Актуальное
Статья

Миллионы игроков и десятки багов. PlayerUnknown’s Battlegrounds как киберспорт

Что такое PUBG?

PlayerUnknown’s Battlegrounds — симулятор выживания на острове с матчами на 100 человек, строго в PvP. Сражаться можно одному, парой или отрядом до четырех человек. Собственно режим называется Battle Royale: это прямая отсылка к японскому роману «Королевская битва» (а также одноименному фильму). По сюжету преподаватели вывозят на остров группу особо хулиганистых японских школьников под видом экскурсии, а в итоге заставляют охотиться друг на друга. Позже что-то подобное показывали в «Голодных играх».

В августе разработчики добавили режим от первого лица, и многие (например, 69% пользователей reddit) с радостью перешли на него


PUBG появилась в раннем доступе Steam 23 марта 2017 года и за три дня принесла студии Bluehole $11 млн. Ко второй неделе апреля продали миллион копий, в мае игроков было более 2 млн, а в конце июля  разработчики отчитались о 6 млн игроков и более $100 млн выручки (сейчас игроков уже больше 7 миллионов). В июле Bluehole согласилась создавать эксклюзивный контент для Facebook. На второй неделе августа игра несколько раз обошла CS:GO по пику онлайна за день. Тогда же зрители провели 16,9 млн часов за трансляциями на Twitch. PUBG — самая успешная игра, которая фактически еще не вышла. Раньше таковой была Minecraft: PUBG догнала и перегнала ее за три месяца.

Почему игра настолько полюбилась?

PUBG — невероятно захватывающая игра именно из-за условий матча. Мало какой шутер может сравниться с ощущениями, которые испытываешь, когда где-то вокруг тебя обитает 99 противников. За полчаса можно поучаствовать в ожесточённой битве в школе (не факт, что будет перестрелка: в той же «Королевской битве» многое было сделано простой сковородкой), обчистить тир, вырезать целый город и расправиться с последним кемпером в лесу. Некоторые игроки замеряли пульс в конце матчей — он превышал 100 ударов в минуту.

В игре отлично реализована стрельба. Снайперам не приходится прикладывать линейку к экрану, чтобы попасть в голову на большом расстоянии, как это происходит в Battlefield, и при этом пули не летят в одну точку. Оружие реалистично с оговорками на баланс: к автомату Калашникова в PUBG не прикрепить вертикальную рукоятку, поскольку он станет слишком точным. Разнообразие также на высоте: выбросить на месте тянет разве что арбалет и Micro-Uzi. Серьёзные претензии есть к оружию ближнего боя, но его обещают переделать.

Фраг сковородкой — сюрприз для жертвы и для убийцы в равной степени


PUBG не просто так относится к жанру симуляторов выживания. Для победы достаточно продержаться дольше, чем все соперники — убивать совершенно необязательно. В PUBG побеждают великолепные стрелки, игроки с хорошим пониманием карты, слаженные отряды — все, кто придерживаются какого-то плана. Ни один стиль не обречён на поражение, поэтому играть по-разному интересно и выгодно.

Пока PUBG выгодно смотрится на фоне конкурентов. В то время как DayZ годами отделывается от устаревшего движка, а H1Z1 раскалывается на две игры, PUBG предлагает цельный продукт с первого дня. Игра работает на Unreal Engine 4, который не успел сильно устареть с точки зрения картинки. Он также лишён проблем, которые возникают на MMO-движке H1Z1 и откровенно слабых поделках Bohemia Interactive для DayZ. Никакого упрощения ради локаций с тысячами игроков или лимитов из 2000-х. Сейчас игре не хватает только хорошей оптимизации.

Не стоит обманываться требованиями к компьютеру, которые указаны в Steam


Главный разработчик PUBG — Брендан «PlayerUnknown» Грин. Он первым воплотил жанр Battle Royale в Arma II, а затем консультировал разработчиков H1Z1. Это уже гарантировало Грину аудиторию, когда он решил создать собственную игру. Пока все нормально: новый контент выходит каждый месяц, но главное — это еженедельные обновления и хотфиксы.

Из ближайших нововведений — паркур и дополнительные погодные условия


Но PUBG не стала бы настолько популярной благодаря одному Грину. Игру быстро начали стримить Lirik и  Джарид «summit1g» Лазар, чьи трансляции по любым играм смотрят десятки тысяч пользователей. Следом подтянулись киберспортсмены из Counter-Strike: Global Offensive — тот же  Майк «shroud» Гржесик из  Cloud9 собрал более тысячи платных подписчиков за час — и опытные игроки в H1Z1 вроде DrDisrespect и MrGrimmm. Самый популярный стример PUBG на русском языке также привёл стороннюю аудиторию:  Виталий «Arthas» Цаль («Папич») наконец-то укатил от «скрытого пула» и «агентов Габена». Заинтересовались даже «пенсионеры»: PUBG транслирует неоднократный чемпион мира по Quake и Painkiller — Fatal1ty.

Fatal1ty учит побеждать с одним убийством


Самые популярные онлайн-игры последних лет — сессионные. Никаких рейдов на босса и пятичасового крафта перед походом: зашёл, насладился большей частью геймплея и свободен уже через сорок минут. PUBG оказался на голову выше конкурентов, поскольку игровые предметы не переносятся между сессиями и серверами, а матч находится мгновенно даже в шесть утра в Австралии. Минули времена, когда игроки днями собирали лут в DayZ, а потом четыре часа ждали жертву в аэропорту.

А при чём тут киберспорт?

Впервые Bluehole занялась турнирами в начале мая. Тогда компания провела закрытый благотворительный чемпионат со 128 стримерами. Разработчики пообещали выложить по доллару за каждый доллар от зрителей, но в пределах ста тысяч долларов. Фанаты оказались щедрее: их пожертвования превысили $120 тыс. Пускай участникам не досталось ни цента, соревнование заинтересовало киберспортивные клубы.  Team SoloMid первой открыла подразделение 10 мая.

В июле ESL представила шоу-турнир на Gamescom 2017 с призовым фондом $350 тыс. Он также стал закрытым, хотя помимо стримеров инвайты пообещали простым игрокам высокого уровня. За две недели составы подписали  Cloud9,  Luminosity Gaming и Mythic. Игроков в PUBG отберёт  M19 — причём на полноценном турнире.

Чем PUBG хороша как дисциплина?

Разнообразные стили игры интересно не только практиковать, но и наблюдать за ними на трансляциях. Предсказать, как поведут себя игроки на Gamescom, тяжело. PUBG как киберспорт только начинается, и ни одна стратегия ещё не успела прижиться. Это даёт разработчикам достаточно времени, чтобы подойти к первым изменениям взвешенно.

Игра с поиском ресурсов на карте не требует, чтобы всё оружие и снаряжение было схожим по силе. Это должно исключить вечные проблемы с балансом, которые заставляют разработчиков MOBA менять игру каждые несколько недель. При этом Bluehole показала, что готова действовать быстро, если какой-нибудь пистолет-пулемёт окажется чересчур силён.

Геймплей PUBG интуитивен на базовом уровне, но отдельным аспектам можно учиться вечно. Игра не так проста, чтобы вслед за CS:GO транслировать её на национальном телевидении, но понять происходящее на стриме и начать наслаждаться зрелищем можно быстро. Приток игроков из других жанров и даже людей, которые до этого не были геймерами, поможет PUBG остаться популярной на годы.

У PlayerUnknown’s Battlegrounds огромная база игроков для столь молодой игры. Средний онлайн в 323 тыс. сопоставим с показателем Dota 2 в октябре 2013 года. Пиковый показатель всего в два раза меньше 1,3 млн — столько человек играли в League of Legends одновременно к ноябрю 2011 года. Сравнение с CS:GO впечатляет ещё больше: PUBG за пять месяцев достигла онлайна, к которому конкурент шёл три года.


Посреди TI7 первое место на Twitch занимает понятно что, а вот второе внезапно занял PUBG, обойдя LoL


Вокруг PUBG сформировалась кое-какая любительская сцена. Энтузиасты устраивают еженедельные и ежемесячные турниры, в Америке работает ладдер с сезонами по пять недель. Разработчики игры запустили американские серверы одновременно с европейскими, поэтому на любительской сцене нет существенного перекоса в сторону Северной Америки.

PlayerUnknown успешно расширил краудфандинговую модель до турниров. 3 августа в PUBG появились сундуки к Gamescom с одеждой. Их можно купить за игровую валюту или на торговой площадке Steam, при этом ключи от разработчиков стоят по $2,5. Ежедневно пользователи приобретают по несколько тысяч сундуков, и брать их ради последующей перепродажи давно невыгодно.

Почему текущая PUBG не задержится в киберспорте?

Ключевая проблема PUBG — огромное количество багов. Это простительно продукту в раннем доступе, но киберспортивная игра должна работать стабильно. Часть недоработок способна повлиять на исход матча. Например, холостые выстрелы из дробовика, падения с высоты на месте, застревающая камера и исчезающий лут. Другие попросту «ломают» игру:

Destiny давит противников на машине сквозь стены


Фактор случайности влияет на матчи по PUBG едва ли не больше, чем на поединки по Hearthstone. Помимо оппонентов игрокам нужно бояться только неумолимого «круга»: вести игру можно только в строго определенных областях острова, которые задаются по ходу матча. Такая механика способствует дракам и определяет темп всего матча. «Круг» не полностью случаен: игры существенно чаще завершаются на юге и востоке, чем на севере или западе. То же самое с лутом, который определяет ход матча. В апреле разработчики значительно уменьшили количество основного оружия, а в июле перераспределили лут на карте. Теперь в небольшом поселении легко не найти ничего, кроме десяти одинаковых пистолетов — и пяти коллиматорных прицелов к ним. ESL планирует проводить по три матча в каждом режиме — но даже этого мало, чтобы сгладить рандом.

Игровая зона оказывается целиком в воде


Есть и более простые аргументы против PUBG в киберспорте. Текущие матчи предполагают по 100 игроков на огромной карте. Как их привезти на LAN-турнир? Возможно ли вообще уследить за похождениями 50 дуэтов на 64 кв. км? Похоже, что без отдельного киберспортивного режима не обойтись — но и тут есть проблемы. Во-первых, ему нужно серьёзно отличаться от текущей PUBG. Во-вторых, новая вариация раздробит базу игроков. В-третьих, зрителям не так интересно смотреть за тем, что они не смогут повторить в игре. World of Tanks с турнирами в формате 7х7 при матчмейкинге 15х15 прекрасно демонстрирует, что может пойти не так — а в PUBG эта разница может быть еще больше.

Смотреть благотворительный турнир было невозможно


Независимым разработчикам не прокормить киберспортивную составляющую, если не привлекать сторонних организаторов. Так, Daybreak Game Company устроила чемпионат по H1Z1 на $300 тыс. в 2016 году, но впоследствии игрой заинтересовались только организаторы DreamHack. Да и те лишь помогли организовать в Атланте квалификацию к новому соревнованию DGC — уже на $250 тыс. Зачем условным ESL и ELEAGUE рисковать с PUBG, когда есть стабильная CS:GO и «резиновый» график major- и minor-турниров по Dota 2 при поддержке Valve?

Есть ли надежда?

PlayerUnknown’s Battlegrounds очень популярна среди простых игроков и зрителей, но пока не совсем ясно, как этот успех перенести в киберспорт. Нужно существенно дорабатывать игру, однако разработчики отказались от еженедельных багфиксов с ежемесячными контент-патчами. Говорят, что это только ради качественного тестирования, но такое уже происходило с DayZ Standalone. Контент начали выпускать раз в полгода, работа над античитом и исправлением багов до сих пор ведётся с опозданием. За последний месяц Bluehole вопреки обещаниям ввела микротранзакции в раннем доступе и подписала издательский контракт в Корее с Kakaogames. Компания известна, например, монетизацией в Black Desert Online: дополнительное место в инвентаре и костюмы с баффами приобретаются только за реальные деньги. Возможно, финансовый успех вскружил PlayerUnknown голову — тем интереснее будет посмотреть на его действия, если PUBG провалится как дисциплина.

Комментарии