В Европе наступила эра коммунизма — в Cold War одна из лучших кампаний в истории Call of Duty
Статья

В Европе наступила эра коммунизма — в Cold War одна из лучших кампаний в истории Call of Duty

В Call of Duty: Black Ops Cold War разработчики попытались слегка отойти от шаблона «стреляй-беги», превратив кампанию в один увлекательный и стильный шпионский детектив. Большую часть времени это все же попсовый флеминговский «Джеймс Бонд» со взрывами, перестрелками и суперзлодеем, но редкими моментами он даже напоминает творчество Джона ле Карре. Эти эксперименты Activision сделали кампанию в Cold War одной из лучших в серии. Какой же получилась игровая адаптация холодной войны — в материале Cybersport.ru.

 

Хочу начать с небольшого лирического отступления. Скажу сразу: мне понравилась Cold War. В этом обзоре я буду разбирать именно кампанию шутера, и она в основном достойна лестных слов. Изначально статью о Call of Duty: Cold War должен был писать другой автор Cybersport.ru Сергей Lampochko Сергиенко. Вот только оказалось, что в новой CoD хватает технических сложностей. Многие игроки после релиза столкнулись с проблемами при подключении к серверу, а некоторые до сих пор не могут зайти в игру из-за необъяснимых ошибок. С такой сложностью столкнулся и Сергей, который так и не получил ответа от техподдержки Activision, а его посты на reddit об имеющейся проблеме удаляются модераторами. Этот аспект не повлияет на мою итоговую оценку, так как я буду учитывать только кампанию шутера, однако, мне кажется, читатели должны знать о существовании подобных проблем.

Пожалуй, самая красивая Call of Duty

Cold War — это заметный шаг вперед в плане визуальной составляющей. Разработчики отдельным файлом выпустили набор текстур и моделей в HD, который весит 40 ГБ. Качать его необязательно, но с ним определенно будет приятнее. Однако просто красивой графикой в 2020 году мало кого можно удивить, поэтому Cold War привлекает скорее дизайном уровней. Здание КГБ на Лубянке — одно из самых красивых и проработанных мест в игре: от портретов генсеков и огромных люстр до типичных советских деревянных скамеек и мраморных стен.

Добро пожаловать на Лубянку
Добро пожаловать на Лубянку

Атмосферу 1980-х хорошо подчеркивают и главные личности того периода: выступления Рейгана, парады на Красной площади, объятия Брежнева и Кастро — все это погружает в исторический контекст. Кстати, и Рейган, и Горбачев, которых можно будет встретить на совещаниях, получились довольно похожими. Точно в эпоху разработчики попали и с внешним видом героев: например, агент Адлер выглядит точь-в-точь как актер из боевиков 1980-х. 

Тихие берлинские улочки
1/2
Тихие берлинские улочки
КПП у Берлинской стены
2/2
КПП у Берлинской стены

Но квинтэссенцией машины времени в тот период стала миссия «Кирпич в стене»: там визуально привлекает всё — от немецкого метро до небольшого бара, где должна состояться встреча со связным. Миссия проходит как раз неподалеку от Берлинской стены, поэтому с одной из крыш нам открывается обзор и на ГДР, и на ФРГ. Разработчики сделали довольно умеренный контраст в дизайне двух Германий, чтобы было заметно, что это, по сути, два совершенно разных мира, но в то же время не стали ударяться совсем уж в карикатурность, выставляя социалистическую половину Берлина в жалком и нищем свете.

ГДР
1/2
ГДР
ФРГ
2/2
ФРГ

На фоне Берлина условные Куба и Ямантау получились менее запоминающимися, ведь их мы в той или иной интерпретации уже могли видеть и ранее. Но все равно общее впечатление от визуальной составляющей Cold War оказалось крайне положительным.

Viva La Cuba!
1/3
Viva La Cuba!
Секретная база Персея
2/3
Секретная база Персея
В поисках еще одного агента Персея
3/3
В поисках еще одного агента Персея

Кирпич в стене и тест на внимательность

Cold War — это прежде всего шутер. Шпионских игр здесь не так много, но те, что есть, действительно привносят интересное разнообразие в игровой процесс. Помимо основной сюжетной линии, здесь есть и побочные миссии, подходить к которым стоит только после того, как вы собрали все необходимые улики. В разных локациях вы можете найти предметы, которые помогут, к примеру, получить доступ к дискете с информацией о «спящих агентах» в США или вычислить, кто из европейских политиков является агентом Персея. Причем просто собрать улики недостаточно: их нужно еще и сопоставить. Сами побочные миссии геймплейно никак не будут отличаться от привычной Call of Duty: высадился, зачистил сотню врагов, улетел. Однако сам подход к ним, который вынуждает нас посидеть над картой заданий, копаясь в уликах, сам по себе любопытен.

Доска заданий
1/2
Доска заданий
Вычисляем цели для устранения
2/2
Вычисляем цели для устранения

Самая шпионская миссия в Cold War — «Кирпич в стене», в которой нас отправляют в ГДР, чтобы выследить одного из агентов антагониста игры Персея. Мы аккуратно маневрируем по темным берлинским улочкам, пытаясь обойти все отряды Штази, которые проверяют каждого встречного. Стрельбы минимум (не считая финала миссии), а вот атмосферы шпионского детектива хоть отбавляй. Это заметно добавляет напряжения процессу: в сцене, где мы прокрадываемся в дом к агенту Персея и пытаемся не попасться на глаза ему и его сыну, нервов тратится больше, чем при сражениях с сотней солдат СССР. Такие моменты добавляют Call of Duty определённой свежести, а конкретно Cold War делают более приближенной к настоящей холодной войне.

Создание героя в Cold War. Ну вы знаете, эти агенты с альтернативным полом во времена холодной войны
Создание героя в Cold War. Ну вы знаете, эти агенты с альтернативным полом во времена холодной войны

КГБ в качестве декорации

Холодная война — одно из самых любопытных противостояний в истории, но Activision дает игрокам возможность взглянуть на него только с одной стороны. Хотя даже в этом случае кампания могла бы получиться более целостной, если бы наш специальный отряд сражался непосредственно с КГБ. Однако антагонистом игры стал советский агент Персей, который действует за спиной у руководства СССР. А что же сам КГБ? Какие цели ставит комитет, чего пытается достичь? Все это осталось за кадром.

Команда по спасению мира... или нет?
Команда по спасению мира... или нет?

В миссии «Крайние меры» мы, играя за двойного агента Дмитрия Беликова, даже побываем на совещании КГБ на Лубянке вместе с Горбачевым и молодым Имраном Захаевым. Однако это никак не раскроет позицию и цели СССР в холодной войне, ведь там будет обсуждаться исключительно проблема «крота» в КГБ. Поэтому советские спецслужбы в Cold War — не больше чем обычные декорации, которые нужны исключительно в качестве мишеней в миссии «Крайние меры». И это действительно выглядит странно. Представьте, что в Call of Duty 2 вы бы сражались не с Германией, а с неким безумным генералом, который ведет свою войну за спиной Гитлера. Игры, основанные на реальных событиях, конечно, не должны быть документальными, но если из исторического контекста полностью убрать важнейшую действующую сторону, то получится как-то нелепо.

В какой-то момент миссия «Крайние меры» начинает напоминать задание «Ни слова по-русски» из Modern Warfare 2
В какой-то момент миссия «Крайние меры» начинает напоминать задание «Ни слова по-русски» из Modern Warfare 2

Холодная война — это битва разведок и двух идеологий, где сложно назвать «хороших» и «плохих». Activision не стала вешать ярлык врага на КГБ и СССР: она искусственно отделила от них некоего антагониста и весь сюжет посвятила ему. Вероятно, если бы на протяжении всей игры мы сражались непосредственно с действующими агентами КГБ, это вызвало бы массу хейта и обвинений в русофобии в адрес разработчиков, но это сделало бы Cold War действительно игрой про холодную войну, а не стилизацией с коммунистическими декорациями и случайным антагонистом. 

Товарищ Беликов помогает нам пронести оружие в здание КГБ
Товарищ Беликов помогает нам пронести оружие в здание КГБ

Вьетнамские флешбэки

Пожалуй, одна из самых интересных и необычных миссий во всей франшизе Call of Duty — предпоследнее задание «Прорыв». В нем нам предстоит пережить события войны во Вьетнаме, чтобы найти ключ к разгадке планов Персея. Это нелинейная галлюциногенная миссия, в которой главного героя, накачанного некими препаратами, будет направлять по воспоминаниям агент Адлер. Причем у геймера будет возможность не следовать советам, а выбирать свой путь, чтобы узнать больше о самом себе.

Агент Адлер услужливо помогает нам отправиться в путешествие по подсознанию
Агент Адлер услужливо помогает нам отправиться в путешествие по подсознанию

«Прорыв» напоминает «день сурка» — мы раз за разом будем переживать одно и то же нападение вьетконговцев, чтобы докопаться до правды. Судя по достижению, в миссии существует семь разных воспоминаний и четыре пути. Один из них привел меня в темную пещеру, в которой я был с одного удара убит то ли хищником, то ли зомби. После этого тут же раздался разгневанный голос Адлера: «Хватит врать, покажи, как все было на самом деле. Вколи ему еще, пусть пробует заново».

Задание «Прорыв» не только смотрится крайне интересно, но и вызывает довольно любопытные чувства. Это как некий социальный эксперимент, где за четкое следование инструкциям тебя поощряют, а за неподчинение бьют током. Так и здесь: игроку дают право решать — следовать ли за голосом харизматичного Адлера, который на протяжении всей кампании был к нам так добр, или ослушаться и показать свою истинную личность. Заглянув за красную дверь бункера в джунглях, мы попадаем в лабиринты собственного сознания. Обрывочные образы и бесконечные замкнутые коридоры доводят уровень психоделики до максимума. Визуально это выполнено просто прекрасно. И, конечно, открыв самую последнюю дверь своего подсознания, мы наконец узнаем истину, меняющую все.

Наше галлюциногенное путешествие
1/5
Наше галлюциногенное путешествие
Наше галлюциногенное путешествие
2/5
Наше галлюциногенное путешествие
Наше галлюциногенное путешествие
3/5
Наше галлюциногенное путешествие
Наше галлюциногенное путешествие
4/5
Наше галлюциногенное путешествие
Наше галлюциногенное путешествие
5/5
Наше галлюциногенное путешествие

 

Еще в Black Ops III разработчики показали, что готовы к неожиданным сценарным поворотам в духе М. Найта Шьямалана, которые в одночасье переворачивают весь сюжет. Похожий трюк Activision провернула и в Cold War: главный герой оказался бывшим агентом КГБ, которого «перепрограммировали», заложив в него неверные воспоминания и сделав агентом ЦРУ. Твист довольно кардинальный, но он не раздражает. Здесь не возникает ощущения, что сценарист тебя попросту надул, как это было в условной Heavy Rain. В Cold War хватает небольших полунамеков, которые дают геймеру понять, что с его героем не все так просто. Почему меня взяли на задание? Почему мне предлагают вспомнить о Вьетнаме? Почему начальство сомневается в моей готовности? Почему я — ключ к Персею? Все эти вопросы органично вплетены в сюжет, чтобы вызвать подозрения задолго до финального твиста. К примеру, я специально не стал спасать никого из союзников в миссии на Кубе, потому что уже догадывался, что на самом деле являюсь бывшим агентом КГБ. А главное — это мне аукнулось в финале, ведь разработчики дали возможность примкнуть обратно к своим «красным братьям» и положить всех бывших «союзников», которые провели на этот эксперимент с заменой личности. 

 

Хотя некоторые вопросы этот поворот все же оставил: как, например, герою удалось беспрепятственно ходить по главному зданию КГБ, чтобы его никто не узнал, учитывая, что ранее он работал на СССР, а потом бесследно исчез? Хотя на фоне того, что Адлер щеголял по Лубянке в американских черных очках и с кожаной сумкой явно не советского кроя, просчет с главным героем уже не кажется таким заметным.

Встречаем зарю коммунизма

К плюсам Cold War я бы отнес еще и возможность выбора, пусть в некоторых местах она и выполнена довольно посредственно. К примеру, на задании «Кирпич в стене» у нас есть выбор: убрать пойманного агентами Штази нашего связного или отпустить. Во втором случае он сдаст нас и героя схватят, однако, даже если нейтрализовать агента, мы все равно будем пойманы.

Президент США Рональд Рейган
Президент США Рональд Рейган

Кроме того, главному герою добавили варианты ответа в диалогах, и хотя их влияние на сюжет не столь заметно, они добавляют разнообразия. Особенно любопытно это смотрится в последнем эпизоде, где герой, стоя напротив своего идеологического соперника, может удариться в декламацию своих политических воззрений, как карикатурный персонаж боевиков 1990-х, либо без лишних слов привести план в исполнение и покончить с врагами.

Хотя разработчики не дали геймерам возможности побывать в роли ярых коммунистов, выбрать сторону нам все-таки позволят. От этого даже будет зависеть финальная миссия, которая может пройти в двух разных локациях. И, возможно, в итоге «заря коммунизма» все-таки воссияет над всей Европой. После окончания последней миссии нам к тому же расскажут, как наши решения и успехи в побочных заданиях повлияли на геополитическую ситуацию в мире.

Пролетая над Вьетнамом
Пролетая над Вьетнамом

Cold War проходится на одном дыхании. Несмотря на довольно банальную завязку сюжета — «некий русский агент планирует взорвать бомбы» — общее повествование получилось насыщенным и моментами неожиданным. Благодаря этому даже не обращаешь внимания на довольно среднюю стрельбу или какие-то нелогичности в сценарии. Cold War — не идеальный шутер, но кампания в игре определенно одна из лучших в серии за последние годы. А главное — разработчики наконец открыли для себя новую тему, которая смотрится свежо на фоне последних частей.

Обзор зомби-режима и мультиплеера в Call of Duty: Cold War, к которому у геймеров было больше всего претензий, можно найти в материале Юлии yulch1q Исковских.

  • увлекательный сюжет
  • щепотка шпионских детективов
  • визуальное оформление
  • вьетнамские флешбэки
  • возможность выбора
  • и… Горбачев такой молодой, и юный Захаев с бородой

  • очень короткая кампания, которую можно пройти за 3-5 часов
  • СССР и КГБ в качестве декораций
  • небольшие сценарные дыры
8,5

Товарищ, пора за работу

Cold War — это почти идеальная игра на один вечер. Ее можно сравнить с захватывающем блокбастером, в котором есть все необходимые атрибуты жанра — харизматичный герой, таинственный антагонист, шпионские секреты, сюжетные твисты, много взрывов и красивая визуальная обертка. Однако после прохождения остается некое чувство недосказанности — так и хочется, чтобы создатели превратили этот двухчасовой полнометражный блокбастер в полноценный сериал с десятью эпизодами.

Комментарии