Буквально за две недели до релиза игры Devolver Digital неожиданно представила новую часть серии Serious Sam. Сюрпризом стало еще и то, что впервые игру в основной франшизе разработала не хорватская Croteam, а русская Timelock Studio — небольшая компания, основанная известными моддерами прошлых частей серии. Cybersport.ru успел опробовать Siberian Mayhem и спешит рассказать, что вышло из новинки.
Все как у людей
Сэм Стоун — герой Земли, вновь и вновь сражающийся с ордами инопланетного захватчика Ментала. В четвертой части приключений Серьезного Сэма игрокам показали путь героя по освобождению Земли в далеком будущем, но часть этого путешествия была пропущена. Ближе к финалу герой оказывался в Сибири, но что именно происходило между его прибытием и финальной миссией, оставалось по большей части только догадываться — почти все сибирские приключения остались за бортом. Временной пробел призвана заткнуть Siberian Mayhem, которая как раз и покажет, что ждало Сэма в России.
Как уже упоминалось выше, вместо Croteam разрабатывать игру взялась Timelock Studio, однако в процессе ей помогали хорватские коллеги. Изначально Siberian Mayhem должна была стать дополнением к оригинальной Serious Sam 4, но в процессе раздулась до самостоятельной игры с рядом крупных нововведений. Основа при этом максимально узнаваемая: во многом игра является попыткой совместить геймплей первых частей и ряда обновлений из Serious Sam 4. Но обо всем по порядку.
Русское поле экспериментов
Сюжетная кампания Siberian Mayhem состоит из пяти обширных карт в духе «четверки»: не единожды игрокам потребуется преодолеть несколько километров вспаханных полей или обледенелой тундры. Преодолевать их по-прежнему приходится на своих двоих или на транспорте, ассортимент которого на этот раз неплохо расширили.
Покататься по Сибири дадут не только на банальных квадроцикле и снегоходе, но и на тракторе, боевом танке и новом мехе. От «папамобиля» он отличается наличием встроенной бензопилы, которой можно весело скашивать целые толпы противников, нанося урон достаточный, чтобы срубить большого механоида двумя взмахами.
Жуткая тоска, которую нагоняли поездки в ранней версии Serious Sam 4, на счастье, пропала. По сюжету чаще всего не нужно кататься впустую вовсе, а секреты запрятаны достаточно интересно, чтобы можно было без недовольства перетерпеть пару минут покатушек. Стрелять из транспорта, впрочем, все так же неудобно (не считая ситуаций, когда воевать приходится на машинах, оснащенных собственным оружием, тот же танк только радует) — куда проще спешиться и разобраться с супостатами по старинке.
Карты при этом выполнены несколько изобретательнее, чем в «четверке». Все пять отличаются по внешнему виду и левел-дизайну: первая, например, загоняет игрока на нефтеперерабатывающий завод и напоминает скорее старые игры с их аренным геймплеем, а к пятой карте уже придется сражаться на огромных открытых пространствах с сотнями (если не тысячами) противников.
Что приятно, местная Сибирь выглядит не карикатурно и узнаваемо, хотя без налета «клюквы», конечно, не обошлось. В локациях можно встретить всем знакомые «панельки», деревенские развалюшки с характерным интерьером, не изменившимся и в будущем, православные церкви и другие мелочи, знакомые, наверное, каждому жителю СНГ. Даже стол-книжка на месте. На фоне вторичной «четверки» множество новых уникальных ассетов смотрится куда выигрышнее — даром что игра сделана фанатами, а не оригинальной командой.
Прохождение сюжета без побочных активностей займет около шести часов, а если задаться целью найти все секреты, время, скорее всего, увеличится раза в два. На нормальное прохождение с выполнением большинства дополнительных квестов и не самым пристальным поиском секретов у меня ушло чуть больше восьми часов.
Винтовка — это праздник
Арсенал Сэма в сравнении с «четверкой» претерпел небольшие изменения. Конечно же, Siberian Mayhem не могла обойтись без собственного АК — нельзя сделать игру про Россию и не вставить в нее самое культовое российское оружие. Он заменяет стандартную штурмовую винтовку и ведет себя так, как от него и ждешь: урон выше, разлет больше. Врагов, впрочем, косит на ура, так что жаловаться не на что. А валить толпы безголовых камикадзе с двух «калашей» разом и вовсе одно удовольствие.
Вторая новинка — арбалет «Перун». Это аналог снайперской винтовки, при точном выстреле способный устранить с одного удара даже утиль-ракетчика, а на хнума достаточно четырех снарядов. При этом выстрел «Перуна» пробивает несколько врагов разом — одна из ачивок, например, требует убить пятерых пришельцев одним болтом. Ближе к финалу единственный способ остаться без этого достижения — не пользоваться «Перуном» вовсе. Оружие, впрочем, эффективным не назовешь: скорострельность у арбалета не очень высокая, поэтому куда лучше и практичнее использовать его ситуативно, убивая далеко стоящих стрелков, а более близких все же косить чем-то более привычным.
Есть и третья новинка, заменяющая плазменную винтовку. Но раз уж разработчики решили сохранить секрет и не раскрывать подробностей, то и мы не станем. Зато можно поговорить об усилениях, которые были частично изменены. Переносные аптечки, портативные черные дыры и банки энергетиков, увеличивающих скорость и урон, остались на месте. Их дополнили несколько новинок: ховерборд с плазменной винтовкой довольно быстро ломается, но дает неплохую боевую мощь на короткое время, а вызов авиаудара отлично спасает от особенно крупных толп противников, к тому же еще и смотрится эффектно.
Про червячков
Само собой, есть и новые противники. Например, разработчики вернули по какой-то причине удаленных из SS4 алдурианских прыгунов — эдаких трехногих жаб-переростков, которые давят числом и плюются какой-то слизью с расстояния. Остальные новички преимущественно представляют собой измененные версии прошлых противников: например, драконийский выжигатель во многом является рескином драконийского пиромана, но сильнее и стреляет куда больнее, плюс обладает несколькими собственными атаками. А октанийские легионеры — эдакая версия 2.0 октанийского фанатика, разве что вместо двуручного молота они вооружены булавой и щитом, из-за чего их еще труднее победить при лобовой атаке. Крайне непривычным новым противником стала октанийская турельная башня: это стационарная конструкция, требующая особого подхода в бою. Можно сравнить с эдаким мини-боссом.
С последними, к слову, тоже все хорошо: за игру их встретится несколько, причем отдельные бои будут своего рода уважительным кивком в сторону классики. Некоторые секретные боссы и вовсе спрятаны так, что их придется поискать, — тем интереснее сражаться, например, с крайне необычными гнаарами, запрятанными глубоко в шахтах. Ломать удовольствие и раскрывать детали боя, пожалуй, не буду.
Пули сильнее великих умов
Есть, впрочем, и крайне неожиданные нововведения, самым странным из которых стали… головоломки. От спинномозгового шутера меньше всего ожидаешь, что он внезапно подкинет тебе клон Pipes и предложит соединять элементы с помощью проводов. Или нажимать кнопки в правильном порядке.
Разработчики, очевидно, понимая, что подобное понравится далеко не всем, в большинстве случаев либо предлагают альтернативные решения задачи, либо вовсе вставляют головоломки только в побочные активности, которые можно смело пропустить. Стоит отметить, что сами задачки не отличаются сложностью, а решение вряд ли займет больше минуты. А иногда можно решить вопрос по старинке, просто расстреляв либо саму загадку, либо что-то неподалеку.
Они сражались за родину
Как и в четвертой части, Сэм то и дело сражается не в одиночку. Местный каст персонажей запоминается не слишком хорошо, за исключением пары конкретных лиц. Первой из них становится снайперша Одноглазая Ольга, помогающая в одной из схваток с пришельцами, где приходится отбивать небольшую деревню у войск Ментала. А второй — звезда игры, Игорь Ледов. Звезда русского андеграунда по-прежнему обитает в Сибири далекого будущего, пишет самопальную музыку (за оскорбительную песню о матери Ментала он стал одним из самых разыскиваемых землян в истории) и лихо сражается с захватчиками с помощью двух «калашей». Если вдруг кто-то не считает совершенно очевидную отсылку, он то и дело кидает ванлайнеры в духе «Я уйду из зоопарка!» или «Мы лед под ногами Ментала».
Остальные, увы, вряд ли запомнятся хоть чем-то, так как лишь оттеняют главных звезд. Впрочем, они создают характерный колорит: с бородатым Иваном, например, Сэм на пару распивает водку в вагоне плацкарта, где на столике, конечно же, стоит чай в стаканах с подстаканниками. А спутница Ледова Наташа хоть и является (предположительно) отсылкой к супруге Летова, но за всю игру выдает пару строк невнятного и незапоминающегося текста.
Большинство героев мало того что почти ничего не значат, так еще и из сюжета пропадают по щелчку пальцев. Не сказать, что это плохо: Сэм обычно предпочитал сражаться в одиночку, и появление спутников всегда казалось чем-то лишним. Ну а жаловаться на сюжетные нестыковки в Сэме — несусветная глупость: все же игры серии всегда были не о моральном выборе или сложных историях, а о зажатой гашетке и толпах монстров всех форм и размеров.
Заплата на заплате
Что приятно, Timelock Studio не повторила ошибок Croteam и выпустила куда более отполированную игру. Конечно, совсем без багов не вышло: проблема подгрузки текстур осталась на месте (хотя и встречается куда реже), а в паре моментов неправильный спавн противников может запороть прохождение. Так, например, на первом же уровне один дрон застрял у меня за непростреливающимся забором, из-за чего долгое время нужная дверь не открывалась. Впрочем, даже это было предусмотрено: через пару минут недосягаемый противник попросту пропал, и игру не пришлось перезагружать.
Каких-то критических багов и других проблем за все восемь часов прохождения замечено не было: пока SS4 на релизе ломал сохранения, противники переставали реагировать на игрока, а отдельные ассеты либо не догружались вовсе, либо срабатывали с ошибками, Siberian Mayhem, скорее всего, не вызовет проблем у игроков вовсе. Тем более что запланирован патч первого дня, который, хочется верить, исправит оставшиеся редкие проблемы.
- классический геймплей серии
- приятные отсылки «для своих»
- достойная продолжительность
- доработка идей оригинальной Serious Sam 4
- отличный баланс сложности
- некоторые уровни все еще кажутся излишне большими
- некритичные баги