22 ноября стало известно, что PlayerUnknown’s Battlegrounds выпустят в Китае. Местный издатель прислушался к критике правительства, поэтому игру адаптируют в соответствии с «базовыми ценностями социализма». Cybersport.ru вспоминает трудности видеоигр в Китае и рассказывает, как преобразится королевская битва от Bluehole.
Так как все культурные явления в Китае находятся под контролем правительства, появление новых игр также не проходит незамеченным, что выражается в следующем.
Иностранная компания не может сама издать игру в Китае. Западные разработчики или издатели регистрируют торговую марку, но дальше они бессильны. Подать документы на лицензию могут только китайские издатели. Для издания Dota 2 и CS:GO компания Valve привлекла Perfect World. League of Legends привезла в Китай Tencent, которая с тех пор выкупила Riot Games; она же займётся изданием PUBG. От местных издателей требуют обширный штат и большие ресурсы, поэтому Perfect World, Tencent и NetEase обслуживают большинство иностранных разработчиков. Власти Китая рассматривают заявки по несколько месяцев и даже более года.
Игру приходится адаптировать. Речь даже не о сюжете и сеттинге, с которыми у фэнтези вроде League of Legends и Dota 2 не возникает проблем. Прежде всего, локализировать нужно практически всё. С 2016 года условия усложнились: разработчиков заставляют заменять сокращения вроде HP, KO, ammo — иначе лицензию не выдадут. Иностранные языки допускаются только в названии продукта. Разрешены универсальные акронимы вроде VR и HD. Надписи на зданиях, озвучка, субтитры — всё нужно переводить.
Китайским геймерам младше 18 лет нельзя демонстрировать скелеты, черепа и кровь. Об этом ограничении мы уже писали в связи с Dota 2: мясника Pudge наскоро залатали, кровь от способностей Bloodseeker превратилась в чёрную субстанцию, а Skeleton King одели в доспех. C учётом иконок Perfect World изменила 29 персонажей:
CS:GO также подверглась цензуре. Черепа на скинах закрасили, заменили на животных или превратили в головы роботов. Надписи на большинстве карт перевели, а арабский текст с Dust2 удалили вообще. На Monastery просто не сыграть по политическим причинам: создатели карты вдохновлялись Тибетом, который Китай считает своей частью.
В таких условиях PUBG будет непросто получить лицензию и при этом сохранить свой изначальный облик.
Китайское правительство раскритиковало PUBG в конце октября. К тому времени Bluehole ещё не выбрала посредника, но местные геймеры уже играли по иностранным ключам. Один из ключевых культурных регуляторов страны, Китайская аудио-видео ассоциация заявила, что в PUBG слишком много крови, поэтому издателям едва ли выдадут лицензию. Кроме того, происходящее в игре идёт против «норм поведения, базовых ценностей социализма и культуры Китая». PUBG также обвинили в том, что она плохо сказывается на физическом и психологическом здоровье подростков. Тогда ассоциация проконсультировалась с главным цензором Китая: Государственной администрацией по вопросам прессы, публикаций, радио, кино и телевидения. В итоге компаниям из игровой индустрии порекомендовали не разрабатывать и не распространять подобные продукты, а стримерским платформам — не продвигать их.
Негативные отзывы не остановили Tencent. Компания не просто вняла претензиям китайских регуляторов, когда согласилась привести PUBG в соответствие с идеологией. По уверениям Tencent, PUBG даст «благоприятные наставления по культуре и ценностям» Китая с фокусом на несовершеннолетних геймерах. Таким образом, PUBG подается как «образовательный контент игровой направленности». Других подробностей локализованной версии пока нет.
Насколько пострадает геймплей PUBG в китайской версии, пока загадка. Но как бы издатель ни подстраивал PUBG под идеологию, из игры не получится изъять ключевую цель — выжить последним. Самый безобидный вариант — переделать сеттинг. Например, в версии CS:GO для Германии противники поначалу не умирали, а сдавались.
К счастью, PUBG не загоняет издателя в сюжетные рамки. Заброшенный остров недалеко от России легко представить как военный полигон, а игроков — отправить на учения. Возможно, что Tencent отстоит королевскую битву: «Голодные игры» с подобными сражениями в кинотеатрах Китая все же показали. Есть даже шанс сохранить идею выживания: мобильный клон PUBG от NetEase, самый популярный продукт в китайских магазинах приложений, называется Rules of Survival. И ничего, как-то живет.