Серии Yakuza в этом году исполняется 15 лет. За это время она успела пережить немало: помимо основной линейки, в которую входят семь игр, свет увидели спин-офф про зомби Dead Souls, дилогия Kurohyo для PSP, две части о самураях Kenzan и Ishin, а также ответвление о приключениях адвоката в знакомых местах. Плюс не стоит забывать о ряде ремастеров, ремейков и онлайн-игре по мотивам франшизы.
За эти годы мир Yakuza обзавелся сложной внутренней организацией, и ворваться в нее новичку — непростая задача. Дополнительные трудности создает позиционирование: кто-то думает, что это такая японская GTA, кто-то уверен, что Yakuza — простенький двухкнопочный боевичок с караоке. Новая, восьмая игра в основной серии призвана стать простой точкой входа для тех, кто боялся начать, но очень хотел.
Новый век, новая жизнь
Ичибан Касуга — чимпира, новичок в рядах якудза, прослуживший своей семье всего несколько лет. Сирота, никогда не знавший родных, он вырос в соупленде — публичном доме, скрывающемся под видом бани. Подростком он вошел в семью Аракава и с тех пор был верен своему боссу, Масуми Аракаве, заработавшему себе имя на убийствах неугодных клану Тодзе. Ичибан был верен настолько, что по просьбе Аракавы в первый день 2001 года, прямо в свой день рождения, взял на себя убийство, которого не совершал, — и отбыл полный срок за это.
На свободе же вместо воссоединения с криминальной семьей его ждало предательство: мало того, что Аракава не шел с Ичибаном на контакт, так еще и лично всадил названому сыну пулю в грудь. Так вчерашний заключенный неожиданно для себя оказался без дома, семьи, друзей и в совершенно новом месте — Ижинчо. Выжить ему помог бездомный, который заштопал бедолагу рыболовной леской. С этого и начинается новая жизнь Ичибана, главной задачей которого становится поиск ответа на вопрос: что же случилось за те 18 лет, что он провел в тюрьме?
Dragon Quest как учебник жизни
Предыдущие игры серии рассказывали историю другого героя — Казумы Кирю, бывшего якудза, также отсидевшего в тюрьме за преступление, которого не совершал. На протяжении шести игр он успел обзавестись множеством друзей и врагов, сменить несколько городов и завершить свою историю. Поэтому в новой игре и появился Ичибан — совершенно новый герой, который раньше не фигурировал в серии.
Вместе с Ичибаном пришло и еще одно крупное изменение. Бои в предыдущих играх были ориентированы на экшен: Кирю (а иногда и другие герои) в одиночку раскидывал врагов с помощью связок ударов из сильных и слабых атак. К этому добавлялись увороты и блок, а также множество особых приемов, позволяющих наносить большой урон за короткое время. В целом боевую систему прошлых частей можно метко назвать броулером: она проста и изящна в своем исполнении, хотя многие игроки нередко не раскрывают и половины ее глубины.
А вот в Yakuza 7 разработчики пошли другим путем. Так как Ичибан, в отличие от Кирю, сильно полагается на своих друзей, по городу он ходит вместе с напарниками, а сражается на манер персонажей японских ролевых игр. Это, кстати, объяснено даже сюжетно: в детстве Ичи провел немало времени за Dragon Quest, откуда перенял и свой моральный кодекс героя, и определенные представления о мире. Это нашло отражение и в противниках: в бою они представляются Касуге более грозными, чем выглядят на самом деле. Нередко простой прохожий может перевоплотиться в нечто удивительное: от мешка мусора с ногами до вооруженного трезубцем пирата.
У многих фанатов серии изменения вызывали скепсис, но система работает как часы: к привычной по JRPG пошаговой боевке разработчики добавили чисто «якудзовские» фишки вроде необходимости быстро реагировать на атаки для снижения урона или небольших QTE для спецатак. В итоге бои остаются очень динамичными, даже несмотря на пошаговость. Еще одной интересной фишкой является то, что игрок должен внимательно следить за тем, как расположены союзники и противники: позиционирование может как помочь, так и испортить ситуацию настолько радикально, что диву даешься. Массовая атака, тратящая много ментальных очков, может легко уйти «в молоко», а попытка достать дальнего противника — прерваться за счет атаки по возможности от тех, кто стоял на пути. Спасибо и на том, что атаки по площади не калечат друзей.
Левелап как стиль жизни
Вместе с «ролевой» боевой системой пришла и прокачка. Стоит отметить, что улучшать своего героя в серии можно было всегда: обычно Кирю нужно было начистить достаточно неприятельских морд, чтобы получить несколько очков, за которые он открывал новые типы атак или укреплял здоровье. В Yakuza 0, предыстории всей франшизы, на прокачку тратились деньги. Здесь же опыт дается за бои и повышает уровень героев, за счет чего открываются новые приемы, увеличиваются показатели здоровья, атаки и десяток других параметров.
Как и положено в RPG, героев также нужно «одевать»: сет брони состоит из трех компонентов (шлем, доспех и обувь) и собирается из привычных повседневных вещей. В начале игры с большой вероятностью герои будут ходить в условных футболках, кроссовках и соломенных шляпах, в то время как ближе к финалу начнут таскать бронежилеты и каски. Оружие под стать: к примеру, Касуга орудует битами (которые почему-то считает настоящим оружием героев), а одна из девушек в партии «вооружена» сумочкой. Выбирать приходится разве что разные материалы и расцветки.
Из Dragon Quest в новую Yakuza перешли профессии. Вместо привычных магов, воинов и монахов здесь, правда, куда более прикладные вещи. Касуга и его друзья могут стать охранниками, строителями, прорицателями, а девушек, например, можно переквалифицировать в айдолов. Каждая профессия идет со своим уникальным мувсетом, набором оружия и особенностями, а прокачивается отдельно от уровня. С профессией меняется и облик героя — правда, только в бою. По крайней мере, до полного прохождения сюжета.
Помимо этого, у Касуги есть набор социальных параметров вроде харизмы, интеллекта, доброты и страсти. Их повышение открывает доступ к новым заданиям, секретным локациям и многому другому — вплоть до возможности начать отношения с некоторыми девушками, живущими в Ижинчо. В отличие от уровня, социальные параметры растут за счет всевозможной активности: от разговоров на улице со случайными прохожими до сдачи тестов по дисциплинам вроде знания игр или преступного мира.
И конечно же, социальные навыки здорово развиваются за счет побочных активностей.
Жизнь в большом городе
Yakuza не была бы собой, если бы не предлагала игроку сотни способов развлечься. Помимо основного сюжета, пользователю предложат больше 70 побочных заданий в диапазоне от «найти пропавших котят» до «помочь мазохисту вновь почувствовать боль». Каждый квест — небольшая законченная история, которая дает не только опыт (потому что в большинстве случаев приходится с кем-то драться), но и полезные предметы или будущих союзников. Речь не о сопартийцах — они появляются по сюжету. А вот герои побочных миссий приносят пользу иначе.
Во-первых, некоторых из них можно вызвать с помощью специального приложения на телефоне, и они помогут в бою. К примеру, спасенный рак Нэнси прибывает со своими ракообразными друзьями, отравляя врагов, а Киёэ Ширакава кормит всю группу Ичибана супом, который восстанавливает ментальные очки — местный аналог маны.
Другие же могут работать менеджерами в бизнесе, которым управляет Ичибан. В определенный момент сюжета вчерашний заключенный становится президентом компании и вынужден доказывать, что он способен быть эффективным управленцем. Для этого игрокам нужно правильно скупать недвижимость, вливать в нее заработанные компанией средства и управлять людьми, работающими на местах. И это еще один побочный сюжет, проходить который совершенно необязательно — но не отвлечься на него попросту невозможно. Кстати, благодаря прокачке бизнеса можно получить единственного несюжетного сопартийца.
Герой на полставки
Если же отложить в сторону побочные квесты, занятий все еще остается с лихвой. Можно, например, заняться гольфом или бейсболом: у каждой из мини-игр свой набор правил и несколько уровней сложности. Можно пойти с друзьями в кино или сыграть в баре в дартс — это укрепляет отношения, а также разбавляет геймплей новым типом активности.
Есть свой аналог казино, легального и не очень: в первом стоят автоматы патинко, во втором можно испытать удачу в покере, блек-джеке, ханафуде и ряде других игр. Для любителей азиатской экзотики в играх есть качественно сделанные сёги и риичи-маджонг. Если правила вдруг вам не знакомы, есть встроенное обучение азам. Не стоит забывать и об аркадах: всегда можно провести пару матчей в Virtua Fighter (на этот раз вторая и пятая части) или попытаться выловить мягкую игрушку в UFO Catcher.
Полюбившееся всем караоке также на месте, в том числе и ставшая мемом лиричная Baka Mitai. В караоке-баре, кстати, можно укреплять отношения с сопартийцами: если совместные действия оказали достаточное влияние, то с персонажами можно выпить и поговорить по душам, продвинувшись в персональном квесте каждого.
Любители гонок могут попробовать себя в картинге: в лучших традициях Mario Kart или Crash Team Racing здесь нужно маневрировать на трассах, пользуясь бонусами и ускорениями. Разве что вместо панцирей куп или нитро-ящиков здесь по карте раскиданы базуки и пулеметы.
Сдача экзаменов на знание различных дисциплин — от спорта и биологии до игр SEGA и знания серии Yakuza. Садоводство. «Геройство» на фрилансе. Поиск спрятанных в городе сокровищ. Подпольные арены. Секретные магазины, скрытые от глаз. Кажется, что в Yakuza: Like a Dragon нет и не может быть конца новому контенту, а к приведенным выше активностям можно добавить еще с десяток.
Ни минуты покоя
…И это все только механические описания Yakuza: Like a Dragon, в то время как о сюжете до сих пор не было сказано ни строчки, если не считать синопсиса. А ведь сюжет — чуть ли не важнейшая часть игры в случае с серией. Yakuza всегда отличалась лихо закрученными историями с колоритными и интересными персонажами. И в этом плане Like a Dragon не уступает прошлым частям.
Поначалу Ичибан, устраиваясь на новом месте, занимается какими-то не особо важными делами: то поможет бездомным, то в баре свет наладит, а то вступится за девушек древнейшей профессии (которые ему, в общем-то, не чужды). И уже здесь начинает подниматься тема «серых зон», которые играют важную роль в Японии. Дело в том, что японское законодательство очень строгое, но обладает рядом интересных нюансов, которыми многие пользуются. И чаще всего делается это не от хорошей жизни, что здорово показано в игре. Ичибан заступается не просто за изгоев — он заступается за тех, кому не повезло выпасть из «света» обычной жизни и оказаться ненужным обществу: бездомных, мигрантов, «ночных бабочек» и прочих маргиналов. Ведь представители закона, вместо того чтобы помочь им подняться на ноги, делают все, чтобы загнать таких людей еще дальше во тьму.
Тема проходит красной нитью через всю кампанию длительностью более 50 часов. Конечно, помимо социального подтекста, в ней хватает и других тем, а сам сюжет традиционно закручен так, что представления о добре и зле будут меняться каждые несколько часов, а конфликт из локальной истории постепенно раздуется до размеров всей Японии.
В этом, возможно, одна из главных прелестей игры: повествование стартует медленно, но набирает такой темп, что к финалу оторваться попросту невозможно. При этом, в отличие от большинства японских ролевых игр, Yakuza: Like a Dragon почти не требует гринда: если не игнорировать доступные активности, то в большинстве случаев проходимыми будут даже самые сложные боссы.
Подобный дракону
Нельзя не отметить и еще одну интересную деталь: новая Yakuza во многом является авторемейком, сделанным настолько искусно, что не всегда это можно понять. Ичибан носит «инвертированный» костюм Кирю. Его характер хоть и похож в своей моральной основе на натуру предыдущего героя, но обладает совершенно другими гранями: Кирю был тихим решительным одиночкой, а Ичибан лучится оптимизмом и полагается на друзей. Которые, кстати, во многом похожи на таковых у Казамы: одним из первых знакомых, как и в оригинальной Yakuza, станет полицейский предпенсионного возраста. У них даже татуировки похожи: Кирю может похвастаться огромным драконом во всю спину, а у Ичибана — карп-дракон (так как до настоящего дракона он еще не дорос). Да и стартуют обе истории с предательства после выхода из тюрьмы. Параллелей очень и очень много, но говорить о них дальше — раскрывать важные сюжетные подробности. А с учетом того, насколько сюжет остается непредсказуемым, держась в русле, казалось бы, знакомой истории, это было бы настоящим преступлением.
«Ветераны» серии увидят немало знакомых лиц — от очевидных капитанов альянса Оми до куда более неожиданных гостей, на появление которых рассчитывать вообще не приходилось. Многие из них играют лишь эпизодические роли, что, впрочем, вовсе не страшно — это новая история, и пишут ее новые герои.
Это, кстати, помогает и новичкам: совершенно необязательно при знакомстве знать, чем знамениты клан Тодзе или альянс Оми, какие сложные у них были отношения на протяжении более чем сорока лет или почему все до сих пор с трепетом вспоминают Дракона Додзимы. Касуга тоже ничего о них не знает, но это не мешает ему все равно бороться за правду. И, конечно, побеждать.
P. S. Тем, кто возьмется, два бесплатных совета: ключи для золотых сейфов можно купить у некоторых торговцев, а профессии дают не самые очевидные бонусы — не стесняйтесь экспериментировать.
- сотни побочных активностей
- захватывающий сюжет
- остросоциальный контекст без «повесточки»
- удачное использование элементов JRPG
- привлекательные герои и интересные злодеи с логичной мотивацией
- убедительный мир с богатой историей
- огромная продолжительность без однообразных заданий
- долгие загрузки
- иногда перепутаны кнопки выбора действий — вместо положительного ответа выбираешь отрицательный
- некоторые вещи в игре неочевидны и не раскрываются в обучении