Актуальное
Интервью

V1lat: «Устраивать клоунаду на квалификациях — поставить крест на своих шансах в будущем»

Виталий v1lat Волочай подвел итоги работы Maincast на отборочных на The International 2018. Комментатор и совладелец студии объяснил Cybersport.ru, почему на трансляциях не было обещанной «ламповой атмосферы», и рассказал об отношениях с Ареном Versuta Зурабяном. Он также порассуждал на тему хейта в отношении комментаторов и заявил, что Maincast — лишь малая часть того, чем он будет заниматься с Андреем x3m4eg Григорьевым.

— Что ты можешь сказать по итогам вашей работы на квалификациях к The International 2018?

— За месяц до начала мы даже не думали, что будем освещать эти квалификации, не планировали этого делать. Мы хотели анонсировать студию ближе к квалификациям и только потом перейти на эфиры. Поэтому мы были в шоке от цифр на трансляциях.

Понятно, что у нас абсолютно новый канал, несопоставимые бюджеты с RuHub. Поэтому цель была — обойти StarLadder и просто очень хорошо [себя] зарекомендовать, показать наших людей. Мы продемонстрировали хороший продакшн перед играми, внутри игр и между ними. Мы запустили канал на YouTube, выпустили серию Player Perspective. Была неплохая аналитика. Да, мы не смогли собрать идеальный состав кастеров. По понятным причинам — большинство кастеров на контракте у других студий. Но мы очень довольны результатом. Был план в районе 1,5 млн часов просмотров, мы показали почти 3,5 млн. Для нас это стало большим сюрпризом.

— Почему вы на роль ведущих взяли AltaOda и mob5ter?

— Иван Faker Дёмкин [был] на контракте у RuHub. Это единственный ведущий, которого я без вариантов хотел бы видеть у нас в студии. Мы общались со Степой Шульгой, но… Степа прекрасный ведущий, но все-таки в «Доте» он не очень хорошо разбирается. Поэтому мы пригласили его на два последних дня.

Нам нужно было найти двух ведущих, которые что-то понимают в Доте и имеют опыт общения с аудиторией, чтобы они не боялись камер и не были задействованы другими студиями. Главные кандидаты — AltaOda, mob5ter и Vovapain. Но Вова живет очень далеко и логистически невыгодно его привозить. Повторюсь, что у нас бюджет не громадный. Мы остановились на mob5ter и AltaOda.

Под конец [квалификаций] и Альта разогнался, и Мобстера перестали донимать коллеги по эфиру. Поэтому более-менее они справились, но мы прекрасно понимаем, что это был не тот результат, который мы бы хотели получить.

— Вас за выбор ведущих в основном и критиковали. Почему вы не сделали, как RuHub, когда комментатор иногда садится на роль ведущего? Зачем нужен сторонний ведущий, а не свой?

— Проблема в том, что своих толком нет. У нас было шесть кастеров, которых мы смогли привлечь к квалификациям. Нам нужно было круглосуточно освещать игры. У каждого кастера было расписание, которое составила Valve. Мы не могли выбирать, кого куда ставить. Я должен был комментировать Северную Америку — и из-за этого не мог работать в другие смены.

Мы попытались в какие-то дни поставить на роль ведущего Артема Fng, у него это очень хорошо получилось. Ему самому понравилось. Но это все временные решения. Восемь суток эфира по 14-15 часов в день, нужен все же постоянный человек. А своих кадров нет, комментаторы и так бешено заняты, и еще наша студия аналитики... Артур Goblak, Вова PGG, Funn1k. Никто из них на роль ведущего не подходил. Мы решили рискнуть и сделать ставку на Мобстера, у которого есть своя аудитория, который уже работал на The International. На Альтаоду, у которого есть своя аудитория.

Мы читали весь фидбек, но, как понимаете, лошадей на переправе не меняют. Поэтому мы попытались вытянуть максимум. Каждый день работали с ребятами, каждый день пытались вбить им в голову, что все нормально. Раскрепостить их. Мое мнение, что к концу ивента они стали [работать] лучше, но тут я с тобой соглашусь.

— Еще одна претензия — люди ждали от вас другого формата студии. Ты говорил о ламповости и домашней атмосфере. А увидели копию RuHub.

— Это дефолтный мисандерстендинг. Когда я говорил о ламповости студии и контента, я имел в виду проекты студии. Когда у нас будут свои турниры — а очень скоро они будут — вы и увидите более привычную ламповую атмосферу в студии. На квалификации к The International я физически не мог себе позволить устраивать клоунаду, приглашать каких-то непонятных людей и так далее. Это весело и прикольно, но не на главном турнире года.

За трансляциями StarLadder, RuHub, Maincast пристально следят представители других турниров — те же ESL, DreamHack, Valve. Устраивать клоунаду на квалификациях — это поставить крест на своих шансах в будущем. Поэтому мы делали абсолютно четкий упор на освещение квалификаций в профессиональном стиле. Люди увидели, что мы умеем это делать.

Впереди у нас очень много анонсов, а в следующем сезоне много интересного. Будет очень много эфиров. Вот там будет более лампово, налегке и несерьезно.

— Какой ты видишь идеальную студию? Что нужно сделать, чтобы ей стать?

— Идеальную студию я вижу во время Чемпионата мира по футболу на канале BBC One. Там работают Гари Линекер, Стивен Джеррард, Алан Ширер, Юрген Клинсман. Там абсолютно все прекрасно понимают, что такое футбол мирового уровня. Ведущий Гари Линекер — чуть ли не культовая личность. Он умеет вовремя и классно пошутить и классно поиздеваться над коллегой. Там много разнообразного контента: тактический разбор игр, разные ролики, интервью. Вот такой я вижу идеальную студию освещения любого киберспортивного ивента.

Мне очень не нравится, что в последнее время и RuHub (когда еще я там работал), и наши англоязычные коллеги начали смотреть в сторону шоу, а не в сторону спорта. Для меня в киберспорте самым ярким примером является Overwatch League. Вот на них надо ориентироваться. Нужно показывать зрителю, что это не просто какие-то игрушки. Да, шоу должно быть. Но оно должно быть на сцене, в игре. А в студии аналитики должен быть баланс смехуечек с красиво поданным анализом игры, а не с тупым разбором реплеев. Мы не успели все это сделать на Maincast, но у нас еще очень много времени впереди.

— Ты не думаешь, что у нас не хватает комментаторов и аналитиков? Особенно с учетом того, что сейчас студий стало больше. Между ними распределились одни и те же люди, а альтернатив нет.

— Нет, я так не считаю. Я считаю, что у нас огромное количество людей, которые могли бы работать на камеру. В первую очередь, аналитики. Про комментаторов — это отдельный разговор, потому что они сильнее подвергаются хейту, из-за чего начинают теряться и не могут работать.

Аналитики — это игроки, которые либо выступали на крупных турнирах, либо все еще это делают. Люди, которые любят разговаривать, но почему-то этого боятся. Есть и те, кто любит озвучивать свою точку зрения. Тот же Fng — человек, который раньше [просто] заходил в гости на The International, а сейчас я не представляю студию аналитики крупного турнира без него. И таких много. Просто им надо писать, их надо приглашать, их надо дергать, их надо иногда заставлять, потому что они не хотят. На них нужно наезжать, как я наезжал на Ghostik.

Я ему написал: «Андрюха, да приедь ты, расскажи. Ты же все равно будешь в Киеве по дороге с буткемпа. Зайди в гости, на денек зайди, на два. Может, чего расскажешь». Андрюха зашел, в первый день ему было некомфортно, потом он разговорился с пацанами, начал шутить в эфире, начал рассказывать про свою команду, про то, как работают стратегии, как работает офлейн. Это круто.

Я считаю, что пул талантов очень широкий, а проблема в том, что штатных аналитиков единицы. Это Сергей Smile, но он и на CS работает. Это Inmate. Это, наверное, NS, хотя его аналитиком считать не стоит, потому что он контент клеит, единственный у нас в СНГ. Goblak. Да и все. Остальные — либо действующие игроки, которых можно привлекать, когда они не участвуют [в турнирах], либо «одноразовые» люди, которые пришли-ушли, и ты их нигде не поймаешь.

Так что говорить, что их мало, не стоит. Но с ними надо работать, их надо уговаривать побыть на каком-то турнире. Вот этим нужно заниматься.

— Мы увидели у вас на квалификациях много людей. Кто из них — сотрудники Maincast?

— Из всех людей, которые работали в эфире, на данный момент сотрудником Maincast являюсь только я. Все остальные — приглашенные [гости], никто из них не работает на Maincast. Но в конце лета мы представим несколько людей, которых будем брать к себе на постоянную работу. Не могу пока раскрыть карты. И это будет не кто-то, кто раньше был в RuHub или StarLadder. Мы готовим действительно мощные и веселые анонсы, которые понравятся болельщикам «Доты». Некоторые из людей, которых мы будем анонсировать, могут перевернуть все восприятие киберспортивного контента в СНГ.

— По итогам первых трех дней вы были топ-1 по просмотрам. И многие думали, что такой расклад сил сохранится до конца отборов. Но потом RuHub вас догнал и перегнал. Почему вы не смогли продержаться до конца?

— Первые три дня, когда мы были впереди, я не понимал, что происходит. Во второй день мне начали прилетать скриншоты того, что происходило на канале RuHub. Какая-то девушка, какие-то татуировки, какие-то карты… Происходила лютая ересь. Проигрывать этому было бы тупо. Люди шли смотреть нормальный контент.

Видимо, после трех дней ребята в RuHub поняли: «Черт побери, это бред — проигрывать каналу, у которого три дня назад было ноль просмотров». И решили, что надо делать упор на нормальных гостей, на нормальный разбор, на нормальное киберспортивное шоу. И они пригласили Дреда, пригласили Алоху [сначала] на один день, а потом еще на пять. Мы тоже с Ильей договаривались, чтоб он приехал, но, к сожалению, но он предпочел другую студию. И когда RuHub перестал устраивать клоунаду, которая была в первые три дня (не знаю кому это в голову пришло, но надеюсь, этого человека хорошо оштрафуют), тогда он начал набирать свои цифры. Мы не удивились, что RuHub нас обошел и что в последние четыре дня был впереди, только в последний день мы подравнялись. Мы удивились, что в первые три дня их обгоняли.

Мы будем работать над улучшением контента, над тем, кого мы приглашаем, над расширением. И RuHub будет работать. И возможно, StarLadder будет работать, но по нему мне сложно что-либо сказать. Там ребят просто бросили на произвол судьбы, и им было сложно что-то сделать.

— Как думаешь, что SLTV делать дальше? Вот например, Xeo в телеграме написал, что рекомендует объединить вам с ними силы.

— Если ты подписан на одну секретную группу в Фейсбуке, то ты, может, видел, что Романцов [директор StarLadder — прим. ред.] писал, что они не против и с RuHub объединить силы против Maincast, так что я это оставлю без комментариев.

У StarLadder на тех же выходных, когда были квалификации, был очень важный ивент — отборы на PUBG Invitational в Минске. Абсолютно весь стафф, все режиссеры, все силы были брошены туда. А в Киеве Каспера, Бафика, Друга оставили с одним обсервером, с одним режиссером. Сказали: «Ребята, ваши проблемы, делайте что хотите». Понятно, что в этих условиях они не могут развиваться.

Я уже много раз говорил: мне нравится, как эти ребята делают турниры, как они делают сцену, но я не знаю, зачем было делать трансляцию. Раскрою секрет. Мы предлагали руководству StarLadder арендовать у них комментаторов, чтобы они работали на наши каналы. К сожалению, договориться не смогли. Я думаю, это было бы только в плюс всем, если бы я покомментировал с Каспером, или Bafik поработал с Версутой. Но получилось как получилось.

На самом деле, пара CaspeRRR и Бафик, комментирующая финал СНГ не заслуживает того, чтобы ее смотрели 800 зрителей. Такого быть не должно, и я надеюсь, они это починят.

— Где располагается ваша студия? Это офис или квартира? Финальный вариант или временный?

— Наша студия располагается в Киеве, в офисном здании. Это уже постоянный вариант. У нас около 500 кв.м. — офисные помещения для наших дизайнеров, моушен-дизайнеров, продакшн-отдел. Может, надо будет сделать репортаж, чтобы людям стало понятно, как это все выглядит. У нас уже полностью выстроена одна студия аналитики, которую вы видели в эфире. Сейчас делаем две полноценные кастерские. Мы работаем над еще одной студией, а также над второй локацией под студию аналитики и локацией под съемки шоу, программ, интервью и так далее.

Мы уже осели и понемножечку устраиваемся, но процесс это небыстрый. Мы и не думали, что успеем физически выстроить все студии до квалификации, поэтому не планировали их. Но повезло с подрядчиками, которые смогли все построить.

— Почему вы не называете инвесторов? Из-за этого люди строят конспирологические теории, что вы подразделение RuHub и только создаете видимость конкуренции.

— Я на Cybersport.ru читал это в комментариях. Это действительно прикольная идея. Было бы круто, если бы RuHub реально такое замутил.

Но ты знаешь, как у нас сейчас работает бизнес? Так, что тебе не всегда хочется и не всегда нужно рассказывать как, что и кто привлекает. Огромная часть денег, которую мы потратили на открытие Maincast, действительно наша, из своего кармана. И да, мы привлекли венчурные инвестиции, но это не значит, что в нас инвестировал условный Алишер Усманов.

Мы работаем много с кем, мы много что делаем на собственные инвестиции. Инвестировал бы в нас условный «Газпром Медиа», ESforce или кто-то еще — у нас бы хватило денег, чтобы привезти больше талантов, сделать лучший продакшн. Мы же пока все делаем бюджетненько, поэтому анонсировать не хочется.

Ни ESforce, ни Алишер Усманов, ни Mail.Ru, ни вообще кто-либо из крупных российских компаний никакого отношения к Maincast не имеет.

— На форуме ProDota NS писал, что ты не брал VeRsuta в RuHub якобы из-за его бана от Valve. А сейчас и бан внезапно исчез, и он с тобой в Maincast работал. Что вообще произошло?

— Я немножко не понял, что имеет в виду Ярик. Я Версуту не брал в RuHub, потому что он дороговато стоил. Это основная причина.

И да, действительно у Арена был негласный бан от Valve. Мы общались с ними два года, чтобы этот бан можно было снять. Нам так и не объяснили, за что он попал в немилость, почему перестал попадать в списки приглашенных даже на квалификации. В такую ситуацию попадает много людей. Вова Maelstorm два года по непонятной причине даже не рассматривался как комментатор. Сейчас Adekvat уже третий год не рассматривается Valve. И я опять не могу понять, почему так.

В этом году, когда меня попросили поделиться контактами кастеров с Valve и PGL, которые являются организаторами квалификации, в списке был Арен. Я сказал: «Ребят, вот есть Арен, он хороший парень, он стримит, у него хорошая аудитория но у него были претензии. Можно ли его вносить в списки?». Мне сказали: «Можно, претензий нет». Арена в списки добавили.

Мы еще в 2016 году, после The Manila Major 2016, общались, пытались привлечь Версуту в RuHub на постоянную работу, но не сошлись в цене — это единственная причина, и Ярик об этом знает. Ну, я не уверен, но думаю, знает.

— Раз ты упомянул Adekvat, не могу не спросить вот о чем. В свое время из-за реакции публики ушли два комментатора, Matrix и Nyawhard. Насколько такой фидбек важен для студий, к нему вообще прислушиваются? И кому следует оценивать, кто хорош, а кто плох?

— Я думаю, что никто, кроме продюсеров студии, не должен увольнять и нанимать комментаторов. Если бы мы всегда слушали аудиторию на условном Cybersport.ru, ProDota или sports.ru, то полтора года назад Вова Maelstorm был бы выгнан ссаными тряпками. Возможно, ты помнишь, какие потоки на него лились. И я не понимал, с чего все началось. Но Вова спокойно это вытерпел, продолжил работать, и сейчас все прекрасно. Если бы мы тогда решили: «Ой, вы смотрите, на ProDota обосрали Маелшторма, давайте его уволим», кто бы тогда остался работать?

Если вы почитаете комментарии под любым матчем в квалификации, то, наверное, процентов пять там кого-то будут хвалить за хорошую работу, а 95 — тотально гнобить. Начинают писать один, два, три человека. Подключаются остальные. Эффект, как в школе — одного парня бьют, и все начинают в него плевать, бросать жвачками. Хотя он им ничего плохого не сделал. Этот подход надо менять.

Если бы мы видели баланс между позитивными и негативными комментариями, то было бы, над чем думать. Но ребят — обращаюсь ко всем, кто пишет в комментариях — вы же позитив пишете один комментарий на миллион. Я понимаю, что проще всего написать десять тысяч раз, что Adekvat плохой комментатор или что Mila [такая же], «Боже, как вы ее пустили к микрофону», или что Autodestruction хреновая. Так пожалуйста, напишите что-то и про других, сравните. Скажите: «Вот Adekvat комментировал игру LGD.Forever Young против Invictus Gaming, а вот эту игру комментировал на английском стриме кто-то там». Покажите, кто плох, почему он плох. Сравните Адеквата и Каспера или Фланки. Аргументируйте свой хейт. А на бросание какашками продюсерам студии должно быть плевать.

— В свое время Matrix и Nyawhard ушли из-за хейта, или другие причины были?

— Ты понимаешь, у Няшхарда был не только хейт по поводу комментирования, у него была ситуация, где он очень сильно посрался с fn. Я там еще вписывался за него. [Но почему он ушел] я не скажу. Честно, забыл. Но мне кажется, да, хейт повлиял.

А Влад забил комментировать потому, что стал чуть ли не первой персоной для хейта в эпоху роста социальных сетей. Тогда появился твиттер, сайты, которые пишут о киберспорте, комментарии — и он стал первым, кто столкнулся с этим «шитстормом». Видимо, не справился. Я очень рад, что он нашел сейчас просто шикарное место в киберспорте. Благодаря ему много новых стримеров и талантов на Twitch появляется.

— Чем он сейчас занимается?

— Он работает в Twitch TV. Привлекает новых стримеров и партнеров из региона СНГ. Там три человека, которые этим занимаются — это Леша White-Ra, Matrix и Маша [Staipy — прим. ред.]— они прекрасные. Именно благодаря им вы видите больше разных людей, которые начинают стримить на Twitch. И игроки, и просто известные люди с YouTube приходят на Twitch. Так что они делают очень неплохую работу.

— Майноров и мейджоров в следующем году будет мало, и права на них почти раскуплены. Многие думают, что Maincast будет нечего комментировать. Что скажешь?

— Ну, во-первых, я бы хотел сказать огромное-огромное спасибо всем, кто две недели только и пишет про Maincast и про то, как будет сложно. Меня радует, что столько внимания. Ну и во-вторых, мы же не дураки. Когда создавался RuHub, все права на турниры были у StarLadder. Через два года все изменилось. Я и Андрей x3m4eg — это не два парня, которые пришли на рынок, откомментировали квалификации и теперь будут сидеть и думать, что делать дальше. У нас есть конкретный план. У нас будет много анонсов. У нас впереди свои турниры. Я говорил, что студия Maincast — это маленькая часть того, чем мы будем заниматься. Наше основное направление — это продакшн-команда. Это ingame-продакшн, outgame-продакшн, post-продакшн и турниры. Конечно же, мы будем бороться за права на другие турниры в «Доте», CS и во всех других дисциплинах. Не все так просто, как кажется специалистам в мире киберспорта.

Комментарии