победа присуждалась тому игроку, который смог набрать наибольшее количество очков за отведённое время. И первое место на турнире по Tetris для NES занял Тор Окерлунд — 14-летний подросток из Техаса.
Легенды на CTWC 2010
Во второй половине 2000-х стал расти интерес к ретрогеймингу. И в 2010-м Робин Михара, один из финалистов NWC 1990 года (он занял третье место), решив, что сейчас самое время, объединился с режиссёром документальных фильмов Адамом Корнелиусом и продюсером Винсом Клементе ради одной общей цели. На выставке Portland Retro Gaming Expo Михара объявил, что разыскивает лучших в Tetris для NES с целью провести мировой чемпионат по классическому «Тетрису» (далее — CTWC). Прежде он уже организовывал небольшие локальные турниры среди местных гиков, но теперь надеялся сделать «Тетрис» профессиональной дисциплиной.
Ушли месяцы, чтобы найти и закупить необходимое оборудование — так, за ЭЛТ-телевизорами пришлось и вовсе отправиться на барахолки. При этом сам Михара был родом из Портленда, штат Орегон, но первый турнир он решил провести в Лос-Анджелесе, чтобы собрать как можно больше людей. Подбирать лучших игроков помогал портал Twin Galaxies, публиковавший мировые рекорды из видеоигр: посмотрев на список рекордсменов по Tetris для NES, Михара был приятно удивлён количеством игроков, серьёзно увлечённых головоломкой даже 20 лет спустя. Организатор решил лично познакомиться с рекордсменами, а затем собрать их на мероприятии.
После этих встреч на первый чемпионат автоматически попали сразу пять игроков, которые отметились в истории Tetris для NES своими достижениями. Это были Бен Муллен (296 закрытых линий), Джесси Келкар (291 линия), Йонас Нойбауэр и Гарри Хонг (оба сумели набрать максимальные 999 999 очков) и, наконец, тот самый победитель NWC — повзрослевший Тор Окерлунд. Остальные три места мог занять кто угодно, пройдя отборочный тур.
Турнир проходил в три раунда. В первом требовалось закрыть как можно больше линий, а в остальных двух — набрать как можно больше очков. И по итогам третьего раунда два лучших игрока соревновались друг с другом в финале. Для победы нужно было обогнать противника по очкам в двух матчах.
Первое место занял Йонас Нойбауэр, оставив позади Гарри Хонга и Мэтта Буко. До чемпионата и во время состязаний Адам Корнелиус отснял немало материалов, которые легли в основу документального фильма «Экстаз порядка: мастера "Тетриса"». О картине хорошо отзывались, да и интерес к Tetris для NES значительно возрос на фоне происходящего. Робину Михаре удалось достичь цели: идею турнира стали развивать.
Эволюция CTWC
В 2011 году правила чемпионата немного изменились. Восемь игроков, прошедших квалификационный отбор, соревновались по системе плей-офф. Правда, условия победы остались прежними — выиграть в двух раундах из трёх.
Несмотря на то что сам турнир, как все отмечали, удался, затраты на его организацию были слишком уж высокими. Местом проведения выбрали Университет Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе: проходимость — плохая, а цена билетов — высокая из-за аренды. Помощь в продвижении предложила компания Electronic Arts, которая на тот момент владела лицензией, позволяющей ей выпускать Tetris на мобильных платформах, однако этого было недостаточно. Будущее чемпионата оказалось под вопросом.
Спасло CTWC чудо. Чак Ван Пелт, главный менеджер Portland Retro Gaming Expo, предложил провести CTWC 2012 на своей выставке. Между организаторами чемпионата возникли небольшие разногласия по поводу «переезда», но в конечном счёте общее дело стало важнее личного комфорта.
Об этом вспоминал комментатор Крис Тэнг на GDC 2019:
С тех пор Портленд стал домом CTWC. На новом месте у турнира сформировались и новые правила. Так, победа в финале засчитывалась уже за три игры из пяти, а не за две из трёх, как раньше. Ещё игроки проходили квалификацию и старались набрать максимум очков, а организаторы после этого составляли турнирную сетку на 32 человека, где участники соревновались между собой по системе плей-офф. Существенных отличий от новых правил не появлялось вплоть до 2016 года.
На CTWC 2016 уделили особое внимание геймплею. Ранее на парных соревнованиях у каждого участника была своя уникальная сессия. «Тетрис» — игра рандомная, но этот факт мог стать преимуществом для одного из игроков. Что, если кому-то больше повезёт с последовательностью фигур? Это казалось зрителям нечестным. И организаторы нашли выход: технический директор CTWC Трей Гаррисон разработал уникальный картридж для NES — специально для чемпионата. В этой версии Tetris продумано около тысячи алгоритмов появления фигур на экране.
Перед началом состязания жюри кидает кубики и определяет номер алгоритма. Таким образом, оба игрока начинают сессию с одинаковой последовательностью фигур. Рандома больше нет — исход матча решает только скилл. Каждый год подборку алгоритмов меняют.
С годами комьюнити CTWC становилось всё больше, число желающих поучаствовать в турнире тоже росло — поэтому организаторы со временем увеличили количество игроков с 32 до 40. При этом 24 участника отбирались по итогам первой квалификации, а у игроков с 25-го по 40-е место был шанс попасть в основной пул, пройдя ещё один отборочный тур — Round Zero. Его проводили так, чтобы сильные игроки состязались с теми, кто оказался слабее их, — то есть, скажем, участник с 25-го места играл с тем, кто попал на 40-е, и так далее. По итогам Round Zero дальше проходили ещё восемь участников — общее количество игроков в итоге всё равно равнялось 32.
В 2019 году количество претендентов увеличилось до 48. В Round Zero попадали игроки с 17-го по 48-е место, а после этого победитель каждого такого матча встречался с игроком из топ-16. Например, победитель раунда «17-е место против 48-го» состязался с участником, занявшим 16-ю позицию по итогам первой квалификации. Итоговое количество игроков также составляло 32 человека.
CTWC 2020 и пандемия
Из-за пандемии COVID-19 все мероприятия 2020 года перешли в онлайн, и чемпионат мира по «Тетрису» тоже. При этом турнирная сетка расширилась до 64 мест, а требования к участникам заметно ужесточились из-за невозможности наблюдать за их игрой вживую. Ниже — краткий список условий, необходимых для участия в онлайн-чемпионате:
- аккаунт на Twitch и возможность провести стрим;
- возраст от 13 лет и старше;
- оригинальная консоль NES / Retron 1 /Retron 1 HD и оригинальный картридж;
- контроллер, одобренный жюри;
- наличие веб-камеры и микрофона, хорошее освещение;
- лицо игрока, его руки и контроллер должны быть в кадре во время трансляции.
Квалификационные матчи проходили следующим образом. Каждому игроку давали два часа, чтобы показать лучший результат по очкам. В назначенное время судья связывался с претендентом и проверял технические аспекты: оверлеи, качество трансляции, наличие оригинального контроллера, приставки и картриджа. Затем он просил сыграть тестовую игру: по связи через Discord судья указывал, где следует разместить ту или иную фигуру, чтобы убедиться, что игрок действительно играет сам.
После матча претендент вбивал в строку рекордов слово, которое диктовал судья, чтобы подтвердить, что на трансляции нет никакого монтажа. После верификации участник запускал таймер. Если в процессе происходил форс-мажор (например, зависала консоль), игрок останавливал таймер и связывался с судьёй для повторной проверки. За два часа квалификации требовалось записать не менее трёх игр с лучшим результатом по очкам — на самые удачные сессии проставлялись тайм-коды. Все записи хранились на Twitch: в дальнейшем судья просматривал их и принимал окончательное решение.
Чемпионат длился с середины октября, то есть с момента квалификации, до 6 декабря 2020 года, когда состоялся финал.
Тетрис как киберспорт
Выше мы разобрались с тем, как Tetris стал киберспортивной дисциплиной. Теперь же пора объяснить, почему эта головоломка идеально подходит для киберспорта и что в этом всём привлекает зрителей.
Почему Tetris для NES?
Секрет в специфике именно этой версии, а ещё — в индивидуальном подходе игрока к ней. Существуют и другие вариации «Тетриса» — с телепортами и невидимыми блоками, что даёт больше шансов на ошибку. Но в Tetris для NES всё куда проще и потому честнее: семь фигур, постепенно растущая скорость, 29 уровней, лимит очков на отметке 999 999 (его, впрочем, впоследствии увеличили) — фиксированные условия позволяют игрокам сосредоточиться на базовой геймплейной механике и стремиться к победе, используя только своё мастерство.
В отличие от других киберспортивных дисциплин, у Tetris для NES нет дополнений — следовательно, нет и новых правил, стандартов, нёрфов и запретов.
Если киберспортсмены, играющие, скажем, в шутеры, со временем могут потерять хватку, профессионалы по Tetris для NES остаются на топовых позициях спустя десятилетия. Молодые игроки, впрочем, тоже ценятся — любой подросток, если у него хватает навыков, может стать чемпионом.
Толковый словарь CTWC
Когда Tetris стал дисциплиной, вокруг него появилось много специфических терминов, которыми активно пользуются сами игроки, комментаторы и зрители. Если не знать их значений, понять, что вообще происходит на чемпионатах, крайне непросто.
«Темп» (Pace) — метод, который игрок выбрал для победы. Поклонники Tetris для NES выделяют два таких метода:
- «Агрессивный» (Aggressive): игрок не разменивается по мелочам и набирает очки только за счёт I-фигур. Эффективно, но рискованно.
- «Консервативный» (Conservative): игрок старается «гасить» ряды при любом удобном случае. Минус в том, что одна, две и даже три «сгоревшие» линии дают меньше очков, чем четыре, «сгоревшие» благодаря I-тетрамино. Зато шансов заполнить «стакан» доверху и проиграть куда меньше.
Что притягивает зрителя?
Когда человек, не знакомый с Tetris для NES и CTWC, случайно натыкается на видео с турнира, первое его впечатление довольно предсказуемо. Всё, что он видит на экране, — два странных человека, которые яростно лупят по D-pad и складывают фигуры в ряд.
Через пять минут он понимает, что не может оторваться. Ещё 10–15 минут — и человек уже искренне болеет за одного из участников. Звучит странно, однако «тетрисные» поединки сами по себе — та ещё драма. Каким бы непревзойдённым мастером ни был лидирующий игрок, финал матча предугадать невозможно. Крис Тэнг привёл яркий пример на всё той же GDC.
CTWC 2017: решающий матч между Мэттом Буко и Гарри Хонгом. Хонг лидирует и достигает 29-го уровня. Kill Screen, 231 закрытая линия — и он заканчивает игру с разницей в 61 176 очков. В это время Буко всё ещё продолжает играть на 27-м уровне и набирать очки в относительно спокойном темпе. В конечном счёте ему удаётся набрать больше очков, чем его сопернику, и выиграть матч, хотя удача изначально была на стороне Хонга.
Такие случаи на CTWC не редкость. Непредсказуемость игры и есть то, что удерживает зрителя. Ему интересно, как профессиональные игроки берут под контроль рандомные ситуации и какие эмоции при этом испытывают. Именно поэтому на трансляциях CTWC лицо игрока всегда показывают в центре, а с недавнего времени стали устанавливать дополнительную камеру, направленную на D-pad, чтобы зритель мог наблюдать за техникой и положением пальцев участников.
Чтобы ситуация в рамках матча была понятнее, Трей Гаррисон разработал особый оверлей для трансляций, где подсчитывается разница очков. У ведущего игрока эта цифра зелёного цвета, а у того, кто проигрывает, — красного.
На оверлее отображается ещё несколько показателей, которые требуют расшифровки:
- TRT, или Tetris Rate, — показатель, обозначающий, насколько эффективно игрок набирает очки (в зачёте — совокупность «сжигания», «засухи» и Tetris). Опытные участники набирают 60% и выше.
- BRN — счётчик «сгоревших» во время фазы «сжигания» линий.
BOOM! Tetris for Jeff!
Ещё CTWC привлекает… мемами. В 2016 году по сети разошлось видео с записью финала чемпионата, где Джефф Мур и Йонас Нойбауэр сражались за первое место. И когда Мур «гасил» I-фигурой четыре линии, комментатор Крис Тэнг на эмоциях повторял одну и ту же фразу: «BOOM! Tetris for Jeff!» Это восклицание моментально стало «вирусным». Словно заворожённые, пользователи YouTube спамили «BOOM! Tetris for Jeff!» в комментариях к видеоролику. После этого мем стал ещё популярнее: даже те, кто никогда не смотрел CTWC, заинтересовались турниром, увидев весёлые видеоролики, где звучала эта фраза.
Крис Тэнг, автор спонтанного мема, сильно волновался, что повёл себя непрофессионально, и думал, что на этом его карьера закончится. Правда, после того как глава CTWC Винс Клементе успокоил комментатора и объяснил, что зрители восприняли всё это с позитивом, Тэнг смирился и со временем перестал стесняться этой фразы. Многие и вовсе стали смотреть чемпионат, потому что там можно было услышать реплику «BOOM! Tetris for %имя игрока%!».
Потом мем даже удалось монетизировать: для поклонников запустили линию мерча. Отсылка к фразе есть и в названии одного из достижений Tetris Effect.
Сейчас «вирусное» видео набрало уже более 12 млн просмотров. Хотя зрителям CTWC нравятся и другие мемы, которые появились на турнире, — например, neck and neck. Это аналог фразы «ноздря в ноздрю», комментатор часто повторяет эту фразу, когда у игроков примерно одинаковое положение.
Культовые игроки CTWC
У каждой киберспортивной дисциплины есть свои легенды, и Tetris для NES не исключение. Эти люди не просто внесли серьёзный вклад в развитие чемпионата, но и мотивировали зрителей приобщиться к культуре, которая со временем сформировалась вокруг «Тетриса».
Тор Окерлунд
Окерлунда считают легендой Tetris для NES не только за профессиональные достижения в киберспорте, но и за его открытия. Он стал одним из первых игроков, практикующих «гипертаппинг». Техника помогла ему обойти своих соперников по очкам на чемпионате NWC в 1990-м и таким образом победить.
Сложно сказать, был ли это авторский приём, или кто-то практиковал такое ранее, но факт остаётся фактом: на чемпионате Окерлунд перемещал фигуры быстрее, чем кто-либо другой. Робин Михара, занявший третье место, в документальном фильме вспоминал, что сразу заметил, как его соперник прожимал D-pad, и посчитал в тот момент, что Тор ведёт нечестную игру.
Окерлунд попал на чемпионат совершенно случайно: его туда привёл друг. Сам подросток сторонился больших мероприятий, где много людей, и всё свободное время проводил дома за приставкой. В 1989-м из-за пожара его семья лишилась дома. Отец мало зарабатывал, а мать долгое время находилась в больнице из-за проблем с сердцем. После победы на NWC Окерлунд фактически содержал семью. За первое место он получил 10 тыс. долларов, телевизор Panasonic, фирменную пару кроссовок Reebok и автомобиль Geo LSI Convertible, который семья Тора сразу же выставила на продажу.
После чемпионата Окерлунд снялся в нескольких рекламных роликах, а затем пропал с радаров. И только когда его разыскал Робин Михара, чтобы позвать на первый CTWC, Тор согласился дать откровенное интервью.
Статус первого в истории чемпиона по Tetris для NES позволил Окерлунду автоматически стать одним из участников первого CTWC. К сожалению, впечатляющих результатов, как в 14 лет, он показать не смог и занял только пятое место.
Считается, что именно Тор Окерлунд стал первым, кто узнал, что происходит после Kill Screen в Tetris для NES. Существует ли 30-й уровень? Окерлунд утверждал, что ему удалось пройти 29-й уровень, но подтвердить этот факт он ничем не мог.
Впрочем, спустя много лет он смог доказать, что игра продолжается после Kill Screen. Когда снимали документальный фильм, Окерлунд хотел записать на камеру переход на 30-й уровень, но все попытки поначалу были неудачными. И только через несколько месяцев он прислал создателям Ecstasy of Order запись, подтверждающую, что он действительно смог преодолеть Kill Screen.
После CTWC 2011 Тор ушёл из киберспорта. Сейчас он осваивает карьеру видеоблогера и ведёт YouTube-канал, посвящённый играм и обзорам гаджетов.
Бен Муллен
В сообществе Tetris для NES Бен Муллен известен тем, что в апреле 2010 года установил мировой рекорд: он закрыл 296 линий (в дальнейшем этот рекорд побил Джозеф Сэйли — 326 линий). За счёт своего достижения Муллен сразу оказался в списке претендентов на первом CTWC. На чемпионате он без проблем прошёл первый этап, закрыв 290 линий, но в следующих играх, где требовалось набрать как можно больше очков, не смог проявить себя и в итоге занял шестое место.
Затем Муллен участвовал практически во всех CTWC, пропустив только чемпионат 2015 года. В 2020-м он тоже участвовал, но попасть в топ-64 ему не удалось. При этом Бен стал четырёхкратным чемпионом по «Тетрису» на локальной конференции Midwest Gaming Classic и седьмым по счёту игроком в мире, набравшим максимальное количество очков.
Гарри Хонг
Первый игрок из Лос-Анджелеса, набравший максимальное количество очков. Достичь такого результата очень сложно, так как Kill Screen появляется гораздо раньше, чем на табло загорается заветное число 999 999. Гарри решил во что бы то ни стало поставить этот рекорд и с 2005 года начал усердно тренироваться. Его мечта сбылась в апреле 2009-го.
Гарри также участвовал в первом чемпионате по классическому «Тетрису» и дошёл до финала, проиграв Йонасу Нойбауэру. На этом их противостояние не закончилось: в 2013 году Хонг и Нойбауэр вновь сражались за первое место. Победить своего соперника (на тот момент четырёхкратного чемпиона) Гарри смог только в 2014-м. Он до сих пор продолжает участвовать в ежегодных турнирах CTWC.
Гарри тоже осваивает карьеру стримера и на своём канале не только демонстрирует навыки в Tetris для NES, но и проходит современные игры.
Джозеф Сэйли
История успеха 16-летнего подростка показывает, как CTWC вдохновляет подрастающее поколение добиваться впечатляющих результатов в ретрокиберспорте. Сэйли увлёкся Tetris для NES после того, как посмотрел записи чемпионата, и вскоре стал одним из самых сильных «гипертапперов»: он может нажимать на D-pad более десяти раз за секунду, что в итоге позволило ему не только преодолеть Kill Screen, но и дойти до 32-го (!) уровня.
В 2018 году он прилетел в Портленд, чтобы поучаствовать в CTWC. Сэйли не стремился победить, а просто хотел пройти отборочный турнир и познакомиться с сообществом классического «Тетриса». Он прошёл квалификационный тур и на основном ивенте опередил чемпиона Европы Яни Херлеви, затем — Гарри Хонга, а после — японского «гипертаппера» Кодзи Нисио. В финале он сразился с Йонасом Нойбауэром (на тот момент уже семикратным чемпионом). Джозеф победил в первых двух раундах, а в третьем обогнал Йонаса по очкам и выиграл турнир.
На этом достижения молодого человека не закончились. После победы на CTWC 2018 он побил свой рекорд и вышел на 33-й уровень. Затем Сэйли занял первое место на региональном турнире CTWC West Coast, где в качестве награды получил авиабилет в Портленд на основной чемпионат.
Состязание между Сэйли и Томохиро GreenTea Татедзимой на CTWC 2019 вошло в историю: оба преодолели максимальную отметку по количеству очков. В тот год Джозеф вновь дошёл до финала и стал чемпионом. Два месяца спустя он поставил мировой рекорд по очкам — 1 357 428. Это стало возможным, поскольку Tetris для NES доработали и счёт после 999 999 больше не замораживался.
В 2020 году Сэйли продолжил бить собственные рекорды: набрал 1 390 780 очков и достиг сначала 33-го, а потом и 34-го уровня. Правда, вскоре его обогнал стример EricICX, который дошёл до 38-го уровня.
Йонас Нойбауэр
Нойбауэр начал осваивать «Тетрис» ещё на Macintosh, пока его братья играли в шахматы. Его привлекали простые правила, а также то, что он соревновался с самой игрой, а не с человеком. После релиза Tetris для NES Йонас перешёл на более серьёзный уровень. В этом ему частично помогла математика, которую он любил не меньше, чем «Тетрис»: Нойбауэр постоянно анализировал ходы и двигал фигуры так, чтобы они вписывались в общую картину игрового поля с точки зрения размещения блоков. Помимо этого, он изучал геймплей с записанных сессий, рассчитывал алгоритмы частоты падения I-фигуры и сопоставлял, как это влияет на сложность игры.
Так как в начале 2000-х масштабных турниров по «Тетрису» не было, игроки просто загружали в интернет скриншоты и хвастались результатами. Когда Нойбауэр набрал в игре максимальное количество очков, он разместил на тематических сайтах видео с подтверждением своего результата, и затем оно попало на YouTube.
Через некоторое время Адам Корнелиус связался с Нойбауэром и пригласил его поучаствовать в первом CTWC, а также предложил записать интервью для фильма. Навыки Йонаса и его победа на чемпионате поразили многих.
Титул семикратного чемпиона CTWC сделал Нойбауэра легендой Tetris. Самым зрелищным и захватывающим моментом в истории своей карьеры он считал напряжённый финал CTWC 2013, где ему пришлось противостоять одному из самых сильных на тот момент игроков — Гарри Хонгу.
Гарри выиграл первые два раунда, но Йонас победил в трёх последующих, не оставив противнику ни единого шанса. Это был первый финал в истории CTWC, где участники отыграли все пять матчей, и первый, когда финалисту удалось совершить камбек при изначальном результате 0:2.
В последние годы чемпион увлекался трансляциями. На стримах он играл в различные вариации «Тетриса» и давал полезные советы, рассказывал о тактиках.
В начале января 2021 года Йонас скончался «при оказании неотложной медицинской помощи». Эта новость потрясла сообщество и фанатов Нойбауэра — обстоятельства смерти киберспортсмена неизвестны до сих пор. В памяти зрителей и коллег он навсегда останется легендой. А легенды, как известно, не умирают.
Tetris за пределами CTWC
Из локальной тусовки любителей «Тетриса» выросло огромное сообщество, которое с каждым годом становится всё больше. Организаторы CTWC помогают проводить региональные турниры: Game on Expo (Финикс, Аризона), Retro Сity Fest (Помона, Калифорния) и так далее. Существует даже европейский филиал чемпионата — CTEC, а локальные соревнования под эгидой CTWC также проходят в Сингапуре, Финляндии, Германии и Гонконге. Они куда доступнее для игроков, да и требования к скиллу не столь завышены, как в отборочных этапах основного турнира.
Сам же чемпионат нередко сотрудничает с крупными компаниями. Выше мы рассказывали про поддержку со стороны Electronic Arts, но также организаторы CTWC работают с SEGA и Ubisoft.
Кроме того, ретроприрода Tetris — не помеха для сотрудничества с авторами современных версий. В последнее время регулярно проводятся мероприятия и турниры по Tetris Effect. Видео, где технический директор Трей Гаррисон играет в Tetris Effect с помощью PS VR, собрало более 13 млн просмотров.
А первый чемпионат мира и вовсе поддержал Алексей Пажитнов — он даже записал видео с напутствием для участников турнира. Всё это помогает CTWC не просто открывать новых мастеров и чемпионов, но и позитивно влиять на бренд «Тетриса» во всём мире.
За 11 лет Tetris и впрямь превратился в серьёзную киберспортивную дисциплину. Новое поколение игроков впечатляет рекордами и победами. При этом ретроигры до сих пор привлекают людей — и дело здесь не только в классическом «Тетрисе».
Кто знает, возможно, через несколько лет дисциплина Tetris для NES сможет конкурировать с другими и станет одной из ключевых в киберспорте. Всё зависит от того, насколько упорно организаторы CTWC готовы двигаться дальше. А они, судя по всему, готовы ко многому — останавливаться уж точно не собираются.
Автор статьи — Леон Балбери