— О тебе мало что известно болельщикам. Расскажи о себе, как ты попал в киберспорт.
— Живу я в городе Чернигове, Украина, мне 22 года. Киберспортом я увлекаюсь давно, но на профессиональном уровне решил играть полтора года назад. Я и до этого следил за киберспортом, но играл в основном в World of Warcraft. Я много времени уделял профессиональным шахматам. Занимался около 10 лет, у меня есть звание кандидата в мастера спорта, а до нормы мастера немного не хватило. Потом решил попробовать достичь успехов в Dota 2.
— Твоей первой командой стала Aspera Gaming.
— Если честно, ее даже командой тяжело назвать. Артем «Sharfik» Марзавин собирал состав и хотел, чтобы мы стали перспективным коллективом. Ничего не вышло, мы были обычным миксом. Но я раньше не играл в коллективах такого уровня. Это был шанс проявить себя. Sharfik любил собирать вокруг себя разных игроков, но сделать стабильный состав у него не получалось. Это что-то наподобие стаков Халеда «sQreen» Эль-Хаббаша, хотя к нему я отношусь более уважительно.
— Затем ты попал в Fantastic Five.
— Я хотел поиграть в команде с европейцами из паба, но перспективы были призрачными. И мне написал Ринат «KingR» Абдуллин и предложил попробовать себя в составе с Владимиром «yol» Басовым, Станиславом «633» Глушаном и Романом «Scandal» Садотенковым. Им нужен был хардлайнер. Терять мне было нечего, поэтому я пошёл к ним. Это была моя первая серьезная команда.
Команду собирали yol и 633, они пошли парой делать микс. Затем они позвали Рината (KingR - прим. ред.), очень долго тестили мидеров, но остановились на Scandal. Ну а последним пригласили меня.
Название Fantastic Five придумал я сам. Мы сидели в Skype, ни у кого не было идей, вот я решил придумать такое.
— Вашу пятёрку подписала RoX.KIS. Об этой организации ходит много нехороших слухов о невыплатах зарплат и так далее. Ты с этим сталкивался?
— В слухах есть доля правды. Когда подписывали нашу пятерку, обещали очень многое, но на деле оказалось, что люди просто зарабатывали на нас деньги и некорректно себя вели. Мы получали зарплату, но не ту, на которую рассчитывали. В общем, очень мутная история.
Нам была нужна организация, которая помогла бы организовать буткемп. 633 и yol раньше работали с RoX.KIS, и они решили написать Игорю «Bruce» Уткину, мол, вы нам организуете буткемп, а мы будем играть под тегом RoX на квалификации. На этом сошлись, а будущее должны были обсуждать после квалификаций. Но условия нас полностью не устраивали. Мы могли сразу же уйти, но решили, что еще два месяца поиграем за организацию в благодарность за буткемп. Потом все ушли.
— Затем вы снова оказались в Fantastic Five. И у вас появился тренер — Владимир «PGG» Аносов. Расскажи, как работалось с Володей.
— PGG не тот тренер, который может обучить. Я не хочу ничего плохого о нём говорить, но он не тот человек, который любит работать, анализировать другие команды. Зато он может составить компанию, поддержать, отдохнуть с нами, когда это нужно.
— Почему ты ушёл в Team Spirit?
— Перед тем, как снова играть за Fantastic Five, я поехал играть за Team Empire на Dota Pit. У них как раз определялся будущий состав, у меня был шанс играть за них. Так вышло, что я больше поверил в новый состав F5, чем в Empire со Scandal. На мой взгляд, он был деструктивной личностью в команде — поэтому я не хотел играть в том составе. Но в итоге состав Empire добился куда больших результатов, чем мы. Я немного жалел, что сделал такой выбор.
В Fantastic Five у нас совсем всё не клеилось. Александр «XBOCT» Дашкевич не мог найти общего языка с ребятами, я же хорошо относился к Саше как к человеку, но в дотерском плане он тогда переживал сложные времена. Я решил последовать за ним в Team Spirit. У Артура «Goblak» Костенко, Глеба «Funn1k» Липатникова и Богдана «Iceberg» Василенко тоже в команде не всё клеилось, и мы решили вместе попробовать поиграть. Но в Team Spirit по игре у нас было всё ужасно, по сути я поменял шило на мыло.
— Какие варианты продолжения карьеры были после The International 2016?
— Был вариант, что вокруг меня построят новый состав Team Spirit. Я его рассматривал: у меня были хорошие отношения с организацией, они возлагали на меня большие надежды и готовы были предоставить все, что надо для формирования состава. Например, Goblak должен был стать тренером. Но нам не удалось собрать коллектив, который соответствовал бы моему видению и видению менеджмента. Брать ребят из паблика и учить я не хотел. Хотелось добиться результатов. У меня возросли амбиции, ведь меня называли одним из лучших хардлайнеров в СНГ. Это сильно повлияло на меня.
Меня позвали играть в Fantastic Five вместо Павла «9pasha» Хвастунова. Я поиграл с ребятами пару дней, и тут меня позвали в Team Empire. В F5 у нас всё получалось с переменным успехом, но я чувствовал, что делаю шаг назад. Нужно двигаться вперёд, и поэтому я выбрал Empire. Я упустил шанс поиграть в команде еще весной в составе с Романом «RAMZES666» Кушнарёвым. Поэтому пошёл туда, не раздумывая.
— Расскажи о матче с Virtus.pro G2A на Dota Pit, которая совпадала с квалификацией на The Boston Major 2016. Не осталось обиды на VP за то, что они не перенесли матч?
— Так получилось, что мы играли вторые открытые квалификации одновременно с Dota Pit. Объективно говоря, Virtus.pro тогда играли сильнее нас. Не факт, что если бы мы встретились в другой день, то мы бы выиграли их. А уж тогда после семи best-of-1 сыгранных матчей у нас не осталось ни сил, ни желания… Мы хотели перенести матч, но администрация Dota Pit не пошла ни на какие уступки и поставила нам ультиматум — или играем, или техлуз. Получать техлуз мы не хотели.
Обиды на Virtus.pro у меня нет. Есть обида на организаторов, они поступили некорректно. Они должны были закончить квалификацию до старта отборов на The Boston Major, но даты матчей переносились. А Valve раздавала инвайты. Natus Vincere G2A тогда выбрали некорректную тактику выжидания — не играть до раздачи инвайтов. В итоге инвайт им всё равно не дали и квалификацию на Dota Pit они тоже не прошли. Но из-за двухнедельного ожидания Na'Vi даты лиги наложились на «мейджор»...
У нас был вариант играть американские отборочные на «мейджор». Мы закончили играть европейские квалификации за 15 минут до конца регистрации на Америку. Нужно было быстро принять решение. Менеджер нас спрашивает: «Ребята, что мы делаем, мы играем или нет?». А мы сидим поникшие абсолютно — проиграли игру, которую должны были выиграть, все в очень плохом настроении. Кто-то говорит — «Ну да, давайте», а я был против. Я считаю, что играть американскую квалификацию после поражения в Европе — стыдно. Если ты не можешь пройти открытую квалификацию, что тебе делать на закрытой? В итоге мы сошлись на том, что лучше попробуем сыграть на Dota Pit, так мы хоть гордость не потеряем.
— Как ты оцениваешь форму своей команды на тот момент?
— Если брать начало нашего буткемпа, мы играли хорошо на тренировках и на турнирах обыгрывали OG и Vega Squadron. Потом мы не могли настроиться на нужную волну, не могли найти ту химию, которая бы устраивала всех в команде, у нас были проблемы… Я думаю, мы не прошли бы закрытые квалификации с тем уровнем игры, который был под конец. Не хочу сказать, что мы заняли бы последнее место в группе, но могли бы оказаться где-то на месте Vega Squadron.
— Говорят, у вас в команде были проблемы с Сергеем «God» Брагиным.
— Да, у нас были проблемы с Сергеем. God никак не мог найти общий язык с Ильей «ALOHADANCE» Коробкиным. Они вообще не могли нормально общаться в игре! Сергей много требовал от Ильи. Илью же взяли назад в Empire, дали последний шанс, и он очень хотел себя показать, но старался никому не перечить. ALOHADANCE думал, что он на грани, хотя это было не так. Все кроме Сергея к нему относились нормально. Но Илье казалось, что его взяли, потому что больше никого не было.
И если в жизни всё было нормально, то спокойно играть было невозможно. Сергей был недоволен Ильей из-за любой мелочи. God хочет, чтобы игра строилась вокруг него. Он относится к игрокам старой закалки, которые плохо воспринимают критику. Я это точно могу сказать, потому что много играл с такими.
— Одно время Ярослав «Miposhka» Найдёнов играл на позиции мида. Вы не могли найти себе мидера или же игрок захотел попробовать себя в новой роли?
— Да, была проблема с поиском мидера. У нас хорошие отношения в команде и все друг другу доверяют, и менеджмент предложил попробовать с Ярославом (Miposhka — прим. ред.) на миде, а саппортов еще поискать. В составе с Сергеем и Ильей нас не устраивала связка саппортов Miposhka и KingR, потому что они плохо коммуницировали. Но, как оказалось, основные проблемы были связаны с обстановкой в команде. Единственный мидер, который меня устраивал, это был 633, но на тот момент у него были договоренности с F5.
— Что можешь сказать об игроках, которые пробовались в команду, но их в итоге не взяли?
— Из всех игроков, которых мы пробовали, нас устраивала кандидатура Ивана «VANSKOR» Скорохода, но на тот момент у него уже были договоренности с Team Spirit. Мы это узнали, когда уже поиграли с ним, и расстроились. Остальные же… У многих не было опыта работы в больших командах — и такие игроки малоинициативные и очень волнуются. А для саппорта четвёртой позиции важно, чтобы он был инициативным и вел команду за собой хотя бы в начале игры.
Мы многих попробовали, брали игроков и из паблика, и из неизвестных команд, но никто не подошёл. В идеале нам нужен был драфтер, потому что на тот момент драфтил я, но руководить процессом у меня получалось лучше. Еще мы попробовали играть с yol и нас все устроило, но у него был действующий контракт с F5. Условия, по которым можно было его получить, не устраивали команду и менеджмент.
— За вас стендинил Андрей «ALWAYSWANNAFLY» Бондаренко. Многие его критикуют за частые смерти и плохую игру и не понимают, зачем вы его позвали.
— Больше некого было звать. Мы и так полтора месяца пытались найти хорошего саппорта четвёртой позиции. Потом сошлись на составе, где Miposhka снова играет на саппорте и капитанит. Но так получилось, что одному из игроков нужно было отправиться в спонсорскую поездку в Лас-Вегас. И это был Miposhka, который и драфтил, и капитанил. Нам же нужно было играть важные квалификации, которые нельзя перенести… Мы позвали Андрея, и спасибо ему, что постендинил. Обвинять его, что мы проиграли, я бы не стал. В комментариях люди пишут, что хотят видеть. Увидели они, что нафидил Андрей, но виновата вся команда, в том числе и я.
— Как вы нашли Владимира «Chappie» Кузьменько?
— На кандидатуре Chappie настаивал менеджмент, мы не знали, кто это. Играл он раньше в Comanche, до того как они поехали на WESG 2016 Dota 2, и играл неплохо. Команда много игр благодаря ему выиграла. Менеджмент неплохо о нем отзывался и видел большие перспективы. Мы решили попробовать, и всем понравилось, хотя он тоже поначалу смущался. Ему не хватало опыта, но он был гораздо лучше тех, с кем мы раньше пробовали играть. Все в него поверили.
— Игроки из Vega Squadron рассказывали, что им приходилось тяжело с Ростиславом «fn» Лозовым. Вы решили взять его к себе. Не боитесь?
— Как к нам вообще попал fn? На тот момент у нас на саппортах были yol и KingR, а на миде стоял Miposhka. Мне и менеджменту пишет Ростик и говорит, что он свободный агент. Все задумались, мол, стоит попробовать с ним поиграть. Мы опасались, ведь у него непростой характер, но сейчас могу сказать, что он — один из самых трудолюбивых людей, с которыми я играл. Да, он не душа компании, но он на 100% тот человек, с которым хочется работать и играть. И если бы все себя вели так, как он сейчас, то команды у нас многого достигли бы. В fn я полностью верю.
— Вы сейчас играете тренировочные кланвары. Насколько удачно для вас складываются эти матчи? Играли с Na'Vi?
— Мы почти всех обыгрывали на тренировках, у нас большой процент побед. С Na'Vi было забавно. Обычно люди заходят на тренировочные матчи со своих мейн-аккаунтов, но потом состав видят другие команды и всем всё рассказывают. Na'Vi поступили интересно — Виктор «GeneRaL» Нигрини и Данил «Dendi» Ишутин были с мейнов, а три игрока зашли с фейковых аккаунтов. Было непонятно, против кого мы играем. Вероятно, там были Роман «rmN-» Палей, Михаил «Misha» Агапов из Comanche и Пер Андерс «Pajkatt» Олсен Лилль. Это было в середине декабря, и мы проиграли 1:2.
— Digital Chaos на днях выиграли ESL One Genting 2017. В чём сила этой команды?
— Мне кажется, у них хорошая мораль, они поймали волну и получают удовольствие от того, что играют. Возможно, у них не самые крутые стратегии, но они доверяют друг другу и верят друг в друга.
— Почему Virtus.pro G2A неудачно сыграли на турнире?
— Мне кажется, что они еще не адаптировались к патчу. Возможно, не так много тренировочных матчей сыграли. Им нужно больше времени, чтобы адаптироваться к драфтам, потому что некоторые их пики из прошлого патча. Это не значит, что эти пики не работают, просто сейчас люди уже начали перестраиваться, а VP пока не успели. Может, у них дальше все получится, у них все для этого есть.
— Назови лучших игроков в СНГ по итогам 2016 года.
— Керри — определенно RAMZES666. Он обладает лидерскими качествами и при этом сам хорошо играет. Он развит в двух аспектах, что бывает редко у молодых игроков.
Мид. Владимир «No[o]ne» Миненко на порядок лучше остальных мидеров СНГ по личному скиллу.
Насчет оффлейнера… 9pasha скорее третий саппорт, спейсер, третья же позиция в них в команде — это Илья «Lil» Ильюк, если брать в плане нетворса и игрового стиля. 9pasha молодец, хороший и приятный в общении парень и очень хорошо развивается, но я бы все-таки отдал бы предпочтение GeneRaL. Остальные немного не дотягивают до этого уровня.
Теперь по саппортам… Скорее всего, Lil и Акбар «SoNNeikO» Бутаев четвертая и пятая позиция, потому что я не вижу игроков лучше.
— Каких игроков ты можешь выделить по итогам 2016 года?
— Раньше я довольно скептически относился к Юхану «n0tail» Сундштайну, но потом я посмотрел за его игровым стилем, и то, как он сейчас в OG играет. Он большой молодец и очень гибкий керри. Да, не супер топ, но у него интересные мувы по карте, он хороший командный игрок. Человек просто так кучу «мейджоров» не выигрывает. На последнем мне очень понравилось, как он играл. Мне кажется, мало кто выбирает n0tail как лучшего керри, но я считаю, что этот парень заслуживает награды.
Насчет мида… В первом полугодии я бы сказал, что это Адриан «FATA-» Тринкс. Во втором полугодии — это Самаил «SumaiL» Хассан. О Амере «Miracle-» аль-Баркави сложилось двоякое впечатление, потому что, в OG он хорошо играл, все на него молились — «9к, божество» и так далее, — но в Team Liquid у него так себе результаты были и перформанс тоже не лучший. Сейчас у них дела выправились и игрок он замечательный, но лучшим мидером я бы его не стал называть. А SumaiL даже после того, как победил на The International 2015, играет на высоком уровне, что на самом деле бывает редко. Люди расслабляются, им больше не к чему стремиться: выиграл самый большой турнир, заработал огромное количество денег, всего добился. Но SumaiL молодец, я отдельную галочку поставил, что он не потерял мотивацию.
Хардлейнер — тут, безоговорочно, Саахил «UNiVeRsE» Арора. Он очень стабильный хардлейнер, что самое главное. Всегда показывает свою игру и никогда не фидит по 10 смертей. На уровень ниже идет Дэвид «MoonMeander» Тан, ну и Дэмиэн «Kphoenii» Чок из Newbee, особенно на ESL был хорош последний его перформанс. Тоже молодец, но он уже достаточно жадный хардлейнер.
Саппорт — точно Джесси «JerAx» Вайникка. Я знаю этого парня и вижу, как он играет. Во время Liquid — до The International — одним из самых ярких игроков был, титаническую работу проделывал в своей команде, очень много на нем строилось. Большой молодец, и в том, что OG сейчас победила на The Boston Major, во многом его заслуга.
Ну и пятая позиция… Если мы собираем «сборную мира», то Таль «Fly» Айзик, потому что он на одной волне с n0tail, это важно, они друг друга дополняют. В «Доте» редко бывает, что игроки настолько долго держатся друг с другом, не ссорятся. Он гибкий капитан, не тиран, который гнет свою линию: «Если не так, как я делаю, то никак».
— Какие турниры тебе запомнились?
— EPICENTER: Moscow запомнился, ESL One Manila 2016. Да и вообще на всех турнирах ESL хорошая атмосфера, мне нравится, как они проводят. За The Summit, если честно, я не особо слежу, потому что там люди собираются потусить. Понятно, что призовые хорошие, но все-таки это менее серьезный турнир. Еще запомнился финал Dota Pit. Сплит — хороший город, турнир и сейчас там будет проходить. Очень жалею, что не попал туда в более теплое время года.
— Год запомнился скандалами между игроками и комментаторами. Твоё мнение на этот счёт?
— Я не слишком слежу за русскими комментаторами и аналитиками, в основном смотрю матчи в Dota TV. Но я заставал моменты, когда аналитики перебарщивают с критикой. Ребята, постарайтесь хотя бы достичь чего-то, хотя бы того уровня, на котором играют те, кого вы критикуете. То, что было раньше, и то, что есть сейчас — это два разных уровня. Если раньше «Дота» могла быть просто хобби, то сейчас ты должен посвящать ей все время. Если ты немного расслабился, решил не поиграть матчмейкинг, чем-то другим занялся, то это 100% чувствуется. И это титанический объем работы. Поэтому я бы советовал всем аналитикам сдерживаться, потому что они действительно ведут комьюнити, и благодаря им комьюнити критикует остальных или ведет себя некорректно.