Ни слова про Dark Souls — обзор Hellpoint
Статья

Ни слова про Dark Souls — обзор Hellpoint

Современные игры избаловали нас интуитивным геймдизайном, настройкой сложности и сохранениями после каждого чиха. Мы давно заплыли жиром из маркеров на карте, ведьмачьего чутья и предупреждений об атаке — теперь пришла пора отбросить слабости и стать сильнее. В этом нам поможет Hellpoint, чья единственная цель — доставить игроку максимум страданий и заставить его гордиться собой.

Начнём с очевидного: да, Hellpoint — это Dark Souls. Причем даже не типичная Souls-like, которая переняла у оригинала лишь боевую систему, — нет, Cradle Games даже не пыталась привнести в формулу что-то своё. В некотором смысле Hellpoint больше походит на игры FromSoftware, чем сами игры FromSoftware. Это можно увидеть в хардкорных сражениях, мрачной атмосфере, запутанных и переплетённых уровнях, а также сюжете, который сумеют найти только самые преданные фанаты жанра. А первопроходцы ПК-портов Dark Souls, возможно, найдут и знакомые баги.

Копирование отдельных механик серии Souls уже нельзя назвать чем-то плохим. За последние десять лет у них появилось столько подражателей, что их силами в индустрии сформировался небольшой поджанр. Поэтому уточнение это нужно не для того, чтобы назвать Hellpoint «очередным клоном» и свести весь обзор к покадровым сравнениям, а для формирования представления об игре. В жанре Souls-like есть тайтлы, которые служат точками входа для новичков за счет упрощения, дополнительных механик или хотя бы внятного сюжета. Hellpoint — не тот случай.

Повреждённая станция, странные существа и следы оккультных обрядов интригуют, но чтобы что-то узнать обо всём этом, придётся сильно постараться
Повреждённая станция, странные существа и следы оккультных обрядов интригуют, но чтобы что-то узнать обо всём этом, придётся сильно постараться

Ничего не понятно, но очень интересно

Hellpoint не любит своих игроков, они ей даже не нравятся. Поэтому игра не стремится идти на уступки. Создаётся явственное ощущение, что единственная цель тайтла — причинить аудитории как можно больше страданий, причём не только в боях, но и во всех элементах геймплея. Даже удивительно, насколько естественно это… презрение разработчиков к пользователю вплетено в геймплей и историю!

Пользователь управляет отпрыском — одним из бесконечного множества искусственно выращенных человекообразных существ, которых создал таинственный Автор. Цель на всю игру ставится всего одна — изучить станцию Ирид Ново и доложить обо всём своему хозяину. Ею же обусловлен первый вид страдания игрока — повествовательный.

Дело в том, что у Hellpoint совершенно нет какого-то связного основного сюжета. Если вы привыкли к кат-сценам или хотя бы квестовым цепочкам, которые плавно продвигают вас по истории, то вам сильно не повезло. 

Чтобы добраться до финала, вам придётся тщательно изучить несколько крупных локаций и их обитателей. Каждая открытая местность, новый враг или прочтённая записка понемногу заполняют шкалу полученных данных. Как только она достигнет 100%, появится возможность сразиться с финальным боссом. Впрочем, никто не мешает и дальше заниматься исследованиями, а сражение оставить на потом.

Обстановка в игре атмосферная, но назвать её интересной или красивой было бы преувеличением
Обстановка в игре атмосферная, но назвать её интересной или красивой было бы преувеличением

Всю игру можно пройти, полностью проигнорировав её историю, — просто собрать нужное количество информации. Hellpoint это не порицает — так вы сыграете роль послушного инструмента, каким вас и задумал Автор. С другой стороны, можно обратить внимание на отдельные клочки информации, разбросанные тут и там. Так вы узнаете больше об оккультных ритуалах, древних богах и немыслимых жертвах. Быть может, в таком случае вам захочется взбунтоваться в финале игры.

Есть ещё и третий вариант. Поговорив с несколькими NPC и выполнив определённые действия, можно будет узнать, что на самом деле произошло на Ирид Ново, и тогда финальный бой будет совсем другим. Кроме того, здесь есть и «Новая игра +», прямо вплетенная в историю.

Хорошим сюжет Hellpoint язык не повернётся назвать — хотя бы потому, что его нужно собирать по кускам. Поэтому, если вам нужен космический хоррор с крепким сюжетом, имеет смысл обратить внимание на что-то другое. Hellpoint очень атмосферна — от дизайна уровней и некоторых монстров в ней так и веет классикой научной фантастики, но более конкретных комплиментов эта вселенная всё-таки не заслуживает. 

Настроив эти кольца, можно получить доступ к секретным локациям, но игра и словом об это не обмолвится — гайды в помощь
Настроив эти кольца, можно получить доступ к секретным локациям, но игра и словом об это не обмолвится — гайды в помощь

Лабиринты безумия и безумие лабиринтов

Фрагментарный лор Hellpoint несёт в себе один малозаметный плюс — он дарит ощущение настоящего исследования. Обычно вся важная информация игроку подаётся в лоб, здесь же, чтобы узнать что-то стоящее, надо действительно напрячься. 

Духом исследования пропитана вся игра, как, собственно, и предполагает её главная цель. Проблема только в том, что и здесь Hellpoint пытается причинить пользователям страдания — на этот раз топографические, ведь локации в игре представляют собой настоящий лабиринт.

Мир Hellpoint — станция Ирид Ново — состоит из ряда взаимосвязанных районов, в каждый из которых можно попасть несколькими способами. Это же правило действует и для более мелких локаций, на которые поделены эти районы. И большая часть игры сводится к поиску этих самых путей и их рационализации. 

На первый взгляд, ничего сложного в этом нет, но следует учитывать, что в игре нет карты или даже компаса. Успех полностью зависит от ваших способностей запоминать дорогу и выстраивать план местности в голове. Добавьте к этому порой очень неочевидные маршруты и обилие секретных локаций. Если бездумно ломиться вперёд, можно запросто потеряться.

Боссов нельзя назвать простыми, но им не хватает изобретательности
Боссов нельзя назвать простыми, но им не хватает изобретательности

Prepare to die

Исследование мира осложняется не только запутанным дизайном уровней, но и их обитателями. Схватки в Hellpoint — всегда риск, так как в случае гибели вы потеряете все накопленные аксиомы, то есть очки опыта. Их, конечно, можно будет подобрать, но на это даётся всего одна попытка. Атаки даже рядовых врагов здесь отнимают много здоровья, а регенерации в Hellpoint нет, как нет и ручного сохранения. После гибели вы возродитесь у «разлома» — он объединяет в себе контрольную точку и пункт быстрого перемещения, там же можно потратить очки опыта.

Бои в Hellpoint на первый взгляд кажутся очень медленными, даже ленивыми — ну и неоправданно сложными. Оба эти утверждения верны лишь отчасти. Да, это не слэшер с комбо-счётчиком, но без отличной реакции в Hellpoint делать нечего. В бою необходимо уворачиваться от ударов и контратаковать, попадая в тайминги.

Что касается сложности — она прежде всего интеллектуальная. Игра не требует ничего сверхчеловеческого, как некоторые платформеры, вынуждающие оттачивать моторику до долей секунд. В Hellpoint выигрывать помогает холодная голова и трезвый расчёт. Нельзя торопиться в атаку — в начале боя нужно просчитать противника и найти в его действиях безопасное для себя окно. Если вы способны не терять голову и хорошо анализировать, то сможете одолеть любого босса, даже сильно превосходящего вас по силе.

Звучит сложно? Так оно и есть. Но все трудности здесь вполне оправданы. Если вы ищете зрелищный «экшон на вечерок», Hellpoint будет неудачным выбором. Игра требует глубокого погружения и изучения её боевых механик. Зато те пользователи, что преодолеют болевой порог, будут не только мучиться, но и просить добавки. Это страдание геймплейное — знакомое каждому геймеру чувство преодоления ради награды.

О том, что в игре есть фонарик, я узнал случайно, а ведь порой он жизненно необходим
О том, что в игре есть фонарик, я узнал случайно, а ведь порой он жизненно необходим

Оригинальность

Несмотря на то что Hellpoint — один из самых дотошных клонов Dark Souls как в геймплейном, так и идейном плане, без отличий, разумеется, не обошлось. В первую очередь это сеттинг. Если кого-то от игр серии Souls отталкивала атмосфера средневекового фэнтези, то Hellpoint даст им возможность испытать плюс-минус тот же опыт в других декорациях.

Одной из главных особенностей авторы Hellpoint называли воздействие на мир игры излучения чёрной дыры, на орбите которой находится космическая станция. В определённые моменты (их можно отслеживать с помощью часов в интерфейсе) на корабле появляются зоны с большим количеством врагов. В это же время с помощью одного механизма игрок может получить доступ к особым локациям. К сожалению, из-за того, что разработчики напрочь не желают рассказывать о своих задумках в игре, разобраться с этим без гайдов очень непросто.

Есть и более мелкие особенности. Оружие при длительном использовании приобретает дополнительные характеристики и перки. Есть система крафта, поделённая на две фракции. Однако всё это — косметические изменения, которые довольно скоро забываются на фоне основных механик.

Часы, отслеживающие влияние чёрной дыры, расположены в левом верхнем углу. У них есть несколько фаз, вызывающих разные изменения в мире. Однако, так как игра про них ничего не говорит, понять, что всё это значит, можно только с помощью собственных наблюдений или гайдов
Часы, отслеживающие влияние чёрной дыры, расположены в левом верхнем углу. У них есть несколько фаз, вызывающих разные изменения в мире. Однако, так как игра про них ничего не говорит, понять, что всё это значит, можно только с помощью собственных наблюдений или гайдов

Баги

Никогда бы не подумал, что обрадуюсь поломке своего ПК, но судя по отзывам в Steam, это спасло меня от множества багов, с которыми пользователи столкнулись в первое время после релиза. Самые неприятные из них приводили к необходимости начинать игру заново — из инвентаря пропадали квестовые предметы. Неудивительно, что от таких технических и ничем не оправданных страданий геймеры ставили Hellpoint низший балл.

К счастью, разработчики выпускают патчи почти каждый день, делая игру всё стабильнее. Мне попадались лишь мелкие ошибки вроде неоткрывающегося барьера между локациями. Да и с сетевыми функциями как-то не повезло, поэтому ни призвать кого-то на помощь, ни сразиться в PvP не получилось.

Чтобы разломы — местные бонфаеры — служили точками быстрого перемещения, их нужно активировать. Как это сделать — никто не говорит, догадывайся сам
Чтобы разломы — местные бонфаеры — служили точками быстрого перемещения, их нужно активировать. Как это сделать — никто не говорит, догадывайся сам

Не спешите радоваться

Из текста выше может сложиться впечатление, что Hellpoint — отличная игра, которой будет достаточно избавиться от багов, чтобы стать идеальной, ну или хотя бы идеальной среди прочих Souls-like. К сожалению, это не совсем так.

Главная претензия к Hellpoint заключается в том, что она подчистую копирует другую игру. Не вдохновляется ею, не использует наработки и не перенимает механики, а является калькой с неё. За последние десять лет вышло много Souls-like, но запомнились широкой аудитории только те, что смогли, во-первых, идеально воспроизвести заимствованные идеи в техническом плане, а во-вторых, сумели развить их. Hellpoint не смогла сделать ни того ни другого.

При этом у Cradle Games не было ни единого шанса достичь высот FromSoftware — для команды из семи человек тягаться с AAA-студией на её же территории нереально. Сравнивать эти игры изначально бессмысленно, как и придираться к тому, что в Hellpoint хуже графика и общее визуальное оформление, простоватые и порой даже кривоватые анимации, а также не такие интересные враги и боссы. Однако Cradle Games сама не оставляет выбора — в её игре нет почти ничего, что мы бы уже не видели в тайтлах FromSoftware. Чего-то, что могло отвлечь внимание на себя. Остаётся только задаваться вопросом, зачем играть в копию, когда есть оригинал.

Обычно такая информация хранится где-то в меню или в контекстных подсказках. Здесь же она выбита на одной из стен, там же она навсегда и останется
Обычно такая информация хранится где-то в меню или в контекстных подсказках. Здесь же она выбита на одной из стен, там же она навсегда и останется

В своём пламенном желании скопировать Dark Souls команда Cradle Games не поленилась даже перенести в свою игру и не самые лучшие стороны вдохновителя. Например, ту же фрагментированную подачу сюжета. Пусть эта механика и получила признание в индустрии, сегодня от неё отказалась даже сама FromSoftware.

Культ сложности тоже сыграл с авторами Hellpoint злую шутку — они так сильно боялись сделать экшен недостаточно хардкорным, что решили вообще ничего не объяснять. Квестовые линии для истинной концовки трудно, а порой и невозможно найти, потому что в игре попросту нет меню заданий. Описания основных механик не заложены в какой-то журнал — они высечены на стене в одной из локаций. Никто даже не удосужился объяснить работу верстаков: о том, где и как можно увеличить запас лекарств, я случайно узнал за 15 минут до финального босса.

Я не говорю, что надо оказуалить игровой процесс — добавить маркеры и GPS на карту (ну или хотя бы саму карту). Нет, процесс исследования мира доставляет удовольствие, если забыть о современном геймдизайне. Но это не значит, что нельзя было его сделать приятнее, ведь «неудобство» еще не равно «хардкорности».

  • атмосфера космического хоррора
  • сложная, но увлекательная боевая система
  • много секретов
  • игра позволяет почувствовать дух исследования
  • из-за отсутствия подсказок каждое достижение ощущается по-настоящему заслуженным

  • почти полное копирование Dark Souls и минимум оригинальных идей
  • слабый и фрагментарный сюжет
  • многие механики можно пропустить, так как игра ничего не объясняет
  • запутанный дизайн уровней
  • технические проблемы
  • кривое управление с клавиатуры и мыши
6,5

Dark Souls в космосе

Почти в каждой детали Hellpoint можно найти критический недостаток или огромный плюс. Кто-то пожалуется на нещадное копирование Dark Souls, другим только этого и надо. Одни посчитают игру непонятной, запутанной и не уважающей время пользователя, вторые скажут, что в ней есть дух исследования, утраченный в современных играх. Казуальным геймерам она покажется слишком сложной, а хардкорщикам — недостаточно трудной. В сухом же остатке это Dark Souls в космосе — в этом её главное достоинство и худший минус.

Комментарии