Топ-10 лучших MMORPG — World of Warcraft, Lineage 2, The Elder Scrolls Online и другие
Статья

Топ-10 лучших MMORPG — World of Warcraft, Lineage 2, The Elder Scrolls Online и другие

Кто-то скажет, что играть в MMORPG глупо, ведь жизнь быстротечна: лучше потратить час на матч в Dota 2 или CS:GO, чем любоваться полуголым задом эльфийки 80-го уровня в Lineage II или делать локальные задания в World of Warcraft. Если вы не согласны, то добро пожаловать в клуб. Расскажу вам о топ-10 живых MMORPG, в которые еще не поздно начать играть в 2020 году. 

10. Albion Online — для поклонников пародий 

Дата релиза: 17 июля 2017 года

Если бы в 2017 году мне сказали, что подающий надежды проект Albion Online с треском провалится на последнее место моего топа, я бы не поверила. Как фанат MMORPG, я ожидала от тайтла феерии. Перед релизом разработчики рассказывали, что это не просто убийца WoW, Lineage 2 и прочих проектов, но и та самая игра, где нам захочется жить, любить и детей растить. Но нет, это не так.

Единственное, чем примечателен тайтл, — классная система крафта, чуть более чем полностью зависящая от собирательства. В вашем распоряжении целый мир, который можно обобрать до нитки. Буквально каждый предмет окружения может попасть в инвентарь, чтобы впоследствии быть переработанным на сырье для крафта. Круто! Жаль, что при смерти персонаж теряет всё нафармленное честным трудом добро и остается с голой попой и чувством гнева. 

Комфортнее и интереснее всего играть в Albion Online большой группой знакомых, но можно по старинке найти гильдию в игре. Плюс в том, что в большой команде можно поделить рутинные обязанности, а также поучаствовать в масштабных сражениях с другими группировками. Умирать за друзей и честь клана не так обидно, как получать «люлей» от случайного бабуина.

Сражения, один из главных элементов MMORPG, в Albion Online изнурительные. Из-за страха потерять весь скарб игроки неохотно помогают тебе в битвах, да и в PvP идут не слишком активно — за исключением «НоГеБаТоРоВ666», которые специально охотятся на слабых и убегают от равных по силе соперников. Стоит отметить, что для всех платформ (а это ПК и смартфоны) есть лишь один мир и сервер. Да и привычных уровней нет — только качество экипировки, от которой также зависят ваши способности. А знаете, чего еще нет? Хорошей графики, квестов и баланса. Многие журналисты сравнивают Albion Online с Ultima Online, но для меня это оскорбление последней. «Ультима», кстати, в топ не вошла — уж слишком стара.

9. Star Wars: The Old Republic — для фанатов световых мечей

Дата релиза: 20 декабря 2011 года

Космическую оперу Star Wars уважают во всем мире, и проверить в действии световые мечи хотят многие. В SWTOR эта возможность реализована во всей красе.

Пользователям предстоит встать на сторону Галактической Республики или Империи ситхов. Действия игры происходят за 3,5 тыс. лет до начала событий киновселенной, так что никаких знакомых персонажей в ней нет.

Во многих MMORPG отыгрыш не является необходимостью, а о соответствии поступков персонажа его происхождению, характеру и прочим определяющим личность мелочам задумываются немногие. В SWTOR ролеплей как бы встроен в процесс прокачки: во время прохождения квестов есть несколько вариантов развития событий, и итоговый результат действительно зависит от ответов игрока.

Иногда по ходу прохождения сюжетных кампаний SWTOR забываешь, что играешь в MMORPG. В твоей группе порой долгое время могут быть одни NPC — с ними же персонаж может завести романтические отношения. Кстати, я уже писала об этом в статье о свадьбах в онлайне.

Star Wars: The Old Republic не очень популярна — в первые годы издатель говорил о 1,7 млн игроков, и вряд ли со временем их стало больше. При этом для привлечения новичков разработчики сделали опасную вещь — жетон для моментального повышения уровня. Учитывая, что хайэнд-контент здесь довольно скудный, а сюжет по ходу прокачки — самая интересная часть игры, пользоваться им я настоятельно не рекомендую. 

8. Final Fantasy XIV — для людей с тонкой душевной организацией

Дата релиза: 30 сентября 2010 года

Пожалуй, самая качественная игра в этой подборке с точки зрения аудиовизуального наполнения, но одна из самых грустных по геймплею. На выходе тайтл заслуженно получил единицу на Metacritic, а журналисты не ставили ему больше 49 баллов из 100. Square Enix пришлось сильно попотеть над обновлениями, чтобы игра стала походить на хорошую MMORPG. На это ушло целых девять лет — только в дополнении Shadowbringers, вышедшем в июле 2019 года, контент стал достойным 90 баллов из 100 по версии СМИ.

Впрочем, даже Shadowbringers не может похвастаться ничем, кроме приятной сюжетной линии. Хотят ли игроки погружаться в MMORPG ради сюжета? Возможно, фанатам «Финалки» приходится по вкусу разбираться в витиеватостях сеттинга, но мне бы хотелось сложных данжей и крутых рейдовых боссов. Они в FFXIV только для галочки. Большая часть контента проходится в стиле «кататься лицом по клавиатуре и получать добычу».

7. ArcheAge — для тех, кто мечтает стать пиратом, но проживет жизнь фермера

Дата релиза: 15 января 2013 года

ArcheAge — самая милая MMORPG, которую я знаю. Большое количество социальных занятий, профессий и развлечений делает из нее этакий клуб по интересам. Можно быть рыболовом, садоводом или пастухом, практически не отвлекаясь на такое бесполезное дело, как охота на монстров.

Если вы думаете, что Death Stranding — это единственный симулятор курьера в геймерском мире, то вы просто не играли в ArcheAge. Местные фермеры годами переправляют свои товары из точки А в точку Б. И да, грабить караваны здесь — обязательное занятие.

В 2020 году разработчики ArcheAge позаботились о новичках: облегчили прокачку и добавили броню, характеристики которой повышаются с уровнем героя. Основная проблема в этой MMORPG на старте — очки работы. Они необходимы буквально для всех действий, от сбора ресурсов до крафта. Игра бесплатная, но чтобы не получить нервный тик из-за недостатка очков работы, в обязательном порядке нужно оформлять премиум и брать прочие бонусы из внутриигрового магазина. Так как все действия будут требовать поинтов, ускоренное повышение оных — залог крепкой психики.

Как и во многих MMORPG, изначально игроки разделены на две фракции — харнийцев и нуианцев. Однако именно в ArcheAge пользователь может отказаться от предрассудков, запрыгнуть в корабль и поплыть под черными парусами к лучшей жизни с бутылкой рома в руках. Нетрудно догадаться, что эта особая фракция — пираты. Однако мест в их элитном обществе всего 150. Чаще всего слоты занимают члены самой крутой гильдии на сервере, новичка без особых заслуг вряд ли примут в тесные ряды.

6. Black Desert — для самых быстрых пальцев на Диком Западе

Дата релиза: лето 2015 года

MMORPG Black Desert от корейской студии Pearl Abyss — визуально классический представитель азиатских игр, но сильно отличающийся от них геймплеем. Во-первых, в Black Desert бесшовный мир, во-вторых, никаких инстансов, в-третьих, комбо-бой. В общем, засесть в подземельях и выйти оттуда прославленным рыцарем в сверкающей броне не получится.

За русскую локализацию оригинальной Black Desert с 2018 года отвечает Innova. До этого MMORPG в СНГ заведовала GameNet, у которой были как pay-to-play серверы, так и free-to-play, но теперь существует лишь второй тип, но с практически обязательным донатом на практике. На официальном сайте сказано, что в BD «уже 10 млн пользователей по всему миру» — здорово, что информация в открытом доступе, но это довольно низкие показатели по сравнению с топовыми тайтлами. 

Помимо клиента 4game, Black Desert распространяется через Steam, что делает её конфеткой для диджитал-староверов. Благодаря статистике SteamCharts можно отследить популярность игры: звёзд с неба она не хватает, но и не Artifact. Есть также мобильная версия — там онлайн зашкаливает.

Управление персонажем и набор его способностей — самая удивительная часть Black Desert. Фанаты файтингов определенно были бы рады, если бы тайтл вышел на консолях — разработчики намекали на возможность такого развития серии. Но играя на клавиатуре с мышью, нужно обладать самыми гибкими и быстрыми пальцами, так как комбинаций у героев очень много. Некоторые после запуска игры не были известны, и геймеры вынуждены были не только гадать, как максимально эффективно прожимать абилки, но и держать самые мощные комбо в тайне от конкурентов. Кто знает, может быть, до сих пор какой-нибудь особенно разрушительный прием неизвестен игрокам.

5. Aion — для нагибаторов

Дата релиза: 25 ноября 2008 года

Если в 2020 году вы ищете игру, в которой можно в одиночку уничтожать целые кланы, — это именно Aion. Возможность соло-прокачки, соло-фарма и соло-нагибания здесь реализована идеально. Впрочем, за это придется заплатить: NCSoft и игры без доната — вещи несовместимые.

Изначально Aion распространялась по подписке, но в 2016-м стала условно-бесплатной с возможностью оформить премиум-доступ, который повышает опыт и фарм. Разделение на PvP и PvE здесь весьма условное: можно пойти на босса и обнаружить себя активно сражающимся против игроков, потому что это не только интереснее, но и выгоднее с точки зрения фарма валюты. Разделение пользователей на фракции элийцев (ангелов) и асмодиан (тоже ангелов, но падших!) позволило создать интересный PvP-конфликт в открытом мире, не скопировав при этом WoW подчистую.

Многим знакомо чувство, когда начинаешь играть большой компанией, прокачиваешь несколько уровней толпой, а потом вы неделю не можете собраться. В Aion есть возможность не зависеть от постоянно занятых друзей и качаться в одиночку — это сделало меня самым счастливым геймером на земле. Хотя квесты в Aion оставляют желать лучшего — убей несколько медведей, сдай квест и… снова иди убивать медведей. Когда твои друзья снова соберутся, можно поделиться квестом на медведей с ними и ничего не упустить в совместном экспириенсе.

NCSoft продолжает обновлять Aion. Последний патч «Воплощение силы» вышел 16 июня 2020 года. В 2019-м у игры были довольно серьезные проблемы: её прибыль упала до самого низкого показателя за три года. Неизвестно, сколько пользователей посещают миры Aion, но разработчики продолжают открывать официальные серверы и по сей день.

4. Perfect World — для любителей красочных китайских по(д)делок

Дата релиза: июль 2005 года

Мало кто знает, но знакомая нам MMORPG Perfect World на самом деле Perfect World 2. Релиз первой состоялся эксклюзивно в азиатских странах, хотя своим наполнением она ничем не отличалась от той, что в 2008 году вышла на просторах СНГ. Геймплей, локации и подземелья остались прежними, но китайские игроделы из Beijing Perfect World справедливо решили, что две игры лучше, чем одна. 

Развивать игры было решено по разным сценариям — первую оставить практически без аддонов, но с моделью распространения pay-to-play, а вторую апгрейдить в стиле WoW, но сделать бесплатной. Таким образом, PW можно считать игрой, у которой запуск формата Classic состоялся раньше основной версии.

Критики не раз называли Perfect World «китайским аналогом WoW», намекая на вторичность геймплея. Игру также ругали за систему доната, который был обязателен для всех пользователей, желающих попасть в топовые кланы и сражаться в территориальных войнах. А для меня массовые PvP-сражения в PW — это личная драма.

В 2011 году клан Souhait с сервера «Антарес» сделал невероятное — захватил все PvP-зоны в игре. После этого активные члены SH собрались на турбазе, отлично погуляли и решили уйти непобежденными, удалив клан и пообещав не возвращаться в игру. На сервере «Антарес» в честь этого прошел «последний флешмоб».

Клан Souhait стал частью истории Perfect World. Сейчас игра мало похожа на ту, в которую я была влюблена. Она продолжила развитие совсем не по сценарию World of Warcraft, а скорее наступила в лужу Lineage II. Редкие, но кардинально влияющие на игру дополнения отпугнули пользователей. Система бесконечного левелинга даже с донатом не позволяет новичкам соревноваться с олдами. Помогают только официальные объединения и переоткрытия серверов, а также пиратские хостинги. 

В мае 2020 года для Perfect World вышел патч «Северные земли». Графика в новых локациях старательно пытается соответствовать высокому техническому уровню, но всё же недотягивает. К тому же MMORPG — совсем не тот жанр, в который идут ради красивых текстур.

В 2019 году вышла Perfect World Mobile — проект для смартфонов, приблизительно напоминающий ПК-версию. Даже оригинальная PW имела множество облегчающих жизнь фич — «хирки», восстанавливающие здоровье и ману, автоматический поиск пути и другие удобства. Ну а мобильная версия попросту играет сама в себя, особенно если кормить персонажа котлетами доната.

Почему игра занимает высокое место в этом рейтинге? Во-первых, оно куплено моей ностальгией по Souhait. Во-вторых, по официальным данным Mail.ru, комьюнити Perfect World насчитывает 12 млн пользователей, хотя компания умалчивает, сколько геймеров заходят в игру ежемесячно. Скачав клиент, я была удивлена, что даже в стартовых локациях до сих пор можно встретить живых игроков, а в глобальном чате всё так же шутят про мам. Атмосфера почти как в «Доте»!

3. The Elder Scrolls Online — для фанатов драконорожденных

Дата релиза: 4 апреля 2014 года

Одна из самых продуманных и одновременно противоречивых фэнтези-вселенных получила свою многопользовательскую версию спустя три года после выхода Skyrim. К тому же тайтл изначально не был рассчитан на русскоязычную аудиторию — перевода не было, а цена в 5 тыс. отпугивала. И всё же в СНГ (после Азии и Америки) самые активные фанаты MMORPG. Они проникли на элитные серверы дорогостоящей The Elder Scrolls Online и поселились там надолго.

На релизе геймплей TESO показался мне очень странным: система «нон-таргет» и спорное управление с «клавомыши», которое будто изначально задумывалось под консоль, да еще и полноценный режим от первого лица. Так и получилось — в 2015 году игра вышла на PlayStation 4 и Xbox One.

Уже к февралю 2017-го Bethesda похвасталась невероятными продажами The Elder Scrolls Online — 8,5 млн копий за три года. Ежегодно издатель озвучивал новые цифры: в 2019-м на выставке Е3 — 13,5 млн. Ежемесячный онлайн — более 2,5 млн активных игроков, плюс столько же «залётных».

ZeniMax Online Studios, разрабатывающая TESO, решила развивать её с помощью DLC. Последнее — Greymoor — вышло 26 мая 2020 года, с ним в игре появился долгожданный официальный перевод на русский язык. 

С самого начала The Elder Scrolls Online не была приверженцем социальной системы, к которой привыкли многие фанаты MMORPG: в нее с легкостью можно играть в одиночку, просто наслаждаясь сюжетом в знакомом сеттинге. Оригинальные события TESO развиваются за тысячу лет до описанных в The Elder Scrolls V: Skyrim. В игре есть открытый конфликт: расы Тамриэля разделены на три альянса, которые хотят захватить власть над центральной провинцией Сиродил. В наличии всё, что полюбилось игрокам, знакомым со вселенной, — вечные проблемы с даэдра, система гильдий и NPC, которые живут своей жизнью, а не просто стоят в ожидании вашего внимания. К тому же с выходом DLC пользователям стали доступны приятные мелочи вроде покупки домов — настоящая маленькая жизнь.

2. Lineage 2 — для неискушенных олдов

Дата релиза: 1 октября 2003 года

Еще до начала войны между комьюнити Dota 2 и League of Legends многие геймеры были в курсе конфликта фанатов World of Warcraft и Lineage 2. Я знаю о нем не понаслышке — сначала воевала за MMORPG от NCSoft, но после разгрома войск Эльморедена разработчиками примкнула к более прозорливой Blizzard. Сейчас вопрос об игре, достойной вершины пьедестала, уже риторический — World of Warcraft процветает, а на официальных серверах Lineage 2, наполненных ботами и «доширачниками», еле теплится жизнь.

«Доширачники» — это люди, из-за которых слово «экономика» в отношении Lineage 2 стало ругательством. Возможность играть в товарно-денежные отношения на заре MMORPG привлекала многих пользователей, а спойлеры, добывающие дополнительные ценные ресурсы, и крафтеры, создающие из них экипировку, были очень популярными профессиями — пока не появились те самые «мамкины бизнесмены», предпочитающие выводить валюту из игры. В шутку говорят, что основная цель таких манипуляций — покупка лапши быстрого приготовления, чтобы влачить жалкое существование. Экономика в Lineage 2 и так не слишком стабильная, со временем убивающая сама себя из-за бешеной инфляции и пресыщения рынка товарами, но перепродажа адены убивает новые серверы с космической скоростью. Такая деятельность нелегальна, но наказывают далеко не всех.

Чтобы хоть немного повысить заинтересованность у игроков, которые несут деньги в кассу, а не выводят их на личный счет, разработчики добавили во внутриигровой магазин огромное количество бонусных предметов, в клиенте появились квесты за вход, а прокачка перестала быть хардкорной. К тому же теперь Lineage — это не одна игра, а сразу пять: оригинальная, Classic, Essence с полностью автоматизированной прокачкой и две официальные мобильные версии. Подробнее о том, в каких условиях вынуждены существовать фанаты корейской MMORPG в 2020 году, можно прочитать в моей статье.

Официальной статистики об онлайне ПК-версий Lineage 2 нет, а вот мобильные стабильно входят в топ самых популярных приложений. К тому же издатель Innova продолжает открывать новые серверы как для Classic, так и для стандартной версии — это косвенно, но подтверждает спрос. 

Есть печальный факт: комьюнити Lineage 2 разделено на небольшие фракции, и за этим стоит сам разработчик. Нельзя не упомянуть, что самая активная игра в «ту самую MMORPG» проходит на нелегальных пиратских серверах, с которыми NCSoft активно борется. Почему же эта спорная игра достойна занять второе место в моем топе? Медаль за былые заслуги.

1. World of Warcraft — для реалистов

Дата релиза: 23 ноября 2004 года

Лучшая классическая MMORPG на сегодняшний день — однозначно World of Warcraft от Blizzard. Не обязательно играть в неё, чтобы понимать, насколько эта игра важна для геймерского комьюнити. Она стабильно входит в топ-10 тайтлов по прибыли, выпадая из рейтинга лишь в период «межсезонья», когда старый контент уже закрыт всеми активными пользователями, а препатч нового аддона пока не установлен на основные серверы. 

Выход нового патча в WoW — событие мирового уровня. MMORPG резко взлетает в топе Twitch, а во время гонки прогресса даже занимает первые места по просмотрам. Эта игра подходит как казуальным пользователями, так и фанатам хардкора. По WoW проводят киберспортивные турниры, на них разыгрываются конкурентоспособные по отношению к другим тайтлам призовые.

Blizzard выбрала грамотный подход к обновлениям своего флагмана. Если сравнивать с Lineage 2, где «старички» даже в новом патче живут припеваючи, в WoW в каждом аддоне все игроки становятся равны — устаревает экипировка, профессию нужно заново апгрейдить, а приоритет локаций и квестов меняется. Из-за этого в WoW постоянно приходит «свежая кровь» и возвращаются те геймеры, которые пропустили какой-то из эпизодов развития сюжета MMORPG по личным причинам. А люди для этого жанра — самый ценный ресурс.

Однако и World of Warcraft не всегда жилось сладко, не зря же в 2015 году Blizzard перестала публиковать официальную статистику по онлайну. Если брать во внимание фанатские рейтинги, которые основываются на внутриигровых аддонах и прочих косвенных данных, сейчас в WoW играют не меньше, чем на задокументированном пике около 12 млн во времена Wrath of the Lich King и начала Cataclysm. Правда ли это — остается только гадать.

У WoW и Lineage 2 невероятно много общего, но каждый шаг Blizzard проделывает лучше, чем NCSoft. Это же случилось и при запуске классической версии. Обе они вышли в угоду фанатам, которые считают, что раньше трава была зеленее. Пока неясно, как именно будет развиваться WoW Classic, но Blizzard наверняка учтет ошибки «Линейки» и не станет пытаться написать альтернативную вселенную — и тогда на аддоне WotLK американская компания сорвет еще один джекпот.

В основной версии World of Warcraft скоро выйдет дополнение Shadowlands. Миллионы игроков отправятся на борьбу со съехавшей с катушек Королевой банши Сильваной. Грамотное использование олдовых образов в новом сюжете повышает интерес условно ограниченного пула геймеров — фанаты Короля-лича точно вернутся в игру после такого синематика. 

Разработчики MMORPG изо всех сил стараются идти в ногу со временем, добавляя элементы сессионных игр и облегчая старт для новичков. Практически во всех тайтлах этого жанра теперь можно найти бонусные выходные, автоматизацию рутинных действий и полное обновление контента в определенные временные промежутки. Иначе — стагнация и потеря онлайна. Впрочем, история и мода цикличны, так что я планирую дожить до нового пика популярности MMORPG и снова стать эльфом 80-го уровня.

Смотрите также:
Лучшие игры на ПК - полный список
Лучшие игры MOBA на ПК и консолях
Лучшие игры на PlayStation 5

Комментарии