Владелец Vega Squadron Алексей Кондаков на встрече с болельщиками рассказал Cybersport.ru о подписании Антона tonyblack Колесникова и о роли тренера в постройке команды по Dota 2. Он также объяснил, почему многие коллективы из СНГ не могут добиться стабильных результатов и прокомментировал успехи FlyToMoon. По его словам, организация, которая до начала TI8 предложит контракты игрокам Александра nofear Чурочкина, может допустить ошибку.
— Сегодня первое официальное появление Кибакена в качестве игрока Vega Squadron, в майке Vega Squadron. Первый вопрос — почему все-таки он?
— Он опытный игрок, который умеет стрелять. Он подходит нам по игровым и человеческим качествам.
Ребята единогласно проголосовали [за него] после первых двух пракков. Сказали, мол, мы даже смотреть ничего больше не будем, потому что уже посмотрели много молодых ребят. Да, [среди них] были люди, которые и перспективные, и неплохие, и стреляют классно, но они не понимали, как играть в команде, их надо было учить. На это уходит много времени, а у нас мейджор в сентябре.
— А ваш второй новичок — Игорь crush Шевченко?
— Примерно то же самое. Мы тестировали кого-то, но никто не приглянулся. Игоря выбрали все игроки.
Тут надо рассказать, как мы набираем игроков в любой состав Vega. Как было раньше? Просто брали известных игроков или тех, кто хорошо играет. Но если у хорошего игрока нет внутренней мотивации — ничего не получится. Я решил выбирать их по другим качествам. Если человек хочет играть и выигрывать — ему место в Vega. Если хочет сидеть и развлекаться, получая зарплату, то таких мы не берем.
— Николай mir Битюков и Сергей keshandr Никишин покинули состав из-за этого?
— Некорректно говорить об этом за их спиной. Были личные конфликты. Команда поделилась на два лагеря, которые не хотели играть друг с другом. Почему? Причин много, я не буду грязное белье вытряхивать.
Это было тяжелое решение. Я до последнего не хотел этого делать, потому что видел, на что мы способны. Видел, как мы показали класс на мейджоре, как нам чуть-чуть не хватило до легенды. Всего одной победы…
Замены нужно было делать сразу после [PGL Major Kraków 2017], а мы, наверное, подзатянули. Пришли к тому, что люди не хотят играть. Говорят: «Хоть режь меня, хоть что мне делай, убирай мне зарплату, штрафуй, что хочешь — я не могу». У одного из них свои принципы, и его невозможно было переубедить. Он считал, что прав во всем, что нужно делать так, как он говорит. Но так не бывает.
— А второй просто примкнул.
— Да. Игра — это работа в команде, это всегда компромисс. Ты должен идти на уступки. Не бывает такого, что только один человек прав, здесь нужно принимать общие решения. У нас этого не было. Мы очень сильно просели в плане синергии.
После минора у нас была одна большая семья, своя закрытая тусовка у ребят, братство, к которому никого не подпускали. Мы долго не могли найти тренера, никто не хотел пускать в свой маленький круг чужого человека. Даже я, знающий их с 2014 года, чувствовал напряжение. Я не мог полностью войти в коллектив, ко мне относились настороженно. Но потом это пропало, дружная семья рассыпалась. Я пытался их помирить, сохранить коллектив. Я человек, который умеет достигать своей цели в самых тяжелых случаях, но даже у меня тут ничего не получилось. И я сказал: «Ну OK, я сдаюсь».
— А как все-таки это произошло? Это было ваше решение, или вы с командой обсуждали?
— Красную кнопку нажимал я, но само решение было совместным. Да, я мог по контракту заставить их и дальше играть вместе. Но я хочу сказать, что ребята заслуживают уважения. Они встали и честно сказали: «Мы хотим выигрывать, мы хотим побеждать. Мы не хотим сидеть и лутать зарплату. В таком составе мы не сможем выигрывать».
— Ваш тренер Артём Fierce Иванов после этого говорил, что один лагерь хотел кардинально поменять подход к тренировкам, а другой стремился оставить все как было. Я правильно понимаю, что вы сделали выбор в сторону изменений?
— Конечно. Давайте рассуждать здраво: что мы показали до и после мейджора? Ничего. Мы не прошли ни одной квалы. Одни ребята конструктивно объяснили, все разложили мне по полочкам. А вторая половина говорила: «Ну не знаем, надо просто играть».
— Что теперь фундаментально изменится в тренировочном процессе?
— Это лучше у тренера спрашивать. Мы должны в первую очередь выстроить игру, а то у нас команда играла по какому-то порыву. Кеша побежал — и все, началось. Тир-1 команды так не играют.
Мы хотим выстроить игру так: вот ты приходишь на работу, и тебе дают должностную инструкцию. [Там написано]: «Ты будешь делать то, то и то». Это нужно, чтобы даже при изменениях в составе мы могли ставить новых игроков и говорить, что нужно делать. Игру должен строить тренер вместе с капитаном.
Я пока не буду замахиваться на мейджор, но «легенду», конечно, хотим. Но для начала мы стремимся стать стабильной тир-2 командой европейского уровня. Сейчас стоит задача сыграться, тренироваться на буткемпе и постоянно проходить на LAN-турниры, и неважно, что мы будем пока там показывать.
— Да, Vega путешествует по мейджорам, но на других LAN-турнирах дела у нее идут неважно, как и у остальных команд из СНГ, за вычетом Natus Vincere и Gambit Esports. Можно ли сказать, что проблема СНГ как раз в этой игре на порыве, на эмоциях?
— Я не знаю, как у других команд все устроено. Я больше в Dota 2 разбираюсь, чем в CS. Но уже я озвучил главную проблему в СНГ. Вы ищете проблему не там. Вы ломаетесь, когда кризис наступает. Нет стержня, который мог бы удержать.
Надо достать дна, оттолкнуться от него ногами — и тогда пойдет процесс. То, что мы с «Дотой» сделали сейчас. У нас же тоже было все очень плохо. Но благодаря нашему тренеру и мне мы это преодолели, достали дна, оттолкнулись.
— Вы часто посещали китайские турниры. На WESG 2017 команды не скрывали, что призовой фонд — единственное, из-за чего они приехали. А вы в Китай тоже за деньгами отправлялись?
— Во-первых, мы можем себе это позволить из-за расписания. Если бы у нас был какой-то серьезный турнир, то мы бы не поехали. А тут — возможность заработать титул, а титулы, как и деньги, не пахнут. Если ты кубок выиграл, то неважно где. Это трофей, который стоит на полочке. О деньгах думали во вторую очередь.
Ну и любой опыт игры на турнире ценен. Тем более в Китае, ведь там традиционно непонятные столы, стулья, проблемы с компьютерами. То есть ребята играют в некомфортных условиях, и это очень полезно. Играть в дискомфортных условиях — то, что не умеют не только наши киберспортсмены, но и спортсмены из традиционного спорта. Весь мир умеет, а мы не умеем. Элитные спортсмены из разных видов спорта — велогонки, лыжи, бокс — в принципе пытаются создать для себя зону дискомфорта каждый день в быту, в повседневности, чтобы к этому привыкнуть. Так ты прокачиваешь свой скилл.
Я когда сам попробовал, мне это понравилось. Узнал об этом от психолога, с которым мы работали. У меня всегда был вопрос: почему американские команды по хоккею умеют собираться? Ты можешь выиграть у них первый, второй периоды, а в третьем они соберутся и начнут давить. Но это очень редко получается у наших. А там другая школа. Там людей к этому готовят и они к этому относятся спокойно.
Почитайте последнее вью Лила [Ильи Lil Ильюка — прим.ред.] «Чемпионату». Боже мой. Человек говорит, мол, меня будят в 11 утра, и неважно, что я делал всю ночь. Потом мы начинаем обсуждать игры, обсуждаем их три часа, а потом еще по четыре готовимся к каким-то тир-6 командам. А потом мы решили так: кто хочет, тот будет обсуждать, а кто не хочет, тот будет заниматься своими делами. Что это? Профессиональный подход? Lil — типичный пример человека, который привык быть в комфортных условиях всегда.
— В апреле писали, что участникам China Top так и не пришли призовые.
— За последнюю так и не пришли. За первую они заплатили. Почему? Потому что они нас сразу пригласили на вторую, и мы сказали: «Ребят, пока вы за первую не расплатитесь, мы на вторую не поедем». Деньги тут же появились, все было замечательно.
— Я видел пост вашего менеджера на реддите. После него организаторы так и не вышли на контакт?
— Они выходят на контакт и рассказывают сказки про белого бычка. Мол, проблемы с банком, они с ним воюют, какая-то ерунда. Гарантируют, что мы деньги получим, но когда — не говорят. Посмотрим, чем это закончится, но мы мысленно уже смирились. Ну а что поделать? Это риск — кататься на такие турниры.
— А теперь про «Доту». Первый вопрос — про Семена CeMaTheSlayeR Кривулю. Он как будто неприкосновенный в этом составе с 2014 года.
— Да нет такого, что он неприкосновенный. Просто Семен — тот человек, тот игрок, который нас устраивает по всем параметрам. Он готов над собой работать, готов меняться, он мотивирован. Но он быстро подпадает под влияние других игроков. Команда с God и ALOHA была дурдомом. Сейчас у нас молодые игроки, а Семен там на правах авторитета, и ему очень нравится.
И организация Семена полностью устраивает. Я читаю комментарии, что Семен в Vega Squadron, как Dendi [Данил Dendi Ишутин — прим.ред.] в NaVi. Но Dendi в NaVi — это все-таки медийка. Dendi — это 50% NaVi. Ну, может, 40, там же еще Zeus [Данил Zeus Тесленко — прим.ред.] есть. Семен не настолько медийный, у него нет крутых соцсетей. Его все знают, но я бы не сказал что он медийно раскручен.
— Вопрос к разговору про выход из зоны комфорта. То есть человек 4 года сидит на стабильной позиции. Так не пора ли его растрясти?
— Была такая мысль, но с приходом тренера все изменилось. Kips [Мюриэль Kipspul Хёйсман — прим.ред.] хорошо влияет на Семена, она нашла к нему подход. Я считаю, что он тяжело выходит из зоны комфорта. Очень тяжело. Он, например, долго не понимал, зачем нужно все это — встать и пройтись после игры, ведь можно просто посидеть, потупить в монитор. Но тренер его заставляет. Kips у нас главная в команде. Не игроки, а она. Мы строим команду вокруг тренера.
— То есть она не шутила, когда говорила, что следит за всем вплоть до питания, чтобы бургеры все время не ели?
— Да, она не шутит. Она за этим очень жестко следит. Потому что она европейка. Обычно она с собой привозит два чемодана, один из них наполовину заполнен книгами. Многие из них по психологии. Я скажу, что она специалист, реальный специалист. Ей было тяжело в составе с Годом, с Алохой, потому что там вообще неуправляемые были люди.
Если мы строим состав вокруг тренера, значит, давайте мы будем набирать игроков под тренера, из которых он сможет сделать команду, которую видит. Я ей практически полностью дал карт-бланш.
— И если у нее будут конфликты, как, например, с Василием AfterLife Шишкиным, то вы встанете на сторону тренера, и игрок покинет состав?
— Да, абсолютно точно. У нас тренер — это босс. Это должно работать, как в спорте. В СНГ этого пока не понимают. Возьмем NaVi, где Саша [Александр XBOCT Дашкевич — прим.ред.] тренер. Но вокруг него не строят команду. У Virtus.pro тоже команда не выстроена вокруг Вани [Ивана ArtStyle Антонова — прим.ред.]. Это ребята, которые, по большей части, предоставлены сами себе.
— А что дальше? Или Kips сейчас свою задачу уже выполнила? Игроки стали теми профессионалами, которыми должны были стать?
— Нет, мы еще не там, где хотим быть, нам еще работать и работать. Мы выстроили схему, которой следуем, но бывают и спады, и подъемы.
Мы хотя бы стали понимать, почему это происходит. Раньше меня шокировало, когда мы играли полгода, а потом появлялась команда FlyToMoon, и все писали в комментариях: «Вы полгода играете, а проигрываете стаку, которому две недели». У FTM хорошие игроки, но есть сложные личности. Они сейчас играют, потому что на них ничто не давит, они в зоне комфорта.
Я бы этих ребят подписывал, если бы они прошли на TI. Что будет, если сейчас, до квал, к ним придет инвестор, даст им зарплату и скажет, что, мол, тащите? Мой прогноз — тащить они после этого не будут, потому что это давление и выход из зоны комфорта.
Я скажу так. Если к ним подойти в практис-рум перед игрой с Virtus.pro и сказать им: «Ребята, это очень важная игра. Вы сейчас играете против VP. Покажите, какие вы крутые. Потому что это VP, важно выиграть», — то все, FTM не выиграет.
— Насколько я знаю, FTM на EPICENTER XL серьезно к этому относились, даже между играми отказывались с кем-либо общаться.
— Правильно! Они потому и не общались ни с кем. Не дай бог, кто-то им скажет, что надо сейчас тащить. Я 90% даю, что это бы их выбило легко, так как они не натренированы психологически. У нас ребята закаляются так, что они должны потом выходить на сцену готовыми, чтобы для них это было легкой прогулкой. Они потеют на тренировках, и там тренер на них давит. Официальная игра — это уже все, ты вышел и играешь.
— Мне кажется, что это на китайскую модель похоже. Они же так себя ведут?
— Европейцы себя так ведут. Американцы себя так ведут. Да весь мир себя так ведет, кроме нас.
— А какая европейская команда так же с тренером работает?
— OG, еще в том составе, допустим, когда играл Ana [Анатан Ana Пхам — прим.ред.]. Team Liquid.
— Но они наоборот рассказывали, что любая задумка тренера должна пройти согласование у капитана.
— У них просто капитан — это действительно капитан, а у нас таких нет. Могу выделить только Алексея Solo Березина. Даже в нашей команде, по сути, одного капитана нет. Zayac [Бакыт Zayac Эмилжанов — прим.ред.] здорово координирует, на Семене — стратегия и драфт. Получается коллективная работа. А у Team Liquid есть такой человек, у Team Secret и OG — тоже.
У нас боятся брать на себя ответственность, решать что-то, боятся ошибиться. И все, снежный ком. Наш регион тяжелый. Он как азиатский, очень похож. Наш тренер поработал, проблемы примерно такие же, менталитет тоже близкий.
— Есть сейчас позитивные тенденции?
— Я пока не вижу. Я вижу, что нужно выращивать кадры. Надо брать молодых ребят. У нас сейчас есть академия. Она пока запущена в бета-версии, но мы планируем очень серьезно отнестись к этому. Мы будем выращивать своих игроков. Так ты, во-первых, не платишь бай-ауты, а во-вторых, растишь их так, как сам это видишь. У нас куча талантливых игроков, которые отлично играют, [теперь] их нужно искать.
— Это спортивный подход?
— Да, мы к этому идем. Я понимаю, что киберспорт — это 50% шоу-бизнес, 50% спорт, но ведь второго все-таки 50%. Здесь реально работает спортивный подход, я это вижу на примере нашего состава по «Доте».
— Тогда в этом сезоне главная задача — построить команду, а не показать такой же забег, как у FlyToMoon?
— Если мы сейчас будем такую задачу ставить, то давление станет слишком большим. Мы говорим ребятам: мы не проигрываем, мы учимся. Мы еще не там, где мы хотим находиться, поэтому все проигрыши — это не ошибки, это путь. Их надо воспринимать как событие, из которого можно вытащить полезный опыт. Иначе, когда ты проигрываешь карту, ты сразу будешь думать, какие будут последствия, какие будут комментарии в соцсетях, что тебе скажет организация и так далее.
Цели... Если получится пройти на TI8 — это очень круто. Вероятность 50 на 50: либо пройдем, либо нет. [Но я] вообще ничего не берусь прогнозировать! Мы можем быть суперсильными, начать играть квалы и проиграть. СНГ — это непредсказуемый регион.
— С какой задачей ребята поехали на китайский мейджор?
— Показать свою максимальную игру. Мы не ставим задачи попасть в плей-офф и набрать очки. Они должны приехать и выложиться на максимум. Так, чтобы было не стыдно за свою игру. Вот такая у них установка.
— На последнем майноре StarLadder за игру не было стыдно?
— Все нормально было. Единственное, что к китайцам не были готовы, все-таки это тир-1 команда, они действительно сильные. Сказалось, что мы не готовились еще, нас на минор позвали случайно. За три дня до турнира мы не смогли даже практиковаться: то соперников не было, то что-то еще. Мы поехали в Киев, не сыграв ни одной тренировки.
— Многие команды, даже Virtus.pro, жаловались, что с ними китайцы не тренировались. А с вами такого не было?
— Как правило, нет. С нами играют и китайские тир-1 команды. Понятно, что команда типа Team Liquid отдаст предпочтение сопернику посильнее, чем мы, но, например, NaVi не брезгуют. Я не помню ни одной команды, с которой бы мы вообще не играли. За последние два месяца поиграли со всеми. Мы не обижали китайцев, не выигрывали у них на всех туриках, поэтому с нами они еще хотят тренироваться.
— У вас появился состав по PUBG, который недавно стал чемпионом MID.TV Cup. Но про саму игру все еще идут споры, киберспорт это или временное развлечение.
— Эта игра слишком рандомна, она не может быть спортом по определению.
— Вы просто запрыгнули на волну популярности с этим составом?
— Да. Во-первых, сейчас это не очень дорого, во-вторых, решили попробовать. Мы, кстати, были первыми. За нами — Team Empire. NaVi самую сильную команду взяли.
Если говорить о составе, то мы уже поменяли двух игроков. Они не подошли нам по уровню. Если у нас есть команда, то за нее не должно быть стыдно. Пусть она не будет топ-1 мира, но она должна достойно выступать.
— Начинаются квалификации на DreamHack Austin по PUBG, и вы играете в одном регионе с NaVi и другими. Vega Squadron поборется за первое место?
— NaVi выглядят очень сильно. Думаю, что побороться с ними сможем. Но результат, опять же, 50 на 50. Наша команда наша сейчас выглядит на второе, третье место региона, потому что у AVANGAR спад. Empire слабее нас, M19 слабые, и их вообще не видно, как и ForZe.
— А что насчет Fortnite? Многие организации сейчас запрыгивают на этот поезд. Вы эту игру не рассматривали?
— Пока нет. Нам бы с этими составами справиться. Елки-палки, был бы инвестор какой-нибудь крутой, мы бы, может, и запрыгнули, а так [как есть], в нашем регионе тяжело.
— Вы тут упомянули [интервью состоялось 11 мая на встрече команды Vega Squadron с фанатами — прим.ред.] про программу для болельщиков, но без подробностей. Расскажете немного?
— Нет, пока секрет. Но это будет как у спортивных клубов, программа лояльности для наших самых преданных болельщиков. То, что [в киберспорте] никто не делает пока.
Мы думаем, что можем предложить. У нас есть своя арена, мы можем как минимум сделать скидки тут. Я думаю, что если мы ее запустим, то это ближе к осени, потому что надо продумать. Там много очень нюансов.
Когда мы получали клубные карты в одном футбольном клубе, не буду говорить в каком, мы туда пришли, и нам сказали: «Продемонстрируйте старые фотографии, что вы болеете за наш клуб». Мы покопались в телефонах, и показываем — вот, есть, смотрите. А как мы будем выбирать преданных болельщиков — вопрос. Это очень сложно.
— Аватарки во «ВКонтакте» полистать можно.
— Аватарки «ВКонтакте» можно пролистать, да. Но у нас как — ты болеешь за Vega, она сейчас играет [хорошо]. А завтра проиграла, и ты пишешь: «NaVi — чемпион, а Vega — говно». И важно набрать лояльную аудиторию, пусть даже и не суперпреданных болельщиков. Но таким большим, как VP и NaVi, это [программа лояльности — прим.ред.], наверное, не нужно, потому что у них и так все в порядке с аудиторией. Хотя на месте VP я бы задумался, потому что NaVi — бренд, который сам себя продает. Я шучу, что, если NaVi расформируют все свои составы, то школьники еще 5 лет будут ходить и орать: «А где NaVi?».
У VP немного не такая история. Да, у них был сильный CS. Как бренд они очень сильны в Польше, в Европе. А «Дота»… Я считаю, что NaVi как бренд в «Доте» сильнее.
— Вы сказали, что Vega станет лучшей в мире. В какой дисциплине?
— Во всех. Не обязательно сразу, но мы планируем во всех дисциплинах стать лучшими в мире.