11 ноября состоялся релиз сборника GTA: The Trilogy — The Definitive Edition, в который вошли ремастеры GTA III, Vice City и San Andreas на новом движке Unreal Engine 4. Трилогия оказалась так популярна, что Rockstar Launcher не выдержал наплыва пользователей, из-за чего многие лишились доступа к игре. Но спустя несколько дней фанаты всё же смогли познакомиться с ремастерами и уже оценили их ниже единицы на Metacritic. Но всё ли так плохо?
Зачем был нужен ремастер трилогии GTA
В 2001 году Rockstar выпустила Grand Theft Auto III — свой первый экшен с открытым миром в 3D. Игрок переносился в полностью трёхмерный город с системой симуляции жизни (пешеходы, трафик, полиция и так далее). Другие разработчики смогли выпустить что-то подобное только через год, но даже Mafia: The City of Lost Heaven по совокупности возможностей и уровню симуляции жизни в городе недотягивала до GTA. Сразу же после успеха третьей части Rockstar подготовила к выпуску ещё две Grand Theft Auto — Vice City (2002) и San Andreas (2004). Все три релиза были разработаны на одном движке — RenderWare, но каждая новая часть качественно отличалась от предыдущей в лучшую сторону — графикой, физикой вождения, возможностью летать, стрельбой и так далее.
Именно к 20-летию релиза GTA III разработчики и задумали выпустить ремастер оригинальной трилогии 3D-вселенной. Дело в том, что на PS4 и Xbox One в «тройку» и в Vice City вообще нельзя было поиграть, на относительно новых ПК без дополнительных патчей возникали проблемы с работой мышки, ограничителем кадров в секунду, кривой системой прицеливания и так далее. Всё это можно было исправить благодаря фанатским модам, а заодно и добавить недостающие элементы вроде той же карты в GTA III. При желании можно было улучшить и графику, выбрать другие модельки, текстуры, технику. Есть даже модификации для San Andreas, позволяющие играть в онлайне и не только запускать RP-серверы, но даже создавать «королевские битвы» по аналогии с PUBG на карте игры.
Но непосредственно перед анонсом Grand Theft Auto: The Trilogy — The Definitive Edition издательство Take-Two, которое и так не сильно дружило с создателями модов, начало активно чистить сайт Mod DB от всех популярных фанатских дополнений, связанных в том числе с оригинальной трилогией. Всё это было сделано, чтобы поздравить фанатов с 20-летием игры и выпустить ремастеры трёх частей GTA. И судя по оценкам на Metacritic, фанаты оказались очень не рады такому «подарку».
Ярко, эффектно и вычурно
Основное изменение, которое больше всего выделяется в GTA: The Trilogy — The Definitive Edition, — графика. Во-первых, модельки персонажей, текстуры окружающего мира и автомобили стали более детализированными. Во-вторых, появилось новое освещение, причём не только городское — фары транспорта тоже улучшили. Появились и новые источники света вроде лампочек внутри машин при открытых дверях. В некоторых окнах стала видна имитация интерьера.
Всё это сделало старые части ещё карикатурнее и мультяшнее, чем они казались в оригинале. Некоторые выглядят просто ужасно, хотя сквозь призму ностальгии разум сам как будто снижает качество графики и подводит её под стандарты 2001 года. При этом старые анимации никуда не делись — их разработчики, переходя на Unreal Engine 4, постарались оставить такими же.
Особенно ярко новая графика смотрится во время вечерней прогулки по Ocean Beach в Vice City. Разноцветные неоновые огни местных гостиниц и ресторанов превращают все вокруг в нечто, больше напоминающее тест цветов монитора, нежели городское освещение. Внутри зданий же из-за багов с освещением иногда не видно противников, поэтому разработчики заботливо обвели их белым контуром при наведении прицела. Это же позволяет искать врагов, не обращая внимания на голову протагониста, которая заслоняет цель из-за проблемы с расположением камеры.
Разработчики также увеличили дистанцию прорисовки по сравнению с оригиналом. Перманентный туман, который постоянно окружал главных героев GTA, теперь пропал, и поэтому появилась возможность смотреть до самого горизонта. Но в данном случае это скорее минус, чем плюс, ведь без этого эффекта карты стали смотреться менее масштабно. Особенно это проявляется в полёте: с высоты видно, что на самом деле миры GTA не такие уж и огромные, как всегда казалось.
Все эти графические новинки, безусловно, сказались на производительности. Если оригинальную трилогию можно было запустить даже на офисных компьютерах с Windows XP, то с ремастером так не получится. Более того, проблемы с производительностью на ПК ощущаются абсолютно на любой системе — даже на топовых ПК с GeForce 2080 Ti и Intel Core i7-9700K при разрешении 1080p частота кадров местами снижается до 40.
Но если снизить настройки графики (и даже на «минималках» игра будет выглядеть лучше оригинала), то играть можно комфортно даже на не слишком производительных ПК и ноутбуках. Но небольшие просадки FPS местами будут в любом случае, и неизвестно, исправят ли это с патчами.
Руки помнят
Что касается игрового процесса, то он изменился незначительно. Если говорить языком дотера, то отличия примерно как у Dota 2 от DotA Allstars. Физика управления транспортом, движения персонажа и стрельба в каждой части практически идентичны оригиналу. Сохранились даже некоторые фишки вроде возможности отстрелить руку из пистолета или Uzi в GTA III. То же самое касается всех тайников с оружием, бронёй, здоровьем — все на месте, именно там, где мы их оставили много лет назад.
Впрочем, мелкие несоответствия всё-таки есть. Например, одно наблюдается в управлении во время полётов: его попытались максимально переместить на мышку. И если с самолётами ещё можно настроить всё так, как было в оригинале, то с вертолётами так уже не получится: придётся привыкнуть, что вокруг своей оси они теперь вращаются только мышкой, причём вместе с камерой. Последняя тоже стала менее удобной, поскольку смотрит теперь не точно в хвост, как раньше, а немного сверху, из-за чего сложно понять, когда самолёт летит ровно относительно горизонта. Из-за этого, кстати, прохождение миссии с вертолётиком в Vice City и другие подобные задания могут вызвать проблемы.
Что же касается машин, то в любой части вы сразу же вспомните физику поведения своих любимых тачек — в этом плане всё осталось практически таким же. При этом в Vice City и GTA III теперь можно вращать камеру при езде — раньше эта функция без установки модов была доступна только в San Andreas. Единственный нюанс — её нельзя держать в любом направлении дольше пары секунд даже на ПК. Как и на консолях, она довольно быстро будет возвращаться в центр.
Если вы не любитель проходить игры по канону и используете различные лайфхаки и абьюзы, то в этом плане GTA: The Trilogy — The Definitive Edition также вернёт вам приятные воспоминания. Например, с помощью читов на танк и полёт до сих пор можно раньше времени попасть в новые города в GTA III. Разве что из-за центрирующейся камеры будет не так просто развернуть пушку назад — она теперь тоже управляется только мышкой.
При этом игра стала значительно удобнее, чем любой из оригиналов. Например, появилась автоматическая прокладка маршрутов во всех трёх частях. Для GTA III это вообще отличный подарок, учитывая, что в оригинальной версии не было даже обычной карты, а ориентироваться приходилось только по радару. Кроме того, в начале каждой миссии есть автосохранение — в случае провала не придётся возвращаться на место старта самому, при этом теряя всё оружие. А в San Andreas разработчики добавили ещё больше контрольных точек посреди миссий, и в некоторых случаях задания даже не придётся начинать со старта.
Так почему все так недовольны?
Если у вас никогда не возникало проблем с установкой оригинальных игр, накатом Silent Patch, установкой Cleo и так далее, то с ремастером для вас ничего не изменилось. Если вы можете самостоятельно сделать сборку GTA III, Vice City и San Andreas, которая запустится на современных ПК без багов с неработающей мышкой, то GTA: The Trilogy — The Definitive Edition будет интересна вам разве что для ознакомления.
Если же вы не понимаете, что написано выше, или же если у вас консоль PlayStation 4, Xbox One или новее, то данный сборник вполне сможет подарить вам какую-то долю тех ощущений, которые вы получали при прохождении оригинала в 2000-х. Знакомая физика, карта, герои, голоса — за исключением редких мелочей вроде флагов Конфедерации на груди Фила, всё осталось неизменным.
Другой вопрос, какой ценой всё это было достигнуто. Разработчики отмечали, что выход GTA: The Trilogy — The Definitive Edition позволит продлить жизнь этим играм ещё на 10-15 лет. Однако дело в том, что даже оригиналы отлично чувствовали себя внутри огромного сообщества, которое самостоятельно делало эти релизы играбельными спустя столько лет. В итоге же, предварительно «задушив» множество авторов модификаций, Rockstar выпустила свой вариант, который оказался во всём хуже: если не брать в расчёт графику, то мы получили просадки FPS, баги с анимациями, физикой и всем, чем только можно.
Ещё больше усугубил релиз на ПК: на второй день после выхода Rockstar сначала закрыла доступ ко всем своим сервисам более чем на сутки, а затем ещё на сутки удалила GTA: The Trilogy — The Definitive Edition. Причина — допущенная самими же разработчиками ошибка. Из-за неё фанаты больше 20 часов не могли зайти не только в ремастеры, но и в абсолютно любую другую сюжетную игру, например RDR 2. И за это пользователи заплатили $60.
Сам сборник своим качеством определённо не заслуживает единиц, которые ему поставили ревью-бомберы на Metacritic. Ремастеры, хоть и хуже оригиналов во всех аспектах, кроме графики, легко устанавливаются на все современные платформы. Да и в процессе прохождения вы вряд ли встретите что-то такое, из-за чего сможете назвать их неиграбельными.
Безусловно, мелких проблем хватает — разбираться с ними придётся ещё очень долго, и даже не факт, что разработчики этим оперативно займутся. Зато есть надежда, что, как всегда, смогут помочь фанаты. Они уже создали фикс анимации дождя в GTA: The Trilogy — The Definitive Edition, которая закрывала почти весь обзор, вернули оригинальные звуки в меню, а также выпустили массу других модов. Главное теперь — не мешать им. Ведь только при их желании и помощи ремастеры имеют хоть какой-то шанс со временем занять место оригиналов.
- игровой процесс и механики, идентичные оригинальным версиям
- узнаваемый стиль в графике
- почти ничего не вырезали
- новая графика, которая лучше оригинала
- плохая оптимизация: просадки FPS даже на мощных компьютерах
- множество багов с освещением, текстурами, камерой
- проблемы на релизе: несколько дней игра не работала на ПК
- неудобное новое управление вертолётами и самолётами
- кривые анимации