21 сентября состоялся релиз Lost Judgment — новой игры от авторов серии Yakuza. Как и в случае с предыдущими тайтлами, компании удалось создать огромное и сложное произведение, требующее основательного изучения. Мы подошли к Lost Judgment со всей серьезностью, из-за чего обзор изрядно задержался. Однако дополнительное время на освоение точно стоило того: осилив все побочные активности и исследовав сюжет вдоль и поперек, говорить о Lost Judgment получается куда честнее. Подробнее — в обстоятельном обзоре от Cybersport.ru.
Начало конца
Такаюки Ягами, частный детектив, в недалеком прошлом был успешным адвокатом. Но после удачного завершения одного дела его вера в правосудие была подорвана: человек, которого он защищал, выйдя на свободу, якобы совершил убийство. Ягами уже в роли частного детектива сумел вновь доказать невиновность своего бывшего клиента (об этом рассказывали события оригинальной Judgment), но до конца оправиться от полученного удара по идеалам ему не удалось.
Спустя три года старые друзья зовут детектива помочь с расследованием проблемы школьной травли. Прибыв на место, Ягами узнает от бывших коллег-адвокатов еще одну новость: дело о сексуальном домогательстве со стороны действующего полицейского неожиданно обернулось возможным убийством. Жертва — учитель той самой школы, в которой как нельзя кстати оказался детектив. Кажется, что события набирают слишком быстрый темп, но сбавлять обороты никто и не думает. Впереди у Ягами множество проблем, а мелкое хулиганство и простое на первый взгляд преступление вырастают в такой клубок, что просто так его и не распутаешь.
Новые краски
Lost Judgment — продолжение оригинальной Judgment, вышедшей в 2018 году. Для студии Ryu Ga Gotoku выпуск спин-оффа был нехарактерным шагом: подразделение SEGA под началом Тосихиро Нагоси славилось серией Yakuza, в которой главными героями всегда были преступники. Judgment стала первым тайтлом студии, который предложил геймерам побывать по другую сторону закона и влезть в ботинки правосудия, но формула при этом не то чтобы сильно менялась. Спин-офф во многом походил на старшего брата: решать большинство проблем приходилось кулаками, сильный упор делался на сюжет (кат-сцен здесь не просто много, а очень много), плюс игра могла похвастаться отлично проработанным городом, в котором с легкостью можно было потеряться на десятки часов.
Однако детектив — не бывший гокудо, что привносило свои отличия. Так, в игре появились сегменты слежки, где Ягами был вынужден следить за определенными людьми, не привлекая к себе внимания. И, конечно, нужно было умело жонглировать уликами в духе заправского адвоката на манер Феникса Райта (правда, куда проще, чем в знаменитой Ace Attorney).\
Сиквел плотно стоит на наработках предыдущих частей: большинство механик перекочевали из Judgment, новый район Идзинте — из прошлогодней Yakuza: Like a Dragon. Тем не менее к привычным механикам разработчики добавили и новые: к слежке (претерпевшей значительные изменения и ставшей куда удобнее) добавились стелс-сегменты и паркур. Первый сделан довольно лениво и просто: Ягами перемещается в полуприседе от точки к точке и в большинстве случаев просто отвлекает стоящих на пути, кинув монетку или дымовую бомбу. Паркур тоже звезд с неба не хватает и не дотягивает до современных игр, почерпнувших вдохновение у Assassin’s Creed: детективу нужно найти точку для старта, после чего по довольно очевидному пути добраться до места назначения.
Старое доброе ультранасилие
И если к новым механикам с уникальным геймплеем есть вопросы, то изменения боевой системы явно пошли игре на пользу. К двум боевым стилям первой части — Тигру и Журавлю — Ягами добавил третий, Змею, который работает иначе и довольно универсален. Если вы подзабыли или не играли, напомню: Тигр базируется на сильных рукопашных атаках и отлично подходит для разборок один на один, а Журавль сосредоточен на размашистых атаках ногами и быстрых уворотах, что позволяет контролировать сразу толпу врагов.
Змея же предлагает другой подход: атаки тоже направлены преимущественно на конкретных врагов, но интересны здесь скорее нюансы. Ягами в третьей стойке может ломать оружие противников и парировать входящие атаки. А еще в этом стиле есть возможность красиво и ненасильственно разбираться с испуганными врагами, что приходится как нельзя кстати с учетом довольно частых стычек со школьниками. Детектив под сорок, избивающий подростков самым жестоким образом, в игре бы выглядел странновато. Возможность пугать таких противников до потери сознания кажется более логичным шагом.
Стоит отметить, что бои стали куда более масштабными: неоднократно Ягами придется столкнуться с десятками врагов, аккуратно балансируя между стилями и переключаясь между разными типами противников. На счастье, игра предлагает немало способов расправляться сразу с несколькими врагами — от вышеобозначенного стиля Журавля до открываемых особых добиваний вроде возможности кинуть одного из противников в толпу.
Продолжая тему боевой системы, отдельно стоит остановиться на EX-шкале и способах ее применения. Ягами, как и Казума Кирю в Yakuza, может тратить накопленный заряд на сокрушительные атаки по противникам: начиная от запугивания, о котором говорилось выше, и заканчивая жестокими мощными атаками в случае малого количества здоровья. А еще EX-шкалу можно активировать и временно сделать детектива куда сильнее: растет скорость атак, добивающие приемы становятся эффективнее и нередко выглядят иначе, к тому же в этом состоянии Ягами труднее сбить с ног или поймать в захват. В общем, в бою скучать не приходится, даже несмотря на отсутствие возможности носить с собой оружие: в Японии с этим довольно строго, и потому человеку, соблюдающему закон, было бы неправильно ходить с переносным арсеналом.
Вместо оружия, как и в первой части, у Ягами есть уникальные экстракты, открывающие новые атаки, улучшающие рефлексы и дающие другие бонусы. Эдакие ведьмачьи эликсиры с поправкой на то, что вместо отвара из ромашки и бузины на реданском спирте Ягами использует выжимки из еды, лекарств и мусора. Звучит странновато, но действует безотказно.
Бесконечность не предел
Продолжая говорить непосредственно о геймплее, волей-неволей придется заходить на поле, имеющее мало отношения к основному сюжету, — побочным активностям. Их здесь очень и очень много — всё в духе основной франшизы. Правда, в отличие от благородных преступников, Ягами почему-то не ходит в караоке — большое упущение вот уже вторую часть подряд. Но не будем о плохом.
Детектив традиционно может ходить по десяткам разбросанных по городу кафе и баров, постепенно становясь настоящим знатоком местных заведений. Некоторые блюда, кстати, еще и дают различные бонусы вроде увеличенного шанса найти что-нибудь интересное или получения большего количества опыта за бои на улице. Выпивка, к слову, тоже не бесполезная: можно прокачать себе отличное умение раскидывать врагов в духе «пьяного мастера», а также увеличенное накопление EX-энергии. Из минусов — разве что необходимость мириться с тем, что пьяного Ягами откровенно заносит при движении и впечататься в стену, особенно на бегу, проще простого. Впрочем, игра совершенно справедливо просит быть умеренным в алкогольных излияниях, и после определенного градуса Ягами попросту отказывается дальше пить.
Кстати, Идзинте — район куда более крупный, чем родной и привычный Камуроте, поэтому Ягами может передвигаться по нему на скейте. Это обставлено в форме мини-игры: на дороге тут и там раскиданы специальные медали, сбор которых помогает герою накапливать особые очки, плюс к этому детектив может выдавать заправские олли и другие трюки на зависть Тони Хоуку.
Конечно, вернулись и аркадные залы: здесь можно сыграть в классические тайтлы SEGA вроде Fighting Vipers, Virtua Fighter или OutRun, а в офисе Ягами стоит старенькая Master System, для которой можно прикупить картриджи — считай, полноценная встроенная виртуальная консоль, за которую обычно просят отдельных денег.
Есть в Lost Judgment и свои уникальные дополнительные игры. Например, встроенный рельсовый шутер, где нужно отстреливать зомби на пяти полноценных уровнях. Или виртуальная настольная игра с ценными призами и различными челленджами. Или twin-stick shooter, который открывается в одном из побочных дел. И это не считая полноценного казино с разнообразными азартными играми вроде покера или блек-джека и специализированных игорных залов, отведенных под риичи-маджонг или сеги. И да, искусственный интеллект достаточно хорош, чтобы увлечь даже продвинутых игроков.
Когда начинает казаться, что игре просто нечем удивить, она выкладывает на стол всё новые и новые механики. Найти то, чего не видел, спустя даже 30-40 часов после начала — совершенно нормальное в реалиях Lost Judgment дело. Причем некоторые активности даже не помечены как важные, но включают в себя достаточно уникальных вещей. Так, например, в Идзинте можно потратить несколько часов на гонки на квадрокоптерах, причем прокачка своего дрона — отдельное занятие. Для улучшения производительности и скорости нужно собирать материалы и чертежи, из которых позже можно собрать детали и поставить их на квадрокоптер. А можно плюнуть на это и уйти играть в бейсбол: игра предлагает два совершенно разных вида соревнований для поклонников этого спорта, причем у каждого есть своя соответствующая цепочка миссий.
Еще в городе есть бродячие кошки, с которыми можно подружиться. У каждой свои особенности и характер, а Ягами должен держать в голове их клички: назовешь не тем именем, и усатый может обидеться. Зато подкормленные и обласканные котики могут принести что-нибудь ценное в знак благодарности. Если вдруг ваша душа больше лежит к собакам, то и здесь Lost Judgment найдет чем порадовать, предоставив сиба-ину, который помогает с поиском предметов по запаху (отличный, к слову, способ заработать далеко не бесполезные Play Pass — именно прогулка с четвероногим другом по городу).
Не стоит забывать и об уникальных собираемых предметах: по обоим городам раскиданы граффити с белками, совершающими различные действия. Если сделать то, что «просит» белка, можно найти какой-нибудь полезный предмет или секретную технику, открывающую новые способности в дереве навыков — от уникальных добиваний до секретных приемов в одной из игр. А если вам мало и этого, то стоит упомянуть, что Ягами в ходе развития сюжета занимает пост внештатного консультанта в школе — и это еще один огромный пласт контента на 20 и более часов.
Школьные будни
Во время сюжета Ягами ищет способ свободно посещать школу, в чем ему и помогает в конечном счете статус внештатного консультанта клуба тайн и загадок. Однако получив официальный статус, детектив вынужден помогать и другим школьникам с их внеклассной деятельностью, каждая из которых выливается в свой небольшой сюжет.
Например, первым клубом, в который внедряется детектив по наводке главы клуба тайн и загадок, является танцевальный. Это неплохая альтернатива отсутствующему караоке: Ягами тренирует девушек на пути к общеяпонскому конкурсу, помогая им с постановкой музыкальных номеров. Выполнено это в виде отдельной ритм-игры, в которой консультанту нужно не только не сбиваться с ритма, но и подбирать костюмы для команды и не забывать про уникальные движения, помогающие легче справляться с непростым конкурсом на звание лучшей танцевальной команды Японии.
В фотокружке нужно помогать участнице наставлять на правильный путь отбившихся от рук учеников с помощью силы фотографии: снимая их за преступлениями, Ягами (не без применения кулаков, впрочем) убеждает хулиганов в бесцельности выбранного ими пути. В робокружке цель не менее масштабная, чем в танцевальном, — победить в соревновании с грозными оппонентами, для чего Ягами приходится не только самолично брать на себя функции управления роботами, но и участвовать в их разработке.
Со временем открываются и связанные со школой активности на стороне: так, например, одна из учениц ходит в нелегальное казино — ее предстоит вывести на чистую воду. А второклассник старшей школы со шрамами по всему телу занимается боксом в секции, куда ходят бывшие якудза, — и Ягами приходится вступить туда и победить далеко не одного оппонента, чтобы узнать, что за тайну скрывает странный парень. И да, бокс тоже обставлен как уникальные поединки со своими механикой и прокачкой, никак не связанными с уличными боями.
А ведь есть еще банда скейтеров, которых нужно победить в честном сражении на досках, катаясь по рампе на очки и гоняя по сложным трассам. И босодзоку — школьники-байкеры, схватки с которыми обставлены в духе Road Rash: придется ломать мотоциклы оппонентов и стараться добраться первым до финиша. Одна из школьных историй и вовсе открывает доступ в бар с девушками, куда попал один из учеников по фальшивым документам. И чтобы добраться до хулигана, нужно наладить отношения со всеми сотрудницами (с одной из них даже можно завести роман).
Стоит ли упоминать киберспортивный школьный клуб, где нужно сражаться со всё более сложными противниками в полную версию Virtua Fighter 5 Showdown, которую SEGA пытается протолкнуть в качестве полноценной дисциплины уже в реальном мире?
Мешок с подарками
И еще несколько слов о контенте. В главном меню присутствует отдельный режим для сражений с определенными условиями, который поможет надолго продлить удовольствие от игры. Он совершенно бесплатен и предлагает десятки челленджей — от банального, где нужно побеждать врагов строго определенным образом, и заканчивая режимом босс-раш, где нужно на время сражаться со всеми боссами игры. Плюс есть и небоевые задания вроде паркура на скорость или догонялок с убегающим противником.
Со временем в виде платного DLC разработчики обещают добавить расширение школьных историй и отдельную небольшую сюжетную ветку про Кайто, друга и коллегу Ягами (который, по слухам, может стать главным героем следующей части, если SEGA и агенты Такуи Кимуры, исполнителя роли Ягами, не придут к согласию).
А если вдруг вам захочется схлестнуться с другом, Lost Judgment предложит прямо в главном меню несколько полноценных файтингов на двоих — от вышеупомянутой Virtua Fighter 5 и заканчивая Sonic the Fighters, добавленной в честь юбилея синего ежа.
Подростковые трудности, знакомые каждому
Но это всё лирика и восхваление исключительно геймплейной составляющей. Поговорим о сюжете, который здесь едва ли не важнее всего остального.
В прошлогодней Yakuza: Like a Dragon разработчики пошли по интересному пути, сделав историю более глобальной и сместив внимание на проблемы общества. Тогда взгляд авторов был направлен на «серую зону» закона и дыры в правилах, позволяющие существовать определенным вещам вроде соуплендов. Упор делался и на то, что многие люди попросту «выпадают» из внимания общественности, за счет чего игра здорово проходилась по остросоциальным темам.
Lost Judgment продолжает развивать социальную повестку, обращая внимание на совсем другую проблему — травлю. Здесь важно оговориться, что травля — крайне острая проблема в современной Японии: многие ученики натурально боятся посещать учебные заведения из-за нападок со стороны других школьников и даже учителей. Печальная статистика: в стране вот уже несколько лет растет процент самоубийств среди подростков от 10 до 19 лет. И Lost Judgment не стесняется говорить об этом.
Одна из сцен ближе к середине сюжета демонстрирует настолько правдоподобную сцену травли, что становится натурально не по себе. Это, конечно, всё ещё не уровень малоизвестного культового хоррора Rule of Rose, запрещенного в ряде стран из-за чрезмерной реалистичности детской жестокости, но проблему Lost Judgment никак не преуменьшает, показывая ситуацию такой, какая она есть. Приятного в этом, мягко говоря, мало, но это вовсе не означает, что подобные вещи можно игнорировать.
Единственный вопрос, на который трудно закрыть глаза, — это подход авторов к демонстрации некоторых нюансов. Совершенно очевидно, что в сюжетном битемапе нужно много драться, и с хулиганами у Ягами разговор традиционно короткий. И всё же несколько странно наблюдать, как, защищая жертв от нападок хулиганов, детектив разве что кости не ломает обидчикам, выбивая из них всю дурь ровно теми же приемами, что и при битвах с преступностью, — запугивающие приемы требуют определенных условий для выполнения и потому не всегда возможны в бою.
Что интересно, игра идет дальше школьной травли и предлагает взглянуть на ситуацию за пределами учебных заведений. Как чувствуют себя хулиганы спустя годы? А каково тем, кто был жертвой? И как жить с осознанием того, что именно ты стал той соломинкой, что переломила хребет верблюда? Речь, конечно, о хулиганах, способных довести до самоубийства простых учеников.
А еще игра проводит интересные параллели между школьной травлей и проблемами более взрослых людей: поднимаются вопросы от необходимости подчиняться определенным правилам до шантажа. В общем, с социальной стороной и трезвым взглядом на проблему здесь всё более чем в порядке.
И снова серая зона
Но это далеко не всё. Вторая сюжетная линия — то самое убийство учителя человеком, которого обвиняют в сексуальных домогательствах. Разработчики вновь заходят на не самую приятную территорию и поднимают вопрос о проблемах современного законодательства, чья строгость способна превратить судебное разбирательство в фарс. Во многом именно отсюда и происходит название игры, Lost Judgment — «Утерянное правосудие».
История Ягами больно проходится по проблемам современной законодательной системы Японии: герои без стеснения пользуются лазейками, прикрыть которые практически невозможно. А детективу и его друзьям приходится разбираться с последствиями. Стоит ли говорить, что в истории, начавшейся с суда над извращенцем, в конечном счете возникнут проблемы государственного уровня?
Что интересно, при всех проблемах разработчики всё равно верят в человечество и справедливость: традиционно зло будет наказано, а добро восторжествует. Но, как говорится, есть нюанс.
Шаг в сторону
Во многих обзорах можно услышать, что Lost Judgment — это развитие идей оригинала и первых шести игр серии Yakuza. И при этом нередко высказывается мнение, что кроме работы над ошибками здесь ничего и нет. Думать так — значит самому совершать огромную ошибку, так как Lost Judgment делает, возможно, самый смелый шаг в истории серии — приземляет сюжет.
Франшиза Yakuza полюбилась всем за уникальный дух эйга — японских криминальных боевиков. Герои колоритны, соблюдают определенный моральный код, даже несмотря на свое преступное настоящее, а драма подается с надрывом, достойным кинематографа, что совершенно не мешает юмористическим вставкам, которые не ломают общее впечатление. Приключения Ягами довольно резко отличаются по духу сразу в нескольких вещах. Дальше будут спойлеры, но не к самой новинке, а к событиям Like a Dragon, так что, если вдруг вы не прошли, но собираетесь в будущем это сделать, сейчас самое время остановиться.
Дело в том, что финальная точка в истории Like a Dragon стала для всех неожиданностью, меняющей все привычные правила. Почти все сюжеты так или иначе вращались вокруг противостояния родного для Кирю клана Тодзё и вечного соперника в лице альянса Оми. Два крупнейших криминальных синдиката в Японии то и дело сражались за земли, деньги и другие не менее важные вещи. Вот только вступившие в силу законы, направленные на ужесточение контроля над организованной преступностью, привели к роспуску кланов: главы двух синдикатов вместо этого основали охранное агентство, куда взяли многих из бывших членов семей.
Свято место пусто не бывает, и Lost Judgment предлагает взглянуть на мир без крупных кланов гокудо. И это крайне важный и во многом поворотный для серии момент: пришедшая на смену банда RK, чье полное название долгое время остается в игре неизвестным, радикально отличается по духу от всего, с чем раньше сталкивался игрок. Если якудза соблюдали правила и превыше всего ставили честь и достоинство, то новое бандформирование по духу ближе к обычным беспредельщикам. Напасть на гражданских, убить случайного прохожего, нанять профессиональных убийц для устранения помех или избить до полусмерти того, кто случайно подвернулся под руку, им ничего не стоит. И некоторые из сцен в игре поражают именно будничностью смерти: если раньше каждая смерть была значима и важна, подчеркивалась драматически и приводила к серьезным последствиям, то теперь это ушло. И некоторые из смертей в сюжете хоть и оставляют на Ягами и его друзьях эмоциональный шрам, но ничего не значат в глобальном масштабе.
Эта разница, пожалуй, самый смелый шаг разработчиков, который опережает по значимости даже реалистичную травлю и критику законодательной системы. Одна-единственная смерть, которая случается примерно в середине сюжета, переворачивает всё представление об игре самым грубым образом, словно намекая: времена красивых преступлений и благородства остались в прошлом. И как раньше уже попросту никогда не будет.
Это выглядело бы крайне тяжело и грустно, если бы не финальный гуманистический посыл: каждый способен измениться, а значит, и мир может стать куда лучше. Было бы желание, как говорится, а нужный Ягами обязательно подвернется и не даст окончательно упасть. Главное — не бояться изменений и помнить, что героем может стать каждый. Для этого всего-то нужно не пытаться изменить мир, а начать с себя.
Отдельно хочется заметить и еще одну уникальную фишку Lost Judgment: в ней присутствуют полностью линейные главы, в которых попросту нет возможности отвлечься на побочные активности. Всё ради создания напряжения и максимально точной передачи важных сюжетных деталей. Раньше подобное проворачивалось в тренировках да на небольших сюжетных отрезках, но никак не на целых главах. Хорошо это или нет, правда, решать каждому, но это явно исключает классическую проблему в духе «Ведьмака», где Геральт в погоне за Цири всё равно мог позволить себе потратить десятки часов на партии в «Гвинт».
Толика безумия
Конечно, это вовсе не означает, что история стала крайне серьезной и не оставляет простора для веселья. В сюжете будет немало забавных сцен, а побочные квесты традиционно полны своих странных и нелепых моментов.
Как насчет помочь найти пропавшего геймдизайнера, который сбежал прямо перед сдачей игры и подставляет всю команду? Или вычислить шпиона, который ворует сюжеты у анонимного автора? Наконец, как насчет того, чтобы помочь американскому ниндзя узнать, как его конкурент, русский ниндзя Борщ Калашников (ни о чем не спрашивайте), умудряется переманивать всех учеников?
Побочных заданий здесь больше сорока, и это не считая школьных расследований, в которых можно пропасть не на один десяток часов, о чем уже говорилось выше. Многие из них позволяют встретить старых знакомых и от души повеселиться. Помогает расслабиться после непривычно мрачных сюжетных перипетий.
- широчайшее разнообразие геймплея и механик
- интересный и затягивающий сюжет
- актуальная для современного мира проблема в центре внимания
- традиционное для серии внимание к деталям
- проработанный мир, в котором буквально хочется жить
- с непривычки может показаться, что объясняют всё слишком подробно (особенности ментальности японцев)
- новые механики уступают по качеству старым
- подозрительно долгие загрузки на PS5