В какую Civilization поиграть в 2020 году? Этим вопросом задаются многие фанаты стратегий — даже те, кто уже знаком с «Цивой» не понаслышке. В этой статье я расскажу о преимуществах и недостатках пятой и шестой частей серии.
Civilization — это цикл пошаговых стратегий, а игры этого жанра очень медленно стареют. Выпуск каждой части привносил в систему новые механики, но глобальные правила не менял. Несмотря на все старания разработчиков, «Цива» всегда копировала сама себя, наращивая снежный ком из дополнений. Я не буду долго размышлять обо всех частях серии, поскольку у каждой есть свои поклонники — в особенности у «классической» третьей. Но всё-таки в 2020-м однозначно стоит выбирать между двумя Civilization — пятой и шестой.
Стоит заметить, что разные части одной франшизы редко получают одинаковое признание. Во-первых, из-за постоянного соревнования с самими собой студии вынуждены из кожи вон лезть, стараясь угодить геймерам, и шоковая терапия, рассчитанная в такие моменты на «вау-эффект», не всегда получается удачной. Во-вторых, фанаты часто считают, что раньше трава была зеленее, и бойкотируют новые проекты просто из вредности.
Civilization V вышла в 2010 году и была тепло встречена критиками, несмотря на бэкграунд невероятно успешной третьей части и последующей приемлемой четвертой. На релизе геймеры оценили новый удобный интерфейс «пятерки». Он стал интуитивно понятным, из-за чего игра стала дружелюбнее к новичкам. Геймплей любой «Цивы» вызывает привыкание всё сильнее, если понять основы — поэтому обновление визуальных особенностей и панелей управления положительно повлияло на онлайн.
Базовая версия «пятерки» была самостоятельным продуктом, который уже был готов к использованию. Крупные DLC — Gods & Kings (2012) и Brave New World (2013) — улучшили игру, исправили мелкие недочеты вроде слишком большого притока золота за луга и несбалансированных «воли» и «традиции», но не переделали тайтл кардинально. От базовой версии Civilization V по-прежнему можно получить удовольствие.
В случае с шестой частью всё вышло ровно наоборот. Релиз Civilization VI состоялся в 2016 году, и сплоченное комьюнити цивилизаторов раскололось надвое. Одни ушли покорять новые горизонты, другие остались в зоне комфорта. Подавляющее большинство опытных игроков, опробовавших Civilization VI на старте, ужаснулись: принципиально изменилась только графика. Баги, проблемы с балансом и тотальное отсутствие чего-то нового, помимо визуала, отпугнули пользователей. Даже критики, которые явно побоялись поставить низкую оценку и в среднем сошлись на 88 баллах из 100, отмечали неудобный интерфейс, но хвалили за сохранение традиций в новой обертке. Это ли требуется от новинки? Учитывая дороговизну тайтла, геймерам не хотелось покупать одну и ту же игру во второй раз. Спустя год после релиза все показатели шестой «Цивы» упали — в Steam пятая часть снова была на несколько шагов впереди своего потомка. Я и сама длительное время не хотела переходить с Civilization V на VI.
Первый же крупный апдейт, Rise & Fall (2018), серьезно изменил Civilization VI, сделав из неё новую игру, а не плохую пародию на предыдущую. С ним в стратегии появились лояльность и губернаторы, а также была полностью переделана система вступления в золотой век. Принципиально новые механики пошли игре на пользу. Многих геймеров все еще отпугивала мультяшная графика, непривычная глазу после реалистичной «пятерки», но ради новых ощущений они потихоньку начали ее «переваривать».
DLC Gathering Storm (2019) изменило игру до неузнаваемости. Графика осталась прежней, к моему личному разочарованию, но новые механики, включая природные катаклизмы и дополнительные цивилизации, добавили красок в скучный геймплей. Прежде всего, в игре появился элемент случайности — впрочем, всё же довольно честный к пользователям. Теперь многие здания и улучшения могут быть разрушены ливнями, паводком, снежной или песчаной бурями и даже извержениями вулканов. Наконец-то словосочетание «глобальная стратегия» реализовало себя не только в длительности сетевых партий, но и во внутриигровых событиях. Мой восторг, правда, разделили не все — для части игроков нерассчитываемые события показались лишними.
В отличие от «завершенной» пятой версии, для шестой все еще выходят хорошие обновления. Появляются новые цивилизации и даже механики — советую посмотреть видео от разработчиков про грядущие дополнения. Впрочем, это палка о двух концах: даже Firaxis Games, опытная студия, может наворотить дел и испортить игровой процесс слишком сильными юнитами или районами.
Стоит уточнить, что я рассматриваю Civilization V и VI как сетевые игры с людьми. Как синглы хороши обе, хотя ИИ и там и там оставляет желать лучшего, а повышение сложности лишь добавляет условностей, мешающих победить быстро и без проблем. При желании даже неопытный пользователь сможет одолеть ИИ на «Императоре», посмотрев пошаговый гайд — на мой взгляд, в стратегической игре такое недопустимо. Сетевая партия прекрасна живой дипломатией, на которую искусственный оппонент пока не способен.
Можно ли однозначно ответить, какая часть лучше? Давайте разбираться по пунктам. Рассмотреть каждую характеристику игр невозможно, ведь они слишком многогранны и сильно отличаются друг от друга. Возьмем несколько из самых разных аспектов — как игровых механик, так и основанных на общем впечатлении и удобстве пользователя.
Преимущества Civilization V
Чудеса света
В этой версии игры можно построить любое количество чудес света в одном городе. Балансно ли это? Не думаю. Здорово ли иметь все чудеса света в столице? Несомненно.
Великие люди
Великие люди — ресурс, который можно развивать и накапливать. В сетевых партиях, где игроки не установили негласные правила, можно собрать несколько великих людей и мгновенно завершить важные строительства (инженеры) или научные исследования (ученые). Система логична и понятна, хоть и подвержена абьюзам.
Музыкальное сопровождение
Рассмотрим музыку в двух частях на примере России. В «пятерке» лидер этой сверхдержавы — Екатерина II. Композиции как для мирного, так и для военного времени отличаются тревожностью и агрессией. За музыку ответственен целый оркестр, а вокальную партию исполняет хор.
Отсутствие культурного захвата
На маленьких картах все цивилизации присваивают себе максимально возможную территорию. Нередко случается, что дальние города разных наций соприкасаются границами на расстоянии нескольких клеток от центра поселения. В четвертой, а впоследствии и шестой части это доставляет неудобства: город может перейти во владение врага без войны. В пятой «Цивилизации» эта механика отсутствует, что, во-первых, позволяет практиковать стратегию бесконечного расползания, а во-вторых, вынуждает воевать за дополнительные территории.
Можно воевать бесконечно
Города и цивилизации не устают от войны и готовы сражаться бесконечно. Боевые действия можно начать ходу на третьем, атаковав вражеского разведчика, — и не закончить их до конца игры. Разработчики поощряют боевые действия, так как штрафов за внезапные нападения нет.
Бесконечные рабочие
Создав в начале игры нескольких рабочих, можно выстроить империю их силами. Они не знают усталости и не отказываются выполнять самую разную работу — строят лесопилки, роют шахты и прокладывают железнодорожные пути. Однако строительство может затянуться на множество ходов, так как обед у «бесконечных рабочих» по расписанию.
Недостатки Civilization V
Баги и зависания в сетевой партии
Запустить сетевую партию на несколько человек с первого раза — это что-то из области фантастики. Каждое подвисание рискует запомниться нудными перезаходами в лобби, а в некоторых случаях даже рестартами карты. Если не поставить настройку «пит-босс», каждый игрок пропустит по ходу. Стоит ли говорить, что в Civilization V даже один раунд может решить исход партии, в особенности в поздней стадии игры?
Фаст-клики и шифт-ходы
В большинстве дружеских и турнирных сетевых партий использование быстрых кликов всеми юнитами одновременно после окончания таймера хода запрещено. Однако в партии против неизвестных игроков, собранной в лобби, такое практикуется постоянно. Программно в Civilization V можно направить юнитов в атаку еще до начала следующего хода — и «загрызть» даже очень сильного оппонента, атаковав несколькими бойцами.
Экология
Она не реализована в принципе. Я не вступала в партию «зеленых», но считаю, что игры на подсознательном уровне должны вселять в людей мысль о вреде бесконечного строительства фабрик и выкапывания полезных ископаемых. Судя по шестой части, кто-то в Firaxis Games это мнение разделяет.
Строительство дорог
«Пятерка» учит нас, что строить дороги долго и дорого, особенно если города находятся на достаточном удалении друг от друга. При проблемах с экономикой строительство дорог, обязательное для бонусов от связи со столицей, будет стоить вам не только золота, но и очков науки — особенно если на вас нападут. Ускорить процесс строительства не выйдет, но можно использовать одну старую фичу — не завершать каждый из участков дороги, заполнив шкалу прогресса до половины и начав следующий. За недостроенную дорогу не нужно платить.
Преимущества Civilization VI
Наличие культурного захвата
Игрокам, которых «подселяют» на ранних этапах партии, не обязательно воевать с противником, чтобы захватить принадлежащую по праву территорию. Правитель может соблазнить целый город, который по собственному желанию присоединится к вам. Неплохая возможность для тех, кто не любит воевать даже с агрессивно расселяющимися нациями.
Нельзя воевать бесконечно
Усталость от войны вернулась в этой части серии. Теперь жители цивилизации не готовы сражаться с врагом сквозь века и довольно быстро начинают выражать свое недовольство, которое снижает производительность городов. В войне важны быстрые атаки, а объявить ее внезапно будет проблематично: империя получит большие штрафы за милитаризм.
Чудеса света
Оппонент не сможет построить все чудеса света в одном городе, а для особенных чудес, например Петры, ему потребуется еще и специальное территориальное расположение. Отобрать какое-то конкретное чудо у врага, разведав его территорию и поняв, что он планирует его построить, не так легко.
Великие люди
Великие люди — повод объявить войну. За каждого существующего ученого, писателя, инженера или пророка сражаются все представленные нации. Их можно выкупать за золото или веру, а бонусы у большинства разнятся. Теперь не имеет смысла копить ученых, а некоторых великих людей выгоднее пропускать, чтобы пораньше добраться до самых полезных.
Музыкальное сопровождение
Любителям национального колорита посвящается. На примере России понять, какая музыка ждет вас в игре, довольно просто: партия начинается с бодрого «дзынь» на балалайке. Основная тема — «Калинка-малинка». Если играть со звуком, через полчаса уже по-настоящему душишь желание пуститься плясать вприсядку. 10/10.
Экология
Если ты строишь много угольных фабрик, а город стоит на побережье, вполне возможно, ты сам себе ставишь палки в колеса. Продолжишь в том же духе — и ледники растают, уровень мирового океана повысится, и твое поселение уйдет под воду. Отлично проработанная система поэтапного загрязнения планеты наглядно демонстрирует проблемы, с которыми человечество может столкнуться, если продолжит неистово рыть землю и выбрасывать в атмосферу клубы дыма из труб заводов. Не говоря уже о последствиях использования ядерного оружия.
Рабочие строят мгновенно
Каждый отряд рабочих по умолчанию имеет три заряда для строительства любых зданий и улучшений. Израсходовав запас сил, они исчезают, и нанимать новых придется за дополнительные средства (время или деньги).
Недостатки Civilization VI
Рассинхроны в сетевой партии
Зависаний и багов, свойственных пятой части серии, в «шестерке» стало гораздо меньше — технический прогресс дал о себе знать. Однако проблема с рассинхроном в сетевых партиях осталась. Как и раньше, для ее решения не всегда хватает автоматической перезагрузки, порой приходится выходить из игры полностью и коннектиться обратно. Если пропустить один ход (например, в сетевой FFA с незнакомцами), ИИ может за это время потратить всё ваше золото, сменить политику и продать пару шедевров оппоненту за бесценок.
Строительство дорог
Пользователь управляет строительством дорог лишь косвенно. Любой город-государство в начале игры захочет отправить к вам караван и сделает удобную дорогу для торговли. Его не будет волновать, что по ней к вам может прийти вражеское войско. Для внутренних путей сообщения вам придется отправлять караваны в собственные города, и совсем не обязательно, что торговцы проложат путь там, где хочется вам. Чаще всего он будет рассчитан с точки зрения кратчайшего расстояния из пункта А в Б, но лично меня проложенный асфальт посреди поля немного злит.
Авиация
Авиация в «шестерке» осталась таковой даже после патчей. Ветка исследований сделана так, что изучить технологию, необходимую для строительства самолетов, можно, даже не зная книгопечатания. При этом авиация невероятно сильна, а бомбардировщики в одиночку способны разбивать целые города. Вам остается лишь зайти в него любым дуболомом. Самая сильная стратегия победы на текущий момент (и самая простая) — дожить до открытия бомбардировщиков и обнаружить алюминий.
Думаю, вы уже заметили подвох — некоторые плюсы и минусы выше противоречат друг другу. На вкус и цвет все фломастеры разные, а финальные версии пятой и шестой Civilization с двумя крупными DLC сделали игры максимально непохожими друг на друга. До выхода Gathering Storm у меня были сомнения, в какую «Циву» играть, но сейчас я посоветую так: новичкам однозначно стоит учиться на VI части. Да и «старичкам», которые давно не играли и хотят вернуться, тоже. Пятая Civilization в 2020 году подойдет тем, кто хорошо знает тайтл, имеет друзей-единомышленников и хочет получить прежние эмоции и удовольствие. Олдов «шестерка» будет довольно долго раздражать, прежде чем поселится в сердце, — я проверяла. Но если в вас живет дух авантюризма, смело приобретайте сразу VI часть.
У читателей Cybersport.ru наверняка есть свое мнение о серии Civilization. Расскажите, за что вы ненавидите ту или иную её часть и какую считаете самой лучшей. Фанатам я предлагаю пройти тест на знание особенностей Civilization V и VI — он доступен здесь.