Рассвет живых мертвецов — обзор Dying Light 2
Статья

Рассвет живых мертвецов — обзор Dying Light 2

Рождавшаяся в муках Dying Light 2 Stay Human наконец-то добирается до релиза. За почти четыре года, прошедших с анонса, игра претерпела немало изменений. В какой-то момент казалось, что сиквел и вовсе канет в Лету. Однако до официального релиза осталось всего ничего, и Cybersport.ru успел опробовать зомби-экшен незадолго до выхода. Насколько свежим вышел результат и не пахнет ли от него мертвечиной — в нашем обзоре.

Последствия пандемии

20 лет назад вирус, превращающий людей в плотоядных зомби, вырвался на свободу. Его удалось усмирить, но ненадолго: всего пять лет спустя военные вывели еще более опасную версию заразы, которая привела мир к гибели. Немногие выжившие ютятся по крошечным поселениям, причем большинство из них уже заражены и вынуждены подавлять симптомы, чтобы не обратиться. Разрозненные города соединяются только благодаря пилигримам — людям, которые перемещаются между городами при постоянной угрозе быть убитыми живыми мертвецами. Пилигримами не становятся просто так: обычно речь идет о преступниках или тех, кто отправился в путь в поисках кого-то (или чего-то).

В числе пилигримов значится и Эйден — юноша, путешествующий в поисках сестры, с которой они разлучились много лет назад. Путь привел его в Вилледор, где, по слухам, скрывается не только сестра пилигрима, но и тот, кто разлучил их в детстве. Эйден получает шанс не только воссоединиться с единственным родственником, но и отомстить человеку, ненависть к которому он пронес в своем сердце через годы и преграды.

Dying Light 2: Stay Human
Dying Light 2: Stay Human

Не очень простые движения

Dying Light 2 — развитие идей первой части, а значит, те, кто играл в оригинал, примерно представляют, чего стоит ожидать. Это по-прежнему «песочница» с упором на паркур и «боевку», но обе составляющие были дополнены и улучшены.

Начать стоит, пожалуй, с паркура. Арсенал приемов Эйдена пошире, чем был у Крейна в оригинальной игре, а основы подверглись доработке. Так, например, пилигрим может бежать без устали практически сколько угодно, а стамина расходуется только на особые действия вроде прыжков, карабканья и спринта (если открыть соответствующую способность). Дерево навыков паркура расширяет арсенал приемов еще сильнее: со временем Эйден научится бегать по стенам как горизонтально, так и вертикально, высоко прыгать, отталкиваясь от врагов, и смягчать падения с большой высоты. Добавьте к этому возможность связывать несколько приемов паркура в цепочки и получать за это буст к скорости — и на выходе получите одну из самых приятных моделей передвижения за последние годы.

А еще паркур можно и нужно применять в бою. Многие приемы завязаны на движении: в Dying Light 90% боев проходят врукопашную, поэтому правильное маневрирование — залог успеха. К тому же игрок может использовать оглушенных врагов в качестве эдаких трамплинов и наносить удары ногами по оппонентам. Или атаковать, прыгая с высоты. А то и вовсе делать дропкик, с разгону врезаясь в неприятелей двумя ногами. Да, это было и в первой игре, но здесь ощущается особенно приятно.

Dying Light 2: Stay Human
Dying Light 2: Stay Human

Подставляя левую щеку

Говоря о боевке, прежде всего стоит отметить полное отсутствие огнестрела: патроны в мире попросту кончились, поэтому для привычного оружия не осталось никакого применения. Ну или почти никакого: изредка встречаются странные «молотки» в виде стальных труб с прикрученными к ним пистолетами в качестве набалдашника. А раз нет огнестрела, упор, ясное дело, ставится на холодное оружие. Его здесь много: от привычных ножек стола до кустарных мачете из дорожных знаков и от сохранившихся ледорубов и топоров до экзотичных самодельных кукри. Оружия не просто много, а очень много — подобрать под себя сможет каждый. 

При этом разные виды отличаются не только визуально и по «циферкам», но и по классам: холодное, дробящее, одно- и двуручное и так далее. На это наслаиваются уровень, с ростом которого увеличивается и наносимый урон, и редкость от обычной до легендарной — те самые цвета, моду на которые задала Diablo II больше 20 лет назад. На последнем параметре стоит остановиться подробнее: помимо увеличенного запаса прочности, на большинство оружия, начиная с редкого, можно ставить улучшения, которые Эйден собирает из подручных средств. Одно позволит поджигать оппонентов, а другое, например, отравлять. 

Геймплейно разница между разными видами оружия есть, но не столь существенная. Конечно, рубящие «пушки» отличаются от дробящих, а одноручные — от двуручных. Но вот отделить одно рубящее от другого вы уже вряд ли сможете — меняться будут только «обвесы». Впрочем, рубить головы и конечности нежити крайне приятно, да и лопающиеся под ударом молотка головы бандитов смотрятся не хуже.

Конечно, одним холодным оружием дело не ограничивается. Со временем в распоряжение игрока попадают луки и арбалеты, которые к тому же можно снарядить различными типами боеприпасов — от простых стрел до зажигательных и взрывающихся. Плюс всегда под рукой различные приспособления, начинающиеся с простых метательных ножей и заканчивающиеся самодельной взрывчаткой и банками с гниющим мясом, которые привлекают зомби.

Dying Light 2: Stay Human
Dying Light 2: Stay Human

Симптомы болезни

В первой Dying Light болезнь героя давала о себе знать чаще всего только в сюжетных моментах. Во второй части это изменилось: Эйдену нужно внимательно следить за своим иммунитетом, который постоянно падает без солнечного или ультрафиолетового света. В некоторых особых зонах, где распылена оставшаяся после бомбардировки «химия», о сути которой все давно забыли, иммунитет и вовсе падает с катастрофической скоростью. Нередко, правда, именно в таких зонах скрываются самые интересные награды, будь то странные кристаллы, которые с радостью скупают местные торговцы, или уникальная экипировка.

Мест для поиска вещей в Dying Light 2 вообще много: тут и там оставлены военные конвои, которые можно обыскивать в поисках полезных вещей и деталей, плюс на карте хватает так называемых темных зон, которые нужно исследовать ночью, когда большинство зараженных выходит на улицы. Активности бывают разными: от поиска банальных предметов вроде драгоценностей и до охоты за особыми шприцами, которые увеличивают здоровье или выносливость героя.

Кстати, об экипировке: Эйден, в отличие от Крейна, меняет не просто расцветку одежды, а разные части костюма. Как и оружие, они обладают определенной редкостью: чем круче, тем больше полезных свойств у одежки. При этом гардероб делится на условные классы: например, одежда медика помогает в скорости лечения и боях с паркуром, а «танк» обладает большим запасом брони и увеличивает урон от двуручного оружия. Классов как таковых в игре при этом нет, поэтому комбинировать между собой предметы экипировки стоит исходя из собственных предпочтений — бонусов за полный сет не предусмотрено.

Dying Light 2: Stay Human
Dying Light 2: Stay Human

Прелести старого мира

Активностей в игре достаточно, чтобы увлечь геймеров на пару десятков часов даже без сюжета: тут тебе и поиск предметов, и выслеживание особых зараженных, и разблокирование ветряных мельниц (вспоминаем вышки из Far Cry и совмещаем с убежищами из оригинальной Dying Light), и рейды в бывшие правительственные здания, и что только не. Они, впрочем, довольно типовые, и прохождение многих из них мало чем отличается друг от друга. 

Награды сами по себе редко стоят «мучений»: за отдельные челленджи, например, выдают просто ценные предметы, которые можно продать за валюту, но побегать за ними придется немало. Признаться честно, на некоторые из них я попросту забил — неинтересно. К тому же за выполнение многих сюжетных миссий и зачистку «темных зон» опыта и предметов выпадает в достатке — спустя десяток часов мой Эйден уже был куда сильнее, чем требовалось по сюжету.

На помощь в борьбе со скукой приходят различные челленджи, предлагающие на скорость либо пробегать полосу препятствий, либо сражаться с монстрами. Паркурных заданий больше. И, наконец, есть побочные миссии самого разного характера: где-то нужно просто поговорить со случайным незнакомцем, а где-то, например, помочь попавшему в непростую ситуацию миротворцу, спасающемуся от зомби. Есть и несколько более глобальных миссий: одна из них, например, начинается с того, что странноватый парень дает тебе наводку на потенциального заказчика в другой части города, а на деле все оказывается куда сложнее. Спойлерить не хочется — миссия довольно разветвленная, и ее прохождение у разных игроков будет различаться.

Dying Light 2: Stay Human
Dying Light 2: Stay Human

Иллюзия обмана

Затрагивая нелинейность, нельзя не остановиться на сюжете. Разработчики Dying Light 2 во всех рекламных материалах продвигали игру как максимально нелинейную, в которой выбор варианта действий скажется на всем Вилледоре. На деле же всё несколько приукрашено: нет, некоторые выборы действительно сильно влияют на ситуацию в целом, но в определенные важные сюжетные моменты игра явно идет по протоптанной тропе и нивелирует достижения пользователя. 

Речь не идет о «синдроме Telltale», из-за которого вообще все решения в играх студии были фикцией, но и о принципиально разных вариантах прохождения явно говорить не приходится. Так и так многие сцены будут совершенно одинаковыми вне зависимости от того, что игрок выбрал. Например, когда по сюжету нужно перемещаться между двумя частями города, пользователь может прийти к одному и тому же тоннелю минимум тремя путями, но события внутри будут отличаться в лучшем случае парой строк диалогов. Чтобы подтвердить это, впрочем, игру придется завершить минимум дважды — за время, отведенное журналистам на прохождения, я сделать этого попросту не успел.

В итоге Старый Вилледор, в котором начинается игра, выступает этакой обкаткой того, что будет дальше: масштабы меньше, конфликты локальнее, а персонажи… буквально остаются в Старом Вилледоре. Попадая в новый район, игрок наконец получает обещанную свободу выбора и видит ее влияние на сюжет. Особенно хорошо это чувствуется ближе к финалу игры: последние несколько часов игрок буквально формирует облик мира своими действиями. Правда, не все из этих решений обыгрываются в финале, а многие детали, о которых хотелось бы узнать, в концовке старательно замалчиваются. Довольно грустная картина, перекрываемая, впрочем, множеством других приятных мелочей.

Dying Light 2: Stay Human
Dying Light 2: Stay Human

Игрок запомнит это

Если бы одной только полуфиктивной разветвленностью дело ограничивалось, игру вряд ли стоило бы ругать. Но, увы, проблемы сюжета на этом только начинаются. Нет, центральная линия особых вопросов не вызывает: есть Эйден, есть пропавшая Мия, которую он ищет, есть злодей и несколько важных людей в самом Вилледоре, у каждого из которых своя правда. Некоторые из них вам даже запомнятся, как, например, медленно теряющий рассудок изобретатель или бывший бегун, ныне спивающийся от безысходности. 

Беда в том, что большинство оставшихся героев расплываются в единое серое пятно, в котором трудно выделить хоть кого-то. Сценаристы с решением проблемы помочь даже не стараются. Например, нередко можно встретить персонажей, которые ведут сюжетно важные диалоги. Стоит вклиниться в один из них, не дослушав до конца, — и содержание вы уже никогда не узнаете. Собеседники просто начнут общаться с вами так, будто вы прослушали их беседу до конца. Периодически из-за этого решения нить разговора напрочь ускользает. Не единожды за прохождение я сталкивался и с тем, что выбор реплик «не в том порядке» приводил к тому, что отвечающий тебе персонаж продолжал вдруг ветку диалога, которую вы еще не слышали. Чтобы услышать начало этого диалога, приходилось вернуться и выбрать наконец «правильную» реплику. Сбивает с толку? Не то слово.

Авторы, впрочем, с нарушением логики повествования пошли еще дальше: многие дополнительные задания начинаются с того, что Эйдена как родного узнает кто-то случайный на другом конце города. Допустим, Эйден успевает заработать себе славу, помогая людям… но он-то откуда знает по имени этого самого случайного знакомого? Из-за этого достоверность мира сыплется буквально на глазах. Масла в огонь подливает и то, что нередко выбор в той или иной ситуации жестко ограничен авторами игры таким образом, что выбирать не хочется вовсе: в одном побочном квесте, например, в качестве аргументов в споре предлагаются две разных лжи для манипуляции собеседником. Вариантов «воззвать к разуму» или «привести логические аргументы» банально не предусмотрено. Что, мягко говоря, странно на фоне того, что Эйден выставлен как довольно честный и прямодушный парень.

С центральным конфликтом города тоже все не так однозначно: в первой половине сюжета игра буквально заставляет делать выбор между двумя фракциями — местными жителями и миротворцами, пытающимися навести порядок в городе. По сути, довольно привычный для игр конфликт «порядок против хаоса» с той лишь удивительной разницей, что любые попытки остаться неравнодушным приведут к открытой войне с другой стороной. Выбор в конечном счете сводится к тому, что нужно решить: готов ли ты сбежать, плюнув разом на всех, или же лучше пойти и уничтожить все, что дорого или местным, или миротворцам? Отказаться от войны игра попросту не даст. А потом торжественно плюнет на последствия решения — сюжет-то нужно двигать дальше, а сценаристы и без того написали тысячи строк диалогов, верно?

Dying Light 2: Stay Human
Dying Light 2: Stay Human

Побочные эффекты

Не обошлось и без багов. Их, по счастью, не так уж много, но иногда попадаются особенно досадные. Самым раздражающим из них, пожалуй, стало застревание Эйдена в предметах: несколько раз удачная цепочка движений прерывалась тем, что герой на скорости врезался в какое-нибудь ведро или арматурину и останавливался как вкопанный, да еще и выбраться с ходу оттуда не мог. Дважды для меня это стало причиной смерти: пока я пытался понять, в какую сторону мой несчастный персонаж сможет «вылезти», его съедали зомби.

Иногда в роликах сбивается положение моделей, и герои начинают ходить сквозь друг друга. Пару раз подобное замечал и просто на улицах: патрулирующие миротворцы чудесно общались, буквально стоя друг в друге. Как говорится, чуть больше, чем просто друзья.

Несколько раз попадались странные баги анимации, любимый из которых — неожиданно начавший закручиваться в спираль бандит. Его тело от пояса и выше начало непроизвольно крутиться под какими-то немыслимыми углами, что я успешно прекратил с помощью удара дубинкой. Есть и не менее веселые приколы с обезглавленными трупами, которые пытаются защищаться от атак Эйдена, пока отрубленные головы корчат гримасы. Встречается как у зомби (допустим), так и у людей (что?).

Эпикриз

Dying Light 2 напоминает новогодний детский подарок в коробке: есть вкусные шоколадные конфеты, а есть никому не нужные дешевые карамельки. В игре ровно то же самое: интересные находки омрачаются багами (не критичными, а досаждающими), а нелинейность ощущается не настолько сильно, как заявлено разработчиками, на протяжении более чем половины игры. Ну и поверх этого жирным слоем накладывается не самая убедительная история, которая едва ли заставит ваши сердца замирать от неожиданных поворотов. Впрочем, примерно такой же была и первая часть, поэтому ждать от сиквела какого-то прорыва вроде и не приходится. Тем более на фоне слухов, что почти все задумки Криса Авеллона, который в какой-то момент был одним из ключевых сценаристов, пошли под нож.

Во многом Dying Light 2 ощущается просто устаревшей на несколько лет: привычные зачистка лагерей и вышек, поиск лута и крафт предметов здесь занимают куда больше места, чем расхваленный сюжет и сотни часов контента, обещанных разработчиками. Если вдруг вам по какой-то причине этого не хватало — игра зайдет на ура. В противном случае в меру задорный экшен вряд ли удержит вас больше чем на пару десятков часов — и не факт, что этого хватит хотя бы на одно прохождение.

Системные требования Dying Light 2: Stay Human:

  • процессор: Intel Core i3-9100 или AMD Ryzen 3 2300X;
  • видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1050 Ti или AMD Radeon RX 560 4 ГБ;
  • OC: Windows 7;
  • оперативная память: 8 ГБ;
  • место на диске: 60 ГБ (HDD).
  • процессор: Intel Core i5-8600K или AMD Ryzen 5 3600X;
  • видеокарта: NVIDIA RTX 2060 6 ГБ или AMD RX Vega 4 ГБ;
  • OC: Windows 10;
  • оперативная память: 16 ГБ;
  • место на диске: 60 ГБ (SSD).
  • процессор: Intel Core i5-8600K или AMD Ryzen 7 3700X;
  • видеокарта: NVIDIA RTX 3080 10 ГБ;
  • OC: Windows 10;
  • оперативная память: 16 ГБ;
  • место на диске: 60 ГБ (SSD).

Дата релиза Dying Light 2: Stay Human — 4 февраля 2022 года. Целевые платформы: ПК, PlayStation 4 и 5, Xbox One и Series X/S.

Комментарии