— Как и когда возникла идея создания арены? В чём отличие Yota Arena от MCS?
— Когда-то был компьютерный клуб Moscow Cyber Stadium. В такой формат, как компьютерный клуб, я после 2005 года не верил. Компьютерные клубы как таковые умирали, но после их исчезновения игрокам стало попросту негде встречаться. И так со многими геймерами, взять те же комьюнити World of Warcraft или Minecraft, которые вынуждены собираться в кафе или по домам.
Когда-то мы делали первую трансляцию одного из The International в кинотеатре «Алмаз». Собралось 600 человек, билеты раскупили меньше чем за неделю. Геймеры забили полный кинотеатр, развлекались там всю ночь, смотрели игры. При этом мифы про покупательскую способность геймера были развеяны: выручка кинотеатра от одной геймерской пати превзошла все ожидания. Ольга (Ольга Дунаева, вице-президент по контенту и медиа ESforce, — прим. ред.) была инициатором той трансляции. Сначала она бегала и упрашивала кинотеатры: «Давайте попробуем». Но после первого раза уже кинотеатры стали сами проявлять инициативу.
Уже тогда я начал задумываться о том, что игрокам нужен не просто компьютерный клуб, а нечто большее. Понятное дело, что под «Эпицентр» мы всегда будем арендовать «ВТБ Арену» или «Крокус». Строительство площадки под масштабные киберспортивные турниры нецелесообразно. Но когда мы начали обсуждать Кубок России и студенческие лиги, я вернулся к этой идее — построить многофункциональный комплекс для геймеров.
Когда у тебя есть проверенная площадка, где уже все настроено, три резервных канала интернета и никаких проблем — ты понимаешь, что можешь еженедельно проводить турниры без лишних расходов. И главное, можешь планировать соревнования в долгосрочной перспективе.
Также есть много людей, которые увлекаются настольными играми. Популярность Hearthstone — это хорошо, но, например, когда мне было шестнадцать, я был одним из самых ярых игроков в Magic: The Gathering, это прекрасная игра. Клубы настольных игр в большинстве своем, за исключением одного-двух в Москве, — это какие-то подвалы. А хочется зайти в нормальное, светлое помещение; нормально поесть, поиграть.
В совокупности этих направлений зародилась идея — сделать некий «трансформер». Это не совсем киберспортивная арена, а место встречи геймеров как таковых, причем поклонников любых игр, не только «Доты» или CS. Это место, где можно провести время; где геймер может отпраздновать день рождения, отдохнуть с друзьями, обсудить с ними игры и, конечно же, во что-нибудь сыграть.
Например, если он пришел в наш бар, то может посмотреть трансляции интересных ему игр. Пространство разбито на три зоны, и когда нет каких-то крупнейших чемпионатов, типа The International или LCS, можно параллельно смотреть разные матчи. Кому-то CS:GO, кому-то — Dota, кто-то захочет по казуальной игре турнир посмотреть.
Кроме компьютерного клуба и зоны с настольными играми мы сделали целую зону с игровыми приставками — опять же, проводить небольшие турниры по консольным играм будет в самый раз. Достаточно много вложили в VR, потому что там уже есть неплохой мультиплеер, уже сейчас можно играть 3x3.
Помимо того, что я перечислил, есть еще и караоке, многие геймеры его любят — Сене ( Арсений «ceh9» Триноженко — прим. ред.) точно придется давать скидки!
Плюс к этому мы добавили действительно хорошую, качественную кухню — туда мы тоже неплохо вложились. При этом на первом этаже будет кафетерий, где смогут перекусить посетители компьютерного клуба, а вот на втором этаже будет полноценный ресторан, в котором ценовой сегмент будет выше.
— На какой бюджет рассчитывать посетителям Yota Arena?
— Я прекрасно понимаю, что у большинства геймеров, которые увидели то, что мы построили, арена ассоциируется с чем-то очень дорогим, и непонятно, что с этим всем делать. У многих было сомнение — «почему вы делаете на Дмитровке, место не проходное» — так вот, как раз за счет того, что на Дмитровке, разница в цене за аренду по сравнению с тем, какая была бы в центре Москвы, колоссальная.
Наша арена подходит и для разного рода ивентов и презентаций, что даёт дополнительную выручку, за счет этого можно держать демократичные цены во время турниров.
Мы сделали красивое и уютное место для геймеров, куда, я надеюсь, они будут ездить целенаправленно. Для молодых киберспортсменов, школьников и студентов будет выделен почти весь первый этаж, где они смогут чувствовать себя достаточно комфортно. Во время турниров люди смогут нормально провести время вне зависимости от достатка. Ну а второй этаж в вечернее и ночное время будет работать в более высоком ценовом сегменте, в режиме киберспортивного бара для более возрастных геймеров.
— Новая арена построена на месте Moscow Cyber Stadium. Почему именно там?
— Moscow Cyber Stadium был обычным компьютерным клубом, окупить который сейчас не представляется возможным. Изначально Максим (Максим Залилов, бывший руководитель M5 — прим. ред.), который стоил Moscow Cyber Stadium, пришел ко мне и предложил переделать этот компьютерный клуб. Я долго думал, считал, но у меня никак не склеивался бизнес-кейс, как это все окупить. Я стал искать варианты с новыми помещениями. Посмотрел очень много площадок, но вернулся на эту, хотя бы потому что здесь достаточно удобное место, чтобы расположить большую сцену для Москвы. На самом деле, в центре Москвы таких мест всего два или три. Тогда я задумывал просто сделать домашнюю арену для Virtus.pro: это было еще до того момента, когда Алишер Усманов решил поддержать киберспорт. Но благодаря инвестициям Алишера Бурхановича удалось сделать намного больше, чем планировалось изначально.
— На арене есть зона буткемпа. Она предназначена для команд ESforce, или другие организации тоже могут арендовать это место?
— Вопреки многим мнениям про монополию ESforce, мало кто знает, что директора каждой из 14 компаний холдинга имеют свою собственную стратегию и сами выбирают себе партнеров. Обязательной считается исключительно финансовая и юридическая отчетность. Директор Yota Arena волен работать с любыми компаниями и организациями, если это выгодно самой арене. Изначально буткемп строился для Virtus.pro, но в свободное время без проблем может принимать любые другие команды.
Буткемп очень современный, со спортзалом, с лаунжем, рядом находится гостиница. Игрокам будет действительно комфортно там тренироваться. А самое важное — у нас три резервных канала и хороший пинг до Европы.
— Какие мероприятия планируются в Yota Arena в ближайшее время?
— В 20-х числах мая будет финал Кубка России, мы к этому уже готовимся. Это будет первый полноценный турнир, где мы проверим все оборудование в действии.
По нашему плану турниры по разным играм должны идти каждые выходные. Крупные турниры, как я уже сказал, на этой площадке мы проводить не сможем, но, естественно, будем транслировать все самые важные события. Будет большое количество презентаций, ивентов.
Само собой, всем участникам предстоящего EPICENTER будут показывать арену и выделять тренировочные места, если будет необходимость. Основной буткемп у них будет в отеле — так игрокам комфортнее, — но они смогут приехать и на арену.
— Что еще будет на арене, кроме перечисленного? Можно ли назвать ее штаб-квартирой ESforce?
— Мы презентовали чуть больше трех тысяч «квадратов» арены — это зона, куда могут приходить все. Но есть еще закрытые полторы тысячи метров, где находятся студии RuHub, почти все сотрудники Virtus.pro, CyberSport.ru — более 150 человек из компаний холдинга.
— Почему место называется именно Yota Arena? Какое отношение к проекту имеет Yota?
— Это исключительно коммерческий, спонсорский слот. На самом деле, она могла называться в честь другой компании — у нас было три предложения. Но условия с Yota для нас были самыми интересными. Плюс мы с Yota работаем в одном молодежном сегменте аудитории, поэтому договорились именно с ней. Как минимум на ближайшие два года это место будет называться Yota Arena.
— С какими трудностями вы столкнулись при строительстве арены?
— Строительство арены — это одна большая трудность. Все сложности ESforce заключаются в том, что мы слишком разнонаправленные. Мы занимаемся всем: спортивными командами, медиа, контентом. А когда еще прибавилась стройка, у нас в какой-то момент просто не хватало администраторов и профессиональных менеджеров, чтобы все успеть.
Сейчас мы запускаем арену, но параллельно у нас идет подготовка к EPICENTER; запускаются сайты, очень много операционной работы. И самая большая проблема заключается в том, что мы очень ограничены в профессиональных людских ресурсах. Волонтеров и желающих помочь — бессчетное количество. А таких, кто действительно может создать качественный продукт в киберспорте, — единицы.
Когда строишь что-то серьезное, приходится многое согласовывать и утверждать с арендодателями, работать с городом. После того, как мы сделали дизайн-проект, оказалось, что нужно усиливать все конструкции. По сути, нам пришлось чуть ли не перестроить здание. Очень много было работы с разрешительной, согласовательной документацией, и это тоже был для нас адский вызов. Юристов, которые должны были работать в сфере киберспорта, пришлось полностью погрузить в другие процессы.
Дальше было строительство. Строительство — вещь немножко не киберспортивная. Конечно, у нас был очень амбициозный план относительно декабря. Даже если бы мы не стали добавлять VR и несколько прикольных вещей с точки зрения дизайна, я думаю, все равно в лучшем случае мы успели бы к февралю. С того момента, как мы начали строительство арены, прошел год и три месяца, и я считаю, что это достаточно быстро. Арену анонсировали осенью 2015 года, но реально строить начали примерно в феврале.
На согласование дизайн-проектов времени ушло не меньше. У дизайнеров было свое видение, но при этом они были далеки от игр. А у тех, кто занимался проектом со стороны холдинга, было свое видение. Нужно было найти «золотую середину», на что ушло некоторое время.
И потом, мы все-таки коммерческая организация, нужно было правильно контролировать затраты, чтобы остался какой-то вменяемый срок окупаемости. Сейчас это где-то семь лет. Изначально хотели уложиться в пять.
Плюс у нас задействовано очень много всяких технологий. Один из самых больших экранов в Москве — пока его привезли, пока настроили… Очень много технологического оборудования, которое требует отладки, проверки. Порядка 130 плазменных панелей, которые управляются с единого сервера. Нужно, чтобы одно не мешало другому. Очень большая проблема была со звуком, потому что у нас есть караоке, большой зал по соседству и компьютерный клуб внизу. Нужно было все правильно сделать с точки зрения звукоизоляции. Уже сейчас проделана огромная работа, и она продолжается, так как важно учесть множество деталей — например, устанавливаются пандусы для людей с ограниченными возможностями.
— Есть ли идея в долгосрочной перспективе построить такие арены в других регионах?
— На самом деле, к нам уже обращались за франшизами, но сейчас рано говорить об этом. Я хочу понять, насколько правильна наша концепция, будет ли она работать. Мы морально готовимся к тому, что в таком заведении будут всплывать какие-то проблемы. И на их осознание нам нужно как минимум месяца три.
Посмотреть на финансовую отдачу можно будет в сентябре-октябре, и только после этого мы поймем, насколько правильно все сделали. С точки зрения инвестиций арена, наверное, была одним из самых рискованных шагов ESforce. Октябрь покажет, насколько это успешный или неуспешный проект. И тогда уже будет понятно, будем ли мы его масштабировать и что с этим можно делать.
— Подводя итог: довольны результатом?
— Мы создали максимально уютное, «ламповое» место с уважительным отношением к каждому посетителю и вменяемыми ценами. Несмотря на коммерческий риск, мы довели дело до конца, и я горд тем, что получилось. Охрана будет строгой — чтобы такая красота жила долго!