World of Warcraft — огромный мир, в котором каждый игрок может найти себе занятие по душе: от рыбной ловли и археологии до освоения рейдов и захвата вражеских столиц. Однако все это происходит по правилам, которые устанавливают разработчики. Те, кто хотел создать свою историю и выйти за рамки сюжета и квестов, объединялись в ролевые сообщества. Им зачастую не был интересен высокоуровневый рейдовый контент или PvP-баталии. Они использовали огромный мир Warcraft и свою фантазию, чтобы превратить WoW в собственную игру с сотнями альтернативных сюжетов.
Чем ролевая игра отличается от обычного геймплея в WoW
На RP-серверах для своего героя создают целую историю и родословную. В ролевой игре отсутствует личность самого геймера — он должен слиться с выдуманным образом и вести себя в соответствии с его склонностями, привычками и родом деятельности. Почти всё, особенно на ранних этапах развития WoW, строилось на внутриигровом общении, использовании прописанных движений и эмоций, а также воображении самих игроков.
Прохождение рейдов или PvP здесь отходит на второй-третий план. RP-гильдии редко осваивают этот контент, хотя ролевики-одиночки, которые не против сходить в данж, встречаются. В этом случае они продолжают отыгрывать свой образ, что порой странно воспринимается другими пользователями.
В ролевой игре участники сами придумывают себе цели и глобальные задачи — например, захватить такую-то территорию или очистить континент от нежити. Естественно, выполнить это в реальности невозможно, поэтому устраиваются ивенты между гильдиями разной идейной направленности. С одной стороны, к примеру, могут быть воины Алого ордена, желающие избавиться от «нечистых рас», а с другой — Культ Проклятых, служащий Королю-личу. Они отыгрывают свои ритуалы, жертвоприношения или чтения молитв, после чего встречались в бою. RP-сражения больше похожи на Dungeons & Dragons — реальных фаерболов никто в соперника не запускает. Битва проходит с помощью системы ролла, где от выпавшего числа зависит успешность удара или блокировки. Иногда это приводит к большим скандалам, ведь хрупкая девушка в платье могла сразить закованного в латы паладина ветерана.
Правила ролевой игры
Ролевое комьюнити World of Warcraft создало свод негласных законов. Игрок не должен просто так выходить из образа и взаимодействовать с другими персонажами от своего лица. Если появилась необходимость о чем-то спросить или договориться с кем-нибудь, то нужно начинать сообщение с аббревиатуры OOC (out of character). Хотя здесь может возникнуть и обратная проблема — «фултайм RP-игроки», которые в принципе не выходят из образа ни при каких обстоятельствах. Они будут игнорировать любые сообщения, не связанные с отыгрышем своего героя, даже если вы предложите им провести совместный ивент или попросите подождать из-за позвонившего в дверь курьера.
В остальном ролевые игроки должны соблюдать логику мира Warcraft и не отклоняться от собственного героя. Если вы, например, создали человека-разбойника, прозябающего на социальном дне, то он не должен чудесным образом уметь переводить тексты, написанные на языке старших эльфов. Ну а гном-кондитер вряд ли может оказаться внебрачным ребенком Джайны и Артаса.
Содом и Гоморра в Златоземье
Ролевая система в World of Warcraft при первом знакомстве может показаться довольно посредственной и пошлой. Если начать искать на YouTube видео, связанные с ролеплеем в WoW, то вам прежде всего выдаст таверну разврата в Златоземье — «Гордость льва». Именно там сидит большинство новичков RP-серверов. Отыгрыш здесь не особо разнообразный, и почти весь он строится на алкоголе, стриптизе и сексе.
Уже на входе в «Гордость льва» подвыпивший дворф может предложить вам пересесть с иглы штормградского одобрения на его лицо. В основном зале танцуют полуголые эльфийки и работают представительницы древнейшей профессии, которые удовлетворяют фантазии клиентов с помощью незамысловатых движений, эмоций и сообщений в чате. Спустившись в подвал, можно стать свидетелем настоящей содомии — накачанные мужчины занимаются любовью с маленькими гномками и друг с другом.
Большая часть незамысловатого ролевого контента строится именно вокруг таверн и тех ситуаций, которые там могут произойти. Более хардкорные игроки считают подобные развлечения баловством людей, у которых нет воображения. По их мнению, оргии в «Гордости льва» только портят имидж и искажают впечатления о настоящем ролеплее.
Где, как и чем занимаются ролевики?
Среди русскоязычных ролевых игроков наибольшей популярностью пользуется сервер «Вечная Песня». Для англоязычной аудитории существует специальный сайт argentarchives.org, на котором собрана вся информация, связанная с ролевым контентом. Там можно узнать об ивентах и гильдиях, причем у каждой есть отдельная страничка, на которой рассказывается ее «история», философия и цели. Можно найти даже пункт о «заклятых врагах» — гильдиях, которые преследуют противоположные цели.
Отыгрыш историй часто выходит за пределы самой WoW. Из-за скудного функционала ролевой игры на официальных серверах игрокам большую часть действия приходится представлять, дополняя ее самодельным контентом. Сюда входят анимационные ролики, целые рассказы на форумах, поэзия, арты и многочасовые разыгранные истории в чатах Discord.
Пользователи придумывают собственных персонажей, которые при этом как-то связаны с существующими героями лора. Происхождение определяет и их роль в мире, например, внучатая племянница Барона Перенольда вряд ли бы испытывала большую любовь как к Альянсу, так и к Орде, и, скорее всего, пыталась бы собрать верных соратников, чтобы вернуть королевство Альтерак.
Ролевики досконально изучают лор игры и на его основе также воссоздают значимые события из мира Warcraft или строят свою альтернативную историю. Гильдии могут реконструировать сражения или проводить детективные квесты, которые никак не связаны с сюжетом игры. Такие ивенты, как поимка серийного убийцы в Штормграде или поиск сокровищ в Танарисе, подходят для большого количества героев и могут стать действительно массовыми. Отыгрывать подобные события могут абсолютно разные персонажи, просто каждый будет это делать на свой лад и для разных целей.
В актуальной версии WoW ролевому комьюнити помогает функция трансмогрификации, которая позволяет придать доспехам любой необходимый внешний вид. Благодаря этому игрокам стало легче подчеркивать свою причастность к какому-либо объединению. В оригинальной версии WoW любителям ролеплея приходилось закупаться или крафтить необходимую одежду, чтобы превратиться в оккультистов или паладинов Серебряной Длани. Со временем появились и специализированные аддоны, которые позволяли создавать личностные характеристики своего персонажа, тем самым закрепляя его уникальность.
Гильдии
Пасти овец в Златоземье или варить пиво в Дун Мороге можно и без компании, но для более масштабных и амбициозных целей союзники все-таки необходимы.
В истории русскоязычных ролевых серверов было множество крупных гильдий, которые отыгрывали совершенно разные сюжеты. Объединение дворфов «Горные кланы» боролось за возвышение своей расы. Их целью было собрать все враждующие группировки и построить новый оплот дворфов в Азероте. Расовые гильдии всегда были довольно популярны — одной из старейших были обездоленные «Гномреганцы». Уклона в ролеплей у них не было, но они придерживались расовой сегрегации, гномской эстетики и неприязни к троггам.
Более заточенной под ролеплей была гильдия «Культ Проклятых». Она набирала в свои ряды только слабых и ущербных персонажей, которые были отвергнуты обществом. Из них делали некромантов, поклоняющихся Королю-личу. Ивенты гильдии были связаны с распространением чумы и войнами с армиями Лордерона. У «Культа Проклятых» было жесткое правило — если в ходе отыгрыша персонаж пользователя погибал, то с концами. Этот пункт касался даже высших чинов гильдии.
Были и миролюбивые объединения, такие как «Звезда познания». Этот орден базировался в Западных Чумных землях и старался дистанцироваться от любых военных и политических интриг. Он принимал в свои ряды героев разных взглядов, но всех их объединяла тяга к познаниям. В своей обители они собрали огромную библиотеку Азерота.
Одними из самых изощренных сатанистов были «Люди Зла». В основе их культа лежала вера в Кашиму — мстительный дух девушки, жестоко убитой врайкулами. По легенде, один из участников гильдии привез ее кости из Нордскола и основал секту, целью которой было отомстить всему человечеству за жестокость и несправедливость, уничтожив установленные порядки. «Люди Зла» специализировались на жертвоприношениях, убийствах и запугивании местного населения.
Я делаю табуретки
Небольшую экскурсию в мир ролеплея Warcraft, особенно той его части, которая связана с пиратскими серверами, провел для меня игровой блогер Алексей Берник, автор канала «Первый ролевой». Он рассказал, что сейчас, благодаря увеличивающемуся функционалу серверов и аддонов, интерес к ролевой игре в WoW возрастает. Сам Берник отыгрывал уже множество разных ролей, но сейчас он стал криминальным авторитетом Лордерона с помощью топора и табуретки.
Будничный день в Лордероне
Берник играет на пиратском ролевом сервере Noblegarden. На нем воссоздали локации Лордерона из Warcraft III до того, как на королевство напала Плеть. В WoW эти зоны представлены в совершенно ином виде. Администрация сервера полностью переработала механику игры. Привычных способностей и квестов нет — всё переделано гейм-мастерами непосредственно под ролеплей, чтобы пользователи могли полноценно отыгрывать роли бандитов, фермеров, стражников и купцов.
Гейм-мастера подкидывают всевозможные локальные сценарии и задания, как, например, совместная охота на медведя или бандитские разборки на окраине леса. Недавно на Noblegarden прошел масштабный ивент — нападение Плети. Население Лордерона разделилось на два лагеря — одни боролись с угрозой, восстанавливая поселения и уничтожая чуму, а другие примкнули к Плети, став послушниками. Игроки собирали ресурсы, создавали аванпосты и проводили масштабные сражения. Глядя на события, разворачивающиеся на Noblegarden, сложно поверить, что это все еще World of Warcraft — здесь свой мир с разборками в подворотнях, тюрьмами и табуретками.
Благодаря обширному лору и многолетней истории World of Warcraft стала отличным полигоном для воплощения фанатских идей в ролеплее. Но все это начинает работать, только если действительно погрузиться в придуманный мир и поверить в него. Без фантазии и желания ролевая игра застопорится для вас на стадии подвала «Гордости льва».