Интервью

Евгений Золотарев: «Комментарии лучше не читать, потому что у тебя может измениться мнение о тиммейте, которого постоянно травят»

CEO Natus Vincere Евгений Золотарев рассказал Cybersport.ru о перспективах составов  по Dota 2 и CS:GO и объяснил, что Данил Dendi Ишутин по-прежнему имеет контракт с организацией. Золотарев также признался, что иногда читает комментарии болельщиков, но не рекомендует этого делать другим.

О новом составе. «Никакого тильта нет»

— Ваш новый состав провалился на первой открытой квалификации к мейджору. У тебя тогда не было чувства, что все пропало и решафл оказался ошибкой?

— Не было. Мы все-таки находимся внутри команды и замечаем много положительных моментов: то, как ребята общаются, как воспринимают поражения, насколько живут «Дотой». На буткемпе они занимаются исключительно ею. Они много играют, например, лейны друг против друга, разговаривают о «Доте». Мы это видим и поэтому относимся к делу с осторожным оптимизмом, несмотря на результат квалификации на The Kuala Lumpur Major.

— На закрытой квалификации команда неплохо играла в группе, но в плей-офф проиграла «Ферзям», которые до этого всем уступили. Недооценили соперника?

— Я не вправе оценивать, это больше вопрос к тренеру и капитану. Может, и недооценили, ведь они первую карту очень легко выиграли, а на второй вели. Может, дело в том, что это были утренние матчи, а они нам даются сложнее. Ребята поздно заканчивают пракки, потом еще пабы катают, и утром все немного в тумане.

— Как команда отходила от поражения? Тильтовала?

— В том и дело, что нет. Они здраво и рационально все разобрали. Никакого тильта. Расстройство есть, конечно. Но отличительная черта этого состава в том, что все игроки [к поражениям] конструктивно подходят.

— Раньше за атмосферу в команде отвечал Александр XBOCT Дашкевич, верно? Кто сейчас за это отвечает?

— Нельзя сказать, что это был только Саша. Саша, Игорь [Caff — менеджер состава — прим. ред.], любой игрок команды — каждый так или иначе влияет на атмосферу. Поэтому не было одного ответственного. Тогда это в большей степени было на Саше. Сейчас у нас групповая работа — тренер, менеджер и, собственно, Акбар.

— Чем еще был полезен XBOCT? Многие не понимали его роль в команде.

— Как и любой тренер, он участвовал в пиках, обсуждениях пиков/банов перед играми, разбирал вместе с командой ошибки.

— Сейчас вы взяли тренером Андрея Mag Чипенко. Чем он отличается от Хвоста?

— Больше вовлечен в «Доту». Может с ребятами линии поиграть — мид, два на два постоять. Он больше Ceb-стайл.

— Квалификации к мейджору и к майнеру команда играла с буткемпа. Она ведь там уже давно? Не было ли из-за этого проблем?

— Были, но мы уже отправили игроков по домам. Группы ивента от Maincast они уже играли из дома.

Три недели — это потолок. Оптимальный буткемп — примерно две недели, тогда все очень конструктивно, рационально и не надоедает. Три недели — это уже too much.

— Андрей Afoninje Афонин в интервью говорил, что новому составу лучше не ехать сразу на буткемп, а какое-то время поиграть вместе в онлайне.

— Да у нас так и было. Мы сформировали состав, они играли пракки дней десять из домов и только потом собрались на буткемп.

— Кто решает, что команде нужно собраться на буткемп?

— Это инициатива организации. Понятно, что менеджер обсуждает это и с тренером, и с Акбаром. [Потом] он мне озвучивает приблизительные даты, а мы уже все согласовываем — офисных работников, игровой дом или квартиру и так далее.

— Как ты оцениваешь выступление команды на квалификациях? Вы вышли на майнор, но все остальное провалили.

— Результаты удовлетворительные. Мы понимали, что сразу на мейджор попасть будет сложно. Но программа-минимум выполнена. Все остальные онлайн-турниры воспринимались больше как пракки, поэтому катастрофы тут нет. Шанс побороться на майноре и, может быть, даже пройти на мейджор, остается.

— Чего должна добиться команда, чтобы ты мог сказать, что эксперимент удался?

— Как минимум прямого попадания на The International.

— Сколько времени ты готов дать игрокам, чтобы они могли найти себя? Если бы они не отобрались на майнор, ты поступил бы, как Кондаков?

— Нет, я бы однозначно дал бы составу больше времени. Мне нравится, как ребята работают, какая внутри атмосфера, как они прислушиваются к тренеру, к капитану. Так или иначе, это результат даст. Я ждать готов.

Часто решафл — это не инициатива организации. Решафл — это невозможность решить внутренние конфликты игроков. Сейчас таких конфликтов нет, поэтому у парней есть время. Никуда не торопимся и надеемся, что они будут прогрессировать.

О Лиле и Денди. «Даня хочет продолжать играть, поэтому вариант тренерства не рассматривался»

— Dendi сейчас на контракте у NaVi, или он стал свободным агентом?

— На контракте.

— У него были предложения от других команд?

— Даня на контракте не потому, что мы хотим заработать на его трансфере. Скорее наоборот. Мы готовы принять любое его решение, и сейчас это больше его общение с организациями или с отдельным игроками. То есть мы уже последняя инстанция. Когда он определится, где хочет дальше играть, переговоры с нами сложными не будут.

— А что с игроками, ушедшими в это трансферное окно — у них закончились контракты?

— У всех были длительные контракты. Мы пошли навстречу Вите [GeneRaL — прим.ред.] и Илье, и, так как они уходили не в организацию, а в стак, мы освободили их от контрактных обязательств.

— То есть теперь они могут перейти в Team Empire или Vega Squadron?

— Не совсем. У нас есть определенные договоренности, есть дополнительное соглашение. Если в ближайшие полгода они перейдут в какую-то состоявшуюся организацию, то мы должны получить некую компенсацию. Она символическая, но тем не менее.

— Трудно было отказаться от Dendi? Вы не хотели сделать его тренером?

— Тут же не от меня и не от NaVi зависит, используется тот или иной игрок в качестве тренера или еще кого-то. Тут больше его желание. Даня хочет играть, поэтому эти варианты не рассматривались.

Тяжело ли было вывести его из состава? Да, конечно, тяжело. Очень тяжело. Мы привыкаем к людям, и Даня… Для меня лично это человек, из-за которого я полюбил «Доту». Я в NaVi с 2014 года, но слежу за организацией и, в частности, составом по Dota 2, где-то с 2011-го. Фаном NaVi я стал в большей степени из-за состава по CS образца 2010 года, но потом очень сильно увлекся и «Дотой». По-человечески тяжело было принять такое решение, да и для организации это тяжело.

Тем не менее, может, это банально прозвучит, но все, что делается всегда к лучшему. Причем, для всех сторон.

— Во многих командах есть такие же звезды, как Dendi. Например, Ярослав pashaBiceps Яжомбковски. Часто организации не могут отказаться от них из-за обязательств перед спонсорами.

— Никаких обязательств и никакого выделения Денди ни в одном контракте у нас не было. Спонсоры заинтересованы в том, чтобы организации, которые они поддерживают, показывали результаты. Так как результатов давно не было, то и проблем со спонсорами в этом вопросе не возникло.

— Лил и Леброн поссорились в твиттере. Так Леброн сам ушел, или выгнали?

— Честно говоря, не хотелось задевать вопрос Лила и его комментов — ему и так прилично достается от комьюнити. То, что он сказал на стриме — плюс-минус так и было. Но про качество игры Леброна это его личное мнение.

Лил перед «Эпицентром» поставил ультиматум: в команде останется либо он, либо Леброн. Мы озвучили, что языком ультиматумов не общаемся, поэтому «Эпицентр» вы играете вместе, а после турнира мы уже будем решать. На «Эпицентре», по моему мнению, они неплохо смотрелись — кроме последнего матча с paiN Gaming. Мне кажется, если бы они дожали Newbee на третьей карте, то вышли бы даже в виннера. И, может быть, тогда сценарий бы изменился. Но случилось то, что случилось. После «Эпицентра» и сам Леброн играть с Лилом уже не хотел. Это не был кик, он сказал, что дальше бороться за свое место он не собирается.

О составе CS:GO. «Были неприятные разговоры сразу после финала мейджора, игроков подвела психология»

— Как вы справились с поражением в финале мейджора?

— Справились нормально. Не буду говорить, что легко. Были неприятные разговоры сразу после матча, игроков подвела психология. Абсолютно все матчи мейджора они играли ровно. Не было ни конфликтов, ни претензий. Они садились и вне зависимости от проигранного раунда, даже обидного, продолжали бороться. А вот перед финалом я смотрел на их лица, и было видно, что ребята на нервах. Мы были сами не свои. Причем, все. Это не кто-то один выпал. Выпали все. Все сыграли не в свою игру.
Я уверен, что им по силам бороться с Astralis. Были обидные раунды на Nuke с нераздефуженной бомбой, но в том и сила Astralis, что их это из колеи не выбивает. Они нордически спокойные. Но они тоже к этому долго шли.

Я общался и с менеджментом Astralis. Сейчас игроки дружны, они настоящая команда: везде вместе. Но это тоже результат кропотливой работы. Они убили на нее пару лет.

— Что случилось на ESL One New York 2018? Как вы уступили Gambit Esports, у которых вот-вот уйдет Абай HObbit Хасенов?

— Тут я уже с ними не был. Может, где-то недооценили соперника, а где-то те хорошо сыграли. У Gambit был груз на плечах, когда они меняли состав, решафлились, а результаты не менялись. Сейчас уходит Хоббит, и, может, из-за этого они чуть расслабились и показали неплохую игру.

Считаю, что мы должны были выиграть, но случилось как случилось. Главное, что ребята пообщались после этого, проанализировали свои ошибки и поняли, что необходимо делать дальше.

— Какие турниры, остающиеся до конца года, станут приоритетными для команды?

— Ближайшие турниры — EPICENTER, ESL Pro League, надеемся на инвайт на BLAST Pro Series — Copenhagen 2018 [сейчас NaVi уже получили инвайт — прим. ред.], Intel Extreme Masters XIII Chicago, так как это Grand Slam. У нас все еще есть теоретические шансы выиграть Grand Slam.

— NaVi безоговорочно входят в топ-3 мира. Ты доволен результатом?

— Мы уже давно вторые в рейтинге. Аппетит приходит во время еды. Если бы год назад меня спросили, буду ли я доволен таким стабильным топ-2, я бы сказал: «Да, конечно». Ребята, наверное, тоже бы так сказали. Но мы на этом месте слишком долго. Был неплохой период, когда мы выиграли три турнира подряд, причем, в одном из них участвовала Astralis, но все-таки хочется большего. Хочется выигрывать крупные турниры.

— Когда-то Александр s1mple Костылев считался токсичным игроком, но с тех пор он сильно поменялся. Это менеджмент NaVi на него повлиял, или он сам так решил?

— Мне кажется, мы много для этого делаем. Для нас важны не просто уровень и скилл игрока, но и то, какой он человек. Саня никогда не был плохим. Но у нас были сомнения на момент его покупки, потому что было много историй, слухов: ножи, рейджи, уходы из команд. Он не играл нигде дольше трех месяцев, а вот в NaVi уже больше двух лет. И это общая заслуга, и в том числе и его, потому что он работает над собой.

Он все еще вспыльчивый, он все еще взрывной, горячий, но отходчивый. Он понимает свои косяки и факапы. У него очень грамотная и мудрая семья, он прислушивается и к родителям в том числе. Они где-то могут его остудить. Читает книги, в том числе автобиографические про выдающихся спортсменов, и прогрессирует.

— Руководство команды и игроки читают комментарии болельщиков?

— Это личное дело каждого. Наверное, лучше не читать, потому что ты можешь изменить отношение к тиммейту, которого постоянно травят. С другой стороны, я понимаю, что не читать сложно, и сам почитываю, хотя меньше.

Ребята говорят иногда, что не читают, не обращают внимания, но я вижу, что читают. Если это CS-еры, то им важны статистические показатели, HLTV.org, что там о них пишут. Если дотеры, то это reddit, комменты и прочее. Все читают, все обращают внимание.

Влияет ли это? Наверное, косвенно влияет. Хорошо или плохо — не могу сказать. Но так устроен мир и киберспорт.

— Владелец G2 Esports критиковал в твиттере собственный состав по CS:GO. Он пытался так мотивировать игроков или просто подгорел? А ты бы так сделал?

— Не знаю, что двигало Карлосом [Ocelote — прим.ред.]. Возможно ли такое для меня? Наверное, невозможно.

Люди разные. Кого-то мотивирует критика, кого-то похвала. Но если говорить о составе, то мы эти составы формируем, и поэтому критиковать мы можем только себя. Хотя понятно, что бывают и объективные причины, и очень многое зависит от игроков. Но зачем тогда организация?

О других дисциплинах. «Ребята из состава по PUBG разуверились друг в друге»

— Еще недавно ваш состав по PUBG был в топе не только в СНГ, но и в мире. Сейчас же вы внизу турнирных таблиц. Что происходит?

— Тяжелая ситуация сейчас в составе. Ребята разуверились друг в друге, и катализатором стал последний StarLadder, на котором они не прошли групповой этап. Они сильно расстроились. Они молодые, у них нет большого опыта в киберспорте. Они любят искать проблемы в других, а не в себе.

У нас возникло много конфликтов. Drainys решил заняться медийной карьерой и перешел в Team Unique. Остальные ребята [остались] в составе, но не буду скрывать, что Ваня [Ubah — прим. ред.] рассматривает вариант перехода в другую организацию. Мы понимаем, что он очень сильный игрок. [В иной ситуации] мы, возможно, удерживали бы его всеми силами, но он сейчас не лоялен к организации и составу. Поэтому мы приняли решение не пороть горячку. Мы дали карт-бланш капитану на формирование состава, чтобы пробовать разных стендинов. Думаю, что к концу года будет результат.

Еще мы в силу возрастных ограничений оказались в ситуации, когда нам надо менять Shade1, ему сейчас 16 лет. Сейчас все в подвешенном состоянии. Но надеюсь, что мы в ближайшие два месяца сформируем ростер из ребят, которые будут прежде всего хотеть играть друг с другом.

— Почему у вас нет состава по Fortnite?

— Я до сих не увидел ни одного LAN-ивента. Только пятничные онлайны, в большей степени, как мне кажется, фановые. Насколько я знаю, издатель не сильно ориентирован на всю эту клубную киберспортивную движуху. Он общается напрямую с игроками, призовые тоже выплачивает напрямую игрокам, поэтому непонятно, какая от этого выгода клубу.

Есть два варианта: либо классная турнирная экосистема, много турниров, на которых участвуют именно организации. Либо вариант для ревенью — для доходов, для оборотов. Даже не для доходов, а просто оборотных денег. Но тут нет ни того, ни другого, поэтому надо ждать. Возможно, они еще что-то анонсируют, турнирную систему или график. Тогда и решим. Пока, как по мне, гораздо более киберспортивной дисциплиной выглядит Rainbow Six Siege.

— Что скажешь про Artifact?

— Посмотрим, но мне кажется, что клубы будут привязываться к контрактам по медиаправам. Что-то наподобие Hearthstone. Все-таки HS хоть и считается киберспортом, но клубы чаще содержат игроков, отталкиваясь от своих стриминговых нужд. Мне кажется, так будет и с Artifact.

Комментарии