Актуальное
Статья

Москва-Киев-Минск. По дорогам крупнейших турниров СНГ

Game-X Tournament по Warcraft III: The Frozen Throne стал первым крупным международным турниром с московской пропиской. В марте 2007 года лучшие стратеги Азерота собирались в «Крокус-Экспо», чтобы побороться за 1,5 миллиона рублей. На тот момент для индивидуальной дисциплины это был огромный призовой фонд. Победитель получил миллион рублей, что примерно равнялось $40 тыс.

Несмотря на большой призовой фонд, не все лучшие игроки добрались до Москвы. Из-за визовых проблем не приехали  Мануэль «4K.Grubby» Шенхаузен и  Ли «WE.Sky» Сяофэн. По личным причинам от выступления на турнире отказались  Йоан «$K.ToD» Мерло и  Димитар «DIDI8» Александров. Впрочем, тех, кто приехал, было больше. Южную Корею представляла делегация из шести игроков во главе с  Чан «MYM.Moon» Джэ Хо. В противовес им выступили сильнейшие представители СНГ —  Андрей «SK.Deadman» Соблев и  Михаил «SK.HoT» Новопашин.

Российские и украинские игроки достойно сражались с корейскими спортсменами, но в финал не попали. В матче за чемпионский титул MYM.Moon обыграл земляка  Чо «wNv.FoV» Да Хая, а SK.Deadman занял третью строчку, выиграв серию у  Чун «Bet.SweeT» Юнхи. Хотя главные призы достались корейским игрокам, зрители турнира остались довольны: до Game-X Tournament мало кто мог позволить себе так близко познакомиться с киберспортом.

На мировые финалы KODE5 в 2008 году собрались лучшие игроки в Counter-Strike 1.6. В Москву приехали  SK Gaming,  fnatic,  mTw,  Evil Geniuses,  Meet Your Makers и другие коллективы. Всего за призовой фонд в $40 тыс. боролись 20 команд из США, Европы, Китая, Индии и даже Южной Африки.

В то время коллективы из СНГ могли встретиться с командами такого уровня лишь на крупных иностранных турнирах вроде World Cyber Games и Electronic Sports World Cup. Они проводились раз в году, да и пробиться туда могли немногие. И даже выход на международный финал не гарантировал российским командам поездку, так как нередко игроки сталкивались с визовыми или финансовыми трудностями. На московском KODE5 этих проблем не было.

Главным достоинством KODE5 2008 стало именно то, что в нем участвовало много команд из СНГ. Право выступить на домашнем турнире получили  Virtus.pro,  HellRaisers,  EYEsports и  tp.uSports. После группового этапа выйти в сетку плей-офф удалось только HellRaisers, но уже в первом туре они уступили датчанам из mTw, которые впоследствии и стали чемпионами турнира. Хоть командам из СНГ и не удалось зацепиться за призовые места, но боевую ничью между Virtus.pro и fnatic на de_Nuke зрители вспоминают до сих пор.

Arbalet Cup Best of Four по Counter-Strike 1.6 стал первым домашним турниром для  Natus Vincere, на котором украинская команда встретилась с сильнейшими иностранными клубами. В апреле 2010 года в Киев к Na'Vi приехали  SK Gaming,  fnatic и  UNiTED. Эти четыре коллектива сошлись на сцене только открывшейся «КиберАрены».

В первую очередь Arbalet Cup Best of Four устраивался ради зрелища, а уже потом — чтобы определить чемпиона. Этому способствовал формат проведения, из-за которого участники должны были играть все пять карт вне зависимости от шансов на победу в серии. Команды играли по круговой системе, а места на турнире распределялись в зависимости от набранных очков. Na'Vi стали чемпионами задолго до окончания последнего игрового дня, но оставшиеся матчи все равно стоили того, чтобы их досмотреть.

Arbalet Cup Best of Four можно сравнить с чемпионатами EPICENTER: Moscow, на которых комфорт игроков имел первостепенное значение для организаторов. Хорошие отели и рестораны и удобный трансфер были неотъемлемой частью турниров Arbalet Cup. Ещё одна приятная особенность заключалась в том, что командам выплачивались призовые сразу после церемонии награждения, без задержек и обмана.

Вскоре после Arbalet Cup Best of Four на той же площадке прошел женский чемпионат Arbalet Cup Female, в котором приняли участие 12 команд из Европы, США и России. Благодаря этим турнирам и открытию «КиберАрены» Киев на несколько лет стал киберспортивной столицей СНГ.

Украинская студия StarLadder.tv провела более двадцати лиг StarSeries, пять сезонов SL i-League и два турнира серии Invitational по Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive. Чаще всего соревнования проходили в «КиберАрене», но командам доводилось выступать и на более крупных площадках. Например, StarLadder i-League Invitational #1 по CS:GO прошел на футбольном стадионе НСК «Олимпийский», а финальный этап StarLadder i-League StarSeries Season 3 играли в Национальном дворце искусств «Украина».

Самым запоминающимся турниром студии был SL i-League StarSeries Season 1 по Dota 2. Все три дня плей-офф на трибунах спортивно-развлекательного комплекса «Минск-Арена» не было свободного места, ведь это был первый местный турнир с участием мировых команд.

Особо драматическая история на чемпионате произошла с  The Alliance. Из-за снегопада шведский коллектив добирался до Минска с несколькими пересадками и долгим ожиданием в аэропортах Европы. Судьи турнира решили было отдать их слот другой команде, но шведы все-таки успели приехать к первым матчам. Их желание во что бы то ни стало сыграть на турнире окупилось. The Alliance получила чемпионский кубок, а все зрители приветствовали победителей стоя.

EPICENTER: Moscow по Dota 2 стал символом возвращения мирового киберспорта в Россию. Организаторы подготовили великолепную церемонию открытия для зрителей. Участники турнира потом писали, что условия в Москве были идеальными.

Кроме отлично спланированной соревновательной части на EPICENTER: Moscow была и хорошая внетурнирная программа. В частности, туда на презентацию фильма «Варкрафт» привезли его режиссера Данкана Джонса и актера Роберта Казински. В итоге EPICENTER: Moscow получил премию EUBEA 2016 в категории Live Entertainment.

The Kiev Major 2017 станет первым «мейджором» от Valve и самым крупным турниром в истории СНГ. В нем будут участвовать сильнейшие команды мира, а призовой фонд составит рекордные для СНГ $3 млн. Организаторы киевского турнира должны сделать две вещи — закрепить доверие Valve к региону и оправдать надежды болельщиков. Если им это удастся, то в будущем страны СНГ заслуженно займут места на карте мировых турниров. Значит, индустрия будет развиваться быстрее, а хороших команд в регионе станет больше. В противном случае нового шанса проявить себя у нас не будет еще несколько лет.

Комментарии