Русский колорит, жадность и реализм — почему Escape from Tarkov настолько популярна
Статья

Русский колорит, жадность и реализм — почему Escape from Tarkov настолько популярна

Игры от российских разработчиков редко успешно выходят на мировой рынок, но Escape from Tarkov это удалось. Battlestate Games можно обвинять в слишком длинном бета-тесте, багах и медленной борьбе с читерами, но всё это почти не сказывается на популярности EfT. Рассказываем, почему геймеры уже несколько лет упорно пытаются сбежать из Таркова.

Простота идеи, сложность деталей

Не стоит путать Escape from Tarkov с «королевской битвой», несмотря на некоторые сходства с PUBG. EfT больше похожа на MMO с сессионными боями, которые здесь называются рейдами. Вся игра строится на одной простой механике, прописанной в названии шутера, — в каждой партии необходимо выжить и покинуть локацию.

Как и в других сессионных играх, в Escape from Tarkov нет конечной цели — нет даже рангов, к которым стоит стремиться. Есть система прогресса и прокачки, а также квесты, но большинство не обращает на них внимания и раз за разом возвращается в «Тарков» за чистым геймплеем, состоящим из стрельбы, выживания и, конечно, лута.

Все доступные на данный момент локации. Игрок может выбрать нужное время суток, а также посмотреть текущие погодные условия.
Скриншот: Cybersport.ru
Все доступные на данный момент локации. Игрок может выбрать нужное время суток, а также посмотреть текущие погодные условия. Скриншот: Cybersport.ru

Матчи в Escape from Tarkov проходят в одной из семи локаций — в большинстве случаев это обширные огороженные территории с десятком живых игроков и ботами. У бойцов есть около 30 минут, чтобы выполнить свои задачи или попытаться найти лут и убить всех, кто попадется в поле зрения. После этого им нужно добраться до указанной заранее точки выхода.

Звучит просто, но в Escape from Tarkov нет карты, радара, указателей, маркеров и даже ников над игроками. Именно поэтому всем новичкам советуют сначала изучить локации в офлайн-режиме или хотя бы внимательно понаблюдать за стримерами. Только после этого стоит начинать думать о местах для лута и возможных столкновениях с другими игроками.

Хардкор и реализм

В большинстве игр слово «хардкор» ассоциируется с повышенной сложностью геймплея или режимом с перманентной смертью. В Escape from Tarkov ваш герой легко может умереть от пары попаданий, после чего потеряет всю незастрахованную экипировку и собранный лут — кроме того, что вы заранее положили в подсумок. Конечно, начинать прокачку с нуля после этого не придется, но деньги на подготовку к следующему рейду уйдут точно.

Экипировка персонажа (слева) и схрон (справа) — чем богаты, тем и рады.
Скриншот: Cybersport.ru
Экипировка персонажа (слева) и схрон (справа) — чем богаты, тем и рады. Скриншот: Cybersport.ru

Остальные особенности EfT относятся к «хардкорным» только косвенно и больше обусловлены желанием разработчиков сделать максимально реалистичную игру. И здесь можно перечислять механики просто бесконечно. К примеру, боец может страдать от массы различных статусов из-за полученных ранений — от перелома и кровотечения до тремора и головокружения, которые сильно мешают продолжать бой. Персонаж также может проголодаться, захотеть пить или устать от длительной пробежки и частых ударов оружием ближнего боя.

Больше всего меня удивила система инвентаря в Escape from Tarkov. Во-первых, здесь нет одного условного рюкзака для всего — чтобы использовать предмет горячей клавишей, он должен быть в разгрузке или карманах, отдельных ячейках в экипировке персонажа. Во-вторых, при перезарядке патроны в магазине не пополняются автоматически — боец просто меняет один магазин на другой. Неприятный сюрприз для тех, кто привык жать R после пары выстрелов.

Так ничего перезарядить или бросить не получится.
Скриншот: Cybersport.ru
1/2
Так ничего перезарядить или бросить не получится. Скриншот: Cybersport.ru
Верное расположение магазинов и гранат — последние можно и в разгрузку положить.
Скриншот: Cybersport.ru
2/2
Верное расположение магазинов и гранат — последние можно и в разгрузку положить. Скриншот: Cybersport.ru

Учитывая, что вся Escape from Tarkov состоит из таких мелочей, говорить о двух полосках стамины, механике брони и прочем просто бессмысленно. Всё это есть, и игроку нужно знать, как оно работает. Подобные элементы заставляют думать и вести бой не так, как в других шутерах, — и это одна из причин, почему люди продолжают играть в «Тарков».

Внимание к мелочам и «ганпорно»

Пока что лор Escape from Tarkov кроется только в слайд-шоу во время загрузок и безумно качественном мини-сериале «Рейд». Из всего этого известно, что действие игры разворачивается на территории России. И это не простая условность — русский колорит здесь прет отовсюду. Если три заветные буквы на заборе в Call of Duty считаются какой-никакой пасхалкой, то в EfT стены исписаны куда более креативными фразами.

Просто гипермаркет «Гошан» — «Копченый Дымоход» показывать не буду.
Скриншот: Cybersport.ru
Просто гипермаркет «Гошан» — «Копченый Дымоход» показывать не буду. Скриншот: Cybersport.ru

В какой еще игре можно найти гипермаркет «Гошан» или средство для прочистки труб «Копченый Дымоход»? Где еще стримерам приходится осуждать слова абсолютно не стесняющихся в выражениях ботов? В этом плане с Escape from Tarkov может поспорить только S.T.A.L.K.E.R., но и там не было такого разнообразия в озвучке и общем оформлении локаций.

Еще более кропотливо Battlestate Games подошла к проработке оружия и всевозможных модулей для него. Почти каждую пушку можно разобрать до основания и восстановить с помощью совершенно других деталей, что повлияет на её характеристики. Различных модификаций настолько много, что даже спустя сотню часов в одном патче можно наткнуться на что-то новое.

Конечно, большинство игроков использует объективно лучшие сборки, но есть и те, кто готов тратить многие часы на создание своего идеального орудия для убийства. Специально для них в Escape from Tarkov есть отдельный раздел меню с 3D-моделями, множеством опций и возможностью быстрой покупки деталей. Зачем искать ганпорно на специализированных сайтах, если оно прямо здесь — в «Таркове»?

Это более-менее стандартный АК-74.
Скриншот: Cybersport.ru
1/4
Это более-менее стандартный АК-74. Скриншот: Cybersport.ru
Это тот же AK-74, но в другом «обмундировании».
Скриншот: Cybersport.ru
2/4
Это тот же AK-74, но в другом «обмундировании». Скриншот: Cybersport.ru
Вот так выглядит меню доступных опций.
Скриншот: Cybersport.ru
3/4
Вот так выглядит меню доступных опций. Скриншот: Cybersport.ru
Все тот же AK-74, но «голый».
Скриншот: Cybersport.ru
4/4
Все тот же AK-74, но «голый». Скриншот: Cybersport.ru

Тарков и смертные грехи

Со стороны Escape from Tarkov выглядит невероятно скучно для рядового геймера. Большую часть времени приходится бегать по локации или лежать в кустах, да еще и в любой момент можно поймать пулю от какого-нибудь мастера тактики и маскировки. Я и сам был уверен, что такая игра может понравиться только кемперам и любителям военной тематики, но Battlestate Games оказалась куда хитрее.

Во-первых, у EfT нет прямых конкурентов — в плане геймплея с ней хоть как-то могут сравниться разве что Arma и, соответственно, DayZ. Во-вторых, «Тарков» умело играет с эмоциями пользователя. Само ощущение того, что можно потерять всё свое снаряжение и лут, постоянно держит в напряжении и в то же время превращает каждый выход с локации в личную победу.

Традиционная забава в Таркове — получать пулю в челюсть.
Изображение из открытых источников
Традиционная забава в Таркове — получать пулю в челюсть. Изображение из открытых источников

Иногда кажется, что разработчики Escape from Tarkov намеренно искушают игроков всеми смертными грехами. Они постоянно борются с собственной жадностью, когда бегут к телу только что убитого противника; с завистью, когда стример выносит с локации безумно дорогие вещи; с гневом, когда их бойцы падают замертво от моментального попадания в голову, и с печалью, когда вновь собираются в следующий рейд. Уж здесь без божьей помощи окончательно сбежать из Таркова точно не получится.

Бета-версия игры от маленькой инди-компании

Escape from Tarkov вошла в стадию закрытого тестирования в 2017 году — и полноценным релизом по-прежнему даже не пахнет. Однако это не мешает игрокам регулярно возвращаться в «Тарков» и постоянно следить за обновлениями. К примеру, сейчас пользователи ждут расширения локации «Таможня» и введения новой городской карты.

В то же время EfT страдает от болезней любой онлайн-игры — багов, читеров и рассинхронизации клиента с сервером. Разработчики твердят, что пытаются решить все эти проблемы, но пока разобраться с ними быстро и безболезненно не удается. Винить Battlestate Games в этом сложно, поскольку даже более крупные студии ведут борьбу за свои тайтлы уже долгие годы.

Если верить разработчикам, дальше в игре будет только лучше. Но даже сейчас у EfT есть всё необходимое, чтобы геймеры оставались и продолжали выходить в рейды — и это без боевых пропусков, постоянных ивентов и концертов известных исполнителей. Не думаю, что вся аудитория пришла в российский шутер через стримы shroud, DrLupo и других популярных стримеров. Escape from Tarkov, несмотря на все свои проблемы, предлагает пользователям слишком много возможностей, уникального геймплея и приятных мелочей, чтобы они просто прошли мимо.

Комментарии