Чего всем хочется промозглым октябрьским вечером? Пледа и какао? Да бросьте, куда лучше отправиться на белоснежные карибские пляжи. Туда, где лето длится целый год, а музыка никогда не замолкает. Туда, где будильники заменяют петушиные бои и выстрелы танков. Туда, где жестокий диктатор поработил целую страну. Отбрось какао и плед, comandante, время зажечь революцию! И прочитать обзор Far Cry 6.
Половина моего сердца осталась в Яре
События Far Cry 6 происходят в вымышленном государстве Яра, расположенном в Карибском море. Географическим и культурным прототипом этой страны послужила Куба, что заметно по сотне больших и малых деталей: советским танкам, американским кабриолетам, карибском джазе и даже историям о детях из Украины, которые лечились здесь после ядерной катастрофы.
Мир получился очень колоритным. Порой хочется просто сесть за руль винтажного «понтиака» или родных «жигулей», включить радио и поехать вдоль залитой солнцем береговой линии. Придирчивые пользователи явно не оценят кроссгенный уровень детализации, но Far Cry 6 всё равно способна очаровать карибским шармом.
Политических же прообразов у Яры больше одного, это своего рода собирательный образ современных диктатур мира. Правит на острове эль президенте Антон Кастильо. Его отца свергли в 1967 году и казнили, поэтому Антон провёл юность в нищете. Несмотря на это, он смог успешно пробиться на политический олимп, победив на вполне демократических выборах. Однако раз захватив власть, Кастильо больше не собирался её отдавать. Хоть он и обещает, что следующие выборы пройдут уже вот-вот, очевидно, что эль президенте завещал всю страну своему сыну Диего.
Главный источник политической власти Кастильо — «Вивиро», самое эффективное в мире лекарство от рака, которое создаётся на основе яранского табака. В планах Антона превратить Яру в одну из крупнейших экономик планеты благодаря поставкам уникального и крайне востребованного во всём мире товара. И ради этого он готов идти на любые жертвы: организовывать призывные трудовые лагеря для работы на плантациях, использовать крайне токсичные удобрения и физически устранять всех несогласных.
Именно в этом карибском раю и живёт Дани Рохас, недавно с позором изгнанный из армии за нападение на офицера. Что же будет делать с этой несправедливостью наш прошедший боевую подготовку герой, которому уже нечего терять (кроме метафорических цепей)? Разумеется, решает сбежать в Америку. Но судьба распоряжается иначе: друзей Дани убивают солдаты, а сам он вынужденно присоединяется к повстанческому движению Libertad.
К слову, в игре есть секретная концовка. Дани может оставить позади Яру и отправиться в Майами, как и хотел с самого начала. Следует ли уточнять, что без него никакой революции не произойдёт.
Прощай, красавица, я ухожу с отрядом Libertad
В Libertad Дани быстро получает неформальное звание «кулака революции», которому в одиночку предстоит сделать 99% работы по свержению диктатуры. Почему самые ответственные миссии поручили новичку, который ещё пять минут назад пытался сбежать из страны, неизвестно. Я вплоть до конца игры предпочитал думать, что он просто очень сильно не понравился партизанам и его решили отправить на заведомо суицидальные задания.
Как бы то ни было, главной работой Дани становится объединение группировок из разных регионов под единым знаменем Libertad. Оказывается, в Яре многие пытаются бороться с диктатором, но поодиночке у них ничего не получается. Для успеха повстанцам требуется сплотиться вокруг одной наиболее мощной силы, даже если им и не нравятся отдельные аспекты этой самой силы.
Такой расклад означает, что перед нами не одна большая сюжетная линия, а три поменьше. Главная квестовая цепочка, к слову, тоже есть — периодически будут появляться миссии, не связанные ни с одним из регионов. По описанию может показаться, что такой раздробленный подход вредит цельному повествованию, но на самом деле это не так. Все истории объединены темой революции, поэтому очень органично смотрятся рядом. Кроме того, каждой из них уделено достаточно экранного времени, чтобы хорошо познакомить игроков с персонажами и провести их через полноценные трёхактные постановки. Единственное — крайне не советую проходить их одновременно, хоть такая возможность и есть. От этого всё в голове перепутается.
Хотя все три основные сюжетные линии посвящены революции, по настроению они сильно отличаются друг от друга. На западе Дани должен заполучить поддержку фермеров, которые не доверяют чужакам. Это история о семье Монтеро, её слишком упёртом патриархе, не в меру отчаянной наследнице и непутёвом наследнике. Тут же наш ждут сумасшедший изобретатель, размышления о доверии и предательстве, а также закомплексованный садист в качестве главного злодея.
На востоке обосновались «Легенды 67-го» и La Moral. Первые — старики, которые уже банально устали сражаться. Вторые — студенты с минимумом опыта и славой бандитов (которая не очень-то и оправданна). Им противостоят женщина-солдафон и канадский бизнесмен.
В центре Яры движению Libertad необходима поддержка участников музыкальной группы Maximas Matanzas, которые собаку съели на пропаганде и борьбе с ней. К несчастью, потенциальные союзники уже навострили лыжи в сторону Штатов. Дело в том, что одна из половинок творческого дуэта — трансгендер. Он понимает, что, даже если повстанцы победят, его жизнь резко не станет безоблачной. В консервативной и религиозной Яре ему будет нелегко жить при любом правительстве. Всем, конечно, очевидно, ради чего этот персонаж появился в Far Cry 6. Однако приятно, что разработчики раскрыли его половую идентичность в качестве сюжетно важной детали, а не просто для резерва мест на The Gayming Awards.
Что удивительно, остальные персонажи Far Cry 6 также питают не очень много иллюзий насчёт революции и своего будущего. Неоднократно звучат мысли о том, что после смерти Кастильо наступит хаос, а демократические выборы на долгие годы так и останутся лишь мечтой. В революционных песнях таких припевов не услышишь, но идея сражаться за свободу ценой всего и во имя лучшего будущего, которое сам ты уже не увидишь, вдохновляет не хуже.
Несмотря на то что по ходу сюжета поднимается много сложных и серьёзных тем, сценаристы регулярно разбавляют их чем-то лёгким. Здесь и сжигание плантаций из огнемёта под Bella Ciao (ничего не напоминает?), и алко-миссия, в которой нужно закрасить все 700 с лишним билбордов в стране. В итоге же получилась история, которая не вгоняет в депрессию, но и в полный фарс не скатывается.
О диктаторах, принцах и commandante
В отличие от Far Cry 5 и New Dawn, в новой части серии главный герой производит впечатление вполне себе живого человека. Дани Рохас полноценно участвует в истории и диалогах, шутит, матерится и даже подпевает любимым песням на радио. С таким протагонистом намного приятнее проходить игру, чем с безликими «помощником» или с практически таким же безликим Аджаем.
Обидно только, что история, кажется, почти никак не повлияла на Дани. В Far Cry 3 Джейсон в первые часы сильно переживал об убийствах, потом вошёл во вкус, а в конце уже раскаивался в них. На психике Рохаса геноцид NPC или борьба за свободу не оставили ни одного следа. Да, после вступления он перестаёт мечтать о побеге в США и искренне хочет убить Кастильо за смерть близких, но в нём всё равно не чувствуется преображения из аполитичного «мимокрокодила» в революционера с горящим сердцем. Ещё в игре несколько раз звучит мысль, что Дани подсел на адреналин, убийства и хаос. Якобы он сражается не за свободу или какую-то идею, а просто потому, что не может остановиться. Но этот тезис никак не развивается.
Зато в начале игры можно выбрать пол протагониста. Никакой погоды это не делает, разве что в переводе встречается из-за этого пара косяков. В отличие от Assassin's Creed Valhalla, здесь каноничного гендера вроде бы действительно нет.
То, что главный герой Far Cry вновь получил личность, — это хорошо, но ведь эта серия уже давно стала в первую очередь франшизой про злодеев. Ubisoft отлично удавались харизматичные и зачастую неоднозначные антагонисты. Что ж, Антон Кастильо в исполнении Джанкарло Эспозито не подкачал.
Антон Кастильо — монстр, тиран и фашист. Себя он называет львом, а остальных — овцами. Эль президенте ни во что не ставит жизни врагов, подчинённых и даже ближайших союзников. И вся эта нечеловеческая злоба сопровождается при этом острым интеллектом, дьявольской убедительностью, железной стойкостью и, что самое опасное, непоколебимой уверенностью в собственной правоте. В конце концов, ведь не он же виноват во всех бедах Яры? В 1967 году повстанцы свергли отца Антона и установили своё правительство, но это привело лишь к большему социальному и экономическому упадку. Может быть, эль президенте действительно ведёт Яру к величию, пусть и огромной ценой.
Забавно, но Кастильо, несмотря на все его зверства, легко мог бы остаться в памяти поколений героем. История знает множество почитаемых в учебниках правителей, руки которых были по локоть в крови. В конечном счёте их благие или хотя бы просто прагматичные поступки перевешивали трупы на другой чаше весов. В случае Антона перевесить трупы в теории смогло бы чудо-лекарство «Вивиро».
Признаться, довольно странно бороться против производства лекарства от рака, даже если оно создаётся чудовищным образом. В один из моментов нам показывают интервью Кастильо американской журналистке, которая обвиняет его практически в легализации рабства. Диктатор парирует это тем, что подобные системы есть повсеместно: где-то процветает пенитенциарный труд, где-то — детский. Но самая примечательная часть интервью та, где после всех обвинений журналистка молча принимает в подарок «Вивиро» для своего больного отца. Ведь в Америку препарат не поставляется.
Главная проблема Кастильо именно как злодея из Far Cry в том, что у него нет связи с Дани. Ваас и Иосиф охотились на героев соответствующих частей, Пэйган постоянно поддерживал контакт по рации, эль президенте же протагониста «шестёрки» будто бы игнорирует. И дело даже не в редких встречах, во время которых Кастильо больше общается с сыном Диего, нежели с Дани. Просто эль президенте будто бы не видит в Рохасе достойного оппонента.
С другой стороны, эта связь есть между Дани и Диего. Они оба когда-то хотели сбежать из Яры. Оба оказались практически во главе враждующих сторон, и оба не по своей воле. Может быть, именно поэтому Дани — единственный повстанец, не желающий смерти Диего.
Диего — добрый и сострадательный мальчик, который любит своего отца, но ненавидит всё, чем тот занимается. Ему не нравится его судьба, которую он не выбирал и от которой не может отказаться. По сути, он обречён стать следующим диктатором — именно к этому его готовит отец, и именно это характеризует его в глазах всех остальных. Если окружающие считают тебя монстром, довольно легко им стать. Поэтому на протяжении всей игры мне очень интересна была участь мальчика. Предаст ли он отца, решит отомстить за него или вообще окажется казнён, ведь революционеры — отнюдь не герои в белых плащах. И потому финальное решение сценаристов о судьбе Диего показалось мне немного ленивым.
Идея — это главное и в революции, и в геймплее
С геймплейной точки зрения Far Cry 6 — это шутер от первого лица с открытым и преимущественно диким миром, в котором можно захватывать базы и заниматься другой активностью. Другими словами… это Far Cry. Кто-то даже наверняка назовёт игру конвейерным рескином, но это будет не совсем честно. По новинке видно, что разработчики искренне старались вдохнуть новую жизнь во франшизу, оставив её максимально узнаваемой. В итоге перезапуск уровня God of War не случился, но это и не FIFA.
Первое, что бросается в глаза, — у Far Cry 6 впервые с третьей части появилась центральная идея игрового процесса. В тот раз, в 2012-м, весь геймплей был посвящён выживанию и «пути воина», которому должен был следовать Джейсон. В новинке же девизом стали понятия партизанства и «ресольвер».
Джунгли, горы и даже городские улицы Яры испещрены тайными тропами повстанцев, с помощью которых можно обходить патрули и КПП, а также скрываться от преследования. Военным же обычно нет дела до гражданского — если не тыкать в них оружием, они и не посмотрят в вашу сторону. Кроме того, некоторых из них можно подкупать, чтобы узнавать разные секреты. Оказывается, не все противники — идейные фашисты.
Принцип «ресольвер» обязует партизан использовать для борьбы с режимом всё, что есть под рукой. Другими словами, это способ делать оружие из мусора. В бою вам может пригодиться миниган, работающий на двигателе от мотоцикла, или глушитель, сделанный из пластиковой бутылки. Друзья-партизаны соорудят вам даже «ульту» под названием «супрэмо» — это рюкзак, в зависимости от комплектации способный стрелять ракетами, усиливать боевые характеристики, оживлять товарищей и т. п.
Вооружившись до зубов, нельзя забывать и о другом снаряжении. Разработчики отказались от дерева навыков и прокачки. Теперь перки привязаны либо к оружию, либо к одежде. Есть, например, повязка, которая будет возвращать патроны за хедшоты, или перчатки, позволяющие минировать сигнализации. С одной стороны, не очень удобно, но с другой — большинство перков из прошлых частей доступны со старта и без экипировки (те же быстрые убийства бронированных врагов или использование «кошки»).
Если кустарные гаджеты вам не нравятся, то в игре полно более стандартного (и менее весёлого) оружия. А вот подбирать оружие с врагов больше нельзя — его нужно либо находить на карте, либо покупать. Зато теперь арсенал можно менять в любой момент в зависимости от обстановки.
Жить безумной жизнью
Последнее приводит нас к одному из главных правил партизанской войны: «используй для работы нужный инструмент». В Far Cry 6 разработчики попытались реализовать в бою систему сдержек и противовесов. В игре есть несколько типов урона, а соответственно, и защиты от них. Из-за этого предполагается, что игроки будут постоянно подстраиваться под конкретную обстановку.
Представим ситуацию: перед нами обычный пехотинец — у него нет брони, но он использует бронебойные патроны. В этой ситуации нужно зарядить боеприпасы для незащищённых целей и надеть жилет и шлем против бронебойных снарядов. Затем на поле появляется распылитель яда, поэтому нам придётся взять винтовку с зажигательными патронами и надеть шлем с защитой от токсинов и т. д. и т. п.
К сожалению, эта схема работает только в теории. На практике постоянно менять броню не выйдет, ведь вас всегда будут окружать враги с разными типами урона. От смены боеприпасов проку гораздо больше: обычные пули против брони малоэффективны, а после поджога распылителей яда происходит просто потрясающий «бум». С другой стороны, можно просто поставить бронебойные патроны и с абсолютно одинаковой эффективностью ставить хедшоты любым противникам. Единственное — стоит обзавестись гранатомётом и ЭМИ-гранатами для борьбы с транспортом.
А если вы снабдите ствол глушителем, то превратитесь во всадника апокалипсиса. Стелс в игре напрочь сломан — враги глухие, слепые и тупые. Если вам хватит меткости для стрельбы по головам, вы даже со стартовым «Макаровым» (плюс глушитель и бронебойные патроны) сможете захватить любую базу. Немного баланса вводит новая фишка перегрева глушителя — при частой стрельбе он теряет эффективность. Но сильно ситуация не меняется. Поэтому, чтобы игра не наскучила за пару часов, лучше проходить её в стиле героя олдскульных боевиков — в одиночку против армии, танков и вертолётов.
Сюжет и сеттинг Far Cry 6 стараются затрагивать серьёзные темы и быть неоднозначными (насколько это возможно для продукта массового потребления). Геймплей же Far Cry 6 находится в совершенно другой плоскости: это весёлый, непосредственный и по-хорошему безумный шутер про человека-армию. Включайте любимый хит латинской музыки и просто наслаждайтесь бессмысленным и взрывным ураганом насилия. Натравливайте на врагов своего боевого петуха, стреляйте в них дисками с «Макареной» и жгите полыханием из задней точки (то бишь рюкзака).
Отдельно стоит упомянуть один крайне сомнительный элемент — уровни врагов. Чем сильнее супостат превосходит ранг игрока, тем сложнее его убить. Даже в 2021 году такая механика в шутерах всё ещё смотрится очень чужеродно. Однако не всё так страшно: даже при максимальном разрыве в уровнях и с самым слабым оружием врагам обычно хватает одного-двух хедшотов. А уже спустя несколько часов (где-то на середине одной из трёх основных сюжетных линий) вы вообще перестанете замечать какие-либо неудобства.
Петушиный файтинг, расстрел ютуберов и другие развлечения в Far Cry 6
Помимо основного сюжета, в Far Cry 6 хватает и других активностей. Во-первых, это, конечно же, захват баз, которые представляют собой различные объекты инфраструктуры — аэродромы, заводы, школы и т. п. Сюда же можно отнести их младшие вариации — КПП и зенитные орудия. Общая претензия к ним — нет серьёзного развития защитных систем, из-за чего захватывать их очень легко.
Если обычные бои приелись, можно попробовать спецоперации. В них вас высаживают на отдельной локации, с которой вам нужно похитить химическое оружие. Особенность же заключается в двух моментах. Во-первых, в этих миссиях нет нормальной карты с GPS, из-за чего ориентироваться первое время проблематично. Во-вторых, химическое оружие нужно постоянно охлаждать, поэтому приходится строить маршруты через тень и источники воды.
Яранские истории — это типичные второстепенные миссии. Зачастую они даже не связаны с боями. В одном из квестов можно посмотреть, как ютуб-блогера взрывают из танка, в другом — «открыть чакры» медитацией и комплиментами жертвам своих убийств. Наградой в некоторых из них станут новые напарники, в этой части серии нас могут сопровождать только животные: крокодил, два пса, петух и пантера.
Тайники же представляют собой головоломки. В некоторых случаях ради ценного лута достаточно просто пройти полосу препятствий, в других придётся решать загадки. Все они довольно простые и снабжены разбросанными по локации подсказками, но в любом случае приятно немного пораскинуть мозгами и отдохнуть от бесконечной пальбы.
Ещё среди небоевых активностей есть рыбалка и охота, которые при отсутствии крафта ощущаются бессмысленными. Также можно поучаствовать в гонках на время и сыграть в домино. Помимо этого, на одной из баз доступны петушиные бои — вполне себе полноценный файтинг, в котором вам действительно дадут поуправлять боевой птицей.
Ещё в Far Cry 6 есть конвои, перехваты грузов, прорва собираемых предметов в виде петухов, закодированных контейнеров, флешек с музыкой и разных записок. Если же спустя десятки часов вам не надоест, после завершения сюжета запустится эндгейм. Некоторые области будут снова захватываться военными, и потому хаос можно будет сеять заново.
Hasta Siempre или послесловие
Про магазин
Ни для кого, наверное, не секрет, что в Far Cry 6 есть внутриигровой магазин. В нём можно купить скины для Дани и напарников, а также оружие, которое будет чуточку мощнее стандартного. Учитывая, что перестрелки и так не очень сложные, значения это толком не имеет. Ещё здесь можно купить карты с расположением некоторых собираемых предметов. Вероятно, это специальное предложение для забаненных в Google.
Говоря напрямую, магазин в Far Cry 6 абсолютно и безальтернативно бесполезен. Не открывайте и не думайте о нём — может быть, тогда он обидится и уйдёт. Если хотите поддержать разработчиков, куда эффективнее будет сделать из сторублёвой банкноты самолётик и запустить его в сторону Монреаля.
Про PlayStation 5
На PlayStation 5 игра идёт в 60 FPS, что очень приятно, а кат-сцены — в 30 FPS, что вообще неприятно. Возможно, у меня просто был какой-то баг — игры или восприятия. В остальном ошибки почти не встречались: разок шутер завис, ещё пара объектов в воздухе висели. В первые дни NPC вели себя на дороге очень странно: они часто и беспричинно поворачивали или таранили друг друга, но потом всё пришло в норму.
Графику с HD-текстурами оценить не удалось. Почему-то они поставлялись не сразу с игрой, а в отдельном коде, с которым возникли проблемы. Зато DualSense показал себя во всей красе: он хорошо имитировал заведённый двигатель, сопротивление педалей, а при стрельбе из пулемёта создавал нехилую отдачу.
Про кооператив
В превью-версии был доступен только кооператив с друзьями без открытого поиска. Поэтому опробовать этот режим не удалось.
Дата выхода Far Cry 6
Far Cry 6 выйдет 7 октября 2021 года на ПК, Xbox One, Xbox Series S/X, PlayStation 4 и 5.
Системные требования Far Cry 6
1080p, 30 FPS, низкие настройки графики
- ЦП: AMD Ryzen 3 1200 3.1 ГГц/ Intel Core i5-4460 3.2 ГГц;
- видеокарта: AMD RX 460 / NVIDIA GeForce GTX 960;
- видеопамять: 4 ГБ;
- оперативная память : 8 ГБ (двухканальный режим);
- свободное место на накопителе: 60 ГБ;
- ОС: Windows 10 (64-bit).
1440p, 60 FPS, максимальные настройки графики
- ЦП: AMD Ryzen 5 3600X 3.8 ГГц / Intel Core i7-9700 3.6 ГГц;
- видеокарта: AMD RX 5700XT / NVIDIA GeForce RTX 2070 Super;
- видеопамять: 8 ГБ;
- оперативная память: 16 ГБ (двухканальный режим);
- свободное место на накопителе: 60 ГБ;
- ОС: Windows 10 (64-bit).
4K, 30 FPS, максимальные настройки графики
- ЦП: AMD Ryzen 7 3700 3.6 ГГц / Intel Core i7-9700 3.6 ГГц;
- видеокарта: AMD RX 6800 / NVIDIA GeForce RTX 3080;
- видеопамять: 10 ГБ;
- оперативная память: 16 ГБ (двухканальный режим);
- свободное место на накопителе: 60 ГБ;
- ОС: Windows 10 (64-bit).
- интересный сюжет, затрагивающий серьёзные темы
- харизматичный злодей, другие персонажи тоже довольно запоминающиеся
- главный герой наконец-то вновь обладает личностью
- мир большой, красивый и очень колоритный
- много второстепенных активностей, в том числе и не связанных с перестрелками
- самодельное оружие выглядит и ощущается интересно
- перестрелки весёлые благодаря большому количеству и разнообразию врагов, а также широкому арсеналу
- стелс сломан, что делает игру слишком простой и в итоге скучной — приходится развлекать себя самому
- дизайн уровня на базах не продуман — их можно легко захватить, отстреливая всех с одной точки
- донатный магазин в одиночной игре
- система разных видов урона плохо работает на практике