Иногда даже старые и хорошо знакомые игры способны подарить совершенно неожиданный опыт и эмоции, особенно если проходишь их в компании с ребенком. Несколько дней назад я познакомил своего трехлетнего сына Егора с компьютерной игрой King’s Bounty. Оказалось, что такой досуг не только подходит для любого возраста, но и может стать интересным челленджем для родителя. Вот несколько выводов, которыми я хотел бы поделиться.
Играть вместе с маленьким ребенком — то еще испытание и хардкор. Разработчики точно не предусматривали такого уровня сложности и погружения. Во-первых, мне нужно было приложить немало усилий, чтобы транслировать сыну получаемый игровой опыт и доступным языком объяснять всё происходящее на экране. Разумеется, пришлось попутно отвечать на миллионы вопросов: «А это что такое?», «А куда бежит лошадка?», «Почему дядя дерется? Он плохой?» и т. д. Сначала это немного раздражало, но потом даже стало забавлять, ведь реакция ребенка была очень живой и искренней. Он впервые в жизни видел компьютерную игру — мультик, в котором можно управлять героями и строить собственные сюжеты. Я даже похвалил себя за удачный выбор King’s Bounty, ведь она очень яркая, цветастая и в некоторой степени «мультяшная».
Во-вторых, в такой совместной игре ребенок стал не только зрителем, но и непосредственным участником процесса: в ответ на увиденное он передавал мне собственные реакции, мысли и пожелания, ставил задачи и даже диктовал условия прохождения. Из-за этого в процессе игры возникало немало забавных ситуаций, которые сделали выполнение заданий еще интереснее.
Ребенок заставил читать диалоги и описания квестов. Обычно я опускаю такие нюансы при разговоре с NPC и быстро прокликиваю реплики, пока не получу само задание. Когда я первый раз сделал это при сыне, то сразу услышал простой вопрос, который тут же поставил меня в тупик: «А чего хотел этот дядя?». И правда, чего? Я только мельком посмотрел на текст и знал, что мне нужно победить каких-то разбойников, но зачем и почему — даже не задумывался. Раньше я просто не тратил на это время, стараясь побыстрее зачистить карту и прокачать героя.
Для Егора оказалось важным понимать мотивы и весь бэкграунд квеста. После этого я начал читать ему диалоги и предлагать варианты ответа — так у нас получались практически полноценные интерактивные сказки про волшебников, бандитов, принцесс и диких зверей. Конечно, некоторые истории пришлось адаптировать, сглаживать лексику и убирать «контент не по возрасту», но ребенку все равно было очень интересно. Честно признаюсь, такое вдумчивое чтение диалогов мне и самому помогло выполнить парочку заковыристых квестов.
У сына появились любимые юниты. Во время игры Егор не сильно вникал в беготню по карте и прокачку персонажа, а вот битвы с противниками вызывали у него неподдельный восторг и интерес. Особенно он переживал за судьбу боевых медведей, которые в тот момент составляли ударный стак моей армии. Не скажу, что меня удивила его привязанность, ведь в реальной жизни он обожает плюшевых мишек, которых считает чуть ли не полноценными членами семьи. Очень быстро эти косолапые получили «особый статус» в армии, и вот тогда возникли ситуации, которых я не мог предвидеть.
Сын настаивал, чтобы эти медведи всегда были в составе армии. Менять их на других юнитов (даже более сильных и подходящих для боя) было категорически запрещено под угрозой слез и истерики. Поверьте мне на слово, если у вас есть вариант не злить трёхлетку — не испытывайте судьбу. Еще ребенок очень быстро разобрался, что юнитов можно усиливать или защищать баффами. В результате каждый новый бой начинался с фразы: «Папа, не забудь сделать моего мишку беленьким!» (такой визуальный эффект у заклинания «Каменная кожа»). Что тут скажешь, медведей я берег как мог, под удары не подставлял и щедро снабжал баффами. Периодически пополнял их численность, чтобы не потерять в бою (это было бы фиаско).
В игре как в жизни? King's Bounty — относительно дружелюбная игра, в которой нет расчлененки, убийств, скримеров, крови и вот этого всего. В противном случае я бы не стал играть в нее с маленьким сыном. Но как показала практика, в три года у детей более чуткое отношение к морали, жестокости, добру и злу. Например, когда я напал на заслон с грифонами, Егор совершенно искренне возмутился и сказал: «Папа, что ты делаешь? Птичек же нельзя обижать!». Как порядочный родитель, я с детства пытаюсь привить Егору любовь и уважение к животным, но в виртуальном мире эта схема явно дала сбой. Интересно, что сражения с различными монстрами, бандитами, пиратами и прочими варварами не вызывали у ребенка такого внутреннего протеста, так как он уже знает, что не все люди хорошие. А вот с животными ситуация более однозначная: для Егора они не делятся на плохих и хороших, ведь именно так его воспитывали. В итоге птичек мы решили оставить в покое, да и вообще я старался не сражаться при нем с животными (особенно с любимыми медведями).
Детские страхи могут повлиять на игровой опыт. Интересным испытанием для совместного прохождения с ребенком стали квесты на кладбище. В «Легенде о рыцаре» есть мрачная локация, оформленная склепами, надгробиями и паутиной. Еще там много скелетов, вампиров и привидений. Егор очень осторожен к «загробной теме», он любит тематические серии про Хэллоуин в мультиках, но при этом с опаской относится ко всему мистически-потустороннему. Во время игры бурная детская фантазия (вместе с природным любопытством) поставила передо мной новую задачку — объяснить происходящее, не углубляясь в философию и не пугая ребенка разговорами о смерти. Скажу честно, я оказался не готов объяснять трехлетнему ребенку, откуда берутся скелеты, как появились зомби и т. д. В итоге я решил проходить эту локацию не впутываясь в битвы (где это было возможно), а просто выманивая врагов из проходов. Далеко не продвинулся, ну и ладно.
В целом первый подобный опыт совместного досуга я считаю более чем удачным. Возможно, через пару лет сын будет помогать мне не в качестве зрителя и командира, а как полноценный напарник. Как говорили еще мудрецы «Доты», хочешь играть с хорошим тиммейтом — воспитай его сам.