Три года назад российская студия Owlcat выпустила компьютерную адаптацию Pathfinder — настольной RPG, построенной на системе Dungeons & Dragons. Игра, получившая подзаголовок Kingmaker, в момент анонса была встречена с солидной долей критики и скептицизма, однако после выхода оставила у аудитории очень приятное послевкусие. В этом году Owlcat решила порадовать фанатов RPG новым тайтлом в той же вселенной — Pathfinder: Wrath of the Righteous. При этом разработчики отмечали, что игра будет отличаться от предыдущего тайтла. Так ли это на самом деле? Какие сюрпризы подготовили нам разработчики и стоит ли игра десятков потраченных на прохождение часов? Расскажем в этом обзоре.
Спасение мира подождет
Pathfinder кратко приветствует игрока и сообщает незамысловатым текстом в меню, что нам предстоит возглавить Пятый крестовый поход против некой Мировой язвы, а затем отправляет по делам более приземленным — выбирать сложность и создавать персонажа. Настройки уровня игры здесь стандартные и отличаются лишь тем, насколько будут ослаблены (или усилены) враги и сколько раз смогут упасть без сознания ваши герои до того, как окончательно умрут. А затем начинается одна из самых важных, но при этом самых сложных частей игры.
Чтобы суметь пройти WotR на «нормальной» сложности и выше, просто необходимо разобраться в целой массе нюансов местной ролевой системы. Один неверно выбранный талант или неправильно прокачанная характеристика могут свести на нет любые попытки убить даже начальных врагов. К слову, в этом случае игра даже пытается помочь — например, если ваши герои будут часто промахиваться, то рано или поздно появится подсказка, объясняющая, как можно это исправить. Поэтому на создание героя при первом прохождении может уйти больше часа — придется изучить все описания. Даже в таком случае игрок не застрахован от ошибки, но, к счастью, в процессе прохождения все же появится несколько возможностей сменить навыки персонажа, если изначальный вариант вас не устроил.
WotR предлагает на выбор 12 рас и 25 основных классов. Например, кроме стандартных для RPG варвара, мага, паладина и вора, здесь есть всадник, инквизитор, магус и другие. При этом каждый тип имеет до семи подклассов, которые отличаются набором доступных умений. Есть также дополнительные специализации, которые открываются только при выполнении определенных условий. Для тех, кто не хочет разбираться в тонкостях построения билда и взаимодействии характеристик, в игре есть шесть готовых персонажей, которым для быстрого старта достаточно настроить только внешность, а также религиозные убеждения и мировоззрение, которые открывают различные ответы в диалогах и отражают моральные убеждения персонажа. Позже для игрока становятся доступны мифические пути — дополнительные ветки навыков, тип которых зависит от сделанных при прохождении выборов. При этом сопартийцы также получают новые умения, однако им будет доступно гораздо меньше навыков. Мифические пути влияют не только на ход сражений, но и на сюжет. Например, при выборе «законопослушного» пути Эона персонаж получит способность видеть тайные грехи, а простые жители будут шептаться об этом за спиной и опасаться героя.
А в какую сторону воевать?
Начинается Wrath of the Righteous по канонам классической ролевой игры. В разгар праздника в честь годовщины города умирающего героя приносят в Кенабрес — главный оплот крестоносцев. На груди у него мистическая рана, которую невозможно исцелить до конца, только временно закрыть. Протагониста подлечивают и отправляют отдыхать, но вскоре пир прерывает вторжение демонов под предводительством могущественного лорда Дескари, а герой проваливается в трещину в земле, которая появилась от мощного удара демона.
После этих событий наш герой с периодически открывающейся раной на груди помогает отбить город и становится во главе крестового похода, который должен положить конец нашествию демонов. И вот уже скоро с шашкой или любым другим оружием наголо герой отправляется спасать этот бренный мир, попутно выполняя различной опасности миссии, участвуя в интригах и выступая личным психологом для сопартийцев и всех желающих.
Про спутников стоит поговорить отдельно. Побывать с героем на передовой могут 12 напарников, каждый со своим характером, историей и набором умений. При этом собрать всех «покемонов» получится, но иногда придется поступиться моральными принципами — не у всех цели и методы будут совпадать с вашими. Но даже если кто-то не подходит под мировоззрение или собранный билд, прохождение личных заданий сопартийцев и общение в лагере стоят потраченного времени. К тому же разработчики WotR дали возможность развить отношения дальше дружеских и завести полноценный роман. К примеру, моя героиня не устояла перед своеобразным шармом колкого на язык графа Дейрана, который при знакомстве вызывал только отвращение.
При этом стоит отметить, что авторы уж слишком сильно старались разрушать стереотипы классических RPG: вас ждут потомок ангелов аазимар со злым мировоззрением или паладин, предлагающий устроить застолье даже во время траура, и прочие нетипичные характеры. Через квесты спутников можно узнать много нового об их истории. При этом в WotR есть как обычные квесты на сопровождение, в которых просто нужно следовать за персонажем по его делам, так и гораздо более интересные. В одном задании, например, мне пришлось облить спутника вином, а потом устроить конкурс с выпивкой — все, чтобы отвлечь его, пока другой союзник проводит расследование. Узнавая героев через случайные диалоги и задания, вы можете к ним действительно привязаться. И потому их странная привычка иногда покидать группу, чтобы потом по мановению сюжета вдруг вернуться, могут всерьез расстроить.
За развитием самой истории очень интересно наблюдать, но Pathfinder нет-нет да подсунет очевидное «чеховское ружье» прямо в лицо — в такие моменты сразу понимаешь, когда оно выстрелит, интригой даже не пахнет. Но также по мере прохождения игра часто будет припоминать и другие важные вещи, которые были сделаны очень давно, и ты, казалось бы, уже успел о них забыть. Пафос здесь хорошо разбавляется комедийными эпизодами, которые органично вписываются в повествование. А для любителей чтива по миру разбросано невероятное количество книг, еще больше раскрывающих лор игры.
Но, несмотря на интересную подачу сюжета, сразу видно, что труды сценаристов были направлены на конкретные ветки истории, а при выборе другого пути она может рассыпаться уже в самом начале. Когда герой приходит в себя, игра дает возможность выбрать, как он оказался в городе: пришел стать крестоносцем, несет волю бога или просто мимо проходил. И если вы хотите отыграть героя, который просто оказался не в то время и не в том месте, то вас ждет разочарование. Игра не дает абсолютно никакой мотивации, которая бы объяснила, зачем ему нужно руководить армией. Да, поначалу вы помогаете по принципу «все в одной лодке», но затем игра просто говорит: «У тебя есть сила. Теперь ты главный». Зачем? Непонятно. У моего героя не было ни одной видимой причины рисковать и участвовать в походе, но игра даже не дала это оспорить. У второстепенных героев мотивации при этом гораздо больше, чем у персонажа игрока. Из-за этого все, что происходит далее, уже не кажется столь органичным и порой «выбивает» из погружения, хотя игра и пытается объясниться, показывая отрывки из прошлого протагониста. Из-за этого узнавать сюжет и разгадывать тайны новой Pathfinder все еще интересно, но игра при этом порой ощущается довольно фарсовой.
Будни несчастного командора
Если же толика абсурдности происходящего вас не смущает и вы не особо притязательны к сюжету, то самое время перейти к геймплею. В презентациях, посвященных Wrath of the Righteous, разработчики отмечали, что игровой процесс будет отличаться от предыдущей Pathfinder. Однако нельзя сказать, что части вышли действительно разными. Вид сверху, боевая система, элементы интерфейса, иконки умений и даже монстры — все это осталось практически без изменений. Разработчики взяли каркас прошлой части и просто добавили новые штрихи. На релизе в оригинальной Kingmaker было очень много багов, которые ломали игру и мешали прохождению, — и в этом плане создатели Wrath of the Righteous сработали качественнее. В остальном все осталось примерно на том же уровне, но с обновленной графикой.
Из оригинальной Kingmaker в игру перешел режим битвы в реальном времени, но он здесь настолько хаотичен, что драться в нем практически невозможно, даже несмотря на то, что я фанат такого подхода в других играх. В дополнение к нему в WotR появилась система пошаговых боев, которые сопровождаются удобным и информативным интерфейсом, и так понимать происходящее на экране получается лучше. Однако и здесь встречаются раздражающие моменты. Например, во время сражений рядом с горами, стенами или лестницами привязанная к персонажам камера начинает сходить с ума и чаще показывает небо или каменную кладку замка, чем поле боя. Получается выбор из двух зол.
Хватает и других багов: иногда некорректно отображается иконка атаки, действия отменяются сами по себе, а в некоторых моментах игра перестает показывать маршрут персонажа. Иногда ты убиваешь всех противников, а бой не заканчивается, потому что игра «включает в битву» еще одного врага, который и вовсе может быть в трех комнатах от места сражения. Во время массовых баталий, кроме пати игрока и врагов, иногда появляются NPC-союзники. Добавляет эпичности и наполняет сцену, однако невероятно затягивает и без того долгие битвы — не все будут рады ждать более 15 ходов, чтобы сделать одну автоатаку.
В процессе освобождения земель от гнета демонов вам также придется командовать собственной армией. Новая система позволяет собирать войска из отрядов добровольцев и наемников и отправлять их на сражения с группами демонов, за победу над которыми армия будет получать ресурсы и бонусы к морали. Мораль — очень важный аспект: если ее показатели станут отрицательными, то приток средств и новобранцев сильно снизится или вообще прекратится. Для упрощения жизни армию и форты, которые можно захватывать и делать своими опорными пунктами, можно улучшать с помощью различных построек — они создаются через знакомое ветеранам серии меню командования. Подобная система была в Kingmaker и в целом не сильно изменилась. В штабе также можно раздавать приказы и решать различные политические дела.
Сами же битвы выглядят как сильно урезанные баталии в Heroes of Might and Magic: отряды сражаются под руководством наемных генералов, которые обладают различными баффами. Звучит неплохо, но интересны они только в первые несколько встреч. Затем битвы превращаются в довольно унылый гринд, без которого пройти дальше по сюжету очень сложно, ведь дороги постоянно преграждают армии демонов. Для тех, кто не желает разбираться в прелестях военного дела, игра предлагает автоматический режим крестового похода — армия сама будет продвигаться и сражаться с демонами с течением времени. Правда, при подтверждении выбора вернуться к самостоятельному управлению войсками в этом прохождении уже не получится. Но и здесь не обошлось без проблем: некоторые квесты, связанные с армией, в таком режиме могут работать некорректно. Разработчики активно исправляют недочеты и сломанные задания, но сколько багов доберется до релиза — неизвестно.
В Wrath of the Righteous у студии Owlcat получилось передать атмосферу эпической борьбы с демонами. Если отыгрывать персонажа, для которого спасение человечества — цель всей жизни, то сюжет прекрасно дополнит эту историю и расскажет о становлении настоящего героя. Правда, во всех остальных случаях сценарий довольно скоро начинает разваливаться как карточный домик. Разработчикам удалось создать интересных союзников, за личными историями которых действительно увлекательно следить. Второстепенные квесты и детали, которые можно узнать при осмотре локаций, позволяют погружаться в огромный мир новой Pathfinder. Но вот обилие навыков и путей развития чаще заставляет неподготовленного человека хвататься за голову, а система тактических боев силами армии слишком быстро надоедает. Pathfinder: Wrath of the Righteous определенно заслуживает внимания поклонников жанра, особенно если вы готовы закрыть глаза на назойливые механики.
- атмосфера и диалоги
- интересные второстепенные персонажи
- пошаговая боевая система
- хрупкость сюжета и отсутствие мотивации героя
- тактические бои при управлении армией
- назойливый гринд