Совсем недавно мы вспоминали игры, в которых можно быть злодеем — убивать не из благородных побуждений, а для развлечения. Если бы этот список составлялся сегодня, в него бы точно попала Maneater. Игра, в которой нужно управлять огромной акулой и тоннами пожирать людей, непременно заинтересует мизантропов, но способна ли она выделиться чем-то еще?
Отцы и дети, акулы и акулята
Давайте сразу определимся, что вообще могло бы подтолкнуть вас к игре с акулой-людоедом в главной роли. Трагичная история взросления осиротевшей рыбы? Сюжетная драма в стиле «Отцов и детей», приправленная нотками «Моби Дика»? Или стремление больше узнать о том, как человек загрязняет окружающую среду?
Если ответ на все эти вопросы — «да», то вам удивительным образом повезло, ведь все эти темы действительно поднимаются в Maneater. Возможно, вопросы проработаны не так тщательно, как в «Крестном отце» (скорее где-то на уровне «Акульего торнадо»), но формально они здесь действительно есть.
Главная героиня игры — безымянная акула, которую еще до рождения вырезал из матери рыболов по имени Пит. Оказавшись выброшенной в открытое море, она поклялась во что бы то ни стало отомстить убийце своей матери и избавить Мировой океан от тлетворного влияния человечества. Ну или поклялась бы, если бы у нее были какие-то чувства или мысли.
Разработчики не стали наделять акулу человеческими свойствами. Она не думает, не разговаривает и не имеет выраженных мотивов или целей. Все ее функции — это плыть и есть. Есть рыб, черепах, других акул, китов, людей, дорожные знаки, автомобильные номера — в общем, всё, что подвернется под плавник. И это замечательно — в Maneater нет никакого лудонарративного диссонанса, зато есть куча простого (если не сказать тупого) веселья от пожирания всего подряд.
Вместо хитросплетений рыбьей души авторы Maneater поставили в центр сюжета отношения между антагонистами — охотником на акул Питом и его сыном. Здесь всё довольно стандартно: старший не понимает младшего, а младший не оправдывает ожиданий старшего. После нескольких встреч с главной героиней Пит становится еще и одержим ею. Будем честны — ничего интересного в этом нет, просто средненькая история для галочки.
Мусор, пасхалки и самые унылые квесты в мире
Ввиду отсутствия внятной сюжетной линии действия акулы и происходящие события комментирует закадровый голос. Стилизовано это под околодокументальную телепередачу с каналов Discovery, National Geographic и т. п.
Самое замечательное в этом комментаторе — это бесконечные глубины его иронии. Он никого не оценивает и не делит на хороших или плохих, однако из его издевок совершенно точно понимаешь, что он очень невысокого мнения о людях и охотниках на акул в частности, а также об их влиянии на окружающую среду. Проблемы последней, можно сказать, стали центральной идеей игры — не считая поедания людей, разумеется.
Открытый мир Maneater относительно мал, зато очень старательно наполнен всяким мусором. В смысле буквально мусором — бочками с токсичными веществами, утонувшими машинами, строительным хламом и отходами помельче. Это добавляет разнообразия локациям, а заодно заставляет задуматься — неужели в реальном океане ситуация настолько же плачевная.
Впрочем, загрязнение вод в игре не всегда выглядит удручающе. Множество локаций содержат отсылки к популярной культуре. В канализациях можно найти статую клоуна с красным воздушным шариком. На дне у берега лежат обломки разбитого тримарана, владелец которого пытался найти «мифическую сушу». А при посещении акулой небольшого острова рассказчик категорично заявляет, что волейбольные мячи — куда лучшие друзья, чем футбольные.
Посещение интересных мест — одна из немногих побочных активностей в Maneater и единственная, которую можно назвать интересной. Остальные сводятся к поеданию рыб, людей или номерных знаков. Но это еще полбеды, ведь сюжетные миссии абсолютно ничем не отличаются.
Мы привыкли к тому, что в играх с открытым миром есть основной сюжет, в который разработчики вкладывают больше всего сил. Помимо них, на карте встречаются и дополнительные квесты, которые поменьше, но всё еще прописаны вручную. И лишь на низшем уровне располагаются генерируемые задания в стиле «убей десять крыс» или «собери сто флагов». К несчастью для Maneater, ей достались только последние.
Ешьте, акулята, людей — будете здоровы!
В магазинах Maneater называют action-RPG, и если часть про экшен вполне понятна, то назвать игру ролевой получится только с очень большой натяжкой. Вероятнее всего, к этому жанру ее приписали из-за наличия системы развития с уровнями и перками.
Пожирая различную живность, акула получает питательные вещества — мутагены, жиры и минералы, которые одновременно выполняют роль очков опыта и валюты. С набором уровней героиня не просто получает прибавку к характеристикам — она буквально растет и увеличивается в размерах, что серьезно влияет на геймплей.
В начале игры опасность для нас представляет каждая щука, а встреча с аллигатором — верная смерть. Чуть повзрослев, мы уже можем осмелиться напасть и на него. Потребуется много сноровки, но одолеть его всё же будет возможно, отгрызая от оппонента кусок за куском. В середине прохождения с пресмыкающимся можно будет сражаться на равных, а в конце он будет не опаснее окуня — девятиметровый мегалодон убьет его за пару укусов.
Такая прогрессия от пугливого малька к высшему хищнику не только интересна геймплейно, но и отражает реальный жизненный путь акулы. К сожалению, у нее есть и негативные последствия. При достижении максимального размера угрожать вам будут только кашалоты и касатки, которые водятся лишь в нескольких местах. На всей остальной карте соперников среди фауны совершенно не будет. Подстроить противников под свой уровень, как в других RPG, не получится.
Кроме увеличения размеров, игрокам будут доступны и несколько мутаций — улучшений отдельных органов, которые дают пассивные бонусы или перки. Их нельзя открыть с получением уровней — они выдаются за выполнение заданий. С помощью одного из таких комплектов можно обрасти костяной броней, а другой позволит превратиться в живую молнию.
Прокачивать же мутации, повышая их уровень и предоставляемые бонусы, можно с помощью тех самых питательных веществ. Каждый представитель водной фауны богат на что-то одно: в акулах много мутагенов, в черепахах — минералов, а в тюленях — жира. Поэтому во время охоты есть смысл выслеживать определенную добычу, ну или перейти на диету из людей — они в равной степени богаты всеми элементами.
От кровавой бани до кровавых салочек — бои в Maneater
Мутации отражаются и на внешнем виде акулы, превращая ее в фантастическое чудовище. Поэтому если вы хотите управлять более реалистичным хищником, то вам не повезло. С другой стороны, можно попытаться обойтись и без них. Они, безусловно, упрощают жизнь, но не оказывают критического влияния на стиль прохождения. Между электроакулой и костяной акулой не такая большая разница, как между бардом и варваром.
Геймплей Maneater можно разделить на три категории: обед, битвы с хищниками и сражения с охотниками на акул. Первое — это элементарное пожирание травоядной фауны и обычных людей. За последними, кстати, в основном придется выбрасываться на сушу. Героиня игры способна надолго задерживать дыхание и вытворять такие кульбиты вне своей привычной среды обитания, что закрытию всех курортов из-за пандемии даже немного радуешься.
Битвы с хищниками чем-то напоминают дуэли из экшенов с ближним боем. Ключ к победе в них — вовремя уклониться от атаки соперника и контратаковать. Задача усложняется тем, что в игре нет закрепления камеры на противнике, а сражения происходят в трехмерном пространстве, а не на плоскости.
Всего игроку доступны три вида атак: укус, удар хвостом и трепка. С первыми двумя всё ясно из названия, а третье — это такой захват зубами, из которого жертва не может вырваться. Технически вместо того, чтобы «трепать» добычу, можно продолжить кусаться — разницы не будет никакой.
Куда интереснее и динамичнее противостояния с охотниками на акул — в них необходимо постоянно двигаться, уклоняться и есть. В одиночку человек не представляет для акулы никакой опасности. Будь он даже на лодке — хищник может выпрыгнуть из воды, схватить его зубами или попросту разбить лодку хвостом. Однако вооруженная группа людей на хорошо бронированных судах — это совсем другая история.
Охотники появляются после того, как вы убьете нескольких человек. Сперва это будут любители на гидроциклах. Но как только вы разберетесь с несколькими боссами, уровень дурной славы повысится, и преследовать вас будут уже катера береговой охраны.
Сражения с людьми на высоких уровнях превращаются настоящую чехарду. Враги постоянно стреляют в акулу, и уклониться от всех атак разом она не может физически и потому всё равно стабильно теряет здоровье. Чтобы его восполнить, необходимо поглощать живые аптечки — людей. Однако во время питания рыба становится легкой мишенью, пусть даже и на пару секунд, и из-за этого невольно снова теряет здоровье. А ведь ей нужно еще и топить суда!
Говорят, акулы никогда не спят и не останавливаются — из-за устройства дыхательной системы они вынуждены постоянно двигаться, иначе задохнутся. В боях с охотниками всё устроено аналогично — любая остановка или даже промедление может закончиться смертью. Спасает только то, что от преследования довольно легко уйти.
Maneater нельзя назвать отличной или даже хорошей игрой. У нее невразумительный сюжет и поразительно однообразные задания. Даже сражения, несмотря на всю динамичность и напряженность, приедаются довольно быстро. Однако это не делает ее уж совсем плохой разработкой. Игра отлично подойдет для убийства времени и утоления кровожадности. Подобно трешовым фильмам и фастфуду, Maneater точно знает, что собой представляет, и не претендует ни на что большее. Это простое развлечение на пару вечеров, радующее бессмысленной жестокостью и не требующее особого погружения.
- интересно наблюдать, как растет акула
- ироничный рассказчик
- динамичные и напряженные бои
- пасхалки на карте
- возможность побыть злодеем
- однообразные квесты
- скучные процедурные сюжетные задания
- унылый сюжет
- малая вариативность прокачки
- бои приедаются по достижении максимального уровня
- падения FPS в продолжительных боях на PS4 и загрузки в открытом мире