Серия Sid Meier’s Civilization — эталон пошаговых глобальных стратегий поджанра 4X о развитии империй. Спустя 30 лет и более десяти выпущенных тайтлов, среди которых как работы классического цикла, так и неожиданные спин-оффы, геймдизайнеры практически до идеала отточили все механики игры. Фанаты жанра возводят города, строят чудеса света, изучают технологии и воюют с соседями — каждая часть Civilization раскрывает эти занятия на полную. Но что же делать, если привычное развитие от древнейшего мира до идеального будущего вдруг наскучило? Время экспериментировать за рамками любимого названия! Ловите подборку игр, похожих на Civilization.
Old World — «Цива» про «Игру престолов»
Пожалуй, из уже доступных игр, похожих на Civilization, Old World от Mohawk Games самая сестринская. И название, кстати, выбрано не случайно — из древнего мира вам выбраться не удастся. В остальном игра лишь предлагает хорошо забытые механики ранних серий Civilization и не пытается добавить в формулу что-то новое.
Любимая многими игроками особенность Old World заключается в возможности создании династии. Можно взять жену побогаче и покрасивее, родить дочерей на выданье и отправить в политически нестабильные районы. Эдакая Crusader Kings III на минималках... или даже «Игра престолов».
В Civilization V и VI одним из самых важных для комфортной игры решений является выбор места для основания города. В Old World с этим проще — на абы каком гексе государство не разместить. А вот стратегические ресурсы в Old World можно собирать по всей карте. Если ваш город не может дотянуться до клетки с конями, можно отправить туда отряд, который захватит их для вашей империи. Такие отличия делают игру интересной даже для тех, кто очень устал от оригинальной серии Civilization, — новые варианты обогащения империй Old World обеспечит.
Galactic Civilizations III — «Цива» в космосе
Galactic Civilizations III от Stardock — это Civilization в космосе. Если вас волновал вопрос, что случается с человечеством, когда вы всё-таки одерживаете научную победу, — это достойный ответ. Куда более достойный, чем Civilization: Beyond Earth, которая тоже была об этом.
События Galactic Civilizations III происходят в ХХIII веке во время галактической войны землян и приспешников Повелителей Ужаса — дренджинов и йоров. Наша задача — не дать победить врагам. Игрок начинает с нуля завоевывать планеты Вселенной и отстраивать космофлот — в общем, проходить тот же путь от древнейшего мира к развитому государству, но уже на новый лад.
Автоматические бои в Galactic Civilizations III понравятся тем, кто не слишком заморачивается с армией. Ваша задача состоит лишь в том, чтобы космофлот был сильным — и чем сильнее, тем лучше. В Civilization важно грамотно занять позицию: при должной сноровке и арбалетчики могут раскайтить юнита на пару эпох старше. В Galactic Civilizations III такой халявы не будет.
Завоевывать Землю приятно, но космос — совсем другой масштаб. Здесь не слишком важно соседство, а главная стратегия — это любимое многими бесконечное разрастание. Планеты бывают разными: некоторые слишком маленькие и подходят для производственных целей или добычи, другие — крупные, с большим количеством ячеек для зданий, могут стать научными центрами. Gotta catch em' all!
Endless Legend — «Цива» в технофэнтези с некрофагами и неистовыми магами
Германия, Франция, Вавилон и другие страны, за которые мы обычно играем в Civilization, крайне скучны по сравнению с неистовыми магами, дикими ходоками и некрофагами, которые есть в Endless Legend от Amplitude Studios. К тому же в этой игре есть возможность самостоятельно замиксовать перки фракции — имбовая штука. Лайк за гибкую систему для любителей неожиданных стратегий развития.
Из плюсов и необычных особенностей в Endless Legend по сравнению с играми Civilization хочется отметить смену времен года, а также некие намеки на развитие сюжета по ходу каждой партии. У вас появляется выбор, отличный от «надо взять и прокачать вот это, просто чтобы выиграть».
Endless Legend цепляет сеттингом — это мистическое технофэнтези, где рядом с разрушительной аномалией мирные жители спокойно возводят поля. Ваш герой не просто сидит в столице, а может болтаться вместе с армией и прокачивать навыки, не зависящие от основного древа исследований. В общем, немного RPG в стратегии — это интересно.
Egypt: Old Kingdom — «Цива» про Египет
Egypt: Old Kingdom — стратегический симулятор, который вы начнете во времена строительства Великих пирамид. Чувство собственной важности у вас будет удовлетворено в этой игре еще со старта, так как вы не какой-то там среднестатистический кочевник-поселенец, а фараон. Провести народ Египта от момента его появления до основания первой империи — основная задача игрока.
Основной плюс этой игры — вы изучите историю Египта. Создавая её, разработчики консультировались с лучшими египтологами. Конечно, никто не знает, как именно были построены Великие пирамиды, и вы можете быть сторонником теории об инопланетянах… Впрочем, и эта версия тоже может быть реализована в игре.
В Egypt: Old Kingdom вам придется столкнуться с необходимостью получить одобрение богов, бунтами рабов, нехваткой ресурсов посреди пустыни и другими «обычными» проблемами фараонов. В итоге Мемфис под вашим руководством должен преобразиться. На мой взгляд, игра 10/10, если нравится тематика.
Warlock 2: The Exiled — «Цива» с привкусом меча и магии
Warlock 2: The Exiled — стратегия, которая появилась благодаря смешению всех существующих фэнтези-миров, вместе взятых. Если бы она выходила сейчас и смогла впитать в себя все преимущества современной графики и ИИ, то игра получилась бы на все времена. В 2014-м и после весьма средней первой части Warlock 2 не получила должного внимания. Однако фанатам старых серий, ностальгирующим по временам, когда трава была зеленее, зайдет.
Warlock 2: The Exiled — «Цивилизация» про классический мир магии. Монстры — тролли, огры, нежить и прочая классика, великие маги с фаерболами наперевес. Игрок вынужден учить не только технологии, но и ветки заклинаний. Боевое взаимодействие при этом проходит по старинке: две армии сталкивается в поле. На голову бойцам в латах, впрочем, может обрушиться мощный спелл.
Пожалуй, лучшее, что у Warlock 2: The Exiled было во все времена, — комьюнити. Ну разве по скучным играм делают такие мемы?
Fantasy General II — «Цива» про фэнтези-генерала
Согласитесь, «фэнтези-генерал» звучит гордо. Впервые этот тайтл появился в 1996 году как одна из множества популярных тогда гексагональных стратегий. Несколько лет назад о ней вспомнила студия Owned by Gravity, отряхнула пыль и запустила в производство сиквел, получивший релиз в 2019 году.
Действие Fantasy General II разворачивается спустя триста лет после событий оригинала. Вы все еще генерал, который должен набрать армию и сплотить всех тварей, что живут в мире под названием Каледония, против общего врага. Войско получится весьма разношерстное: големы, варвары, людоящеры, гарпии и даже нежить с радостью выступят с вами против Империи.
Last Days of Old Earth — «Цива» с обратной стороны
В серии Civilization и большинстве подобных игр мы привыкли к постепенному развитию от начала времен (или цикла вроде «мы стартуем с покорения космоса») до какого-то невероятного технического прогресса. Last Days of Old Earth от Auroch Digital показывает нам мир, который находится на грани смерти — технический прогресс состоялся, пластмассовый мир победил.
В мире Last Days of Old Earth почти погасло солнце, и люди борются за последние «райские» места на земле: поближе к экватору еще можно существовать. Задача игрока — обеспечить своему народу комфортное доживание на погибающей планете и — вдруг получится? — найти решение глобальной проблемы человечества.
Humankind — «Цива» из будущего
Релиз Humankind пока не состоялся, а потому сказать о ней что-то конкретное нельзя. Судя по демкам и обзорам от опытных стратегов вроде Алексея Халецкого, игра будет достойным соперником Civilization VI. Выйдет она 22 апреля 2021 года.
Humankind делает Amplitude Studios — ей принадлежит серия Endless, одну из частей которой я включила в этот список. Civilization VI за четыре года уже порядком надоела, даже несмотря на удачный Gathering Storm в 2019-м и цикл мелких DLC в 2020-м. Тайминг для релиза чего-то новенького идеальный.
Графика Humankind будет напоминать смесь пятой и шестой Civilization. Многие механики будут идентичны, другие же позаимствуют из Endless. Фанаты пошаговых глобальных 4X-стратегий определенно будут играть в нее, если релиз удастся с точки зрения технической составляющей. Не слишком ли дерзко выпускать новую игру, которая настолько сильно напоминает уже существующие? Оставим вопрос без ответа и подождем релиза.
Смотрите также:
10 лучших игр, похожих на Dark Souls;