Тихий идиллический городок, затерянный в глухой провинции. Загадочная смерть любимца местного сообщества. Девушка с проблемным прошлым и суперспособностями. Всё это звучит как набор для отличного мистического детектива в духе «Твин Пикс» или приключения вроде «Очень странных дел», но достаточно ли этого для успеха? О том, как студия Deck Nine распорядилась интригующим сеттингом, поговорим в обзоре Life is Strange: True Colors.
Жизнь склонна обманывать ожидания
Life is Strange: True Colors начинается с того, что главная героиня Алекс покидает детский дом и переезжает к брату, которого не видела много лет. Такая завязка могла бы легко породить душещипательную историю с мощным социальным посылом: про попытки вписаться в новое сообщество, про психологические травмы, нанесённые казённой опекой, про трудности воссоединения членов семьи, которые стали уже практически чужими, ну или про расовый вопрос, на худой конец. Но нет, Хейвен-Спрингс оказывается просто райским городком, обитатели которого принимают Алекс как родную.
Впрочем, счастье длится недолго. В первый же день Гейб, брат Алекс, погибает в результате несчастного случая, который на поверку оказывается не таким уж «случайным». Разумеется, главная героиня и её новообретённые друзья решают добраться до правды и обличить виновных. И вот в этот момент начинает казаться, что перед нами классическая детективная история, в которой будут интеллектуальные дуэли, полноценный триллер и крышесносные сюжетные повороты. Однако True Colors вновь обманывает ожидания.
Несмотря на то что линия расследования несчастного случая в игре центральная, она почему-то теряется на фоне всего остального. Технически мы будем и улики искать, и гнаться за подозреваемыми, даже нарвёмся на парочку «вотэтоповоротов» по лучшим голливудским штампам. Но при всём этом спокойные моменты размеренной жизни Алекс получились у разработчиков намного более яркими и увлекательными. И если уж говорить начистоту, лучшей детективной частью игры оказался поиск пропавшей бутылки виски в первом эпизоде.
Описывать все те сценки, которым удалось напрочь затмить основной детективный сюжет, довольно трудно: это буквально повседневные занятия героини. Вот она играет с другом в настольный футбол, затем помогает знакомым в цветочном магазине, позже ищет чью-то любимую песню и т. д. Звучит незначительно, однако живые и запоминающиеся персонажи, а также лёгкие непринуждённые диалоги делают всё происходящее по-настоящему увлекательным и не дают оторваться от экрана во время таких, казалось бы, «скучных» занятий.
Жителей Хейвен-Спрингс нельзя назвать сложными многоуровневыми героями, по анализу которых будут писаться диссертации. И тем не менее они очень располагают к себе. Здесь есть старик Даки, который изъясняется чудесными длинными и витиеватыми фразами. Кажется, его добавили, просто чтобы посмеяться над чудаком, но на деле это отзывчивый человек, который прячет свою скорбь даже от самых близких друзей.
Или же взять Мака. Он производит отвратительное первое впечатление, за которым скрываются лишь страх и неуверенность в себе — знакомые всем чувства. С другой стороны, есть Шарлотта — любящая мать, талантливая художница, успешная бизнес-леди, преданный друг. Но и у неё есть другая сторона, которой стыдится даже она сама. Эта часть выглядит непривлекательно, но не перечёркивает достоинства Шарлотты, к тому же делает её более человечной.
А правда может быть очень странной
Тот факт, что основная сюжетная линия остаётся в тени собственных декораций, порождает интересную, но не очень радостную ситуацию. Играть в Life is Strange: True Colors увлекательно, следить за диалогами увлекательно, наблюдать моменты провинциальной жизни увлекательно... Но когда всё заканчивается, возникает вопрос: «А что, собственно, произошло? В чём была главная идея игры?».
Чтобы считаться полноценным детективом, True Colors не хватает интеллектуальности и напряжённости. Расследование одного несчастного случая, пусть даже фатального, банально не интригует и любому игроку покажется слишком мелким событием. С самого начало игры становится понятно, что виной всему чья-то ошибка или халатность, а конкретные причины уже не так интересны. Кроме того, идиллическая атмосфера мешает нагнать саспенса. Игре даже в пиковые моменты не удаётся набрать обороты, чтобы заставить геймера по-настоящему переживать за судьбу героев.
Если авторы пытались рассказать классическую научно-фантастическую историю в духе «дар или проклятие», то и здесь не преуспели. С «даром» всё ясно, «проклятия» не хватило: героиня почти со старта прекрасно владеет способностями, и они ей никак не мешают освоиться среди дружелюбных соседей в Хейвен-Спрингс.
Ближе к концу игра вводит постулат, что нужно уметь жить со своими эмоциями, примиряться с ними. Однако в течение всей истории у Алекс ни разу не возникает проблем с собственными чувствами. Она, как и любой нормальный человек, побаивается новой обстановки, скорбит по брату и радуется мелочам.
Ещё одно предположение о главной идее Life is Strange: True Colors заключается в том, что игра показывает, как важно каждому из нас обрести свой дом. Эту тему авторы раскрывают лучше других, но и в таком случае к истории остаются вопросы. Во-первых, у нас очень мало информации о сиротском прошлом Алекс. Во-вторых, в Хейвен-Спрингс её сразу же принимают как родную, поэтому никакого конфликта здесь нет. В-третьих, некоторые из концовок полностью обесценивают «важность обретения дома».
Вся наша жизнь — это просто череда выборов
В течение игры вам нужно будет сделать множество выборов. В 90% случаев они никак не повлияют на развитие истории. 9% решений изменят какие-то мелкие детали вроде псевдонима Алекс в ролевой игре. И, наконец, 1% самых важных выборов может изменить концовку — например, определит, с кем из друзей Алекс вступит в романтические отношения и вступит ли вообще.
Однако даже в последнем случае изменения не будут масштабными. Если вы ждёте, что ваши действия откроют совершенно уникальные пути прохождения, то можете не надеяться зря. Приключение героини и его конец будут совершенно одинаковыми у всех пользователей. Сюжетно важные выборы лишь немного изменят декорации финала.
Разумеется, я могу ошибаться — возможно, в моих прохождениях от меня что-то ускользнуло, но финальная статистика говорит об обратном. Из-за неё, кстати, True Colors даже не хочется перепроходить: все возможные варианты развития событий показаны в конце каждой главы. А ещё против реиграбельности выступает невозможность пропуска диалогов и кат-сцен — остаётся надеяться, что к релизу это изменят.
При этом стоит признать, что «в моменте» принимать решения в игре зачастую бывает нелегко, потому классического деления на однозначно плохие или хорошие поступки здесь нет. Стоит ли предать доверие человека, чтобы помочь ему? Плюнуть ли на моральные принципы, чтобы позаботиться о близких? Облегчить участь друга, взяв под контроль его эмоции, или оставить его одного, ведь чувства — это часть личности, и каждый должен уметь справляться с ними самостоятельно? На такие вопросы не может быть правильного ответа.
Удивительные цвета
Важная роль в сюжете и геймплее Life is Strange: True Colors отведена суперспособностям главной героини. Алекс — эмпат, а точнее, суперэмпат. Она не только ощущает эмоции окружающих, но и читает их мысли. В некоторых случаях она даже может поглощать чужие воспоминания через предметы, несущие чей-то эмоциональный след.
Никакого объяснения, откуда у Алекс взялся этот дар, нет, равно как и каких-либо логичных правил, которым бы он подчинялся. В первой главе гнев другого человека передался героине и лишил её контроля над собой. Во всех остальных случаях ничего подобного не происходило: Алекс удавалось вполне неплохо владеть собой, даже если кого-то рядом захлёстывали печаль, страх или радость.
Возникает ощущение, что изначально разработчики хотели сделать способности героини её настоящим проклятием. Представьте себе, что вы не можете контролировать собственные эмоции и перенимаете всё, что испытывают другие. Необходимость бороться с этим «недугом» могла бы очень интересным образом отразиться на истории и геймплее. Однако в итоге мы получили банальную телепатию.
Впрочем, банальность здесь, скорее, преувеличение. Да, в большинстве случаев суперспособность работает довольно просто: нажали кнопку и узнали, о чём думает человек. Но в отдельных сценах эмпато-телепатия реализована очень даже круто. Речь идёт о тех моментах, когда Алекс растворяется в чужих эмоциях и начинает смотреть на мир глазами другого человека.
Взять, например, кого-то, кто испытывает страх и вину. Заглянув к нему в мысли, Алекс увидит, будто за ним все следят и осуждают его. Абсолютно формальный некролог выглядит для такого человека прямым обвинением в убийстве. И совсем другой случай — деменция. Такой человек начинает забывать собственную жизнь, и это его жутко пугает, а потому весь мир для него кажется сломанным и бессмысленным. Жаль, правда, что настолько креативных моментов в True Colors немного. При грусти или скорби, к примеру, на фоне просто включается звук дождя.
Истина в геймплее
Основу игрового процесса в Life is Strange: True Colors составляют классические квестовые механики — исследование локаций, взаимодействие с предметами и разговоры с NPC. Однако чтобы геймплей не приелся в первые же часы, разработчики постарались разнообразить его вкраплениями элементов из других жанров.
В одном из таких эпизодов True Colors предложит поразмять извилины, чтобы за пять вопросов угадать песню из музыкального автомата. А помните упоминавшийся ранее настольный футбол? Так это будет не просто кат-сцена — вам действительно придётся сыграть три раунда. И это ещё цветочки, ведь один из эпизодов разработчики из Deck Nine превратили в полноценную JRPG — с пошаговыми боями, квестами, лутом и эпическим финалом. Нет, серьёзно, благодаря суперспособностям Алекс он будет намного эпичнее, чем можно вообразить по скриншотам.
Помимо этого, развлечь себя можно и другими способами. В баре и квартире главной героини есть работающие аркадные автоматы. А ещё в каждой главе можно найти «точки медитации». Не уверен, что разработчики назвали их так, но смысл сводится именно к духовной практике: включается песня, Алекс немного рассуждает о происходящем, а потом можно просто отложить геймпад на пару минут, послушать музыку и полюбоваться видами.
Странная жизнь в Хейвен-Спрингс
К второстепенным активностям также можно отнести исследование открытого мира, который на самом деле представляет собой одну улицу, фрагмент парка, три магазина и бар. Не самый впечатляющий размер карты, но большую часть времени этот кусочек мира действительно можно изучать вполне свободно.
Гуляя по округе, можно рассматривать разные предметы и людей, о которых Алекс будет комично отзываться. С каких-то из них можно будет считывать воспоминания, чтобы больше узнать о персонажах игры. Для этого, кстати, не помешает ещё и полистать местную социальную сеть и личные переписки. Они правда помогают ощутить атмосферу маленького городка, где все всех знают. А ещё можно найти дневник Алекс, в котором она описывает наиболее яркие события и сочиняет музыку.
Хейвен-Спрингс — небольшой городок, но всё же не всем его жителям было уделено внимание в основной сюжетной линии. При этом у некоторых тоже есть свои маленькие истории, на которые Алекс сможет повлиять. Есть писатель, ищущий вдохновения, мороженщики на грани банкротства, двое влюблённых, которые боятся признаться друг другу в чувствах, и другие простые, но по-своему милые герои.
Особенности игры на PlayStation 5
Поскольку Life is Strange: True Colors относится к играм, адаптированным под PlayStation 5, стоит уделить внимание ощущениям от некстгена. Во-первых, при использовании эмпатии триггер начинает дрожать, если навести курсор на сильную эмоцию. Во-вторых, в игре есть трассировка лучей. Где именно она находится, точно сказать не могу — вроде бы в бликах на очках главной героини, но на этом всё. Тактильной отдачи нет, настройки под SSD, видимо, тоже, потому что в реалиях PS5 загрузки удивительно долгие.
Здесь же стоит отметить и графику. Если сравнивать True Colors вплотную с прошлыми частями Life is Strange, прогресс налицо. Анимации стали в разы лучше благодаря захвату движений. Декораций на локациях прибавилось, а малая детализация объектов теперь в большей степени кажется художественным выбором, а не недостатком бюджета.
- разнообразный геймплей
- живые и запоминающиеся персонажи
- окружение создаёт уютную атмосферу маленького городка
- преображение мира под влиянием эмоций выполнено креативно
- приятные графика и музыка
- делать выбор порой очень сложно, потому что варианты не делятся на однозначно плохие и хорошие
- основная сюжетная линия теряется на фоне других событий
- выбор игрока в большинстве случаев либо не меняет ничего, либо влияет на происходящее очень слабо
- механика работы суперспособностей меняется по ходу игры без объяснения причин