Аналитик RuHub Ярослав NS Кузнецов рассказал Cybersport.ru об успехах команд из СНГ и поделился мнением о расистском скандале с участием Карло Kuku Палада. Он также обсудил киберспортивную сцену Fortnite и объяснил, почему в Dota 2 нет лора. Первая часть нашей беседы с NS доступна по ссылке.
Про Virtus.pro, OG и The International
— Давай всё же ненадолго вернемся к итогам года. Как ты думаешь, может ли Virtus.pro, как и ты, считать этот год успешным? Или выступление на The International всё испортило?
— Я думаю, что Virtus.pro может считать свой год куда более удачным, чем у меня. У команды действительно выдался очень крутой сезон.
— А как же ситуация с The International 2018?
— Ну а что The International? Я не могу назвать примеров, но точно есть такие спортсмены, которые выигрывают за сезон все этапы какого-нибудь Кубка мира, всевозможные трофеи, а затем приезжают на Олимпиаду и там у них не получается взять золото. Они остаются на каком-нибудь пятом месте, за которое вообще ничего не дают и вообще оно отстой. Но это же не отменяет того, что весь сезон они были лучшими.
The International — это всего лишь один турнир. Да, он самый крутой, но он такой же, как и все остальные, — с той точки зрения, что победить на нем может каждый. Где-то кому-то может не повезти, где-то у игроков будет не лучшее расположение духа, не лучшая физическая форма, болезнь, или еще что-нибудь может случиться. Существует огромное количество факторов, которые могут повлиять на успех. Такие есть на каждом турнире, и The International — он лишь один из многих.
— Можно ли за счет этой стабильности назвать команду лучшей в мире?
— Да. Я считаю, что она действительно была в сумме лучшей за год. Победа OG [на TI8] не делает ее лучшей командой мира. Она делает ее лучшей командой на The International.
— А есть у тебя какой-то матч, а может, даже момент из матча, который ты можешь вынести в хайлайты года?
— Это надо подумать… Не буду оригинальным. Наверное, финал The International был самым запоминающимся матчем года. Он вышел очень ярким по своему накалу. Это сравнимо... хотя даже не сравнимо — это элементарно лучше, чем [матч] Natus Vincere и Alliance [на TI3]. А NaVi и Alliance — это сам понимаешь, какое дело.
— Ты же сейчас на святое покушаешься!
— Да нет, на самом деле. Если сейчас пересмотреть матч NaVi — Alliance, то будет понятно, что уровень игры там был крайне низкий по современным меркам. Поэтому, как обновление лучшего финала, матч этого года — достойная замена.
— Сейчас уже понятно, что OG на TI8, мягко говоря, оверперформила, и вряд ли кто-то ждет от нее такого же уровня игры. Но как ты думаешь, удастся ли ей вернуться в топ?
— Думаю, что нет. Для меня победа OG на The International — это одна из главных сенсаций в «Доте» за всю ее историю, если вообще не главная. Для меня это очень странно, я никак не могу это объяснить. Но это спорт, тут всякое бывает. В продолжение банкета я не верю. Не верю и в этот состав. Я думаю, что он довольно слабый.
— После ухода Анатана ana Фама?
— Нет, это даже не связано с ним. Я просто не вижу там никаких сильных игроков. Да, там есть Topson — он абсолютно безумен, но, возможно, так совпало, что был патч с его лучшими героями, на которых он действительно суперкрут. Кстати, так же можно сказать и про Ану. Он тоже очень крут, но имеет очень узкий пул персонажей. Во время «Инта» они все были в мете — Phantom Lancer, Spectre…
Ана вообще сейчас ушел, а у Топсона, возможно, сейчас сменится пул, и теперь он больше не будет так крут. А в игру n0tail и остальных я, если честно, вообще не верю.
Про команды из СНГ
— Давай теперь немного отойдем от «Инта» и копнем поглубже. Как тебе состав NaVi, который поиграл в двух финалах? Уже можно называть это сверхновой эрой?
— Ну что тут сказать — молодцы. Я рад за них, что они в кои-то веки всё-таки смогли найти в себе решимость и силы что-то изменить глобально, а не создавать эти бесконечные «новые эры», которые вызывали только смех. Ну, я имею в виду, когда они меняли только одного человека, и по факту всё оставалось прежним. Так что пожелаю им удачи, но сказать, что сейчас они начнут играть лучше всех в СНГ, я не могу.
— Акбар SoNNeikO Бутаев — это хороший капитан? Можно ли вокруг него строить команду?
— Честно сказать, я не могу это однозначно подтверждать или отрицать. Что я могу сказать про Соннейко? Я играл с ним один раз. Это был матч, когда я уже не был профессионалом, но Power Rangers приехали на… по-моему, это был StarLadder, и у них не хватало игрока, поэтому они попросили меня сыграть стендином. Тогда мы проиграли 2:1 команде Era [Ninjas in Pyjamas — прим. ред.].
Вот там был Соннейко. Честно говоря, тогда он у меня вызвал спорные эмоции. В том матче он был, что называется, токсичным. Грубо говоря, он сидел и молчал весь матч, а потом по факту всем предъявлял. Говорил: «А что ты это не сделал, а что ты то не сделал?». Но это было четыре года назад. За это время всё может поменяться тысячу раз.
Вполне возможно, что теперь Соннейко ведет себя совершенно по-другому и вообще стал намного более приятной личностью. Мне так думается, потому что если ты сильно токсичный, то с тобой просто никто не будет играть. А с ним играют и хотят играть дальше. Так что думаю, что он неплох. И что самое главное — виден результат. Таких людей, которые могли бы что-то собрать с нуля и показывать результаты, в СНГ не так-то много.
— А Артем Fng Баршак относится к таким людям?
— Практика показывает, что да. Составы Фнг всегда на каком-то, но всё же уровне выступают. И даже с абсолютно, на мой взгляд, провальным составом Team Spirit, где по непонятной для меня причине собрались какие-то тир-3 европейцы, Фнг показывал очень неплохой уровень игры. Они даже выигрывали некоторые турниры, куда-то проходили, всегда держались где-то в топ-3 или топ-4. Это тоже неплохо.
— Интересно, что сам-то Fng, похоже, считал иначе. По крайней мере, в AS Monaco Gambit он перешел со словами, что в Spirit у него «результатов не было». По-твоему, он принял верное решение?
— Ну, слушай, он хочет большего, что в этом плохого? Но я не знаю, он же сам собрал какой-то непонятный состав — вот у него результатов и не было. Это странно. Но, на мой взгляд, нельзя говорить, что их совсем не было. Постоянно попадать куда-то в топ-4 или топ-3 — это тоже результат.
Dota 2 очень конкурентна, в ней соревнуется огромное количество людей. Быть в топ-4 СНГ — это неплохо. Но, видимо, посчитал Фнг, что достигнут определенного рода предел, поэтому и решил идти дальше. Я его понимаю. Если ты считаешь, что большего со своими игроками не сможешь добиться, то лучше сменить коллектив.
— А в Gambit предел не достигнут? Там есть куда расти?
— Gambit были и так более-менее [сильной командой]. В принципе, они усилились. Стало быть, да, в Gambit у Фнг точно будет больше шансов, чем с Biver, HesteJoe-Rotten и иже с ними.
— А как тебе перестановки в Team Empire — идея с двумя составами и их перетасовкой?
— На мой взгляд, «Империя» — это такой коллектив… Мне не очень нравится слово «организация», поэтому я лучше буду говорить «спортивный клуб». «Империя» — это клуб, которому, на мой взгляд, всю историю очень сильно везло. Они собирали буквально любой состав, и этот состав показывал очень хороший результат. Не знаю, считали ли они это своей заслугой, но я всегда думал, что это везение. Потому что порою там собирались очень невнятные составы из игроков, которые в других командах не показывали ничего, но почему-то в «Империи» это всегда работало.
С 2013 по 2017 год у них всегда были боевые составы, собранные просто на коленке. Может, там, конечно, была какая-то невероятная работа менеджмента, но я всегда считал это спортивным везением. Теперь оно закончилось, и составы, какими бы они ни были, просто перестали работать. Поэтому руководство решилось вот на такие радикальные меры. Ну, почему бы и не попробовать?
Про расизм и Kuku
— Давай поговорим про скандал с китайцами и Kuku. Ты был одним из тех, кто с самого начала поддерживал идею о наказании игрока. Ты одобряешь финальное решение Valve?
— Нет. Хотя лучше я скажу так. Решение правильное, а вот подача — нет. Очень много зависит от подачи. Конечно, само решение верное. Другого и быть не могло. Я об этом писал и в твиттере, и в телеграме. Неужели непонятно, что Valve не может поссориться с китайским регионом? Там слишком много игроков, пользователей, денег и так далее.
Но эта тема разрослась. По ней успели высказаться вообще все, кто только мог, и тут Valve в самом конце пришла и что-то решила. Конечно, это людям не понравилось. Это нужно было сделать сразу. Но Valve — она такая, очень отстраненная.
Возможно, Valve долгое время даже не была в курсе происходящего. А может, считала, что история сама собой замнется. Может, даже надеялась, что Kuku просто на мейджор не отберется, и тогда всё бы забылось само собой. Но так случилось, что спустя какое-то время разработчикам пришлось выкатывать пост [с решением], и это всё выглядело странно.
— А чем история с Kuku отличается от того же скандала с Иваном MinD_ContRoL Бориславовым? Только тем, что в СНГ не так остро на это отреагировали, как в Китае?
— Ну да. В Китае просто тема разрослась, местное комьюнити было очень недовольно. А в СНГ всё превратили в шутку, в определенного рода мем и отнеслись снисходительно. Если бы у нас слишком много людей были бы прямо недовольны, стали бы заваливать Valve письмами, создавать темы на reddit, то ситуация с MinD_ContRoL так бы легко не разрешилась. Ему бы пришлось тоже нести более серьезное наказание.
Но у нас простили MinD_ContRoL, не стали из этого раздувать ничего громадного. Комьюнити стоит понимать, что оно имеет довольно серьезный вес. <...> Если тебя это действительно сильно задело, то действуй. Почему кто-то должен за тебя это делать?
Я написал у себя в твиттере, что это недопустимо. При этом я не желал моментальной показательной казни или порки для MinD_ContRoL, поэтому тогда я написал, что надо подождать решения Valve. В Valve ничего не решили, в Team Liquid сами разобрались. Они просто оштрафовали игрока, что, в принципе, тоже нормально. На мой взгляд, в первую очередь такое и должно караться именно рублем. Другой вопрос, что стоило бы наложить на игрока более серьезные санкции. Например, сказать, что половина его выигрыша с The International пойдет в какие-нибудь фонды, связанные со всей этой ситуацией. В какие-нибудь фонды в СНГ, которые поддерживают ветеранов.
— А разве это не проблема, что Valve, по сути, управляет толпа? В англоязычном твиттере предложили создать какой-то свод правил, мол, если ты расистские комменты пишешь, то тебя накажут вот так.
— Ну да, да. Конечно, это нужно. Вернее, должно было бы быть. Свод правил, определенный устав должен быть, но его нет. Что тут сказать? Valve вот так ведет свою политику.
Возьмем хотя бы пример с пиратскими трансляциями, которые Valve долго не замечала. Кто-то пиратил, подавались какие-то жалобы, и в итоге ситуация выросла в то, что однажды забанили AdmiralBulldog. Бульдог и его зрители из этого раздули довольно серьезную медийную историю, до Valve это всё дошло, и ей пришлось вынести решение. <...>
Но в том посте была такая фраза, которая, по-моему, характеризует представление Valve о том, как вообще всё должно работать в нашем мире: «Play nice». То есть просто будьте хорошими людьми. Ну, просто нормально всё делайте, и тогда всё будет классно. И если все и правда будут всё делать нормально, то действительно не будет никаких проблем. Но мир не так устроен. Не все люди «плей найс».
Про Fortnite
— Какое-то время назад ты начал делать обучающие ролики по Fortnite, но затем так же резко это дело бросил. Что случилось?
— Где-то в районе лета — май это был или июнь, не помню — мы начали играть в Fortnite с Дредом, Кейком, Факером и Настей ДД. Собирали всё время стаки, играли, было прикольно. Нам почему-то это заходило. Я видел, что игра набирает популярность, становится хайповой, и подумал: «Почему бы и нет?».
Но потом как-то со временем мне немного наскучило. Скажу так: в соло мне не доставляет [удовольствия] играть в нее вообще. Мне интересно играть только с пати. А Дреду вдруг надоело, Факеру тоже, Кексу… В общем, мне стало не с кем играть, а одному было неинтересно. Поэтому я тоже потихоньку бросил играть. <...> Однажды я еще, может, вернусь, но это не точно.
— Но в какой-то момент ты даже писал, что и за турнирами начал следить.
— Ну да, Summer Skirmish, который там был, — он очень крутой. Я даже в одном играл. Было прикольно. Уровень игры там очень высокий, но всё равно было довольно круто. Сейчас, честно сказать, я намного меньше слежу за этим всем. Но если сейчас запустится еще какая-то новая серия туриков, возможно, буду ее смотреть.
Может быть, еще и сам вернусь. Всё время думаю: «Да, вот сейчас поиграть бы в Fortnite». Но опять же — не с кем. Как-то в СНГ он не прижился, совершенно не знаю почему. Во всем мире играют, а у нас — нет.
— Мне кажется, что отчасти проблемы связаны с тем, что в игре всё не очень понятно с турнирной частью. Со стороны посмотреть, так в Fortnite вообще какой-то хаос творится.
— Скажем так, в Epic Games действительно не всё круто продумали. Возможно, им не стоило так спешить. Просто игра вдруг стала настолько популярной, что они заработали кучу денег и подумали: «А почему бы нам и киберспорт сюда не бахнуть?». Но, возможно, продумали они тогда всё не лучшим образом.
Но я не думаю, что проблемы игры в СНГ как-либо связаны с киберспортом. Во всем мире-то ситуация та же самая, но игра дико популярна. А у нас почему-то люди отнеслись к ней очень холодно. Но у нас, мне кажется, популярнее более брутальные игры. [А Fortnite — это] такая вот мультяшная игра, про которую все говорят: «У-у-у, Minecraft».
У нас же PUBG наверняка до сих пор более популярен, чем Fortnite. Хотя в мире Fortnite давно обошел ее уже в десять раз, наверное.
Про лор «Доты» и провал Artifact
— Одной из проблем Artifact ты назвал отсутствующий лор. Почему так жестко? Многим же нравится лор «Доты», даже на канале RuHub иногда выходят ролики о персонажах и вселенной.
— В «Доте» нет лора, он в игре отсутствует. С точки зрения лора «Дота» — мертвая игра. Valve полностью забила на эту историю, и это огромная проблема «Доты» и «Артефакта». Это мое видение, но мне кажется, что я точно прав с той точки зрения, что если бы лор был лучше, то и игроков было бы больше.
Люди же любят эту историю. Ведь почему всем так заходит вселенная Marvel? Потому что это вселенная. Там всё связано. Очень много людей — они погружаются в нее, начинают искать какие-то сторонние материалы. Ты смотришь фильм и думаешь: «Блин, прикольно». Потом посмотрел видео на YouTube с какими-нибудь пасхалками из фильма и думаешь: «Ого, как круто, боже! Как же они всё закрутили».
А в «Доте» какой есть лор? Какая там история вообще развивается? В ней были задатки и зачатки какого-то лора вначале. <...> Возьмем Razor, например. В «Доте» написано, что он вышел из какого-то лабиринта — не помню, из какого конкретно. И оттуда же, по-моему, вышел Visage. Что за лабиринт? Где? Зачем? Откуда взялся? Какой смысл? Это просто название, как и у всего в «Доте». Просто куски каких-то названий, куски каких-то локаций, куски какой-то истории, но это всё не связано и не развивается.
Лор должен развиваться через выход новых персонажей, ивентов, где раскрывались бы какие-то детали. Лор должен развиваться через какие-то комиксы, видео, дополнительные материалы. Если Valve когда-то этим и занималась (а это года эдак 3-4 назад), то сейчас вообще нет ничего такого.
Я помню, что в самом начале, когда «Дота» только появилась, в ней была книжка, где описывалась история мира. Кажется, какой-то гримуар. А еще была карта в главном меню, на которой были закрытые локации. Это всё намекало, что в будущем будет какое-то развитие. Все ждали, что из новой локации придет какой-нибудь новый герой — что-то такое. И, видимо, так оно и планировалось. Но затем Valve просто забила на это, и лор в «Доте» умер.
Artifact сделали по вселенной без вселенной, и это одна из причин, почему игра просто неинтересна. Если бы ее создали по вселенной, которая действительно была бы чем-то большим, что люди могли бы изучать, проникаться, находить какие-то вещи и пасхалки, это было бы в разы лучше.